Русский детектив. глава шестая. сила вторая. медны
СИЛА ВТОРАЯ
В чём власть поэта? Сила в чём? Я верил:
То осенил Господь, то ангел реял
И пролил горний свет златым лучом...
Я понял, в трудный час сойдясь с поэтом,
Исторгнут луч реликтовый не светом,
Но адом, но отчаяньем злачён.
Высокий штиль, однако, – вдохновенье!..
А это что? А это не забвенье,
Как мыслится иным, тщеты земной,
А может быть, скорей, воспоминанье
О Целом, о любви, о доизгнанье
Из Дома, из страны своей родной?..
А, может быть, земля не край обильный
Для творчества, а только пересыльный
Пункт для «творцов» несчастных? Может быть,
Они сюда с людьми в одних этапах
Для «вящей пользы» сосланы, а там их
Не ангел, но конвой препроводить
В места иные, тёмные, глухие
Возьмётся по кончине, здесь грехи их
Неискупаемы? Быть может, и не тот
Акт покаянья – творчество? Гордыня
В его основе... «Творчество!», «Святыня!»…
А творчество – чего? Кто их сочтёт,
«Творцов» ничтожных, всех, кто из готовых
Слов, миром наработанных, не новых,
Вновь тщится мироздание сложить
С законами своими, с планетарным
Могучим ходом, тварным и нетварным
Над миром светом?.. Кто в нём станет жить?..
***
...химера, горький дым, воспоминанье
О Целом, о любви, о доизгнанье,
Осколки ослепительных миров,
Другими подзабытых, но поэтом
Взыскуемых, и памятью об этом
Доныне он сжигается...
***
...костров
Особых, "инквизиторских" не надо,
Есть страшный образ творческого ада –
Певучий медный бык: систему труб
Изобретатель встроил в корпус полый
Так хитро, что когда несчастный, голый
Преступник, недруг цезарев, иль друг
Не в меру умный (кстати ли, некстати ль –
Стал первой жертвой сам изобретатель!)
Ввергаем в чрево был, и над огнём
Бык раскалялся медленно, не крики
В мир возносили трубы, но музыки
Нежнейшей звуки... это ведь о нём
Преданье: о творце, певце, поэте...
Творце – чего? Ведь всё на этом свете
Уже сотворено сверх естества,
Всё прочее - лишь тварей подражанье
Творцу, ужимки, жесты обожанья,
Гримасы с нимбом мученичества...
***
Корёжит изнутри певца, сжигает,
А он во славу Господа слагает
Торжественные гимны, жгут его
Картины ослепительного рая –
Им преданного! – И, на мир взирая,
Он силится найти в нём тождество
Божественному, памятному... Тщетно.
Одни осколки, да и те нещедро,
Обломки им расколотых зеркал
Великолепных, преклоняясь долу,
Находит он, и полу-плача, полу-
Смеясь, спектральный, яростный накал
В осколках собирая, тонкий лучик
Наводит на сердца, и жжёт, и мучит
Догадками взволнованных людей –
Факир, бездельник, фокусник!.. И, буде,
Ему предложат дело добры люди,
Он солнечного зайчика, злодей,
Любому делу предпочтёт, работа
Ему здесь западло, ему свобода
(Пусть в нищете) дороже всех потуг
Рай на земле сработать: с детским жаром
Он Блага рыщет...
Благо только даром
Даётся. Лишь чудесно. Только вдруг.
***
...так презирает вор трудяг на зоне,
Так невозможно шлюху урезонить,
Как и певца... И видишь вдруг, дивясь, –
Глубинное родство их тайно гложет,
Роднит виной – хтонической, быть может,
Какая-то доопытная связь.
Случайно ли благоволят друг дружке
Художники, парнасцы, воры, шлюшки?
Как будто никого на свете нет
Душевней и родней кабацкой суки...
И под стопарь водяры с похмелюки
Братаются убийца и поэт...
***
Гордыни древний дух: не замараться! –
Царит и в понизовом этом братстве.
«Мы будем воровать и убивать,
Собою торговать, но вашей подлой
Вине мы непричастные, всей кодлой
Мы по особ-статье здесь отбывать
Обречены, в одном бараке, правом
Грех искупить, как вы, в поту кровавом
(Хоть Кум один) мы не наделены,
Но вашей грязной, подлой работёнки
Мы не коснемся!.. Твари и подонки,
Но данники иной, своей вины –
Той, дальней...»
***
Так, согласно этой вере,
Преступен Моцарт, вовсе не Сальери,
Тот лишь добил соратника в бою,
Его мучений облегчить не в силах,
Он взял их на себя, и погасил их,
Герой и жертва, он довёл свою
Трагическую роль до точки!..
Глянешь
Порой в глаза иные – и отпрянешь:
Такая боль, такой горючий ад
Живёт в их глубине, что поневоле,
В себя приняв частичку этой боли,
Сгораешь вместе с ним...
Таков Донат.
Свидетельство о публикации №114122105368