Алексей Пичков детям
Благородная ясность, простота, жизненная правда детских стихов не терпит фальши. Полное отсутствие «литературщины», выдуманности, вычурности.
Национальных детских поэтов ещё меньше… В европейском Заполярье жил и писал стихи удивительные ненецкий поэт – Алексей Ильич Пичков. Владея с детства тремя языками: ненецким, коми и русским, он писал, в основном, на русском, говорил: стихи приходят так.
В русских стихах ему удалось запечатлеть ненецкую душу.
Национальная ограниченность Пичкову была совершенна чужда, хотя он и говорил:
«Я ненец, но пишу на русском. Образ создаю на русском, хотя если пишу о тундре, мыслю категориями тундровика. Иначе мне верить не будут. Да не могу иначе, сросся я с ними. Я сам – творение тундры».
Конечно, его многочисленные книги стихов и прозы большей частью предназначены взрослым, но и детских произведений немало, в том числе, уникальная автобиографическая повесть о детстве «Сятук».
Алексею Пичкову всегда были свойственны озорство, юмор, недаром в Нарьян-Маре о нём до сих пор ходят анекдоты.
Автор всегда пишет для определённого круга читателей. Вот стихи Пичкова, обращённые к детям.
* * *
Оленёнок мой ручной
Ходит целый день за мной!
В своей одежде пестренькой,
Копыта:
– Тук, да тук!
За ним – четвероногим –
Как трудно
мне на двух!
Литературный герой – малыш 2–3 лет. Ручные оленята нередко воспитываются в стойбище, особенно их любят детишки. Оленята-суляко рождаются в мае, когда в тундре появляются проталины-варюи, и сразу же встают на ноги. Бывает, мать отказывается кормить слабого оленёнка или (по разным причинам) – погибает. Таких оленят пастухи (они ходят и проверяют самочувствие всех новорождённых оленят в стаде) бережно относят в чум и выкармливают.
Ручные олени ¬ – авки – подрастают и обычно используются в упряжке, доживая до глубокой старости. Умирают они естественной смертью.
АВКО – РУЧНОЙ ОЛЕНЬ
Есть у нас ручной олень.
В нашем стойбище весь день
Ходит-бродит возле чума,
Не боится авко шума.
Любят авко ребятишки,
Так и льнут к нему с утра.
И тынзеи-коротышки
Ловят авкины рога.
Есть у нас ручной олень,
Он у чума целый день.
Рада авке детвора,
Продолжается игра.
Не могу не отвлечься и не привести отрывок из рассказа Марии Кравченко, о том, как воспринимает оленя взрослый человек, только приехавший в стойбище:
«– А вот наш малыш, Ванечка. Ему уже две недели. Ваня, поздоровайся с тётей.
Весело цокая, ко мне подбежал и прижался к ноге всем телом оленёнок. Он был такой маленький, что мне пришлось наклониться, что бы погладить шёлковую спинку. Большие прозрачные глаза смотрели доверчиво и ласково – сердце захлебнулось нежностью» («Шоковая терапия у подножия Северного полюса»).
В конце мая-июне начинается кочевье, стада оленей пастухи ведут на летние пастбища – из тайги предстоит пройти сотни километров к северу, на побережье Баренцева моря, подальше от комаров. Оленята подрастают в пути, они идут вместе с важенками-оленихами, кормятся материнским молочком.
Весенняя тундра, как много в ней света.
Горит она пламенем
тихо и ясно.
И куропатки, как малые дети,
Проводят все дни говорливо и праздно.
– А что там вдали?
– Это движутся важенки.
– А что рядом с ними, как светлые капельки?
– А то оленята; даруется каждому
И жизнь,
и земли этой сладкие запахи!
Волшебное пробуждение природы после восьмимесячного сна: «Зленые иголочки травы, желтые и красные цветы разгораются, как яркий костер, и только белая полоса пушицы местами студит это пестрое буйство огня» (А.Пичков).
На голубом небе светит доброе солнце и греет землю. Оно не садится: июнь, начало июля – полярный день в тундре. От этого травы растут с удвоенной силой, поэтому в Заполярье они даже более целебны, чем знаменитые алтайские.
Оленята начинают щипать свежую зелень, а потом и лишайник-ягель. И только в глубоких оврагах на вечной мерзлоте всё лето лежит снег...
ОЛЕНЕНОК
Боком, боком, словно птичка,
Он по снегу
прыг да прыг.
Олененок-невеличка
Всё один играть привык.
Шаловливый,
как ребенок.
Вдруг замрет он, не дыша.
Видно, в шустром олененке
Есть мальчишечья душа.
Поэт сохранил детскую свежесть восприятия мира до конца своей долгой жизни. Пичков писал: «Повторюсь во внучке, внуке, их глазами вижу свет». Алексей Ильич чутко понимал детскую душу и рождались добрые и светлые слова, близкие каждому ребёнку:
По родной пойду сторонке
Попытать свою судьбу…
Вдруг я встречу олененка
С белым пятнышком на лбу.
Для Алексея Ильича главным всегда было впечатление, которое остается после прочтения стихов. Он предпочитал писать о светлых сторонах жизни, создавая у читателей жизнеутверждающий настрой. Поэт считал, что главное в поэтическом произведении – образ, его внутреннее содержание и настроение, осмысление с преломлением сознании автора: «Иногда бывает, читаешь стихи молодых и ловишь себя на мысли, что где-то подобное уже читал, слышал. Есенинские или иные настроения, а вот самого автора нет. Кто он, над чем думает, что его волнует. Искать самого себя в стихах – вот что нужно. Только тогда придет успех. А это уже зависит от него самого».
Алексею Пичкову удалось найти в поэзии свой неповторимый путь, получить признание, воспитать немало учеников и…читателей. Ведь с детского сада они росли с его стихами и песнями:
СУЮКОЦЯ – ОЛЕНЕНОК
Тонконогий оленёнок,
Тонконогий, быстроногий.
Стан ещё твой очень тонок
Для моей большой дороги.
Я тебя растил на воле
Моху много, трав душистых.
У тебя другая доля:
Пусть рога растут ветвистей.
Пусть копыта крепнут быстро
Для стремительного бега.
Полетят зимой со свистом
Надо мной кусочки снега.
А когда ты будешь сильным
И выносливым оленем,
Мы поедем к далям синим
И проталинам весенним.
…………………………..
А пока ты – оленёнок
Быстроногий,
Тонконогий.
Стан ещё твой очень тонок
Для большой моей дороги.
Солнце на рогах
Выходит солнце из-за сопок,
Оно сияет в двух шагах.
Олень – красавец быстроногий –
Его выносит на рогах.
Стоит олень перед тобою,
Глядит доверчиво, как друг.
А меж рогов его ветвистых
Сияет солнца алый круг.
Удивительного северного поэта подарила судьба современникам и потомкам. Недаром в Нарьян-Маре он признан народным поэтом, живым классиком. С детства жителям города и округа знакомы его стихи, которые учат любить свою малую родину. Детские произведения Пичкова написаны понятным каждому ребенку языком, без сомнения, их можно отнести к разряду высокой детской литературы.
Его стихи учат и детей, и взрослых любить и понимать жизнь, как любил её Поэт.
«И тундра и море в великом соседстве.
Так они лежат друг против друга
на всем протяжении моей родины»
(Алексей Пичков)
Классик ненецкой литературы Алексей Ильич Пичков родился в тундре на полуострове Канин, который с запада омывается волнами Белого Моря, а с востока – волнами Баренцева моря. Школу он окончил в рыбацком посёлке Шойна. Поэтому тема моря в поэзии, даже в детских стихах – не редкость: душа сроднилась и с морем, и с тундрой.
ВЕТЕРОК ПОПАЛСЯ В СЕТИ
Справа тундра,
слева море.
Слева волны,
справа горы.
Посередке бережок.
На косе песчаной – сети.
Рано утром,
на рассвете,
В них попался ветерок.
Долго я глядел с улыбкой,
Как в сетях он бился рыбкой.
Вижу, ветер еле дышит,
Даль над тундрою
ясна.
Будет к вечеру потише
И уляжется волна.
Выйдем в море мы на лодках,
В сеть
набьется нам селедка.
Какой свежий образ! никто и никогда не писал о ветерке, попавшем, как рыбка, в сеть, выставленную сушиться на песчаной косе. Свежесть восприятия русского слова у Пичкова потрясающая. Никто не рифмовал - «лодках – селёдка» (и «вёснах – вёслах»).
ЛЕТОМ В ТУНДРЕ
В скалах птичьи разговоры
Не смолкают до утра.
Море бьет в большую гору,
Но не падает
гора.
А ночами синий ветер
Любит в скалах отдыхать,
Чтобы утром
на рассвете
Снова волны поднимать.
Край земли, где сошлись море и тундра, где «как дивное диво, прорастает трава» и «ветра хватит на всех» воспет в прекрасных стихах.
В поэзии Пичкова для детей литературным героем выступает даже рыба.
С присущим ему юмором, поэт пишет:
РЫБА-ГОЛЕЦ
Сети рву,
крючки срываю,
Над волной стрелой летаю.
– Как у вас там на земле?
– Что там варится в котле?
В своём творчестве Пичков был голосом родной земли; всё живое обрело голос благодаря поэту. Это ему удалось в поистине, великом ощущении своего единства с окружающим миром:
Ходят тучи над морем,
Солнца хватит на всех.
Серебрится равнина,
Словно беличий мех.
Руки тропок считают
Голубые бугры.
Вздохи встречного ветра
Словно стрелы, остры...
Солнце в тучах гнездится,
А лучи, как птенцы,
На ветвях тальниковых
Прозвенят бубенцы.
А зима отступает,
В тундре света полно –
Обнимает полнеба
В моем доме окно.
В 50-х годах XX века многие ненцы стали жить осёдло, в посёлках. Выпас оленей, в основном, производится сменными бригадами. Дети учатся в школах, в школах-интернатах, после школы уезжают получать высшее образование в столицы. Так в своё время уехал и Алёша Пичков – в Ленинград, учиться в педагогическом институте…
Но пока он вместе с литературным героем – мальчишка и продолжается счастливое детство… Весёлый и озорной мальчишка, для которого летние каникулы - долгожданный праздник:
КАНИКУЛЫ
На озерах птичьи крики,
И не гаснут в небе зори.
Хороша пора каникул
В нашем стойбище у моря.
А когда аргиш по тундре
Тронет нарты на дороге,
Первыми встречаем утро,
Первыми встаем на ноги.
Только будет жаль немножко
Нам зимой в родимой школе –
Наши летние дорожки,
Это летний день
веселый.
Постепенно, в меру сил, приобщаясь к будущей взрослой жизни, юные северяне осваивали, в том числе, и охоту, и рыбалку. Надо сказать, дети у ненцев, русских, коми (да и вообще - деревенские дети), приобщаясь к посильному труду, к 6-7 годам умели делать многое. Всему родители учили, как водится, на собственном примере.
Собираю я друзей:
Мол, пойдём ловить язей!
На Печоре этой рыбы, –
Каждый знает наперед, –
Наловить мы все смогли бы,
Да вот только не клюёт!
Поостынем мы немножко,
Наберем себе червей.
Серебристая сорожка –
Эта рыбка поважней!
Дети привыкали бережно относиться к природе, от которой бралось только необходимое для жизни, пропитания. Ребёнок рос и играл не только с ручными оленятами-авками, но, нередко, у него были ручной лисёнок, гусёнок, чайка. И конечно – собаки. Так он учился понимать животных.
Нерпа-лежебока
Спит нерпа пёстрая на льду.
Тихонько к нерпе подойду.
– Вставай, вставай же,
лежебока,
Охотник ходит недалёко.
Идёт охотник вдоль припая,
А ты пестреешь на виду.
Ох, как опасно спать, зевая,
На белом, как бумага, льду.
Чувство любви, умение видеть красоту, воспитывается с детства, так человечность становится нравственным стержнем. Поэтому всё время меняющийся огромный окружающий мир для ребёнка, литературного героя Пичкова - не чужой, не враждебный, а близкий и родной, «свойский»: «Утром солнцу киваю: / – Веселее иди!» Это только потом ставший взрослым Алёша Пичков скажет: «Я хотел бы солнце заарканить, / Да тынзей, назло, кототковат».
.
* * *
Там у моря, где чаек
Говорливый базар,
Рано утром встречаю
Зорь далёких пожар.
А огни полыхают,
Хоть дрова поджигай.
Утром солнцу киваю:
– Веселее вставай!
День так день.
По порядку
До еды и мытья.
Будем делать зарядку
У шального ручья.
Раз! – и травы с поклоном
Нагибаются вниз.
Два! – и утки со звоном
Над рекой пронеслись.
Три! – туман прижимает
Травы к мокрой груди.
Утром солнцу киваю:
– Веселее иди!
(Алексей Пичков)
Положительное отношение к жизни, оптимизм естественны у человека, который с детства научился трудиться и любить. Именно этим жизнеутверждающим качествам учат молодых читателей стихи Алексея Пичкова. Когда эти стихи становятся частью духовного мира – это твердь.
Иллюстрация: посёлок Шойна "на краешке милой России", как сказал поэт.
Алексей Пичков в детстве с отцом.
А.Пичков в Ленинграде (2 ряд, справа) вместе со студентами разных вузов из Ненецкого автономного округа.
Свидетельство о публикации №114121908127
Екатерина Рыскова 27.04.2020 17:06 Заявить о нарушении
Есть у него чудесная повесть о детстве, автобиографическая - http://www.etnonao.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=665%3A2016-10-03-07-06-23&catid=69&Itemid=15
Полярина 28.04.2020 19:23 Заявить о нарушении