Трисонетие

Святой.                Грешник.

Терзаюсь осознаньем -                Я хам, подлец и вор,
Чем жил я до сих пор?                Притворным состраданьем
Елейными словами...                Я деньги отнимал,
Но ныне я устал,                Даю зарок пред вами -
Хочу греховный путь.                На святость повернуть.

Не дорожу я званьем,                Я на решенья скор
Судьбе наперекор,                И вопреки всем тщаньям,
Пусть проклят небесами,                Душой не обнищал,
готов я на скандал.                Судите, люди сами.

Привычек отрицаньем                Войду ли в райский створ?
Пусть прошлое я стёр -                Одним ли покаяньем
Найду свой идеал?                Предотвращу провал?

Я понял жизни суть                Я истину познал -
Но с этим опоздал...                Мне вспять не повернуть.


Святой грешник.

Терзаюсь осознаньем - я хам, подлец и вор,
Чем жил я до сих пор? Притворным состраданьем,
Елейными словами я деньги отнимал,
Но ныне я устал, даю зарок пред вами -
Хочу греховный путь на святость повернуть.

Не дорожу я званьем, я на решенья скор,
Судьбе наперекор, и вопреки всем тщаньям,
Пусть проклят небесами, душой не обнищал,
готов я на скандал, судите, люди сами.

Привычек отрицаньем войду ли в райский створ?
Пусть прошлое я стёр - одним ли покаяньем
Найду свой идеал? Предотвращу провал?

Я понял жизни суть, я истину познал -
Но с этим опоздал, мне вспять не повернуть.


Рецензии
Привет, Чеслав.
Что-то мне подсказывает, что моё мнение будет тебе небезынтересно, тем более, что ты
воспользовался моим предположением на счёт внутренней рифмы.
Итак, с чем мы имеем дело. Так называемая "Крипта". Техника растворения/совмещения.
В своё время на Гусях проходил такой специальный конкурс.
Вообще, отношение читателя к этой форме неоднозначно. Понимая всю сложность
написания, зачастую, возникает вопрос "Оправданности применения".
Любая "оправданность" крайне субъективна. При желании мы оправдываем что угодно.
В подобной ситуации я оказался когда в качестве эксперимента послал на "Окна"
панторифмический Английский сонет: http://www.stihi.ru/2011/10/23/8839
Там эдакий "рассадник поэтический снобов" в котором точно знают что такое
"настоящие стихи". Так вот, в целом оценки были, скорее, раздражённые. Часто
за технику ставили ПЯТЬ, а за "содержание" КОЛ. И не потому, что содержание, действительно,
настолько ужасно, но просто так... чтобы автор "не выёживался".
Но вернёмся к нашему "Трисонетию".
На мой (и не только) взгляд внутренняя, а также начальная и расширенная рифма
необходима любой шестистопной (и более) строке, причём в любом размере.
Как её расположить в теле стиха (смежно или перекрестно) вопрос авторский.
Например: http://www.stihi.ru/2013/11/07/10919
Не помню, говорил я тебе как-то одну парадоксальную мысль:
"В сложной поэтической форме требования к содержанию выше?!"
Если кто-то играет на рояле ногами -- самый первый вопрос: "А зачем?"
Но в целом, "Мухтар", безусловно, постарался.
Единственный (а для меня существенный) минус -- это обилие мягкозначных сокращений
на "...нье". Я не беру обиходные, такие как, например: рожденье или спасенье.
Но когда это переносится на абсолютно все слова с дактилическим окончанием,
то слух однозначно "царапает". Ну нет такого слова "тщаньями". И когда "Редактор"
при печати подчёркивает такие слова красным -- это не неологизм, это именно
грамматическая ошибка. На Гусях пройдёт, конечно, но какой иной форум непременно
обратит внимание и выразит свой фунт догадываешься чего.
С одобрением, Олег.

Гольгертс   20.12.2014 19:59     Заявить о нарушении
Приветствую, Олег!

Вот, что за напасть – мне уже второй раз говорят, что нет такого слова, что это неологизм.
И мне снова приходится лезть в словари с тайной надеждой на изобретение нового слова.
Но, увы, слова «тщание» опять обнаружилось в следующих словарях:
Толковый словарь Д.Н. Ушакова. 1935-1940.
Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. 1949-1992.
Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой. 2000.
А также у Лопатина, Абрамова и Зализняка.
Так что, я не виноват в том, что словарный запас у Редактора слабоват )))
А синонимами этого слова являются «усердие, старание».

За внутреннюю рифму – спасибо, действительно, это ты навел меня на эту мысль.
Царапает «...нье»? Но как иначе дактиль перевести в ямб, которым написан весь стих? Без этого - никак, учитывая, что два сонета должны объединиться.

Твои примеры прочел с интересом.
Возможно, реакция на них – это не снобизм, а то же, что и у нас... )))

О смежной и прекрестной рифме.
Я попробовал три варианта:
- смежная по полустрочиям;
- перекрестная по полустрочиям;
- смежная по полустрочиям в одной строке.
Однако, только предложенный мной вариант не уводит от «классической» схемы «Закатника».

Спасибо, Олег, твое мнение мне действительно интересно, а твои оценки – значимы.

Успехов в «Закатнике»!

Чеслав Николич   20.12.2014 21:14   Заявить о нарушении
Как использовать дактилическое окончание слов в ямбе, равно как и в любом
двусложном размере? Только схемным пропуском ударения (пиррихием) в строке.
Либо заменой слова на синоним. Это сложнее, поэтому автору проще сократить, тем
более, что: "Пушкин так Писал!" Но я оговорил некоторые сокращения, которые
что называется "устоялись", а стало быть "в законе" и у "Редактора" в том числе.
Действительно, есть слова "тщание", (напиши, его-то "Редактор" не подчёркивает),
а вот в "тщанье" имеем "законную" красную черту. Равно как и в званье, осознанье
отрицанье, и даже покаянье.
И трудно сказать, что хуже. Когда автор намеренно по всему тексту использует
такие сокращения, тогда, хотя бы, прослеживается "концепция", создаётся общий
фонетический фон, как некая стилизация. Или когда в каком-то одном месте
автор "подравнивает" точно ножницами слово, которое "не влезает", мол, и так сойдёт.
О

Гольгертс   20.12.2014 23:51   Заявить о нарушении
Да и лучше всего, просто когда таких слов много писать трёхсложным размером,
дактилем или анапестом. Но здесь другая задача и другой формат понимаю.
Этот разговор "на будущее", к сожалению, авторы прибегают к "сокращеньям"
и в тех случаях, когда ничем особым не ограничены... кроме своей лени.

Гольгертс   20.12.2014 23:58   Заявить о нарушении
Твоя правда, Олег, я пытался сделать и дактилем и анапестом, но получается слишком «тяжеловато». Все же ямб для сонета более естественен.
А подобное сокращение «-нье» у меня и идет по всему тексту. Даже слово «решенье» в середине строки есть. Так что «концепция», «общий фонетический фон», «некая стилизация» у меня, вроде бы, присутствуют.

Чеслав Николич   21.12.2014 09:42   Заявить о нарушении
Кстати, Олег, а у меня «Редактор» не подчеркивает «тщаньями», и я это слово в тезаурус не вводил. Похоже, все дело в первоначальной настройке. Мой отметил только слова «хам» и «подлец»...

Чеслав Николич   21.12.2014 14:14   Заявить о нарушении
Да не парься, Чеслав. Мы же всё это обсудили ко всеобщему удовлетворению.
Я почитал конкурсные Закатники, так там через один эти "сокращенья".
И "зданья" и чего только нет. Нужно просто задать себе вопрос - говорим мы так
в своей обиходной речи? Если кто-то объясняя дорогу говорит, например:
"Подходишь к белому зданью и сворачиваешь направо" -- это диагноз!
О

Гольгертс   21.12.2014 15:14   Заявить о нарушении
Само собой, Олег!
Однако, если на этот же вопрос ответить примерно так:

Цветной бульвар пройдя до половины,
Взгляни направо – он перед тобой,
Московский цирк, лекарство от рутины!

то тебя, самое малое, сочтут городским сумасшедшим ))
Смутно подозреваю, что есть какая-то разница между обыденной и поэтической речью )))

А обсуждением и я более чем удовлетворен. Впрочем, как всегда.

Успехов!

Чеслав Николич   21.12.2014 17:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.