Глупо продавать вещи в городе, где ты их украл 21
В одной из комнат дворца герцог и Николо Макиавелли. У двери в нерешительности стоит мастер.
Г е р ц о г. Извините меня за задержку, секретарь… Эти люди не только мерзавцы, но и глупцы. Непростительно глупо продавать краденые вещи в том же городе, где ты их украл...
Н и к о л о. Вы казнили поданных короля Франции за пару подсвечников?
Г е р ц о г. Почему нет! Народ должен знать, что в защите его интересов меня ничто не может остановить… Не любви я ищу у горожан, а страха. Любовь непостоянна и ненадежна, страх более прочное чувство. Страх заставляет людей быть почтительными и послушными.
Н и к о л о. Вы управляете своими поданными при помощи страха?
Г е р ц о г. Одного страха мало. Может наступить момент, когда народ от отчаяния сбрасывает с себя страх и начинает крушить всё вокруг… Горе тому государю, которого ненавидят, а тем более презирают. Его сметут. Между тем, есть простой способ, как избежать ненависти: не посягай на имущество поданных! Вот, что нужно, чтобы избежать ненависти. А жестокость… Люди прощают любую жестокость, если видят, что она делается для их блага. (Замечает задержавшегося у двери мастера.) Что тебе?
М а с т е р. Кто мне вернет деньги, государь? Я бедный человек.
Г е р ц о г. Пусть это будет тебе уроком, впредь не покупай краденые вещи.
М а с т е р. Я не могу потерять столько денег.
Г е р ц о г. Убирайся!
Мастер вылетает из комнаты, как перепуганный заяц.
Г е р ц р г ( насмешливо). Все они одинаковы. Они легко мирятся с утратой независимости своего государства, если видят, что на честь их женщин и на их имущество никто не покушается. А вы что думаете по этому поводу, секретарь?
Пока Макиавелли записывает откровения герцога, герцог, мягко поглаживая аккуратную бородку, разглядывает его, довольный, что в флорентийском после нашел прилежного ученика.
А знаете что, секретарь? Я, пожалуй, раскрою вам тайну, которую не доверил еще ни одному человеку.
Макиавелли настораживается, устремив на красавца-герцога пытливый взгляд. А герцог, как хороший актер, выдерживает паузу, оценивающе смотрит на собеседника, на лице которого ни один мускул не дрогнул, и продолжает.
П р о д о л ж е н и е з а в т р а
Свидетельство о публикации №114121603926