Предательница
…Закачивался урок физкультуры, и, сделав заминочный круг, класс строем по одному выходил из спортивного зала – я последняя, – как вдруг учитель физкультуры сказал: «А Вас, <Фамилия>, я попрошу остаться», – и дверь спортзала передо мной закрылась.
Каждый, кто ждет рассказа «Как меня изнасиловал учитель физкультуры», будет глубоко разочарован. Хотя и то, что произошло в дальнейшем, было некоторым образом… Короче, выяснилось, что он забыл в начале урока провести перекличку и теперь хотел узнать у меня, кто отсутствовал.
Сказать, что я была в замешательстве – не сказать ничего. Прежде всего потому, что на уроке физкультуры занималась именно физкультурой, выполняла заданные упражнения и не смотрела по сторонам. Но также и потому, что назвать втайне от всех даже действительно отсутствовавших – это виделось каким-то предательством.
В недолгой душевной борьбе победило воспитанное с детства уважение к старшим, которое не смог переломить даже переходный возраст, и которое на практике было простым послушанием. Я напряглась и назвала несколько фамилий тех, кто, как мне казалось, отсутствовал – пусть это будет «Список №2», в отличие от условного «Списка №1» действительно отсутствовавших. В каком соотношении находились эти списки, совершенно неясно.
В раздевалке меня, понятно, встретили вопросом:
– Зачем он тебя задержал?
– Назвать фамилии отсутствовавших.
Раздалось нехорошее молчание, среди которого прозвучал еще один вопрос:
– И ты назвала?
– Да.
Молчание стало еще более нехорошим, а интонация вопроса еще более зловещей:
– А кого ты назвала?
Я снова напряглась и перечислила несколько фамилий – условный «Список №3», соотношение которого с первыми двумя неясно.
Среди полной тишины кто-то сказал: «Ну, это ничего», – и мои одноклассницы продолжили переодеваться. Нет никакого сомнения, что к концу перемены все забыли этот эпизод – все, кроме меня.
В сущности, на моем месте легко могли оказаться по крайней мере еще две девочки из класса, с которыми мы вечно мерялись ростом. Одна из них без малейших раздумий назвала бы всех, кого помнила, а в ответ на агрессию одноклассниц сразу же расплакалась бы – и ее бы простили. А вторая, дочь очень пожилых родителей, была такая… прости господи, такая троечница, что не смогла бы ответить и на более простой вопрос.
В сущности, от сурового суда общественности меня спасло то, что на контрольных по физике, химии, алгебре и геометрии я работала как хорошее почтовое отделение, рассылая «по просьбам учащихся» листочки с решениями примеров и задач по всему классу. Ссориться со мной, как-то «выводить из коллектива» было невыгодно. Учителя на контрольных все прекрасно видели, но результаты своих трудов они знали и сами и вовсе не стремились к тому, чтобы их знали проверяющие органы.
…Подводя итог: могла ли я оказать моральное сопротивление учителю и просто отказаться отвечать на вопрос? – По совокупности факторов, нет.
Но мне очень хочется понять мотивы учителя физкультуры. Неужели, выделяя меня таким образом из всего класса, он, с немалым своим стажем работы в школе, не знал, как жестоки бывают подростки в том числе и к «предателям», отступникам всех видов или к тем, кого считают таковыми? Он был в курсе моих, высоких на общем фоне, успехов в учебе и точно рассчитал, что это меня спасет? Или не было у него вообще никаких соображений, а просто сделал, как ему удобно, а там хоть трава не расти?
Эту историю со всеми своими эмоциями я рассказала знакомой – учительнице рисования в очень средней провинциальной школе. И она ответила так:
– Все ты правильно сделала. Не из-за чего переживать.
Тут надо было бы поставить точку, но у меня почему-то сплошь и рядом получается запятая, а в основном даже вопросительный знак. Вот и сейчас.
Этой истории, как уже говорилось, более сорока лет. Страшно подумать, как все переменилось за это время во всем мире и, в том числе, и в школе. Но вот сегодня, окажись на моем месте кто-то, не защищенный успехами в учебе или чем-то другим, – если бы ему устроили бойкот/травлю (или, как теперь говорят, «буллинг» или «моббинг»), как бы вели себя учителя? Заметили бы, разобрались бы, знали бы, что делать, предприняли бы что-нибудь? Или даже так: захотели бы заметить, разобраться, узнать, предпринять?..
Свидетельство о публикации №114121500241
Ну, а учительница рисования ответила так, как ответила, чтобы снять беспокоящий комплекс вины. Вам тогда это помогло, а позже Вы и сами поняли происшедшее, но без "самоедства".
Бойкот, травля и прочие эффекты класса учителя, без сомнения, заметили бы - подобные конфликты очень опасны в переходном возрасте - бывали трагические случаи. Поэтому хотя бы для подстраховки - чтобы потом не отвечать за последствия - педагоги обязательно бы вмешались. Как - это уже вопрос квалификации.
Но, поскольку (слава Богу) всё само рассосалось, то они, скорее всего, и не заметили происшедшего.
Поскольку история давняя (40 лет), а физрук был "с немалым стажем", то, скорее всего, пединститута он не кончал, в лучшем случае - педучилище или даже просто попал на работу в школе из-за своих спортивных успехов. Раньше были такие категории учителей, где на педобразование закрывали глаза - физкультуры, пения, военной подготовки...
Мне кажется такое объяснение вполне логичным.
С уважением - Георгий
Георгий Томберг 19.10.2015 19:38 Заявить о нарушении