О конкурсе сонетов
на произведения, поданные на конкурс сочинителей итальянских сонетов
(конкурс проводится информационным изданием «Светильник»)
На конкурс к 14 июня 2006 г. поступило 9 произведений 7 авторов.
На нынешнем этапе конкурса, как представляется, победителя определять нецелесообразно, так как не соблюдено основное условие конкурса, вынесенное в его заглавие: ни один из представленных сонетов ни по своей форме, ни по композиционно-содержательной структуре не соответствует классическому, итальянскому сонету..
Несоответствие классическому образцу по форме связано с несоблюдением
жёсткой традиционной рифмовки, с использованием некачественной рифмы (к классическом образце обязательна их точность), с недопустимыми лексическими повторами (в классическом образце они возможны лишь в позиции анафоры, в началах стихотворных строф).
Следует ли говорить о том, что в рецензируемых произведениях отступления наблюдаются и от типичных (хотя и не строго обязательных) формальных особенностей сонета, таких как использование в качестве стихотворного размера 6- или 7-стопного ямба, синтаксическая законченность каждой из строф в составе сонета (2 его четверостиший и 2 трёхстиший)?
Как правило, не соблюдена в представленных на конкурс произведениях и композиционно-смысловая структура сонета (строфы должны соотноситься как тезис – развитие – антитезис – синтез или завязка – развитие – кульминация – развязка).
Анализ формы. Рифмовка, свойственная итальянскому классическому сонету –
Abab abab cdc dcd (или cde cde,), – соблюдена лишь в следующих представленных на конкурс произведениях: Kalina «Итальянский сонет» («остатки запахов на расстояньи крика…» и Blue Velvet «Болезнь терзает твоё тело…». В 2 произведениях не (Artro «Я не рождён писать стихами…», Blue Velvet «Вперёд сквозь залпы смеха…») соблюдены правила рифмовки в катренах (четверостишиях), но наблюдаются отступления в терцетах (трёхстишиях).
Серьёзные претензии следует предъявить к конкурсантам и в подборе рифм: в одних случаях рифма оказывается неточной (порою созвучия едва уловимы и «не тянут» даже на ассонансы), а в других – рифма и вовсе отсутствует там, где она непременно должна быть. Вот примеры: безумье – полнолунья [ Udly], паутину – картины, сам – карм, линий – насилий, свеча – начал [ Syn ], ствола – всегда, ты – звезды [ Qazqwer ], крика – тихо, шика – безликих, жестоко-яркий – жарких [ Kalina ]; бездумный – смогу ли, душа – твоя [ Udly ],тройкой – чужое, десятки – моё [ qazqwer ].
Размер итальянского классического сонета фактически нигде не выдерживается. Недостатки здесь следующие: 1) во многих случаях наблюдается использование не ямба, а других размеров (если вообще стихи укладываются в силлабо-тоническую систему), 2) если используется ямб, то не 5-стопный или 6-стопный (в соответствии со строгими правилами), а, например, 4-стопный (Artro «Я не рождён писать стихами…» или 3-стопный (Blue Velvet «Вперёд сквозь залпы смеха…», 3) нередко меняется в представленных на конкурс произведениях длина строк (что также недопустимо для итальянского сонета) (Udly «…Нелюбовь», Syn «Не сон нет», Qаzqwer «Дантесам», Kalinа «Итальянский сонет», Blue Velvet «Болезнь терзает твоё тело…».
Есть в сонетах и недопустимые для классической разновидности этого стихотворного жанра лексические повторы.
Общий вывод по результатам анализа: условия конкурса не были соблюдены ни одним из участников конкурса. Наиболее интересными и в той или иной степени соотносительными с классическими образцами итальянского сонета (хотя и не близкими к ним) нам показались следующие произведения:
Calinа «Итальянский сонет», Syn «Не сон нет», Valtcan «Игры Дон-Жуана».
Свидетельство о публикации №114121501450