Божедомка

                "ЗДЕСЬ, НА БОЖЕДОМКЕ, НЫНЕ УЛИЦА ДОСТОЕВСКОГО,
                В 1821 ГОДУ РОДИЛСЯ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ…"
                Надпись в московском метро
 
Божедомским насельникам кости не ломит пар,
И язык на плече – не метафора утомленья,
А симптом удавления. В пункте приема тары
Для души ощущается дух не вина, но тленья.

Непостыдныя смерти не чаявших общий дом,
Квартирантов своих приютит, не чинясь нимало,
Смрадный ледник мертвецкой – укрытые общим льдом
Не почнут на себя перетягивать одеяло.

Образ равенства дан здесь в телах, приоткрывших рты,
Обнаживших свой срам, ибо сраму уже не имут;
Мертвым поздно стесняться – тем более наготы,
Нелюбви к коей нас приучает московский климат.

И лежат одиноко ничьи никому навек
Ожидая того семика, когда из мертвецкой
Их выносят на свет, зарывают в весенний снег,
И горят небеса, и рождается Достоевский.

 

14 декабря 2014г.

 


Рецензии
Не смогла пройти мимо. И потому, что Москва, а у Москвы с Питером всё серьёзно. И потому, что поэт и писатель воистину патологоанатомы! Тема ценная, такое редко затрагивают в русской культуре. Можно написать с иронией, но это будет не то! Можно лишь слегка затронуть, а тут прямо и просто. Красивая строка "Непостыдная смерти не чаявших общий дом..." Да можно было и полностью столбик привести. Все к месту. Про "горят небеса..." и сами знаете. А вот это - "лежат одиноко ничьи никому навек" - звучит даже без Вашей камеи с Достоевским.
Вообще тема тлена вечная. Не понимаю, почему игнорируется по отношению к своему облику. Мне тоже хотелось затронуть, но я, правда, не про мертвецкую писала, а про Караваджо "каждый был язычник, понимая жизнь свою как тела ручеёк. Как оно течёт, в траншеях тая, и выносит мусор вдоль дорог".
В детстве мне представлялось, что мир - космос - сделаны из какой-то общей глины. Но по-детски воспринимала составляющие этой "глины" - вплоть до какао.
Когда настоящая любовь, сразу возникает мысль: а что потом будет с этим человеком, его телом и даже его прахом - костями...
Тема "мертвого" - вот, пожалуй, точнее. Это не тема смерти даже! Боязнь прикоснуться. Но поэзия тем и хороша, что даёт возможность, снимает страх.

Маргарита Озерова   28.11.2024 14:38     Заявить о нарушении
У Москвы с Питером всё серьёзно. Будь я литературоведом, знал бы, откуда эта цитата, но, как патологоанатом, восхищенно принимаю Ваше авторство (тем более, что, скорее всего, это так и есть).
Стихотворение это и в самом деле хорошо, о чём сам знаю.
Тлен(ность) себя равно как и любимого человека игнорируется из страха, и потому, что это никакой даже и не страх, а экзистенциальный ужас. Поэзия, me definiente, дает возможность не то чтобы снять страх, а именно прикоснуться к теме, не будучи тотчас испепеленным этим ужасом. Дальнейшее как раз дело Любви.
Хорошо об этом сказал Гумилёв, заканчивая свое посвящение блаженному брату Анджелико (авторство этой цитаты мне известно с детства): "Но всё в себе вмещает человек, который..."
С искренней симпатией, АК.
Который любит мир и верит в Бога"

Алексей Комлев   29.11.2024 00:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.