Про стих Цветаевой
* * *
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может, пьют вино,
Может, так сидят.
Или просто – рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
Возьмём троп:"Рук не разнимут двое."
Спросите у школьника, как Вы думаете, что означает это выражение?
Вам ответят что то вроде, ну так мол и так, влюблены, держаться за руки.
Ок.
А теперь спросим доктора филологических наук, и не просто доктора, а, скажем, Реформатского. Что он сможет добавить к ответу школьника? Смею предположить, что ничего. (напоминаю, что речь идёт о голой фразе, вне контекста)
А между тем "рук не разнимут двое" - это не просто статическая романтическая картинка - это маркер глубокой эмоции. Совершенно конкретной: был бы справочник по эмоциям, ей был бы присвоен шестизначный номер. Или семи.
Фигня в том, что чтобы понять стих Цветаевой, надо отыскать в себе эту эмоцию. А чтобы её отыскать -- её для начала надо испытать. Просто механического знания о том, что когда люди влюблены - они держаться за руки недостаточно для понимания этой строки и далее стиха.
Проблема в том, что эту эмоцию не так просто испытать. Я много раз держал женщин за руки, сидя с ними у окон, но эмоцию о которой идёт речь испытывал один раз за всю жизнь.
А если предположить то, что каждый троп в стихах есть выражение одной конкретной эмоции, которую человек может в принципе никогда не испытать, а смысл стихотворения передаётся как отношения всех его внутренних эмоций или как пропорция отношений каких-то пар эмоций, то становится совершенно ясно, что поэзию понять возможно, лишь будучи в ней. А быть в ней - это значит нести и осознавать в себе все эмоции от №1 до №9999999999....999.
Строке Цветаевой "повезло". Это кода человеческого быта - её любой поймёт Но другие строки, других стихов, особенно те, в которых взаимодействующие субъекты, или отношение этих субъектов не имеет аналога в умозрительном мире дети скорее всего не поймут. Когда уже не "рук не разнимут двое", а "серёжки с подзаводом" у школьника наступает коллапс.
...С усложнением стиха круг воспринимающих значительно сужается. В апофеозе сужения из круга выпадет и Реформатский. Останутся только поэты.
Возникает вопрос, а не стоит ли забыть о том, что стихи читают не только поэты. Просто таки прогнать выпнуть из своих представлений пласт читателя.
Этого мёртвого паразита который уже умер, но ещё сосёт. Всё таки для осмысления мира есть философия, для слуха музыка. Поэзия всё таки должна существовать в каком-то гипер-пространстве, как у Азимова корпорация "Вечность", потому что поэзия - это никакое не искусство. То, что общество сделало из поэтов шутов, наполнителей любовных смсок, стенгазет, библиотек - это, это от какого-то мелкого беса всё пошло, честно слово. У Азимова служащим корпорации запрещалось вступать в контакт со всеми кроме друг друга.
Так, что, Господа, давайте не будем юлить, скромничать, самообманываться, мелочиться и тратить жизнь на херню.
Свидетельство о публикации №114121401412
С уважением, Игорь Красноштанов.
Игорь Красноштанов 14.12.2014 11:08 Заявить о нарушении
С чем согласен, так только с тем, что не надо "метать бисер перед свиньями". Пусть учатся понимать и расшифровывать.
Игорь Красноштанов 14.12.2014 11:34 Заявить о нарушении
Григорий Владимирович Горнов 14.12.2014 13:43 Заявить о нарушении
Григорий Владимирович Горнов 14.12.2014 14:52 Заявить о нарушении