О литературе братства народов и о самом братстве
Один из них можно - по аналогии с гумилевским "подахматьем" - назвать "поднастасьем".
Порожден он единственным стихотворением Анастасии Дмитрук "Никогда мы не будем братьями".
Цель его двояка. 1) заявить обратное: Нет, будем. Нет, будем! или 2) согласиться: нет, не будем.
Понять, почему именно это стихотворение породило жанр, можно, если углубиться в особенности самого понятия братской любви - практикуемой не в семье людей, а, так сказать, в семье народов.
С самого начала оговорюсь, что патерналистская риторика изначально метафорична - зовя Ипполита Матвеевича Кисой, Остап вряд ли ожидал от него любви к мышам - и чрезвычайно удивился бы, услыхав мяуканье. Точно так же и слово "братья", "братский народ" применялось в эпоху СССР не буквально - а использовалось для обозначения просоветски ориентированных режимов Азии, Африки и Латинской Америки, сосавших из СССР финансирование и порой принимавших в объятия ограниченный воинский контингент, - и то и другое с переменным успехом. Точно так же "семья братских народов", составлявших "советский народ", на деле была отнюдь не дружной - кто-то был донором, кто-то никак не мог получить, а кто-то и вовсе был аннексирован по пакту Молотова-Риббентроппа.
С другой стороны, человечья память обладает особым свойством - забывать недоброе; метафору превращая в миф, мы уже из дармового-советского-нефтяного делаем истинно братское и даже панибратское. Так, дружелюбные свиньи вежливыми стадами идут на бойню - в копытцах неся упаковки крахмала и рулоны туалетной бумаги, - чтоб стать колбасой по два двадцать. А дружественные народы толпою стекаются в метрополию, чтобы облобызав порог, выстонать: примите в братья! Да и жилплощадь нашу будьте уж так любезны переписать на себя. Ибо теперь мы семья и нам просто не терпится стать похлопываемыми по плечику широкой ладонью большого брата. Свойство памяти таково, что все это уже почти так и было.
Почти.
Ибо любящие "брата" на деле любят не "брата" - любят идею брата, застрявшую в цепкой памяти - ведь хороша же была идея брата! и колбаса по два двадцать хороша, и нефть по сто двадцать куда как хороша, - любят тепленькую привычку под настроенье порассуждать о брате и о любви к нему и о том, как чуден Днепр при тихой погоде и какой хлебный город Ташкент и как хорошо в Комарово на недельке до второго. О том, что Комарово вообще-то - Келломяки, как-то не вспоминается. Как и о том, что Днепр - Днипро'.
Ибо братская любовь безусловна - брат безусловно принадлежит тебе, брату: ты на правах большого - не старшего, потому что ты точно не старше Киева и уж, Боже упаси, Ташкента, - а именно большого, ибо большим ты сам себя определил - можешь делать с меньшим братом то, что ты сам захочешь, по своей братской воле и его братской доле, ибо с тебя похлопывание, а с его меньшой стороны - его братский долг. Которым он тебе по самое никогда теперь обязан.
Вот это мы, братья, любим. Вот с этой любовью лет через, скажем, двадцать, иду я к брату и, положась на воспоминания, тащу в подарок пачку подгузников и новехонькую коляску. И я по праву обижен, когда двадцатитрехлетний мужик меня и мою любовь посылает нах. Ибо нах летит все мое бытие и незыблемость бытия и моя незыблемость в ней.
Ибо нет в нашем мире незыблемее, чем мы - и незыблемы мы и братский народ и семья и колбаса по два двадцать, и Ленин такой молодой, и вечный Кобзон с вечной накладкой вечно стоит, вечно вытянув руку, и на БАМе студенты отнюдь не китайцы, и сырьевой экономике еще есть куда расти.
***
А поэтому - "я не желаю ей из доброго ничего, кроме, разве что, бескровного тихого распада на много много частей" (с) Карл Волох
Свидетельство о публикации №114121307720
Дикий Мёд 10.01.2015 00:52 Заявить о нарушении
Но, если продолжать оставаться в литературе, из всех пока интересны только два:
О русско-украинском братстве
Анатолий Дагана
Зачем жевать болотную соплю
заморской либеральной демократьи? -
он будет "брат", коль Я зачислю в братья,
и даже "сын", коль Я усыновлю.
Тут мне решать. А я уже давно
от страха за Единство не икаю:
хохол мне брат? Ну, если брат - то каин.
Не родственник, а полное говно.
Он будет - брат. Мы будем - не разлей,
когда вдвоём закончим эту бучу.
Он будет - брат. Но лишь когда получит
семейных полноценных пыздюлей.
Анастасии Дмитрук
Владимир Шемшученко
Говоришь: «Мы – не братья!» - да вот незадача –
Плюнешь смачно в чужое – обгадишь своё.
Пожалей Украину – несчастную клячу –
Её даже ленивый сегодня добьёт.
Напряги-ка лобок или лобик свой узкий –
Запах крови сильней, чем мужские духи.
Мы тебя говорить научили по-русски,
Ну а ты написала дрянные стихи.
Поезжай-ка в Милан по безвизовой визе –
Статус твой – домработница, попросту – б….ь.
Там товарки твои не глядят в телевизор –
Им бы ноги пошире успеть расставлять.
Мы тебе разрешим - жить от случки до случки -
И прокормим твоих самостийных щенят.
Пусть приснятся тебе майданутые сучки,
Коих мы закатали в донецкий асфальт.
(Анатолий Дагана некогда был Анатолий Рефт, Шемшученко где-то опубликован)
на этом тему исчерпали, дальше можно только врать или повторяться
Мария Москалева 10.01.2015 14:58 Заявить о нарушении
Все трое представляют одну точку зрения на конфликт, при том - ложную.
Дикий Мёд 10.01.2015 16:44 Заявить о нарушении
Ничуть.
Тут в этих двух ответах мощнейшая архаика - инфантильная, разумеется, но какая архаика не инфантильна.
Душа народа.
Хтонические пласты.
Всё-что-вы-хотели-но-боялись-сказать.
И т.д. и т.п. (авторы, кстати, из Питера оба).
Мария Москалева 10.01.2015 17:24 Заявить о нарушении
Ирония ситуации в том, что коренные обитатели Киевской Руси имеют больше генетических и исторических оснований считать себя русскими, чем жители Московии, то бишь, как сказали бы в 13 веке, Украины Залесской. И вот, одни отрекаются от своей истинной русскости, другие мнимой русскостью гордятся, и устраивают промеж себя кровавую свару на ровном месте, забыв о том, что они народ единый. Неужели нужен новый Батый им об этом напомнить?
У меня есть приятель. Мама у него татарка, папа- азербайджанец, родился и вырос он в Таджикистане. Кто он, по-вашему : азербайджано-татаро –таджик? Для меня он- русский. Таковым он себя и ощущает. Почему кубанцу или дончанину любовь к родной земле не мешает оставаться русскими, а украинцу – мешает? У меня папа украинец, мама – русская. Для меня и Украина, и Россия – родная земля. Почему я должен свою родину делить надвое? Таких как я и мой приятель, нас тут, в России большинство. Для нас любой национализм неприемлем: ни русский, ни украинский. Нам в империи жить комфортно и интересно. А в национальном государстве - скучно.
Дикий Мёд 10.01.2015 20:20 Заявить о нарушении
Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ИМПЕРИЯ!
Да, хватит вам склонять сепаратистов -
их нет совсем в окрестностях Днепра.
А сам процесс зовётся Реконкистой,
и он начался явно не вчера.
И "мовы" нет. И нету "украинцев".
Есть Русский Мир и тот его кусок,
который, сохраняя братский принцип,
пока не отвоёвывал Восток.
Но счёт пошёл. Кресты Печёрской Лавры
уже узрел геройский авангард.
Уже бегут в собачьи схроны мавры.
Уже ползут, как тот ползучий гад.
Империя, живи! Объединяй
и жопь, и жмудь, и все иные нации!
Пусть будет горд последний негодяй,
что он субъект Российской Федерации.
Империя, цвети! Да, будет снова
(без всякого сомнения, к тому же)
Россия - от Японии до Львова,
включая Львов. Хотя... он нахер нужен.
это же практически Джек Алтаузен:
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтобы от Индии до Англии
Сияла Родина моя!
Мощно? Мощно. Архаично? Архаично: до 1945 года писано, если не ошибаюсь, где-то в 1930х.
Но: имперские комфорты и интересы имеют свою цену.
И после 1945 года эта цена сильно выросла.
А у миллионов счастливых младенцев брент 120 и всегда будет 120.
Архаика она такая архаика.
Мария Москалева 10.01.2015 21:09 Заявить о нарушении
Дикий Мёд 10.01.2015 21:36 Заявить о нарушении
Дикий Мёд 10.01.2015 21:37 Заявить о нарушении