Гольгертс - От Закатника до Восходника
Здравствуйте, уважаемые Гуси энд Лебеди.
Раз уж наша площадка имеет аббревиатуру ТМ - Творческая Мастерская, подумалось не лишним поделиться
своими наблюдениями по текущим конкурсам "Восходник" и "Закатник".
Сразу оговорюсь, что по моему мнению "твёрдыми" эти формы можно считать весьма условно.
Всё-таки должно пройти время, чтобы форма стала "тверда", чтобы сотни и тысячи авторов попробовали себя
в ней, чтобы сложились общепризнанные каноны и приоритеты, как например, в сонетах и прочее...
Пока же это всего лишь эксперимент одного отдельного автора (или малой группы), который ничего
не подтвердил, впрочем как и не опроверг. Но всё-таки с чем же мы имеем дело?
Как музыканту мне трудно удержаться от соответствующих аналогий, тем более, что в данном случае они
очевидны. Восходящие и нисходящие гаммы -- это азы, основы музыкальных гармоний.
Так что идея перенести это и на музыку стиха известна с древности, вот например:
РОПАЛИК или РОПАЛИСТИЧЕСКИЙ СТИХ (греч. ropalicos - палица, дубина) – стихотворение c постепенным наращиванием кол-ва слогов. Ропалический стих был впервые замечен у Гомера: в его гекзаметре каждое слово в строке имело на 1 слог больше (1, 2, 3, 4, 5). В последующем некоторые античные стихотворцы взяли этот приём на вооружение и пытались писать такими строками целые стихотворения Из наиболее известных - "Молитва" Авсония" (IV в. н. э.).
Бог Отец, податель бессмертного существованья,
Слух склони к чистоте неусыпных молитвословий...
В горизонтальном ропалическом стихе слова от начала к концу строки увеличиваются на один слог. Так, в примере ниже (частично панторимичном) в каждой строке первое слово - односложное, второе - двусложное, третье - трёхсложное, четвёртое - четырёхсложное.
Жизнь - игра желаний мимолётных,
Есть - пора мечтаний безотчётных,
Есть, потом, - свершений горделивых,
Скук, истом, томлений прозорливых...
(В. Брюсов)
В вертикальном ропалике каждая новая строчка имеет на один слог больше. Как пример, - юмористический ропалик "Бдительный пограничник" .
1 Стой!
2 Видишь -
3 Граница.
4 Дальше нельзя,
5 Не положено!
6 Что, снова не спится?
7 Хочешь туда, рожина?
8 Там ведь повсюду мафия,
9 Кланы и эксплуатация!
10 Будь патриотом - в это болото
11 Не лезь!.. без визы на эмиграцию.
В случае с "Восходником" и "Закатником" за ЕДИНИЦУ взят не СЛОГ, но целая СТРОКА.
Разумеется, это закономерность, однако не только фонетическая.
В идеале автор должен написать СТРОФНЫЙ РОПАЛИК с тем, чтобы наращивать
и смысловую составляющую своих строф, причём в определённой схеме рифмовки.
Допустим в Восходнике в первом двустишии автор задаёт тезис, который развивает на протяжении
всего стихотворения, а заключительная строка является финальным выводом.
То же самое и в "Сонетном Закатнике" финальное двустишие должно являться "сонетным ключом",
как в Английских сонетах.
Отдельная история со схемой рифмовки и рифмой, вообще.
В указанных примерах мы видим, что например, в Восходнике, основная рифма-созвучие задаётся
с первых строк, а в дальнейшем её стоит лишь поддержать, правда по дальнейшей схеме рифмовки:
"треугольник", "квадрат" и далее -- эта рифма становится удалённой, а стало быть "забываемой!" слухом
и тогда на первый план выходит фактор максимальной фонетической точности, что, кстати,
и вовсе всегда обуславливает любая твёрдая форма.
Сложнее с Закатником. По определённой схеме рифмовки автор начинает с "удалённой" рифмы
и по первой же строфе читатель имеет дело, практически, с белым стихом и только к финалу
(если доживёт) может уловить-таки нужные созвучия. Какие тут возможны варианты?
Ну, возможна внутренняя рифма, эхо-рифма, словом что-то, что схватит слуховое внимание
читателя, хотя бы в первых двух строфах, и особенно, если используется длинная строка.
Уже слышу возражения моих вечных оппонентов из сторонников "не рифмой единой!".
Да, согласен я, что не "единой". Однако готовы ли вы однозначно утверждать, что нашли или ваша
Муза продиктовала вам образы ТАКОЙ СИЛЫ, оригинальности, свежести, что и рифма вообще
не нужна? А вот если вы написали нечто вроде: "Вот это стул -- на нём сидят", да ещё на слабой
однородной грамматической рифме, вы 100% нарвётесь на самый страшный вопрос, который
только существует в стихосложении: -- "НУ И ЧТО?!"
Так что предложенная Ланой Сноу форма -- это ни что иное, как поэзия ограничений, причём
не какое-то там фонетическое, типа аллитерации или шарады-буриме, а СМЫСЛОВОЕ
ограничение, в том числе. И тут уж, не получится: "Каждый пишет, как он слышит!" -- НИКАК не получится.
Ибо, свою Музу придётся приручать и направлять, да я думаю, что многие уже столкнулись
с непокорным нравом последней. Остаётся всем нам пожелать терпения в этом нелёгком,
но вне сомнения полезном деле.
С уважением, Олег. (Гольгертс)
Анонс конкурса "Сонет-Закатник" здесь - http://www.stihi.ru/2014/12/11/1194
ПРИГЛАШАЕМ К УЧАСТИЮ!!!
Свидетельство о публикации №114121307633
Спасибо за разворот темы. Попробую в закатнике учесть Ваше мнение.
Бабка Яга 14.12.2014 10:06 Заявить о нарушении
в конкретной заявке, как это сделал я. И тогда читателю всё прекрасно видно.
По голосованию. На тематических и технических конкурсах, зачастую, наблюдается
конфликт подходов, а именно:
.
Позиция "производителя".
Не редко голосующий, стихотворения не подходящие по теме, с не выполненными (на его взгляд)
дополнительными условиями, не рассматривает вообще.
.
Позиция "потребителя".
Обратная история. Читатель совершенно не вникает ни в какие "условия" и задания,
у него по жизни один известный критерий: "НРА -- НЕ НРА!".
.
От того каких арбитров больше собралось "здесь и сейчас" во многом и зависят итоги.
Гольгертс 14.12.2014 15:50 Заявить о нарушении
А я с вами не согласна. Почему нельзя поэкспериментировать ещё дальше? Это НЕ классические твёрдые формы, где "шаг влево, шаг вправо - расстрел" :))
Олег, почему опять - "нра-не нра"? Ты постоянно пытаешься своё видиние голосование вменить как догму. КТО конкретно так голосует? Ну, кто, скажи?
Не согласна второй раз.
Сноу
Лана Сноу 14.12.2014 19:10 Заявить о нарушении
Так или иначе, почти ВСЕ и я в том числе. Конечно, существует ещё и протестное
голосование, когда "топят" заведомо сильные стихи или поддерживают "своих",
но доказать это весьма сложно. Ловить кого-то "за руку?" Когда же стихи тогда писать?
Так что моё вИдение тут не причём. Оно, кстати, созвучно не более 20-ти процентам
Стихирян. И это вполне приемлемый процент.
Хуже обстоит дело с экспериментом. Как я уже писал, существует великое множество
авторских вольностей в отходе от твёрдых форм. Вот только никому в голову
не приходит соревновать, например, классические сонеты с "хвостатыми" и "усечёнными"
в рамках одного конкурса. Последние просто не будут допущены, а авторов мягко
пошлют учить мат.часть.
Но у нас же как? Как только чуть посложнее задание -- так сразу недобор.
"А вдруг "они" не придут?" Достаточно вспомнить первые шаги "Гусей", когда
"доброжелатели" этим самым "они не придут!" нас и пугали.
Какие там дополнительные задания? Какие новые стихотворения? Вы что? --
говорили нам. 95% Стихирских "конкурсов" -- это "АРХИВНЫЕ ВЕРНИСАЖИ!"
Выставки "достижений" народного творчества.
И вместо того, чтобы поддержать те немногие 5%, островки, действительно, "Творческой Мастерской",
народ игнорирует. "Учатся" в других местах, говорят, а мы хотим "приятно проводить время".
И к этому мне нечего добавить.
Гольгертс 14.12.2014 23:28 Заявить о нарушении
Лана, наверное, принимая на конкурс твёрдые формы, надо ТРЕБОВАТЬ обязательное выставление рядом с текстом рисунка рифмовки.
Анимлет, на мой взгляд, бесперспективен жёсткостью, возведённой в квадрат. Только сегодня решилась почитать выставленное там. Да, трудно втиснуть чувства в такую форму. Сплошной юмор, и лишь одно лирическое.
Восходник - многообразен, в нем непочатый край работы с рифмой, что и проявилось в конкурсе - авторские рисунки не помешали бы. У Агаты рифмы добавили иронии в любовную лирику; Лана, Олег и Чеслав отлично справились с естественным приростом строф в философских вопросах; Нина удачно изобразила пейзаж... Вообще понравилось многое, жаль - тесноваты шортики (редкий случай для меня). Похоже, что восходник уместен во всех жанрах.
Лана, может, ещё не поздно попросить у авторов закатника рисунок рифмовки (она ведь тоже может оказаться отличной от представленных образцов)? Почему бы не учиться друг у друга?
по поводу голосований. Этим вопросом интересуюсь давно, первые наблюдения выставляла на всеобщее обозрение (Олег, Вы на этом остановились - нра-ненра, междусобойчики, осень-просинь-колбаса - слово есть, ума не надо). Потом поняла, что мои выводы учат ленивых глупостям - как голосовать без напряга, но в свою пользу, и заткнулась в тряпочку. Но поверьте, даже при самом ЧЕСТНОМ и вполне ОЬЪЕКТИВНОМ голосовании зачастую в лидеры выбиваются не лучшие стихи (причина тоже ОБЪЕКТИВНА, но умолчу). Когда вдруг побеждает мой стиш, говорю: keep away! Держи голову в холоде, победил не твой язык, не твоя манера излагать, даже не тема, тем более не имя, а случайно вкравшийся струйный/стайный/стадный позитивизм.
Бабка Яга 15.12.2014 07:06 Заявить о нарушении
Попадалась ли Вам подобная компания арбитров на БЛК, ЛФР, Голосах или Транссибирском? Это и есть междусобойчик внутри песочницы.
Бабка Яга 15.12.2014 07:32 Заявить о нарушении
"Лана, наверное, принимая на конкурс твёрдые формы, надо ТРЕБОВАТЬ обязательное выставление рядом с текстом рисунка рифмовки." - СОГЛАСНА полностью! В лонге голосования рифмовку укажу))
Сноу
Лана Сноу 15.12.2014 12:35 Заявить о нарушении
По "деду морозу" НАДО выбрать больше половины заявленных.
Знаете, кто победит? (Жаль, там имена не прописаны)
Но победит совпадение принципов голосования, то есть, каким бы критерием ни пользовался голосящий, в его шорт попадёт стиш, удовлетворяющий большинство.
)))))
Бабка Яга 20.12.2014 05:00 Заявить о нарушении
Лана Сноу 20.12.2014 13:37 Заявить о нарушении
И немного схитрил, запустил "переляку!"
Гольгертс 20.12.2014 14:41 Заявить о нарушении
Лана Сноу 20.12.2014 19:18 Заявить о нарушении