Будущее мечта или реальность?

БУДУЩЕЕ – МЕЧТА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Некоторые читатели говорят, что люди еще не готовы к тому, чтобы объединиться на новой, человеческой основе. Идея объединения может произрасти только на той почве, которая уже подготовлена. В советском обществе эта идея не имела бы смысла, так как там люди были, так или иначе, объединены. К тому же там и речи еще не могло быть о созревшем духе человеческом смысле. Там становился еще дух обладания и жажда денег. В обществе же все принципы производства и распределения работали четко. Удовлетворительной была система образования и здравоохранения. Серьезных сбоев не было.  Сегодня все расстроено и все катится в пропасть. И это в перву очередь развивает дух человека. И если мы на поверхности увидим только острого желания выжить, то это только наши внешние представления, за которым скрывается становление человеческого духа, происходящее именно в бессознательной борьбе с сложившейся ситуацией. И люди, еще не осознающие обстановку, неожиданно сложившуюся, еще не знают, за что ухватиться, зацепиться. Я просто подаю идею, чтобы ее оценили. Я подаю новые мысли, чтобы люди научились думать по-новому и видеть новое направление развития общества, закрытое только денежной психологией. Дело в том, что людям надо делать выбор сознательно. Излагая свои мысли, я ни в коей мере не претендую на истину в последей инстанции. Напротив, я уверен, что я никто перед людьми, и лишь пылинка в этом мире. Если подумают и будуть размышлять много людей, сотни и сотни тысяче людей, то это уже большая сила. Дух - это величайшая сила, если она объединяет людей.

Будущее я представляю «новым объединением». Если реально разъединение людей, то реально и их новое объединение. Об этом можно уже мечтать.
Что такое фантазия, мечта? Наши идеалы, интуитивно влекущие нас к грядущему. Стремления к будущему, выходящие за пределы настоящего. Без идеалов и стремлений нет будущего и не может его быть. Будущее в нашем сознании может появиться не только как мечта, но и как интуиция. И к будущему человечество всегда шло только ощупью, страстно мечтая о нем. Но чтобы наши мечты не были утопичными, иллюзорными, мы должны познавать нашу реальную жизнь и идти к будущему, отталкиваясь от действительности как от состояния, уже не удовлетворяющего нас. А недовольство с настоящим укладом жизни - это первая предпосылка, толкающая мышление человека на поиски и мечтания.
Совершенствовать существующую форму жизни – это одно, а коренным образом ее преобразовать – это другое. Но эта потребность первоначально и возникает как мечта, как стремление к изменению жизни. И если такая потребность сложилась, то жизнь непременно изменится. Тогда старая система разрушается как результат становления нового во внутренней сущности бытия.
Но для этого в первую очередь необходимы экономические и культурные предпосылки и соответствующая им внутренняя необходимость. Если будущее нам представляется, например, в виде «изобилия и свободного потребления» или «высокой технологии», то они, как объективные общественные условия, уже сложившиеся в социальном и культурном развитии, свидетельствуют о том, что будущее, к которому мы стремимся внутренне, уже необходимость. И как таковая она и развертывается во внутренней сущности бытия. Само собой разумеется, в тех обществах, которые еще озабочены «хлебом насущным» и которые свою основную силу тратят на эту экономическую необходимость, и речи быть не может о будущем в человеческом смысле. И для них главной задачей остается еще освобождение людей от материальной нужды и необеспеченности. Поэтому и стремления людей еще ограничиваются «изобилием и свободным потреблением», а общество еще занято «трудом», «производительностью труда» и т. д. И тот факт, что в постсоветском пространстве труд утрачивает все свое прежнее экономическое значение, например, индивидуализируясь, расщепляясь, неопровержимо доказывает это. Разложение труда есть разложение определенного способа производства.

Мы же исходим из предположения, что все необходимые предпосылки для того, чтобы идти к будущему, полностью созданы, и общественное развитие для осуществления этой необходимости должно активизировать людей, то есть оно нуждается в развитии духовных и сознательных факторов, - человеческого фактора.
 
Будущее в этом смысле – это не просто конструкция нашего ума, а необходимость, уже развертывающаяся в реальной жизни и требующая осмысления. И создавая его теоретически, мы можем быть уверенным, что действительность развивается именно так, как мы конструируем ее развитие только в том случае, если оно соответствует действительному развитию. Идеальные конструкций «Города солнца» Кампанеллы или «Острова» Т. Мора было социальными утопиями. И истории потребовались столетия, чтобы они могли стать реальностью. И если мы говорим, что «новое объединение людей» – это необходимость, то мы исходим не из идеальных конструкций, созданных только нашим умом, а из реального движения, осмыслив реальное развитие и направление общества. Объективным общественным развитием люди действительно изолированы и разобщены, и это их положение объективно требует, чтобы они снова объединились. И это, только это их может спасти от полного разорения и деградации. Одинокими они попросту исчезнут.

В ходе развития практика сама исправляет наши теоретические построения и выявляет ошибки.  И, говоря о новом объединении людей, я размышляю именно в этом плане, не претендуя на безусловную истину. И хочу подчеркнуть, что мечтать – это внутренняя необходимость, только которая выведет нас из настоящего и обновит нашу жизнь на новых началах. Так давайте помечтаем вместе. Может быть, это кому-то поможет осознать свое общество и самого себя как продукта этого общества и подтолкнет его к еще более высоким вершинам. А само по себе сознание, стремящееся выходить за пределы настоящего и желающее изменить его, есть сознание критическое и революционное, пытающееся осмыслить реальное развитие ради того, чтобы его изменить. Скептическое же отношение есть просто голое отрицание реальности, не соответствующей нашим интересам, в которой мы не всегда задумываемся, а что собой представляют наши интересы, идущие в разрез другим интересам и тем более общественным. Здесь мы не можем не впадать в крайности, руководствуясь неопределенными критериями или субъективными требованиями, не соответствующими истине, правде жизни. Я же, конструируя будущее, руководствовался лишь со своими стремлениями к будущему в человеческом плане, и все время пытался раскрывать человеческое содержание общественного развития, отделяя его от вещного. Отсюда и возникали и складывались мои представления о будущем как о человеческом обществе, к которому идет человечество, отталкиваясь от настоящего.

Все сказанное может быть сведено к следующему положению. Развитие человеческого общества уже полностью создало «пространства развития человека», освободив людей от непосредственного, физического труда, занимавшего их на протяжении столетий. Только по официальным данным, в Казахстане число «самозанятого» населения составляет около трех миллионов человек, а число безработных, по неофициальным данным, колеблется в пределах полутора миллионов. Трудно представить, как эти люди живут и какой смысл в том, чтобы они находились в этом бессмысленном положении, в то время как в действительности общество уже в состоянии целесообразно организовывать их деятельность и тем всем дать то, что каждому необходимо в этой ситуации. Все это лишь доказывает, что крайней необходимостью является разумная организация общества. Но это не индивидуальная задача.
 Это так умирает старое общество, которое живет уже около трехсот лет, а вместе с ним и сознание, являющееся его продуктом. Поэтому сознание человека рыночного общества, то есть сознание культурного человека рыночной экономики, называемой современной высокой цивилизацией, как бы так же опускается на уровень средневекового мышления. И точно так же, как общественное развитие постепенно парализуется денежными отношениями, и сознание современного человека блокируется мистическими и даже мифологическими понятиями, которые, казалось бы, безраздельно начинают господствовать над людьми цивилизованными. Действительно, подумайте сами, какое сознание у человека может породить, например, денежное рабство, которое не оставляет ему выбора. Это просто заколдованный круг, который одних попросту сводит сума, а других заставляет сводить счеты со своей собственной жизнью, а третьих ведет к террористическим актам, а четвертых - принуждает обращаться к богу. В таком отчаянном положении люди еще не находились, чтобы вдруг он оставался без семьи, без жены и детей, чтобы вдруг он оказался выброшенным на улицу собственным обществом, оказавшись безработным и т. д. и тому подобное. И об этом сегодня начинают глубоко размышлять и англичане, и японцы, и американцы, раньше жившие спокойно и верившие только своему государству и своим богам и в их незыблемость. И вдруг теперь все это, воспитанное столетиями, рушится. И этот порядок уже разваливается всюду и тем наводит страх на каждого человека. И этого порядка сегодня не желают признать только состоятельные люди, которые так хотели бы верить, что их мир незыблем и вечен. И идеология, создаваемая ими, беспрерывно воспроизводит иллюзий. И это происходит точно так же, как современному человеку хотелось бы верить, что его жизнь вечна, но  он ее обретет, перейдя в потустороннюю жизнь.


Рецензии