Слово о конкурсе
Что такое профессиональный конкурс? Соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы. Безусловно, соревновательный дух, здоровое соперничество и честолюбие – мощный стимул и двигатель профессионального развития и роста. Никто и не оспаривает нужность и значимость профессиональных конкурсов. Технология проведения отработана до мелочей, стандартизирована, ни у кого не возникает сомнения в её эффективности. Итак, больше конкурсов, хороших и разных!
А теперь поразмышляем над сутью слова. Его можно толковать не только как стечение или соревнование, но и как кон-курс – совместный курс, движение в одном направлении, по одному пути. В суете, в погоне за баллами потфолио мы подзабыли его глубинное значение. А оно, на мой взгляд, является указателем для тех, кто эти конкурсы организует, и для тех, кто в этих конкурсах участвует.
Прислушаемся, как звучит – конкурс «Лучший учитель Основ православной культуры». Нужен ли он? Да, безусловно. Но с какой целью? Как определить лучшего? Кому определять? И это не праздные вопросы. Есть вещи, которые невозможно оценить в баллах. Да, есть преподаватели-профессионалы, блестяще владеющие методикой, есть новаторы, бесстрашно идущие по пути поиска, есть подвижники, для которых преподавание этого предмета – не профессия, потребность души, смысл и способ существования. «У каждого своя дорога к Богу». Путь – один. И не важно, длинный он или короткий, главное – прийти, а ещё лучше – позвать с собой в дорогу. И так позвать, чтобы захотелось пойти.
В финал районного конкурса «Лучший учитель Основ православной культуры» вышли три замечательных преподавателя, Учителя – с большой буквы. Они – в поиске, в пути. И то, что они показали в ходе конкурса, невозможно оценить ни баллами, ни дипломами, ни местами. Это моё глубокое убеждение. Все они – профессионалы, владеющие методикой преподавания, но у каждой – свой подход, свое служение, свое понимание.
Л.В. Дмитриева – удивительно скромный, светлый человек. Она без позы и пафоса, без указаний сверху, день за днем дарит детям радость приобщения к Вере, открывая глубинную сущность Православия негромкими и доходчивыми словами, добрыми делами. И для детей всё это остановится частью бытия, насущной потребностью.
И.Н. Челмодеева – глубоко верующий человек, о её профессионализме и блестящем владении методикой, современными, в том числе компьютерными дистанционными технологиями, можно долго говорить. Но главное – то, чем она наполняет свои занятия, как она – бережно и тактично – ведет своих учеников, ненавязчиво, исподволь формируя у них «алгоритм нравственного поведения». А сколько времени и сил она отдает подготовке к занятиям!
А.В. Игнатьева – педагог-новатор. Тому, что она делает, невозможно научиться, потому что не каждому дан талант говорить на языке души. Но её блестящие методические находки, её любовь к детям и неравнодушие, умение подняться над суетой, увидеть в обыденности красоту мира,– вот та планка, которой хочется достичь, выходя с её уроков. А та нравственная высота, та сила Веры, Надежды, Любви, которую она видит в Православии и помогает увидеть другим, и есть тот бесценный опыт, заслуживающий изучения и распространения.
Эти трое пришли на конкурс не за дипломами и местами. Самое главное для них – поделиться своим опытом и знаниями. Именно для этого нужен конкурс. И чтобы он был успешным, нужна четкая организация, комфортные условия проведения, заинтересованные слушатели, адекватные критерии и уважение к участникам. К сожалению, этого не случилось.
Финальный этап конкурса – мастер-классы – проходил в условиях, грубо нарушающих элементарные методические требования: телефонные звонки, неудобное расположение технических средств, хождение во время проведения занятия, незакрытая дверь в аудиторию, неполный состав жюри, несостоявшееся обсуждение, непредоставление участникам слова для самоанализа – всё это сводило на нет усилия конкурсантов и целесообразность проведения конкурса в целом. Не знаю, с какими чувствами ушли конкурсантки с финала, но лично у меня осталось глубокое сожаление о затраченных ими впустую усилиях. Отдельный разговор о том, что эти мастер- классы не увидели учителя Основ православной культуры и Основ религиозной культуры и светской этики, о том, что на этом пути возникают такие препоны и тупики. Следовательно, своей благой цели – выявления и распространения педагогического опыта и поощрения лучших учителей, конкурс не достиг. Прискорбно.
Уверена в одном: финалистки конкурса не сойдут со своего пути, не перестанут нести детям добро и свет. Жаль, что немногие смогут увидеть это и присоединиться. В заключение не могу не процитировать замечательное стихотворение. Филипповой «Несущая свечу» и пожелать финалисткам конкурса успехов и признания в их служении. Они для меня – «несущие свечу».
Что за мелодия звучит?
- Молчу, молчу...
- Но что ты делаешь в ночи?
- Несу свечу.
- Ах, не поймёт тебя молва...
- И не прошу.
- Да ты сама едва жива.
- Но я дышу...
- Коль есть и звёзды, и луна,
И фонари,
Зачем свеча твоя нужна?
- Она горит.
- А если в руки к палачам?
- Не нам решать.
- Зачем волнуется свеча? -
- Она душа...
- Тебе бы надо отдохнуть.
- Не по годАм...
- Не донесёшь - неблизок путь.
- Я передам...
- А сила чья в твоём плече?
- Родных краёв...
- Что за огонь в твоей свече?
- Семи слоёв...
- Сейчас не время созидать.
- Судьбу влачу...
- Что можешь Господу сказать?
- Несу свечу...
Е. Потапова, член жюри конкурса.
12.12.2014
Свидетельство о публикации №114121103855
Израиль Рубинштейн 02.01.2015 21:02 Заявить о нарушении