3. 7 Период познания. Три энергии текста
ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ. Связующая нить общности, нации, этноса. Инструмент самоидентификаци. Базовый символ сознания и культуры. Это статья [1] Якова Фельдмана [2].
Энергия поэтического произведения складывается из трёх частей: эпической, драматической и лирической.
• Эпическая энергия - это энергия передаваемых знаний.
Автор может сообщать читателю о событиях.
Это могут быть события реальные:
Caesar Augustus
In his time lay
Dying and just as
Cold as they...
Цезарь благородный
- приходит день -
Лежит холодный,
совсем, как те.
(Льюис Симпсон)
Это могут быть события вымышленные:
They took out their spades and they dug up the bed
Of delphiniums (blue) and geraniums (red)
Санитары его корчевали без слов
И гераний кровав и дельфиний лилов.
(А.А.Милн)
Автор может сообщать читателю о закономерностях. Это могут быть закономерности реального мира:
A thing of beauty is a joy for ever...
Красота не стареет во веки веков.
(Дж.Китс)
Это могут быть закономерности в способах освоения нами этого мира:
The first: "Whatever Fortune brings
Don’t be afraid of doing things":
Когда судьба стучится в дверь
Не бойся ей открыть.
(А.А.Милн)
• Драматическая энергия - это энергия борьбы.
Изредка - это борьба людей:
Till he was aware of his father’s mare with Kamal upon her back,
And when he could spy the white of her eye, he made the pistol crack
Кобылу, Камала... Уже различал он вдали её глаз белок
И выше и ниже, и дважды и трижды,
он взвёл и спустил курок.
(Р.Киплинг)
Чаще - это борьба сил и факторов в мире:
So I turned to the Garden of Love
That so many sweet flowers bore
And I saw it was filled with graves
And tomb-stones where flowers should be.
Там, где я в траве зелёной
Белых бабочек ловил,
Только каменные плиты
Да надгробия могил.
(У.Блейк)
Иногда это борьба сил и факторов в самом человеке:
Then he struggled with the heart;
Innocence and peace depart.
У сердца он выиграл и в одночасье
Утратил невинность и тихое счастье.
(У.Ейтс)
• Лирическая энергия - это энергия определённого душевного состояния:
‘Work - work - work
Till the brain begins to swim;
‘Work - work - work
Till the eyes are heavy and dim!
Seam, and gusset, and seam...
Мой - мой - мой -
Расплавился и поплыл
Мозг - мозг - мозг
Клин - шов - клин.
(Т.Худ)
Последний пример показывает, что лирическое не есть возвышенное или изящное - напротив, оно может быть и страшным, и уродливым - важно, чтобы оно схватывало внутренний мир героя на уровне ощущения. И тот, кто читает стихи и, тем самым, настраивается на ритмически определённое дыхание и на фонетически определённое напряжение мышц, уже на уровне ощущений подстраивает свой внутренний мир к миру лирического героя.
Лирическое не тождественно поэтическому. Ибо поэтическое есть высокая интенсивность ощущений (см. предисловие) на коротком пространстве текста. Т.е. поэзия начинается там, где информационная плотность текста превосходит некоторый порог. И для того чтобы насытить текст информацией, автор использует множество средств (ритм, рифму и другие. Подробно об этом в следующей статье.)
Любой из приведённых выше примеров содержит и лирический компонент тоже, т.е. прямую (на уровне ощущения) информацию о душевном состоянии лирического героя. (Иначе это не было бы высокой поэзией). Это может быть состояние ужаса и отвращения (Цезарь благородный...), или состояние умиления (Красота не стареет...), или состояние отчаянья и ужаса (Санитары его корчевали...), или ожесточение борьбы (Кобылу, Камала...).
Задаваясь вопросом: "Какова роль искусства и художника в истории человечества?", я обнаружил, что ответы на него распадаются на три группы.
Первая группа ответов (Объективизм)
Художник открывает новое в мире и в языке. (Живописец - в мире красок, музыкант - в мире звуков...) Вложив новое содержание в новую форму, автор обогащает духовную жизнь общества.
Вторая группа ответов (Терапевтизм)
Автор самовыражается и тем разряжает своё внутреннее напряжение. Читатель проходит весь этот путь вместе с автором и разряжает своё (читательское) напряжение. (Вспомним очищающий катарсис греческой трагедии - Аристотель)
Третья группа ответов (Субъективизм.)
Автор открывает новые состояния души человеческой подобно тому, как мореплаватель открывает новые острова. Произведение - это тот путь, которым можно попасть в это внутреннее состояние.
Внимательный читатель уже заметил, что Объективизм работает с эпической энергией текста,
Терапевтизм - с драматической энергией текста,
Субъективизм - с лирической энергией текста.
Для читателей, знакомых с моей теорией энергетических уровней, замечу, что речь идёт об энергии уровней 4,5,6 соответственно.
(Поэтическое произведение - или шире, произведение искусства - несет в себе нечто. Как назвать это нечто? Здесь, в статье 1997 года я использую слово энергия. Позже в статьях 1999 года для того же самого нечто я использую слово информация. Сейчас, в 2001 году, я предпочитаю слово импульс. Почему? Представьте себе работающий телевизор. Энергия (электрическая) и информация (телесигнал) протекают через него непрерывно. Но чтобы переключиться с одного канала на другой, нужно послать импульс с пульта управления. Произведение искусства несет такой же импульс, переключающий читателя (зрителя) из одного состояния в другое.)
(Теперь я знаю еще одну роль искусства в истории - эту роль могут исполнять и феномены вне искусства, но искусство здесь работает превосходно. Поскольку произведения искусства “плотные”, их не так то просто создать. Общество дорожит ими и хранит их. Так они становятся связующей нитью общности, нации, этноса, инструментом самоидентификаци, базовым символом сознания и культуры, ответом на вопрос “кто я такой”)
© Яков Фельдман [1]
Три Музы поэзии
Автор: Владимир Николаевич Тюрин [ep]
Как сложно всё же стих писать.
Собрались Музы стих писать.
Воспеть отца родного Зевса.
И каждая пришла читать
Ему своё творенье сердца.
Стихи шедевры. Божество.
Такое смертным неподвластно.
Там в каждой строчке волшебство
Настолько это всё искусно.
И Зевс послушав дочерей
Промолвил Музам беспристрастно:
"ЭрАто* о любви своей
Воспела сказочно прекрасно.
ЭвтЕрпа* лирой превзошла,
Обворожительным куплетом.
А КаллиОпа* привнесла
Героику небесным светом."
И остальных Зевс одарил,
Но молвил:" Дочери родные
Поэзию троим вручил-
Олимпа Музы неземные."
Теперь, когда пишу куплет
И будет что-то получаться,
Я знаю маленький секрет,
Кто будет к нам чрез стих являться.
*- Эрато - Муза любовной поэзии
*- Эвтерпа - Муза лирической поэзии
*- Каллиопа - Муза эпической поэзии
24 января 2016 года
© Владимир Николаевич Тюрин, 2016 [3]
Информационные ресурсы:
[1] Яков Фельдман «Три энергии поэтического текста» https://interlit2001.com/feldman-es-4.htm
[2] Яков Фельдман - родился в Одессе в 1957 году, зарабатывает на жизнь как репетитор математики, физики, программирования, в настоящее время проживает в Санкт-Петербурге.
[ep] Владимир Николаевич Тюрин http://www.stihi.ru/avtor/eppppp16
[2] Владимир Николаевич Тюрин «Три Музы поэзии» http://www.stihi.ru/2016/01/24/9311
Свидетельство о публикации №114121005250
Первое, на мой взгляд, чтобы текст читался,
второе, третье, чтобы увлекал и вдохновлял.
Порой мы называем рассказом миниатюру,
а ведь настоящий рассказ имеет свою партитуру:
завязка, кульминация, развязка.
Вечность бесстрастна,
но симпатий не лишена:
любит Александра Дюма
и Чарли Чаплина...
Да и Чехова любит.
Валентина Томашевская 07.06.2022 10:20 Заявить о нарушении
Ирина Петал 07.06.2022 18:38 Заявить о нарушении
Да главное, особенно сегодня, интересно, увлекательно, отзыв...
Валентина Томашевская 10.06.2022 18:11 Заявить о нарушении