Стихотворение месяца 22 - Обзор Ланы Степановой
Тяжёлая и, к сожалению, актуальная тема. С авторской позицией согласна. Но по исполнению есть вопросы.
*«Но кто-то иногда/За стенкой плачет». Плачут у соседей, или это голоса из потустороннего мира?
*Образ кошачьих следов в опустевшей квартире мне кажется сильным, а закольцовка оправданной. Но о слезинке ребёнка уже было сказано Ф.М.Достоевским. Не знаю, лучше ли, но раньше. Кроме того, не уверена, стоит ли всё «разжёвывать», может, лучше дать читателю самому прийти к такому выводу, благо это нетрудно.
* По форме особых нареканий нет – ритм соблюден, рифмы не царапают слух. Не знаю, считать ли минусом считаю обрывистость повествования, вереницу назывных предложений. Мне кажется, что это сильно опрощает стихотворение. Но, возможно, это субъективное.
Техника - 4
Художественность - 4
2. "НЕТ СПАСЕНИЯ"
*Читается легко, выбранная автором форма – сочетание мужских рифм с дактилическими и чередование разностопных строк создают приятное ритмическое разнообразие. Сбоев нет, рифмы достаточно точны.
*Смысл для меня несколько туманен: куда и с какой целью идут те, о ком в стихотворении речь? Пытаюсь понять фразу «без сожаления/о том, что смерти не найти/в пути к забвению». Они не сожалеют о том, что в пути к забвению не находят смерть? Как это?
*«Покой небытия -/по воле случая» - это понятно. Так и положились бы на волю случая. А что в таком случае должно получиться у ЛГ стихотворения, от чего ему/ей нет спасения на фоне жизнерадостного весеннего пейзажа?
*«И что покой небытия -/по воле случая» - к чему относится «и что»? Фраза выглядит не соединённой ни с чем.
Техника - 4
Художественность - 3
3. "ПОД АРКАМИ ЛЕТНЕГО САДА"
*Стихотворение мне показалось излишне многословным, особенно в начале.
*«Как в сторону смотрят печально» - пыталась себе это представить, получилось что-то странное. То ли все статуи в одну сторону смотрят, то ли сильно скашивают глаза…
*Почему Пушкин прошёл «осторожно», кого он остерегался? («Он же памятник!»(с)). *Статуи ожили в полночь, а исчезли с рассветом. Летом рассветает примерно в четыре. Получается, что все четыре часа ЛГ наблюдал/-а за этим?
*«Под арками Летнего сада/Сон не повторится красивый» - Так это был сон! А почему «под арками», неужели ЛГ заснул/-а прямо в Летнем саду?
*«Позитивы» - в данном значении слово не имеет множественного числа. Но даже если бы имело, по стилю оно отличается от остальных слов стихотворения.
Техника - 2
Художественность - 2
4. "БУГРЯТСЯ БИЦЕПСЫ ТВОИ СТАЛЬНЫЕ"
*Мне кажется, что в этом стихотворении просто переизбыток местоимений, буквально в каждом четверостишии. «Ты», «ты», «ты», «твой», «твоя»….прямо как гвозди заколачиваются. Такое у меня ощущение.
*«Ты разнесёшь его и в прах и в пух» - «его» - это кого? Далее по тексту понятно, что соперника, но в этом катрене он не упоминался.
*«Пусть сила и умение решит» - думаю, здесь требуется дополнение. Решит что? Или даже решат: они же во множественном числе – и сила, и умение.
*«и делай вид, что он тебе как друг» - здесь два способа сравнения накладываются друг на друга. Можно сказать: «делай вид, что он тебе друг» или «он тебе как друг». Но когда и то, и другое сразу, звучит как-то странно.
* «Ты ярким стягом к куполу взовьёшься» - как это???
* «Когда ты силой правоты добьешься,/спокойствие и мир придут в твой дом» - вывод очень спорный, особенно если тут подразумевается не только конкретный случай, но делается какое-то обобщение.
Техника - 3
Художественность - 3
5. "НЕ ДОПИТЫЙ СТЫНЕТ КОФЕ"
*«Недопитый» пишется слитно.
* Сравнение кофе и косметической маски мне кажется неудачным. Лично у меня оно вызывает неприятные ощущения.
* Далее кофе ни с чем не связывается в стихотворении и никак не обыгрывается.
* «Ты в любви совсем не профи,/Хоть мечтаешь о кольце» - профи в любви – это кто??? И какая связь между первой и второй частью этой фразы? О кольце (обручальном, очевидно) имеют право мечтать только профессионалы в любви?
* «Пел, милее нет, что глазок» - очень причудливая инверсия
Не хочу разбирать дальше, поскольку подобных деталей очень, очень много. Пыталась найти хоть что-нибудь, что понравилось бы, но не нашла.
Техника - 2
Художественность - 2
6. "ПИЛИ БРАГУ..."
Насколько я поняла, это стихотворение – об участниках войн в горячих точках, об их проблемах и чувствах. Для меня это стихотворение не выглядит целостным. Кажется, что оно состоит из каких-то отдельных кусочков паззла, который надо собрать. Возможно, я собрала неправильно.
Для меня в стихотворении есть множество неясных мест:
* «подставляя спины согбенные под плеть» - что это значит?
*«Не очистились мы от порока/кровью из носа» - какого порока? Почему кровь именно из носа? Имеет ли это какую-то связь с распитием браги?
* «Шли до ветра, но опоздали — не дошли!». Если речь идёт о том, чтобы справить нужду, то правильнее сказать «до ветру». И в каком смысле это, в прямом или переносном?
* «Безответно, чувство обиды берегли» - безответно можно испытывать какое-то чувство. Но как можно беречь безответно?
*Про схиму не поняла совсем: «Схима - торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения». Но герои выпивают, а это у меня как-то с аскезой не связывается.
* «Помощь сильному человеку не нужна» - мысль не оспариваю, у автора или повествователя этого стихотворения (ЛГ) может быть своё видение. Но какую связь этот вывод имеет со всем остальным стихотворением?
С рифмами и ритмом (несколько тяжеловатым, но такой тоже имеет правило на существование) всё в порядке, оценка за технику снижена за погрешности против русского языка. А эмоционального восприятия нет никакого. Иногда бывают очень зашифрованные, не очень понятные стихи, которые всё же передают какое-то настроение, атмосферу. Здесь же я не поняла ни основной мысли, ни настроения.
Техника - 4
Художественность - 3
7. "МОРДОЧКА И РОЖА"
*Впечатление от этого стихотворения у меня двойственное. С одной стороны чувствуется живые, непридуманные эмоции.
*С другой, есть «претензии» морального характера к героине. Она так живо представлена, что хочется с ней поспорить. Почему бы не развестись с этим агрессивным алкоголиком, вместо того, чтобы прятаться в ванной и отравлять свою жизнь негативными эмоциями? (Героиня рассказывает о событии произошедшем не только что, а когда то: «Помню, как…», значит, обида её не отпускает долго).
*Что бы могла значить фраза: «Но пока, пушистик, я тебя не брошу». Почему «пока», а потом?
*От последней строчки прямо мороз по коже. Не понравилась.
Техника - 4
Художественность - 4
8. "ДАЙ-ТО БОГ!"
Традиционный образец любовной лирики. Сложный жанр, довольно трудно сказать в нём что-то новое.
* «Осень золотом листопада/Все мои здесь замолит грехи» - к этой фразе два вопроса. Почему «здесь», не является ли это слово «ритмической заплаткой»? Ведь никакого смыслового значения оно не несёт. И что такое замолить грехи золотом – купить индульгенцию, что ли? Я понимаю, конечно, что это образ, но образ трудно понимаемый.
* «Кто обидел, чем и кто первым» - обилие местоимений, мне кажется, эту строку не украшает.
*«Перлы жемчугов» - это тавтология, поскольку перл – и есть жемчужина.
*Третий катрен мне не кажется благозвучным. Читаю вслух – «щёлкает»
* «Дай-то Бог, чтоб Боги сумели/Этот бой обернуть ночью в страсть!» - а какую религию исповедует герой: монотеистическую или язычество? Если есть один Бог, нет места многим богам. И наоборот.
Техника - 3
Художественность - 3
9. "СТОЛБНЯК"
*Жизненная, правдоподобная картинка. Кто встретился героине: сын когда-то любимого мужчины или просто похожий молодой человек, не так важно. Но, должна признаться, мне читать было не очень интересно. Возможно, сама тема «не моя».
*По технике: не очень нравится разнослоговая рифма «дАвности-простИ». «Прощай прости» я бы взяла в кавычки, а то пытаешься это выражение согласовать грамматически, а не очень получается. «Растеряна» путает своим двойным значением – потеряна или обескуражена. Или имелись в виду оба этих значения сразу?
Техника - 4
Художественность - 3
10. "ГОСПОДА ВРЕМЕНА"
*Так хорошо всё начиналось! Замечательное развёрнутое олицетворение, но почему оно закончилось таким агитпропом? Вспомнился Маяковский, «Окна РОСТА»…По-моему, неудачный финал провалил хорошее стихотворение. Даже если вдуматься в смысл – ну дрогнет Восток, и что, прошедшее станет другим? Что было, то уже никто и ничто не изменит. Добавлю также то, что радикальный антиамериканизм мне глубоко чужд.
*Не понравились оперения, запачканные кровью (не о птицах же речь)
* «Что вас вышибет прочь из вагона» - разве они в одном вагоне сидят? Ранее упоминался целый поезд.
Техника - 4
Художественность - 3
11. "ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО"*
*- Лебединое Озеро (Шванзее) – знаменитое альпийское озеро, вдохновившее П.И.Чайковского на сочинение балета. Озеро имеет вытянутую форму: один его берег пологий, другой очень крутой, почти отвесный – это длинная скала, поросшая лесом. По озеру действительно плавают лебеди.
Очень поэтичная, зримая картина возникает. Акромонограмма, использованная в стихотворении, с одной стороны придаёт богатство звучания, с другой, по идее, должна ограничивать автора. Посмотрим, случилось ли это в данном случае. Мне кажется, что ограничила совсем немножко:
*«Алмаз земных озер/В зеркальность влаги замкнут» - так озеро само собой представляет влагу, а не замкнуто в неё (у меня читается как «окружено ею»).
*«Рыцарь вестей»…- мне этот образ кажется сомнительным.
* Мне кажется, что сведения об акромонограмме можно было бы написать в конце стихотворения, а про озеро либо вообще не писать, либо хотя бы обойтись без звёздочки. Мне кажется, что в стихотворении всё изложено достаточно ясно и не требует пояснений.
Поскольку эти детали мне не кажутся существенными, то
Техника - 5
Художественность - 5
12. "ПРОРОК СЕРЁГА"
*Увлекательное повествование. Характеры убедительны, героям сопереживаешь.
*К форме почти не придерёшься, за исключением последних двух строк. Всё-таки «скручена», а не «скручёна». Последняя строка читается ритмически тяжело, но не понимаю, почему.
*Слово «Бог» принято писать с прописной буквы вне зависимости от степени веры/неверия пишущего, это орфография)
Техника - 5
Художественность - 5
13. "МИР ПОЭТА"
Спасибо автору за великолепную иронию и хорошее настроение! Придраться не к чему, разве что вижу небольшое несоответствие: рыбы пренебрегали обществом поэта, однако сом тёрся усом (одним почему-то).
Техника - 5
Художественность - 5
14. "ЗАЙКА"
Очень сложно сравнивать одно детское стихотворения со всеми остальными недетскими. С одной стороны, в нём всё в порядке, всё на месте. Минус: при чтении вслух трудно понять, кому принадлежат отдельные реплики. Да и, просто читая, дети могли бы испытывать затруднения с этим. Легко составлены фразы, нет неблагозвучия, картинки представимы. Я думаю, лет 40 назад оно мне бы понравилось. Но сейчас я для него слишком взрослая.
Техника - 4
Художественность - 3
15. "НАДПИСЬ НА АСФАЛЬТЕ"
Очень простое, светлое стихотворение, вызывающее в памяти стихи советского периода. Обычно я не люблю грамматические рифмы, особенно глагольные. Но в данном случае они кажется уместными. Простоту ещё больше подчёркивает попарная рифмовка. Минусом стихотворения я считаю отсутствие индивидуально-авторского начала, всё очень традиционно и предсказуемо. «Трепещутся» (в отличие от «трепещут») является словом сниженного, просторечного стиля, поэтому портят окончания. Я бы подобрала другой глагол.
Техника - 4
Художественность - 3
16. "СТРЕЛКИ"
Автор предлагает нам разгадать загадку? Попробую, но не уверена, что получится.
*Что это за стрелки? Если часовые – так они не окрашены. Стрелка компаса красно-синяя, но ведь она одна. Может быть, это стрелки на карте боевых действий? Помню такие из учебников истории. Какими цветами теперь рисуют эти стрелки, не знаю. «А синие, как Вы уже догадались – Аксиньями». Нет, я не догадалась. На основе чего нужно было догадываться? Если оба эти имени значимы, я не поняла значение.
* «Град, ураган и смерч» - ну, явный намёк на войну. Поскольку это не только природные явления, но так называются современные системы залпового огня. Равно как и «Катюши» времён второй мировой. Призыв к миру, что ли? Но какой-то невнятный. «Сегодня уши спасают души» - это амфиболия. Кто из них кого спасает? Наречие «наутро» пишется слитно.
* «Как Kровь и Hебо смогли посметь/забыть, что обе они…» - кровь – женского рода, небо – среднего, а в итоге получаются «обе»?
*Если признаться честно, мне не очень понравилось. Но так редко встречаешь стихи нестандартные, что оригинальность хочется поощрить.
Техника - 4
Художественность - 4
17. "ВОСКРЕСЕНЬЕ"
*В стихотворении обыгрываются значения похожих по звучанию и родственных слов «воскресенье» и «воскресение». Это интересно. Всё остальное – традиционная женская любовная лирика, довольно легко читаемая и, думаю, интересная для тех, кому эта тема актуальна.
*Единое начало в строке может быть очень эффектным приёмом, усиливающим впечатление. Дали ли что-то в этом смысле многочисленные союзы «и», с которых начинаются строки, я не почувствовала. По мне, так нет.
* «Что я решила: тебе приснюсь» - странная мысль с утра, об этом логичнее думать на ночь глядя. Если только негой не находится в другом часовом поясе, но тогда об этом следовало бы упомянуть.
Техника - 4
Художественность - 4
18. "ОЖИДАНИЕ ЗИМЫ"
*Довольно приятное, «настроенческое» стихотворение. Понравился «ветер, отсыревший/
В просторах мирового океана». Это самый яркий и запоминающийся образ.
* «В уютных недрах мягкого дивана». В недрах – это внутри. Думаю, что героиня всё же сидит на поверхности дивана, пусть даже в своей уютной берложке))
* «Клубками намотавшись, дремлют кошки» - фраза непонятна. Кошки мотались, как клубки, обмотались клубками или…?. Если они играли с клубками, наверное, так лучше и сказать «наигравшись», чтобы не было ненужных домыслов.
* «Когда ж она придет уже, каприза?» - в чём заключается капризность зимы? По сюжету - только ноябрь, фактически ещё осень. Зиму даже обвинить нельзя в том, что задержалась.
Техника - 4
Художественность - 4
19. "СПИШЬ…"
Интересное, находки сплошь и рядом. Понравилось: звуки камина, сравниваемые с шуршанием шёлковой материи; сравнение контура плеча с вазой, засыпающие внутренние драконы, дом-яхта…..Респект автору! И форма, и содержание на высоком уровне. Это стихотворение меня «цепляет», волнует, увлекает. Не поняла только «окалину бытия» («Окалина - продукт окисления, образующийся на поверхности раскалённого металла при взаимодействии с воздухом»). Может, «на окраине»? А если слово всё же правильное, значение образа осталось для меня неясным.
Техника - 5
Художественность - 5
Свидетельство о публикации №114120801043
Спасибо большое, Лана!
Попробую пояснить отмеченные "странности" стиха:
*«Алмаз земных озер/В зеркальность влаги замкнут» - так озеро само собой представляет влагу, а не замкнуто в неё (у меня читается как «окружено ею»).
Озеро-то представляет (собой влагу), но, видимо для меня «алмаз озер» - это не само озеро, а нечто «метафизическое» - типа «души озера»)) Вот она-то и замкнута в зеркальность влаги – то есть материализована в озере и им же ограничена.
(Что похоже на «закидоны» - согласна, спорить не буду))
*«Рыцарь вестей»…- мне этот образ кажется сомнительным.
Ну, если есть «Фея Драже», почему не быть «Рыцарю Вестей»?))
* Мне кажется, что сведения об акромонограмме можно было бы написать в конце стихотворения, а про озеро либо вообще не писать, либо хотя бы обойтись без звёздочки. Мне кажется, что в стихотворении всё изложено достаточно ясно и не требует пояснений.
Я побоялась, что повторов, столь важных для меня самой, не будет заметно – видимо, решила подстраховаться… Кстати, одна из авторов конкурса, в целом большая умница, их, как выяснилось, и не заметила – даже после пояснения (решив, что «стих»=»строфа», а не «строчка»)
Когда буду публиковаться, обязательно уберу «звездочку» и постараюсь сократить текст пояснения (фотография дополнит образ, и ничего говорить про берега озера уже не придется)
Еще раз спасибо за интересные замечания!
С уважением,
Марта Журавлева 2 08.12.2014 22:41 Заявить о нарушении
Лана Степанова 09.12.2014 01:05 Заявить о нарушении