Гипотеза о рождении стихотворения
"Создавая лирическое произведение, поэт слышит его внутри себя и облачает в слова только и именно для читателя, для жизни произведения вне самого поэта. Внутри поэта стихотворение звучит без слов, но уже целиком. Лирическое стихотворение парадоксальным образом одновременно рождается частями (назовём их метафорой «телесные слова») и целиком («внутренний образ»). Когда поэт записывает первое слово своего стихотворения, оно уже полностью родилось как звучащий без слов образ. Ощущение внутри себя образа произведения – это процесс на грани бессознательного и сознательного, но в нём доминирует бессознательное. Создание словесной оболочки произведения также происходит на стыке сознательного и бессознательного, но здесь превалирует сознательное".
https://www.facebook.com/elena.seifert.96
Я ответил так:
"Есть, видимо, разные варианты. Одно стихотворение рождается так, другое - иначе.
У меня в основном иначе, нежели Ваша гипотеза. Отталкиваюсь от словосочетания, порой совершенно случайного, если оно кажется удачным. Далее идет работа с инерцией восприятия и инерцией говорения. Для меня очень важно не допустить, чтобы инерция восприятия вела текст "взаправду", мне дороги неожиданные (для меня, а затем для читателя), но убедительные повороты мыслеслова. При этом иногда в игровых целях использую инерцию говорения, как некую "смазку" в движении текста, но только на определенном этапе - и всегда заканчиваю движение по инерции эдакой "обманкой" (в том числе и для себя). Главное, чтобы итог был художественно убедительным. Работа над текстом возобновляется иной раз спустя месяцы или годы."
Елена: "а не представляется ли Вам, что Вы "отталкиваетесь от словосочетания" как раз уже на этапе словесной фиксации? И только об этом этапе здесь рассказываете."
Я: "Думаю, нет. Словосочетание обычно появляется случайно, я не знаю до его появления, что это будет за стихотворение, о чем, какого строя и настроя. Раньше, может быть, у меня было что-то, более близкое Вашей гипотезе. Но сейчас - обычно - совершенно иначе. Есть пара исключений, когда мне нужно было сочинить что-то "на тему". Но это функционально служебные тексты, они как бы не в счет".
.............
Страница Елены на Стихи.ру
http://www.stihi.ru/avtor/helene
Свидетельство о публикации №114120507772
У меня так: приходит "случайная" фраза (как бы не твоя), и пошло-поехало... А куда вывезет - неизвестно. При этом (у меня, по крайней мере) довлеет роль рифмы. В голове, как в компьютере, идёт перебор возможных рифм. В последние годы этот процесс сокращается до секунд, как будто кто-то уже выбрал рифму, моё дело - "встроить" её в строку, проделав движение "с заду наперёд"... Но сделать это профессионально (в высоком понимании). При этом диктатор - звукопись. И здесь ощущение, что это не твоя заслуга. Потому что кончается всё недоумением: надо же? Конечно, потом идёт щлифовка. Сейчас, возвращаясь к старым стихам, многое переделываю. Но изначальная идея, как правило, остаётся.
Вот и возникает вопрос: а где же творчество? МОЁ творчество?
Зинаида Палайя 05.12.2014 20:07 Заявить о нарушении
Одни авторы говорят о власти языка над поэтом (рифмы ведь тоже - подарок языка) как о чем-то неизбежном и даже правильном. Другие говорят, что не надо слишком поддаваться этой власти.
Но в любом случае мы, как правило, творим исходя из материала, который мы создаем не сами. И собственно творчество заключается во взаимодействии с теми возможностями гармонии, которые нам этот материал предлагает. Не подчинении этим возможностям, а именно во взаимодействии с ними - где-то пойти гармонии навстречу, где-то, напротив, наперекор. Выявить гармонию через тоску по ней, через показ её отсутствия - один из возможных путей.
Вообще это философская проблема: насколько творчество людей является отражением объективных сущностей. Тут целый спектр ответов - от платоновской теории "вечных идей" до соллипсизма.
Арабский Алфавит 06.12.2014 00:39 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за ответ.
Зинаида Палайя 12.12.2014 03:23 Заявить о нарушении