турецкий МВД запрещал натурализацию азербайджанцев

Меня как историка в связи с конфликтом в Карабахе интересует вот что. Мы сейчас воспринимаем союз Турции и Азербайджана (одна нация - два государства) как нечто самоочевидное. Но ведь еще несколько поколений назад отношения между турками и азербайджанцами были ужаснейшими. Скажем, в 1930-е турецкий МВД неофициально запрещал натурализацию в Турции всего двух кавказских народов - армян и азербайджанцев. И если с армянами все в общем-то понятно, то запрет на предоставление гражданства азербайджанцам может вызвать у современного читателя вопросы.

Почему так? Чтобы ответить на этот вопрос нам придется вернуться на несколько столетий назад. Кого Османская империя традиционно считала своим главным, экзистенциальным противником? Не австрийцев и не русских, а кызылбашей - правящих Большим Ираном азербайджанцев. Единственные этнические чистки, которые когда-либо проводила Османская монархия были направлены как раз против восточнатолийских шиитских туркоманов - то есть по сути, против азербайджанцев.

Оно и понятно. Государство кызылбашей (которое у нас неверно называют "Персией") было полной противоположностью османского во всех смыслах. Османы сунниты, кызылбаши - шииты. Основа османской армии - вооруженная огнестрельным оружием пехота и артиллерия, кызылбашской - племенная кавалерия. Османы уже году к 1500 представляли собой централизованную бюрократическую монархию, где правили султан и визири, а кызылбаши по факту были племенной демократией. Все важнейшие вопросы от утверждения нового шаха и до объявления войны решались на курултаях - аж до XVIII в.

Суммируя все вышесказанное, азербайджанское государство кызылбашей в гораздо большей степени сохранило черты тюркской племенной демократии, чем Османы, где кочевые традиции умерли уже к XVI в. Символично, например, что такие archrivals как "турецкий" султан Селим и "персидский" шах Исмаил оба были неплохими поэтами. Вот только "турецкий" правитель писал стихи по-персидски, а "иранский" - по-тюркски. Понятно почему - в бюрократической Османской империи статус персидского как языка образованности был чрезвычайно высок, гораздо выше, чем в государстве кызылбашей, где персы занимали положение завоеванного народа и престижным был как раз тюркский.

Неудивительно, что османское государство, которое было полной негацией кызылбашского, воспринимало кызылбашей, а вместе с ними и всех азербайджанцев как главных экзистенциальных врагов. И отзвуки этих представлений дожили аж до XX в., отразившись в секретных инструкциях турецкого МВД, о которых я упоминал в начале.

А дальше произошло вот что. Вражда между турками и азербайджанцами была отчасти враждой религиозной, а отчасти - конкуренцией двух противоположных социополитических моделей. Но советская культурная политика по факту убила шиитские традиции в Азербайджане, так что теперь он представляет собой вполне секулярную страну. И это значит, что старый повод к взаимной ненависти утратил свое значение. Что касается социополитических моделей - на данный момент между Турцией и Азербайджаном нет в этом плане принципиальной разницы, так что и этот фактор больше не играет роли.

Короче говоря, советский секулярный проект парадоксальным образом проложил дорогу турко-азербайджанскому братству. Очевидно, что если бы азербайджанцы в массе своей оставались ярыми шиитами, то настолько тесное сотрудничество с суннитской Турцией было бы невозможно.


Рецензии