Обзор по 3 туру 2014 от Марка Шехтмана

РЕЦЕНЗИИ  НА  СТИХИ,  ОТОБРАННЫЕ  ДЛЯ ШОРТ-ЛИСТА:

"Изба с опалиной"
Тейт Эш http://www.stihi.ru/2014/03/31/11463
Мощные стихи. Бунинское чувство природы, соединённое с трагическим ощущением распада деревенского мира у Валентина Распутина...
Техническая сторона практически безупречна. Отмечу мастерское владение автором самыми разными приёмами и тропами – от метафор и олицетворений до неологизмов и звукописи.


"Назойлива и зла последняя оса"
Сергей Самойленко http://www.stihi.ru/2014/09/27/2600

Превосходное стихотворение! – очень своеобразное, очень личное, очень современное и, как это свойственно современной поэзии, тяготеющей к лексическим сопряжениями самых различных уровней и коннотаций. Примеров много. Приведу лишь один:

Незолотой песок в стекле часов течет,
и осень такова, что негде ставить пробы…

Вместе с тем, стихи ориентированы на русскую классику с её богатством деталей, метафор и ассоциаций, с психологически утончённым узором, с недосказанностью и безоглядностью чувств.
Должен отметить и техническую безукоризненность текста: точно подобранную ритмику, изящество и богатство рифмы, разнообразие и прихотливость синтаксиса – и при этом совершенный звуковой рисунок, позволяющий  легко воспринимать сложный текст.


"Тень отца"
Столетов http://www.stihi.ru/2014/09/27/6011

И снова использую эпитет «Превосходно!» Давно не читал такого блистательного иносказания, такого изящного перифразирования современности – да ещё через Шекспира!
Политической составляющей я не касаюсь и оставляю её на совести автора. Замечу лишь, что феодальную Данию, насколько мне известно, окружали соседи куда более зловещие и агрессивные, чем она сама. А потому вернёмся к поэтике...
Ирония, доходящая до сарказма, великолепное сопряжение шекспировских имён с бодряческой лозунговостью, характерной для периода сталинского культа, блестящая многозначность имени «вертлявого хлопотуна» по имени Полоний – всё интересно, и каждое лыко в строку.
Я прочёл эти стихи на странице автора. 3 довольно поверхностных отзыва... Наверное, нам должно быть стыдно.


"Колыбельная"
Татьяна Лернер (Тали-1) http://www.stihi.ru/2014/02/13/414

Очень хорошо. Прекрасный пример того, что в жанре, который постарше биологического вида «Человек разумный», –  в жанре колыбельной песни – есть неоткрытые доселе возможности и огромные резервы.
 Наверное, нужно отметить прекрасный – одновременно сказочный и правдивый – мир природы, которым автор защищается от «укусов крысиных и подлого слова «любовь». Именно это сочетание в колыбельной двух вселенных поразило меня. Большой смелостью и большим талантом продиктовано это новаторство.


"География"
Геннадий Акимов http://www.stihi.ru/2014/10/05/9953

Очень убедительный сюрреалистический этюд – внутренне уравновешенный, спокойный, как верблюд на привале, чьи хурджины полны ассоциаций с любимыми литературными героями и событиями. Модерн, тяготеющий к классике, – и оттого ещё более абсурдный.
Превосходно!


"Первая осень"
Владимир Сорочкин http://www.stihi.ru/2013/08/21/7345

Замечательные стихи. Автор ни в чём не пытается нас убедить, но осенний видеоряд в его стихах так прихотлив и в то же время так гармоничен, так знаком мне и любому читателю, что с неизбежностью погружаешься уже не в погоду, но в настроение души, в её разговор с миром и с самой собою.
 Следует сказать, что технически стихи сделаны точно, оригинально и экономно и что хотя их лексика богата и прихотлива, она полностью подчинена замыслу.


"Хесус"
Тео Тео http://www.stihi.ru/2013/05/09/3848

Ну вот и притча... Причём, настолько лаконичная и завершённая, что хоть в учебные хрестоматии вставляй! Автор владеет очень важным даром – говорить только самое важное и не говорить ничего из того, что можно не сказать. В его поэзии реализуется известное математическое положение о необходимом и достаточном. Это касается не только сюжета, но и лексики текста.

Должен отметить, что при всех особенностях притчи, она не кажется ни сентиментальной, ни надуманной, ни даже назидательной. Однако исторической точности ради скажу, что один неурожайный год ещё не сулит голода и смертей. Они приходили, когда выпадала пора нескольких неурожайных лет. Так, например, царствование умного и предусмотрительного Бориса Годунова не вынесло последовавших одного за другим четырёх неурожайных лет.

 
"Проблемы коммуникации у китообразных..."
Лёша Исхаков http://www.stihi.ru/2014/09/03/9008

Хорошо.
Автор, несомненно, хотя бы в одной из предыдущих инкарнаций побывал дельфином, и душа его помнит ту жизнь... Стихи легко читать и понимать, хотя речь идёт о вещах весьма чуждых среднему читателю. Не пугают даже «гидродинамика волны», «ультразвук» и «сенсорная тишина». А потом вдруг понимаешь, что между дельфиньим и человечьим много общего – например, желание не остаться одиноким и непонятым, и Исхаков –  человек и дельфин – ухитряется просто и убедительно об этом рассказать.
Но справедливости ради должен заметить, что определение «невнимающий» по отношению к морскому миру меня поставило в тупик: что-то «невнимающий» или кому-то «невнимающий»?...



РЕЦЕНЗИИ  НА  СТИХИ,  НЕ  ВКЛЮЧЁННЫЕ  МНОЮ  В ШОРТ-ЛИСТ:


"Старый фильм"
Александр Спарбер http://www.stihi.ru/2014/02/06/874

Решиться писать – и написать! – стихи на эту тему может только сильный автор и смелый человек.
 Лично мне они очень близки и понятны. Но смущают технически слабые моменты текста:  присутствие рифмоидов рядом с точными рифмами, а местами отсутствие рифмы вообще («легендарный – недавно» - ?), низкий уровень образности, несовпадение логических ударений с ритмическими.


"Не простудилась"
Анна Опарина http://www.stihi.ru/2013/06/09/5941

Безусловно – искренне и горестно. Ничего лишнего или сентиментального. Но ничего и такого, что выделило бы эти стихи из огромного количества текстов, написанных по этому или подобному трагическому поводу.


"осеннее"
Анна Рубинштейн http://www.stihi.ru/2014/08/25/757

Замысел понятен: мы уйдём, но мир останется… Так, у Толстого в «Казаках» Ерошка говорит: «Умрёшь – и трава вырастет…». В поэзии на эту тему гениально высказался Волошин:

Гаснут во времени, тонут в пространстве
Мысли, событья, мечты, корабли...
Я ж уношу в свое странствие станствий
Лучшее из наваждений земли.

Анне Рубигштейн не откажешь в мастерстве и точности образов, но непредвиденного среди них мне так и не удалось дождаться...


"Плач Улицы Маргариток"
Артемона Иллахо http://stihi.ru/2013/11/08/1197

Совершенно солидарен с автором: именно «итд». Причём, продолжительность всего, что входит в «итд», может быть приближена к бесконечности – благо, автор заранее отказался от трудностей с подбором рифмы или отклика на действительно важные моменты нашей непростой жизни.

 
"Прости меня, сестра моя..."
Берта Лучева http://www.stihi.ru/2014/04/08/5779

Я, конечно, могу придумать, за что именно лирическая героиня просит прощения у свой сестры. Среди вариантов: одна сестра умерла, а другая жива; у автора минорное настроение, и минор вдруг перешёл в покаяние; ночь темнее обычной и тп.

При этом ни в одной из версий я не уверен, равно как и в толковании многих строчек и образов. Так, например, мне непонятно, как соотносится тема загара с замечанием «не эро, но всё же», и где ударение в слове «эро», и что это слово вообще означает в данном контексте?  И обо что что кузнечик «бьётся лбом», если он находится в воздухе «и приземляться никуда не хочет»?

 
"Почти был"
Бразервилль http://www.stihi.ru/2014/09/01/6853

Да простит меня автор и его читатели, но это очень манерно. Да, я понимаю сюрреалистические мотивы, положенные в основу изобразительного ряда, но не слишком ли это сюрреалистично: покинуть больничную палату, попасть в «коматозную пустыню», услышать бывшую реку и «ду;ши затонувших прежде гор» – при том, что на тебя смотрят звёзды, больные базедовой болезнью?
 Пир ассоциаций с последующим несварением желудка…


"Кукольное чаепитие"
Дом Астрели http://www.stihi.ru/2014/03/02/8374

Конечно, интересно. Конечно, парадоксально. Конечно, автора не упрекнуть в случайности даже одной буквы, а не то что строки или строфы. Вопрос в другом: поэзия ли это в том классическом и самостоятельном смысле, в каком мы её привыкли понимать? Или это некий текст, чьи смыслы и образы носят прикладной характер, а главное его предназначение – погрузить читателя в некий психоделический транс, дабы, медитируя, он постигал мир уже вне слов и логических понятий?
 Я не специалист по програмированию, но слыхал, что ныне эта дисциплина распалась на ряд профессий и направлений, представители которых уже не способны понимать друг друга. Не произойдёт ли нечто подобное с поэзией, если стихи будут создаваться с ориентацией всего лишь на сто или даже тысячу посвящённых?…


"городской"
Евгений Ивачевский http://www.stihi.ru/2014/10/30/6858

В этих стихах интересны как их образная структура, так и идейный замысел, заключающийся в доказательстве своей аутентичности русскому образцу через

«...Наотмашь по коленям спине голове
короче везде
потом
кулаком
под дых
в печёнку
унизительно пнуть под зад
и обязательно поставить фингал
впредь чтоб не путал своих
узнавал».

К понятию «русскости» меня подвёл весь лексический ряд ряд текста, все речевые обороты и сочетания – от «ништяк», «шаром покати», «под дых» до «поставить фингал» и «у меня всё ништяк».
А теперь вопрос: не слишком ли одиозно здесь выглядят предлагаемые автором действия? И так ли дик и жесток на самом деле русский народ?


"Личность удостоверена"
Евгений Сельц http://www.stihi.ru/2014/09/20/5735

Всё было интересно и многообещающе. Всё чудесно читалось и доставляло удовольствие прихотливостью образов и деталей. Потом нам неожиданно предложили «предаться прошлому // Или предать его». А потом всё вообще кончилось. И даже жутковатое и сомнительное удовольствие  целовать двуличную столичную деву «в оба ее лица» – экая нетрдиционная групповуха! – не отменяет такой бесхозяйственности автора в обращения со стихами.


"И плыл рассвет"
Елена Наильевна http://www.stihi.ru/2014/05/24/5276

У меня сразу возникло 3 вопроса:
 1. Рассвет плыл КАК топлёное молоко или ПО топлёному молоку? – конструкция позволяет двояко понимать написанное;
 2. «Нечестно заходило солнце сзади» –  как понимать «нечестно заходило»?
 3. «Заходило сзади» – это садилось позади субъекта повествования или обходило его с тыла с нескромными намерениями?

Но эти вопросы, равно как и стальные – что такое речная и «горизонтовая» межа, чем измерить тяговое усилие мечты рыбака и каков ОН, «вот этот», обозначенный лишь указательным местоимением, раз лирическая героиня вдруг преисполнилась сомнениями касательно своего чувства к нему? – остаются без ответа. Хотелось бы большей ясности...


"Август"
Ибрагимова Карина http://www.stihi.ru/2014/08/29/9079

Мне очень понравились отдельные строки: «Грёз твоих, август, печален мёд», «Римским железом сотри восход», «Растревожатся нимфы луж»... Однако в единой архитектонике стихотворения связь этих метафор между собой кажется мне искусственной. Весьма проблематичен и смысл последней строфы:

Только лишь рыжая дымка дней
даст нам опомниться
от дождя…
…грёз твоих, август, искать на дне.
Снов твоих, август,
вернуть нельзя.

В целом стихи мне представляются расчитанными на внешний эффект, на то, что читатель попадёт под гипноз парадоксальных метафор и сравнений.


"День соловьиной стужи"
Игорь Брен http://www.stihi.ru/2014/08/16/8750

Мне кажется, что в этих стихах автор захотел отпустить свою душу на волю, но вместо души отпустил на волю некое музыкальное головокружение!
Конечно, это увлекает, как увлекает загадочный сон, но кто возьмётся хоть как-то трактовать  заманчивость полого гранита или корчи крыши, съедающей «сотый последний шаг»? При некотором усилии можно вспомнить раннего Маяковского с его чёрными ладонями сбежавшихся окон и с зовущими лапами платья... Но у Маяковского эти образы включены в структуру, содержащую и менее отвлечённые образы, действительно соответствующие названию стихов: «Ночь». У Брена же такого обобщающего начала, увы, нет.


"Игры в бирюльки"
Николай Лосинский http://www.stihi.ru/2013/02/26/4581

Готический роман с уклоном в физиологию... Причём, автор настолько успешно сделал всё, чтобы чтение текста превратилось в пытку – для этого он и без того сложную строфу разбил по одному ему понятному беспорядку, – что я теряю нить мысли, и лишь глаза порой выхватывают оригинальные сочетания слов: «кондуктора приёмного покоя…», «я тёпл и легкокрыл…», «стекала нить в фигурную бирюльку...» и тд. Но и они не дают ощущения, что это стихи.


"Диаспора листвы..."
Олег Духовный http://www.stihi.ru/2014/10/19/4266

Вообще-то то, что по-русски зовётся «звездой Давида» – это вовсе не звезда. На иврите это называется «маген Давид» – щит Давида, царя и воина. И хотя щит был действительно сделан в форме шестиконечной зведы, он не звезда и не лист. Говорю об этом потому, что плохо представляю себе «парение» щита – изделия мощного и тяжёлого.

Есть и иные вещи, вызывающие недоумение или несогласие. Например:

И ноет, как ушиб,
одна шестая суши
моей души...

Так и хочется спросить: а что в это время делают остальные пять шестых «душевной суши»?


"Печальный оркестр"
Попов Владимир Николаевич http://www.stihi.ru/2013/01/31/5540

Интересные стихи. Интересные, как это ни парадоксально, своей традиционностью. Если бы под ними не было указано, что они написаны в 1977 году, моему восторгу не было бы предела. В наше время ТАК писать способен только очень мощный и самодостаточный талант.
Важно отметить, что смерть здесь – лишь повод для поэта обратиться к традиционной и важной для русского человека мысли о соборности, о единении его души с душой народа. Очень хороши мгновенные и яркие портреты музыкантов траурного оркестра, хотя можно было поискать рифму и получше, чем «баянист – кларнетист»…


"соседи"
Садовник Мэттью http://www.stihi.ru/2014/09/24/959

Стихотворение-ребус. Стихотворение-лабиринт.
Меня в нём отчаянно раздражают вещи, которых я не понимаю: о чьём отчиме здесь идёт речь и что за пасынков он пасёт в долине смерти? Почему «обоих настораживает мекка»? С какой стати яблоко раздора перешло, как в иную веру,  во множественное число и стало называться мичуринским? Что обозначает финал стихотворения? И при всём том есть ощущение, что лабиринт построен с чувством соразмерности и гармонии, и автор где-то хранит его тщательно вычерченную схему. Очень интересные стихи...


"зло"
Сергей Павлов-Павлов http://www.stihi.ru/2011/11/25/8764

Пир изысканных, мастерски высеченных метафор.
Не оставляет ощущение, что сначала автор создал последовательный и логично завершённый сюжет, который затем с грохотом расколотил о каменный пол. Потом он не слишком тщательно собрал осколки и снова примагнитил к основе, не особенно, впрочем, заботясь о порядке и последовательности. Но и в том, что получилось, угадываются глубокие смыслы, ассоциации и отрицания.
 Порой рукописи, уничтоженные полностью или частично, вызывают больший интерес, чем уцелевшие… Думаю, я выразился достаточно ясно.


"цыть"
Сергей Пивовар http://www.stihi.ru/2014/07/02/5040

Мастерски написанные стихи, но в данном случае это не комплимент. У меня возникло ощущение, что такое погружение в стихию архаичной, почти сказовой лексики носит искусственный характер – словно бы дав себе задание написать жалостное стихотворение «из народной жизни», автор точно выполнил его. Мне плохо верится, что Вы, Сергей, в вашей обыденной жизни говорите подобным образом. И поскольку я не могу избавится от этого чувства, то, извините, и всё стихотворение я воспринимаю как подражательное.
Кроме того, мне не очень понятен отказ от знаков препинания и точной рифмы, особенно важной в кольцевой (а-б-б-а) рифмовке. Кстати, имейте в виду, Сергей, что народный – сказовый, раёшный – стих, если он уж рифмован, то тяготеет именно к точной, пусть и простой рифме.


"возвращение"
Юлиус http://www.stihi.ru/2013/01/04/8235

Эти две строфы не дают мне ощущения законченного поэтического текста. Просто две строфы, в которых есть попытки сказать о чём-то оригинально и броско.
Однако это именно попытки. Мне, например, так и не удалось увидеть в птичьей стае хоть какое-то подобие шнуровки футбольного мяча.
Не всё, что уложено в стихотворные строфы, называется стихами.


Рецензии
Марк, спасибо за труд и за Ваш отзыв о моих строчечках.))

Геннадий Акимов   12.12.2014 11:47     Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.