Ложь

Что такое ложь? Неправда. Ложь – понятие настолько неоднозначно многообразное, что пронизывает всё, что составляет мир сей. Ложь –  искусственно, умышленно, специально, нарочно создаваемое то, чего нет на самом деле, с разными целями. Ложь – камуфляж, маска, вывеска, реклама, не сущее, ненатуральное, изобретённое для. Ложь и зло – пересекаются, соприкасаются, соответствуют друг другу, но тождества нет. Ложь можно сначала разделить на две категории: «лжи» и «лже», ложь от слова лживый, лгун, и лжец, ложь с приставкой «лже» - будто бы. А исходя из этого деления, ложь можно подразделить на обман и тайну, враньё и лицедейство, ложь на погибель и ложь во спасение, то есть, ложь - порок и ложь – искусство, в различных проявлениях.  Можно посмотреть на все воплощения лжи и увидеть, что ложь, как и всё остальное на свете может являться как недостатком, так и достоинством  в зависимости от размеров, масштаба, цели и соответствия назначению.
Ложь порочная – лживость, обман, враньё, надувательство, махинация, мошенничество, афёра, шулерство, подделка, подлог, фикция, уловка, увёртка, ухищрение, плутовство, проделка, изворот, лазейка, сокрытие Истины, лукавство с целью обогащения или причинения вреда. Это значит втирать очки, водить за нос, обводить вокруг пальца, морочить, дурить, кружить голову, заговаривать зубы, сбивать с толка, с панталыка, вешать лапшу на уши.  Ложь, как средство создания образа в искусстве, приставка лже – псевдо, как-будто, как бы, примерно, словно, так сказать, точно, якобы, под видом, под личиной, под маской, в роли, под предлогом, под флагом, прикрываясь, драпируясь, облачаясь, облекаясь, воплощаясь.
 Ещё один вид лжи – заблуждение, неточность, ошибка, искажение, неправильность, аномалия, исключение, отклонение от Истины, неумышленное, а по легкомыслию, из упрямства, по незнанию, непониманию, неспособности, то есть результат недостатка в характере личности.  А также ложь – это вздор, бредни, ерунда, бахвальство, болтовня, хвастовство, враки, бездоказательное, необоснованное, беспочвенное, пустое, сплетни, молва, слухи, пустословие, утка, забава, потеха, шалость, праздность, развлечение, времяпровождение, безделье.
Ложь, как бегство – отговорка, увиливание, изворот, отвертеться, улизнуть, юлить, вилять, кривить душой, плести, молоть или шлёпать языком, городить огород,  придавать вид, создавать видимость, увиливать, хитрить, мудрить, философствовать, лукавить.  Ложь, как предлог, повод, причина, способ, сыр в мышеловке.
Ложь, как поклёп, наговор, клевета, напраслина, словоблудие, толочь воду в ступе, лить воду на мельницу, переливать из пустого в порожнее, ложь, как размытая Истина. Ложь, как погоня – приманка, ловушка, капкан, западня, соблазн, искушение, соблазнять,  приводить в замешательство, запугивать,   настигать, преграждать, лукавить,  говорить и действовать не прямо, а в обход, вводить в заблуждение, запутывать, подлавливать. Ложь, как макияж – преувеличение, преуменьшение, приукрашивание, прихорашиваться, камуфляж, вуалирование, декорация, спрятать, слукавить, утаить – и если  сокрыт порок, то это - преступление.
Ложь, как противостояние – уклоняться, избегать, маневрировать, лавировать, отвлекать внимание, фокус, фокусничать, привлекать, тактика, изворотливость, догадливость, лукавство, коварство. Ложь  от непонимания - неверный, превратный, неправильный, заговариваться, перевирать, сморозить. Ложь, как не идеал, несовершенство, уродство, извращение. Лгать – искажать, портить, калечить, увечить.
Ложность – мнимость, кажущность, призрачность. Ложный - неестественный, небывалый, невиданный, необыкновенный, невероятный, нефактический, неконкретный, ненастоящий, а, значит, ненадёжный, непрочный, нетвёрдый, неустойчивый, неосновательный, неистинный, хрупкий, ломкий, рискованный, непонятный, абстрактный, отвлечённый, теоретический, воображаемый, фантастический.  Ложь – притворство, иллюзия, мистификация, выдумка, сочинительство, вымысел, фантазия, намёк, хитрость, играть роль, изображать, перевоплощаться, входить в образ, надевать маску, лицедейство, искусство, зрелище, личина,  роль, занятие, игра, притча, басня, сказка, легенда, мистерия, тайна, мистика, лукавство. Всегда ли нужен запрет на лукавство? Абсолютная бескомпромиссность - крайность, чрезмерность, не Истина, блаженность, как безумие. Сермяжная правда, простонародная, горькая, голая, правда в глаза, прямолинейно, беспристрастно, без колебаний, вопрос ребром, точки над «и», идти напролом, без околичностей, не сгущая краски и не глядя сквозь розовые очки, припирать к стене, напирать, огорошить, обескуражить, разъяснить. Всегда ли оправдана такая прямолинейность?
Лукавить – это и подтрунивать, шутить, улыбаться, подразумевать, намекать. Лукавство – иносказание, скрытый разговор, намёк, тонкость, знак, символ, недомолвка, обиняк, пример, аллегория, образ, издалека, загадочно, не прямо, косвенно, не явно, ассоциативно. Ложь, как средство выражения переносного смысла – притча, басня, афоризм, пословица, прибаутка, шутка, юмор, сатира, эпиграмма, пародия.  Лжец – хитрец, лукавец, плут, бестия, каналья, пройдоха, шельма, лиса, сочинитель, изобретатель, знаток, мастер, ловкий, искусный, искушённый, опытный, способный налаживать, творить, создавать, улаживать, урегулировать, сглаживать, убеждать, уговаривать, поправлять, настаивать, выравнивать, договариваться, примирять, дипломат.
Вряд ли нужна всегда только голая правда, несгибаемая прямота, бескомпромиссность, ходьба напролом. Для того и существует на свете пародокс, два в одном, взаимоисключение (с виду), но при пристальном рассмотрении взаимодополнение, единство противоположностей, где они не противоборствуют. Это минус на плюс, дающий плюс к опыту, знаниям, открытиям и делу. Прямая линия – отсутствие жизни, остановка сердечной деятельности. Прямолинейность хороша в момент Истины, признания, констатирования факта, фиксирования, оглашения, превращения тайного в явное, а до этого существует много действий, дел, поступков и работы как явной, так и тайной, как безопасной, так и опасной, и чтобы не раскрывать карты заранее, не во время, не до срока, и существует иносказание, образ, намёк, игра слов, что преступлением не является, а наоборот выдача тайного бывает предательством. Очень интересно иллюстрирует необходимость, в целях безопасности, благоразумного сокрытия Истины до благоприятной поры, разговор Христа с апостолом Петром в главе 16 Евангелия от Матфея. Иисус спросил учеников, кто я по вашему, как они собираются представлять его народу. И ответил самый искренний и бесхитростный, как младенец, апостол Пётр, названный Симоном: «Ты есть Христос, сын Бога живаго». А Христос ответил ему так: «Блажен же ты, Симон, вар иона (ворона, я думаю). Не я плоть и кровь свою доверил тебе, а Отец мой Небесный. Так я тебе скажу, что ты, еси, Пётр. И на этом камне я воздвигну церковь мою? И врата адовы продолжение ей. И дам тебе ключи от Царствия Небесного? Если свяжешь сам себя на Земле, будешь на небесах. Что сможешь решить (одолеть) на Земле, будет разрешено на небесах». И запретил Иисус ученикам говорить, кто Он такой». В этом разговоре Иисус упомянул ещё и о бессмысленности связывать себя бесполезным обязательством быть непогрешимым, только бескомпромиссным, консервативным, приверженцем неизменяемости, застывшей догмы. Жизнь – энергия, дух, что символизирует вода, река жизни, она течёт, меняется. Время не может стоять на месте, а со временем изменяется жизнь. Застой – болото, загнивание, устаревание, отмирание и возобновление, продолжение, смена обветшавшего новым, восстановление и воспроизведение.  Иисус заповедовал  не давать клятвы и обета, в силу существования обстоятельств неподвластных человеку: на небесах есть Бог, на земле – царь. «Ниже главою твоею клянися, тако не можешь власа единого бела или чёрна сотворити». Ни седина, ни цвет волос от рождения не зависит от воли человека, а зависит от судьбы и наследственности. Существует на свете экстрим, форс-мажор, непреодолимые препятствия, преграда, тормоз, фактическая действительность, то есть Истина, преграждающая путь Истине, ставшая противоборствующей, противоположностью, а, значит,  ложью? Клятва – божба, обет, зарок, стандарт, трафарет, образец, рамки, догма, что не даёт возможности маневра, отступления, тактического лавирования, увиливания, лукавства, поиска ответа на вопрос и спасения. А если возможность непреодолимых условий существует и  клятва может нарушаться невольно, зачем её приносить? Для подтверждения своего желания не изменять Истине? Это говорит о слабости характера и возможности  не устоять и приврать. Честнее стремиться быть правдивым, но хотеть быть безгрешным смешно. Это говорит о фанатизме. Даже Бог поправил Ветхий Завет, чтобы показать, что со временем всё ветшает и подлежит обновлению. Человек, как ни старался бы не совершать ошибки – не получится. Ошибки – это опыт жизни, её постижение, исследование, эксперимент, наука, поиск Истины через исключение одной лжи за другой, жизненный путь. Быть безошибочным и безгрешным, как и абсолютно бесстрастным на Земле живому человеку не дано, что и показал Христос людям своей гибелью. Ведь Он ... ошибся, слепо последовав знаку. Приверженность догме, слепое повиновение высшей воле (и приказу вышестоящего начальства) проявляется у людей в неукоснительном следовании примете, знаку, знамению, воплощается в суеверии (суетной вере). Знак – признак, примета, отличие, метка, клеймо, печать, предзнаменование, предсказание, сигнал, симптом, девиз, лозунг, символ, эмблема, логотип, вензель, герб, марка, этикетка, ярлык, след, отпечаток, оттиск, шрам, рубец, рана, отметина, буква, цифра, шифр, пароль – отзыв, а, значит, диалог. Подать знак – кивнуть, подмигнуть, махнуть (дать маху?), свистнуть, крикнуть, сказать, намекнуть (но не приказать) и получить отзыв, что знак принят. Знак – это и жребий. Всем известен жребий Иисуса Христа. Но Богом  было дано ему предначертание, по воле Божией идти в Иерусалим для встречи с царём, чтобы царь покаялся, крестился и принял, через Христа, Новый Завет Бога Вышнего. А не  поручение принести себя в жертву и погибнуть. О том, что так не должно быть, сказала ему Истина устами чистого, как младенец, любимого Христом ученика Петра. Пётр усомнился в истинности предзнаменования и возразил Христу: «Милосерд , Ты, Господи, не может быть тебе сие, не делай так», значит, не ходи в Иерусалим на верную гибель. Действительно, не верится, что всемогущий Отец  мог отправить сына нарочно на верную смерть. Он мог перед опасным поворотом пути предостеречь любимого сына, что Господь и сделал, дав Христу одновременно знак ехать в Иерусалим, но жребий привязал к ослу. А Христос разгневался на Петра, не прислушался к совету, возмутился, что Пётр посмел  перечить самому Богу: «Иди за мной сатано», соблазняешь Меня, потому что не понимаешь, что Я – сама воля Божия. А Бог, руководя человеком и говоря его устами, всегда оставляет ему свободу воли, разума и выбора. Христу надо было идти в Иерусалим тайно и поговорить с Пилатом с глазу на глаз. И низшие могут помочь высшим понять их ошибки, став проводниками Божией воли. На Бога надейся, а сам не плошай, считайся с обстоятельствами, анализируй обстановку. В своём испытании Христос выбрал самопожертвование, отдав себя в руки врага, порока. Об этом говорят строки 49 псалма: «Сия сотворил еси и умолчах; вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен. Обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя. Разумейте убо сия, забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй. Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое». Великий подвиг, великая жертва, великое страдание, великое учение и великий опыт. Но Христос не внял ученикам, что нужен им и всем людям на Земле живым. Впереди было две тысячи лет, а Он поспешил, поторопился, хотя сам говорил, что пока законность не утвердится по всей Земле,  будет несправедливость: «Не приидох разорити, но исполнити. Аминь, бо глаголю вам, дондеже (пока) приидет небо и земля йота едина или едина черта не приидет от закона, дондеже  всё  будет» (глава 5 Евангелия от Матфея), хотя учил апостолов быть осторожными (глава 10 евангелия от Матфея) если не примут вас, сразу уйдите из этого дома, говорил им, что вы, как овцы посреди волков, «будьте мудры,  как змеи,  и  чутки, как голуби,  внемлите от человеков»,  опасно вам будет до той поры,  пока «Той даст силу и державу людям своим, благословен Бог» (псалом 67). Спаситель учил людей смотреть на всё «светлым оком», видеть в первую очередь доброе значение, не настраивать себя на плохое. А то, что между плохим и хорошим, между «нет» и «да» существует ещё «или», Он понял только на кресте, осознав, что конец Света не неизбежен, и Бог поставил людям через Христа условие: покаяться и стараться не грешить, соблюдая закон после разъяснения. Бог устами Христа предостерегал  и пугал людей страшной гибелью в результате порочной жизни. Милосердный и беспощадный, великодушный и суровый, Он вознаградил Христа великой властью и славой, и наказал за гордость и неосторожность. Христос любил людей больше, чем себя, и всеми силами старался направить их на путь истинный, но неграмотные, невежественные люди не могли оценить его усилий, они не поняли значение его жертвы, что он хочет сделать, как для них лучше. А если великую жертву или усилия и труд человека не оценили, непереносимая обида толкает его на  протест,  возмущение, а аффект, когда можешь предотвратить страшную беду, а тебя не понимают, «море по колено», толкает на  неосмотрительный поступок.  Бог сказал Христу его же устами: «Милости хочу, а не жертвы». Но Христос добросовестно передав слова Бога людям, не включил себя в их число. Любой знак, знамение – рука судьбы. Жребий даёт возможность человеку прекратить сомнения. Как только человек вытащит жребий, ему сразу ясно, что ему хочется делать, а что – нет, не подходит или  рискованно, опасно, страшно. Бог только намекнул, предсказал, предостерёг Премудрость, но Иисус не задумался и не принял решения самостоятельно. А когда почувствовал страх  и  переспросил Бога, Бог ему не ответил,  позволив осушить  чашу, испив до дна. Разум и воля,  душа и страстное желание, вожделение,  даёт возможность жаждать, мечтать, искать, бороться, не сдаваться, хотеть всей душой, горячо, пламенно, творя, создавая и рождая жизнь. Быть неравнодушным, глаголом жечь сердца людей, увлекать, вести за собой, показывать путь, выступать перед народом - предназначение пророков, поэтов и священнослужителей. И примером страстного выступления, обращения к народу, является Нагорная проповедь. Но поэты же лукавят! Сочиняют, фантазируют, выражаются образно, то есть, как бы ... лгут? Ложь стала ложью, став преступлением, когда начала обходить закон, способствовать пороку, помогать сокрытию Истины, противоборствовать добродетели. Но даже здесь, ложь от испуга сказать правду и ложь нарочная, расчётливая и хладнокровная неравнозначны. Как и любое действие,  ложь может совершаться по неосмотрительности, невольно, и по воле и умыслу. И умысел бывает разным, вынужденным обстоятельствами и корыстным. Говоря о взаимосвязи отхода от Истины и корысти, надо сказать ещё об образе Иуды. Иисус так уверенно убеждал учеников, что Его гибель неотвратимая  и радостная неизбежность, что Иуда передал Его в руки стражников без сомнений, что вершит благое дело и его предательство не было бы преступлением, если бы он  не решил на нём подзаработать. Корысть превращает проступок в преступление. О том, что Иуда не ожидал, что передав Иисуса в руки воинов, причинит ему зло, говорит то, что увидев издевательства над Христом, Иуда побежал вернуть сребренники и стал просить отпустить Христа, а когда ему отказали, и он понял, что предал учителя на смерть, швырнул на пол церкви деньги, ушёл и покончил с собой. Он не побоялся просить освободить Христа, в отличие от Петра, который смалодушничал и трижды отказался, что знает Христа. Ложь часто скрывает испуг. Ложь есть неразумная и разумная. Лукавить – хитрить, мудрить. Лукавый – премудрый. Он может приманивать, соблазнять, искушать, ловить, охотиться, промышлять, на виду и украдкой, тайно, намекать, подсказывать,  говорить  иносказательно, передавать тайно, таить, совершать таинство, ради Истины лицедействуя, представляя, играя роли, фантазируя, изобретая, создавая образ, картину, рисунок,  сюжет, произведение, находя прототипы  людей и событий,  описывать, определять, рассказывать, показывать. Что и делают люди искусства. Изобретение  – находка, разгадка, удача, открытие, озарение, откровение.  А ещё, показывать – это раскрывать, изобличать, обличать, разоблачать порок, устанавливая Истину, но и маскировать, скрывать Истину, облекая или облачая ложью, ложью во спасение. «Блажены есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради; Блажены, изгнанные правды ради: тако тех есть Царствие Небесное ». Счастливы, как в раю, добившиеся торжества Истины, ловко и предусмотрительно обеспечившие свою безопасность, но и прямая дорога в Царствие Небесное безумцам, констатирующим факт, среди пойманных на приманку, разъярённых промахом людей. Строки «Евангельских блаженств» (глава 5 Евангелия от Матфея) показывают, что всё на свете может иметь два результата, хороший и плохой, и, глядя на всё светлым оком, нужно надеяться и ждать лучшего, но предусматривая, иметь в виду и нежелательные результаты. Истина великая одна, а вариантов лжи может быть много. Изображение  - это и слепок, фигура, статуя, кумир, и, к сожалению, идол, божок, лукавый. Всё это – воплощения лжи, как части Истины. В обряде богослужения используется такой предмет, как лжица – ложечка, которой причащают вином из потира, чаши. Чаша с вином символизирует знание, учение, завет, а ложечка – порционность, очерёдность, осторожность, ложка за ложкой. Учение – это знание плюс опыт, проба, дозированный приём. А ещё, ложечка символизирует получение знаний через проводника, откровение, вспышку - мелькнула догадка и исчезла. Проводник – проводочек, связь между знанием и учеником. Название ложки – «лжица» упоминается  и в акафисте Божьей Матери Всецарице «лжице златая, исполнь Божественных Таин». Причащение таинствам - наука, урок, который, как и показывал Христос, учителю подобает рассказывать притчами и сказками, чтобы заинтересовать учеников. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Проникновение в тайны, секреты знания -  сбор плодов, одно мгновение и плод – в руках, одно движение ложечки от чаши ко рту. Познание не должно стоять на месте: «Шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (глава 29 Евангелия от Матфея). Языки здесь и приверженцы язычества и просто злые языки. Крестить – означает, язычников, обращать в христианство, а злым языкам, запрещать пачкать Слово и попирать Новый Завет, останавливая их, перечёркивая обветшавшие отношения и привычки. К получению знаний надо быть готовым, иметь необходимую основу, базу, начальное знание для усвоения последующего. Тот, кто не знает таблицы умножения, не поймёт что такое степень и квадратный корень из числа. К уроку готовятся, и это показывает подготовка к причастию, как предварительное чтение молитв, так и предшествующий обряд крещения. И, хотя знание -  вино доброе, приняв экстерном всю чашу, можно и «перебрать лишнего», и – под холодный душ. Качество  полученных знаний подлежит проверке экзаменом. Причастившихся таинствам, Бог подвергает испытаниям, поэтому  узнавать тайны без надобности, из любопытства, не разумно. «Приемы пророка во имя пророче, мзду пророка приимет: и приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведниче приимет. И иже напоит единого от малых сих чашу студены воды, токмо во имя ученика, аминь, глаголю вам, не погубите мзды своей».  (Глава 10 Евангелия от Матфея). Нельзя объять необъятное, но и бояться новых знаний, нестандартных решений, отказа от стереотипов и зависеть от мнения толпы не надо. О том, что на всех не угодишь, и не стоит к этому стремиться, Христос сказал ученикам шуткой: «Пришёл пророк, ни ест, ни пьёт, и говорят: колдун. Пришёл сын человеческий, ест и пьёт, и говорят: вот человек, едок и пьяница, мытарям друг и грешникам, и оправдывайся, Премудрость, перед чадами своими». Так что даже Истине иногда приходится оправдываться. В порядке исключения.


Рецензии