Коммуна ВЧК выдержки
Из воспоминаний моего деда Кроль Николая Лазаревича.
«Свадьбы, Александр Гимно, пир басмачей и т.п.»
***
05 января 1930 года было опубликовано постановление ЦКВКП(б) «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Основными лозунгами стали:
- ликвидация кулачества как класса,
- 25 тысяч коммунистов в село.
Зимой 1930 года, было принято решение о создании на Иссык-Куле коммуны из бывших пограничников, так как других коммунистов в Киргизии практически не было. Политотдел Пржевальской Комендатуры провел «работу», и были отобраны 13 добровольцев (бывших сельских ребят). В начале апреля пограничники демобилизовались и в районе села Тюп (одно из самых больших «русских» сел на Иссык-Куле) им было выделено 300 га.
Конец апреля время сева. Приходилось работать до изнеможения, сеяли, строили новый дом и коровник, а еще надо было пасти скот и нести ночную охрану (боялись басмачей, с которыми были старые счеты, и кулаков). А еще надо было готовить и убирать, стирать и чинить одежду…. , а сев не ждал.
Уже через две недели провели 2-е партсобрание с темой как решать бытовые вопросы и приняли судьбоносное и видимо единственное решение – всем жениться. А что бы было меньше споров, кинули жребий, в каком порядке играть Свадьбы, а играть надо было каждый день (ну через день), времени у них не было, опять же сев… Первым женился Председатель (по правде говоря, у него на примете была невеста), ну а потом по жребию…
В день свадьбы очередного жениха освобождали от всех видов работ, но до конца дня он должен был привезти с собой жену. Парни были молодые, 24-25 лет хорошо по тем временам одетые (военная форма), а гражданская война и басмачи унесли не одну жизнь местных парней. Так что женихи они были «завидные». Сценарий сватовства был прост. «Очередной» коммунар приезжал в «русское» село (были еще и киргизские села) на подводе. Ходил по селу вызывал приглянувшуюся ему девушку к калитке (у некоторых уже были знакомые) тут же делал предложение «руки и сердца», после чего прыгали в подводу и уезжали в коммуну. Там на нарах отгораживались занавеской и начинали семейную жизнь. У родителей девушек согласия не спрашивали, не потому что боялись отказа, а что бы родителей не постигла месть басмачей и кулаков.
Загвоздка вышла, когда пришла пора жениться единственному коммунару-татарину. В те времена вопрос вероисповедания молодоженов стоял на много важнее, чем в наше время. Короче татарину отказали. Но случилось, то, что случилось. Замужние коммунарки провели свое комсомольское собрание, на котором пристыдили «отказчицу», «как ты можешь, комсомолка, а за коммунара не идешь?!» и свадьба состоялась…!
***
Вернувшись из очередной поездки в Пржевальск, Председатель собрал собрание и объявил, о новом декрете Советской Власти, согласно которого все желающие могут поменять старорежимные имена или фамилии. Все дружно посмотрели на Александра Гимно. И предложили ему съездить в Пржевальск. Александр уехал. Уже через день он вернулся и гордо показал новый паспорт, в котором черным по белому было написано Геннадий Гимно…
***
Из комендатуры пришел очередной приказ, выделить трех коммунаров для участия в обезвреживании банды басмачей. Поехали конечно те же Председатель его зам (мой дед) и верный боец Лыско. Коммуна дело добровольное и посылать на операцию рядовых коммунаров считалось не по совести. По словам осведомителей, банда должна была быть на склоне горы. Когда прибыли на место, то выяснилось, что пограничники и добровольческий отряд уже заняли удобную позицию за склоном, а коммунарам вооруженным Дробовиком, гранатой и штыком предложили занять место в тылу. (было всего две Винтовки и их оставили коммуне, так как из сел доходили слухи о готовящееся мести коммунарам со стороны раскулаченных. И это не смотря на то, что сами коммунары в раскулачивании не участвовали, но добраться до них было легче). Ждали подмогу, никто не знал какая численность банды. К полночи коммунарам ждать надоело, еще бы, назавтра надо сеять. Председатель предложил сходить к склону самим, на разведку. Это была не бравада, две предыдущие операции оказались «холостыми», в указанных местах никого не было. На склоне выделялись огромные валуны, образовавшие кольцо диаметров около 10 метров. Когда до валунов оставалось каких-то 6-7 метров, вдруг вскрикнул и юркнул внутрь дремавший часовой. Председатель кинулся за ним. Вокруг костра с чаном, в котором варился шулюм, сидело 13 человек. Не ожидавший такого поворота Председатель кинул в них единственную гранату и попал в чан, раздался звук взрыва, полетели куски бараньего мяса и брызги кипящего бульона. Услышав взрыв, начал стрелять пулемет пограничников. Растерявшиеся басмачи бросились бежать, но двоих коммунары успели скрутить. Пограничники собрали захваченное имущество в том числе 13-ть тяжелых кыргызских шапок, (так и узнали, сколько было басмачей). Коммунарам дали только седла. В приказе об успешной операции, были отмечены только командиры пограничников и добровольческого отряда (представлены к наградам). Узнав об этом, Председатель написал свой рапорт. Был проведен раздельный допрос коммунаров, после чего они были награждены деньгами и наганом. А коммуна получила 15-ть винтовок и два ящика патронов. После чего, коммунары участвовали почти во всех операциях против басмачей. *Справедливости ради, надо отметить, что басмачи в Киргизии, были не те, что в Казахстане и Узбекистане.
***
В семидесятые я часто бывал проездом в Пржевальске и обратил внимание на две детали: бюст Пржевальского и деревянную пушку в музее, табличка над которой гласила, «… из этой пушки киргизы-коммунисты отбивались от белогвардейцев..».
Бюст в профиль удивительно напоминал Сталина, и даже те же усы. Уже много позже я прочитал в одном из журналов, что Пржевальский снимал комнату в доме семьи Джугашвили и уехал то ли перед рождением Иосифа Виссарионовича, то ли сразу после. А потом многие годы помагал семье деньгами. Видимо в благодарность об этом, Сталин не переименовал город Пржевальк (названный в честь царского офицера) и даже носил такие же усы. С пушкой оказалось «веселее». Бабушка рассказала, что коммунистов в Киргизии не было (вернее один был, попал на каргу за воровство и сошелся там с политическими). Из этой пушки «русские» крестьяне отбивались от киргизов во время киргизского бунта в 1915 году. Да и вообще, род Абаевых правил Киргизией 15 веков, до царя, при царе, при коммунистах и даже после них…
Свидетельство о публикации №114112707567