О двуперстии и триперстии

Имеет ли какое значение, каким образом человек крестится? Вряд ли. Один из самых замечательных православных священников, отец Герасим Иванов, почивший около двух лет назад на девяносто пятом году жизни происходил из старообрядческой среды и служил в православном храме, не изменяя своим привычкам и ни в коем случае не смущая своих вполне традиционных прихожан, очень любящих его.
Но спор был, и было наломано немало дров по этому поводу. Вряд ли я скажу что-либо особенно новое в этом споре, но хотелось бы обратить внимание на одну деталь. Ни у кого не вызывает сомнения, что Русь крестилась в Днепре, и, соответственно, Киевские традиции Русского Православия очень и очень важны, ибо не могут не указывать на исконность.
Насколько я знаю историю, сами споры по поводу крестного знамени возникли в России в эпоху царствования Алексия Михайловича Тишайшего. Но к его же царствованию относится и воссоединение Украины с Россией. Само же предшествовавшее этому событию разделение Руси произошло в связи с монгольским нашествием, которое сначала прошло по Залесской Руси через: Рязань — Москву — Владимир — Суздаль — Тверь — Волок Ламский — предместья Новгорода — Козельск; а затем по маршруту: Чернигов — Киев — Галич. Соответственно, во главе обратного собирания земель встали Александр Невский и Даниил Галицкий, причём усердие Александра было определено сугубым тяготением к Православию с категорическим нежеланием принимать помощь от немцев, тогда как Даниил вполне осознано искал поддержки католиков. Во времена же Богдана Хмельницкого воссоединение шло под флагом возвращения в исконную русскость в противовес “католическим недоверкам” (Н.В.Гоголь).
Однако есть такое присловье: “хохол упертый”. Я ни в коем случае не желаю обидеть этим наименованием украинцев, но очень хочу показать способность малороссов отстаивать свои взгляды и хранить традицию. Исходя из этого, я никак не могу представить себе, что житель присоединённых к Московскому Царству южных русских земель взял бы и спокойненько переучился креститься с двуперстия на триперстие. Наоборот, сопротивление реформам патриарха Никона должно было там иметь куда большую силу, чем в Московии. Но там всё прошло тихо и спокойно. А это значит, что переучиваться-то им не пришлось. То есть, потомки крещённых на Днепре русских людей всегда использовали именно этот знак, для осенения себя крестом.
Тогда возникает вопрос: а почему и когда в северной Руси возникло двуперстие. Мне кажется, что это связано с обострённым русским благочестием. Мы знаем, что существуют очень мощные иконографические школы: Новгородская, Псковская, Московская, Тверская, но нет ни Черниговской, ни Киевской, ни Галицкой. Святые, изображаемые на иконах, очень часто благословляют молящегося, и персты их при этом сложены в виде анаграммы: “INCI” — “Иисус Назорей Царь Иудейский”, — в которой указательный и средний пальцы располагаются вместе, а большой касается безымянного, соприкасающегося с мизинцем. Копируя иконографическое изображение, наши предки и изобрели двуперстие. На Украине же меньшая приверженность к иконопочитанию помогла сохранить сложение перстов именно в том виде, который был усвоен от греков.

                25.11.14


Рецензии
Спасибо, о.Алексий!
Не спеша напитался Вашим тонким эссе и не менее светлыми строками отклика Иоты Христолюбова. Открыл для себя Вашу версию одного из истоков "обострённого русского благочестия" через "...мощные иконографические школы"... Теперь иконы и картины "Иллюстрированного Нового Завета" (ISBN: 978-5-373-00593-7, 2012)воспринимаются с большей глубиной...
С теплом сердечным,

Анатолий Евстафьев   04.04.2018 12:53     Заявить о нарушении
Икона - это богословие в красках (Е.Трубецкой).
Всматриваться в них и погружаться в смысл изображённого - великая радост, Дай Вам Бог, Анатолий, подружиться с ними. Вспоминаю фрагмент из фильма Тарковского, когда восхищениённый иностранец (кажется швед) с Великим благоговением разглядывает альбом с иконами и восхищается ими...
Конечно, лучше живьём, конечно, икона по-настоящему живёт в храме, но до великих образцов не всегда есть возможность "дотянуться"...

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   04.04.2018 17:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.