О двуперстии и триперстии
Но спор был, и было наломано немало дров по этому поводу. Вряд ли я скажу что-либо особенно новое в этом споре, но хотелось бы обратить внимание на одну деталь. Ни у кого не вызывает сомнения, что Русь крестилась в Днепре, и, соответственно, Киевские традиции Русского Православия очень и очень важны, ибо не могут не указывать на исконность.
Насколько я знаю историю, сами споры по поводу крестного знамени возникли в России в эпоху царствования Алексия Михайловича Тишайшего. Но к его же царствованию относится и воссоединение Украины с Россией. Само же предшествовавшее этому событию разделение Руси произошло в связи с монгольским нашествием, которое сначала прошло по Залесской Руси через: Рязань — Москву — Владимир — Суздаль — Тверь — Волок Ламский — предместья Новгорода — Козельск; а затем по маршруту: Чернигов — Киев — Галич. Соответственно, во главе обратного собирания земель встали Александр Невский и Даниил Галицкий, причём усердие Александра было определено сугубым тяготением к Православию с категорическим нежеланием принимать помощь от немцев, тогда как Даниил вполне осознано искал поддержки католиков. Во времена же Богдана Хмельницкого воссоединение шло под флагом возвращения в исконную русскость в противовес “католическим недоверкам” (Н.В.Гоголь).
Однако есть такое присловье: “хохол упертый”. Я ни в коем случае не желаю обидеть этим наименованием украинцев, но очень хочу показать способность малороссов отстаивать свои взгляды и хранить традицию. Исходя из этого, я никак не могу представить себе, что житель присоединённых к Московскому Царству южных русских земель взял бы и спокойненько переучился креститься с двуперстия на триперстие. Наоборот, сопротивление реформам патриарха Никона должно было там иметь куда большую силу, чем в Московии. Но там всё прошло тихо и спокойно. А это значит, что переучиваться-то им не пришлось. То есть, потомки крещённых на Днепре русских людей всегда использовали именно этот знак, для осенения себя крестом.
Тогда возникает вопрос: а почему и когда в северной Руси возникло двуперстие. Мне кажется, что это связано с обострённым русским благочестием. Мы знаем, что существуют очень мощные иконографические школы: Новгородская, Псковская, Московская, Тверская, но нет ни Черниговской, ни Киевской, ни Галицкой. Святые, изображаемые на иконах, очень часто благословляют молящегося, и персты их при этом сложены в виде анаграммы: “INCI” — “Иисус Назорей Царь Иудейский”, — в которой указательный и средний пальцы располагаются вместе, а большой касается безымянного, соприкасающегося с мизинцем. Копируя иконографическое изображение, наши предки и изобрели двуперстие. На Украине же меньшая приверженность к иконопочитанию помогла сохранить сложение перстов именно в том виде, который был усвоен от греков.
25.11.14
Свидетельство о публикации №114112507310
Не спеша напитался Вашим тонким эссе и не менее светлыми строками отклика Иоты Христолюбова. Открыл для себя Вашу версию одного из истоков "обострённого русского благочестия" через "...мощные иконографические школы"... Теперь иконы и картины "Иллюстрированного Нового Завета" (ISBN: 978-5-373-00593-7, 2012)воспринимаются с большей глубиной...
С теплом сердечным,
Анатолий Евстафьев 04.04.2018 12:53 Заявить о нарушении
Всматриваться в них и погружаться в смысл изображённого - великая радост, Дай Вам Бог, Анатолий, подружиться с ними. Вспоминаю фрагмент из фильма Тарковского, когда восхищениённый иностранец (кажется швед) с Великим благоговением разглядывает альбом с иконами и восхищается ими...
Конечно, лучше живьём, конечно, икона по-настоящему живёт в храме, но до великих образцов не всегда есть возможность "дотянуться"...
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 04.04.2018 17:26 Заявить о нарушении