А может, было всё не так?

«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
Ибо родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь».
От Луки, гл.2, 10,11


А может, было всё не так? -
звезда по небу не плыла,
не шли за нею три царя
с известьем к Ироду, Христа
ему не выдал Валаам,
и тот детей не истреблял.

А может, было всё не так? –
взошло над древнею землёй 
надежды Солнце и любви –
и послан был бунтарь и маг
Творцом, чтоб властвовать над тьмой   
и скалы розами увить?

А может, было всё не так? -
и по велению толпы
не бог – обычный иудей, 
в людей поверивший чудак,
певец любви и доброты,
погиб, распятый на кресте.               

А может, было всё не так,
и он, в далёкие края
бежал с женою и детьми
и там, решив сомкнуть уста,
своих гонителей таясь,
почил, злосчастием томим.

А может, было всё не так,
как представляли мы себе:
не тот, не там, не в те века,
бог на языческом кресте –
всего лишь хитрость, чтоб попам
прибрать кувшин души к рукам?


Рецензии
В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
производит осаду прилавка
грудой свертков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.

Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы.

И разносчики скромных даров
в транспорт прыгают, ломятся в двери,
исчезают в провалах дворов,
даже зная, что пусто в пещере:
ни животных, ни яслей, ни Той,
над Которою – нимб золотой.

Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства –
основной механизм Рождества.

То и празднуют нынче везде,
что Его приближенье, сдвигая
все столы. Не потребность в звезде
пусть еще, но уж воля благая
в человеках видна издали,
и костры пастухи разожгли.

Валит снег; не дымят, но трубят
трубы кровель. Все лица, как пятна.
Ирод пьет. Бабы прячут ребят.
Кто грядет – никому непонятно:
мы не знаем примет, и сердца
могут вдруг не признать пришлеца.

Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь – звезда.

ИБ

*
Моя любимая теория насчёт Христа - это то, что наш мир устроен механистически и фатально, причины вызывают следствия, в одном конце планеты бабочка взмахнула крыльями, а другом в итоге поднялся ураган. Нет места для свободы человеческой воли, всё предопределено характером личности, средой, действиями в отношение личности, и прошлыми действиями личности предопределены её будущие чувства и действия. Но вдруг возникает в человеке что-то вроде вдохновения, возникает ниоткуда, ничем не предопределённое, и является место для свободы воли и свободного выбора. Говорят, что это действие в Человеке Христа. Желание жить нравственно - это не потребность в звезде пусть ещё, но уж воля благая. Эта нравственная жизнь нужна только ради того, чтобы наконец в твою внутреннюю жизнь вмешался Христос, а без этого нравственность никому не нужна, потому что всё равно это не жизнь, без свободы воли и свободы выбора. "Отложите на миг человеческий суд, распахните сердца на мгновенье" /с/ Если человек действует против принятой в обществе нравственности, но этим открывает людям свободу воли и выбора, этот человек прав. Христос часто действовал против общепринятой нравственности, и говорил, как Меня гнали, так и моих учеников будут гнать, а если их не гонят, значит, они что-то делают неправильно. Фарисеев, пытавшихся установить нравственность как самоцель, Христос называл детьми Дьявола.

Ночью

Стоит на небе месяц, чуть живой,
Средь облаков струящихся и мелких,
И у дворца угрюмый часовой
Глядит, сердясь, на башенные стрелки.

Идет домой неверная жена,
Ее лицо задумчиво и строго,
А верную в тугих объятьях сна
Сжигает негасимая тревога.

Что мне до них? Семь дней тому назад,
Вздохнувши, я прости сказала миру,
Но душно там, и я пробралась в сад
Взглянуть на звезды и потрогать лиру.

Анна Ахматова
*
А может, было всё не так? –
взошло над древнею землёй
надежды Солнце и любви –
и послан был бунтарь и маг
Творцом, чтоб властвовать над тьмой
и скалы розами увить?

Очень может быть.

*
http://poiskm.org/show/филигон-мой-учитель

*
А может, было всё не так,
как представляли мы себе:
не тот, не там, не в те века,
бог на языческом кресте –
всего лишь хитрость, чтоб попам
прибрать кувшин души к рукам?

Да, и это скорее всего.

Агата Кристи 4   02.01.2017 18:18     Заявить о нарушении
У ИБ очень, очень художественно! А в отношении Христа, он ведь почитаем только христианской религией. А Бог один, и не суть, в какую форму люди верят, главные принципы для существования людей и их счастья и благополучия (не материального, конечно, с яхтами, роскошью, дорогими авто на зависть и обжорством...) заложены во всех верованиях, начиная от языческих. Без богова не обойтись, даже коммунисты слепили себе нечто - кодекс коммунизма с партячейками для проработки и идолами навроде языческих, но не богово! - и кранты!

Александр Сергеевич Трофимов   05.01.2017 13:15   Заявить о нарушении
Кураев пишет, что христианство совершенно уникальная и самая хорошая религия. Только в христианстве есть Христос, в котором пополам Бога и человека - такой "мостик" для нас к Богу. Добавлю от себя, что, мне кажется, в определённых трактовках Сатана - то же самое, что Христос. Сатана переводится как Противник, идеальный Противник Бога. Христос тоже идеальный Противник Князя Мира Сего. Дьявол - Клеветник, и в определённой трактовке можно так посмотреть, что, если публиковать материалы, обличающие власть, тебя естественно назовут клеветником. Сатана накормил людей яблоком познания добра и зла, чтобы они были как боги. Христос дал людям причастие, пообещав, что на его последователей будет охотиться весь мир и что человеческая жизнь для людей, ставших его последователями, тут и кончится. Есть такая идея, что Христос приходил не проповедовать. Для проповеди хватило бы обычного пророка. А Христос, вмещавший в себя Бога, насколько позволяла ему человеческая плоть, приходил для того, чтобы провести мистическую /магическую/ работу. Христу имело смысл приходить только для того, чтобы люди, которые пойдут за ним, качественно преобразились и сами стали такими же Сыновьями и Дочерьми Бога. как сам Христос. Опять же см. поеденное яблоко, после которого становятся как боги. И окончание человеческой жизни для тех, кто это яблоко поел.

Агата Кристи 4   07.01.2017 16:22   Заявить о нарушении
Хорошо обратил внимание Антоний со сылкой на отцов Церкви, что на человека влияют три воли: Бога, Дьявола и человека - плоти, личности... То есть в человеке три составляющих, и в своей личной воле он колеблется межу двумя внешними.

Александр Сергеевич Трофимов   09.01.2017 06:19   Заявить о нарушении
Да, любопытно.

Агата Кристи 4   28.03.2019 09:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.