О Сор Хуане

КРУС, ХУАНА ИНЕС ДЕ ЛА (Cruz, Sor Juana In;s de la) (1651–1695), мексиканская поэтесса. Родилась 12 ноября 1651 в поместье Сан-Мигель-де-Непантла близ Мехико. Ее окрестили Хуана Инес де Асбахе (Asbaje), а монашеское имя Сор (Sor – сестра) она получила, приняв постриг в возрасте 17 лет. В три года самостоятельно выучилась читать; в восемь лет написала первые серьезные стихотворения; позже уговаривала родных позволить ей учиться в университете, обряженной в мужскую одежду.

Хотя считается, что Хуана ушла в монахини из-за несчастной любви, сама она объясняла свое решение тем, что в ту эпоху только монастырь мог создать подходящие условия жизни для женщины, склонной к учености. Во всяком случае достоверно известно, что всю свою жизнь она провела в окружении книг и научных приборов, погруженная в религиозные размышления и поэтическое творчество.

Сор Хуана по праву считается первым самобытным американским поэтом. На титуле первоиздания ее стихотворений (Мадрид, 1689) она названа «десятой музой». Наряду с лирикой она создала по меньшей мере две обширные аллегорические поэмы и ряд светских и религиозных драм.


В литературе XVII века Сор Хуана Инес де ла Крус занимает особое место. Поэтесса редкостного дара, современники называли ее «Десятой музой», «Мексиканским Фениксом». Сохраняя кровную связь с испанской традицией Золотого века, колониальное барокко, представленное преимущественно ее именем, сочленяет две взаимосвязанные эстетические системы в едином самобытном культурологическом феномене. Наследуя испанскому барокко, Хуана Инес впитала все его исконные черты. Кеведианский концептизм ощущается в ее концептуальных играх. Ей нравятся поэмы-силлогизмы, которые поднимают вопросы познания. Говоря словами Унамуно, она думает то, что чувствует, и чувствует то, что думает. В трактовке философско-религиозных и моральных тем Сор Хуана приближается к Кеведо, но поэтические школы Возрождения стали источником меланхолии, нежности и прозрачности большинства ее стихов.

Творчество Сор Хуаны уже при ее жизни приобрело исключительное значение для зарождавшейся новой литературы Америки, став свидетельством творческих и духовных возможностей Нового Света. Пафос познания, сопряженный с пессимизмом поражения, крайний интеллектуализм, философичность и вместе с тем духовная наполненность ее произведений, и особенно Первого сновидения, являются необычными чертами не только для литературы Латинской Америки, но и для испанской литературы XVII века. Ее понимание кардинальной проблематики века барокко выходит за пределы испанской литературно-философской традиции XVII века. Попытка познания мира заканчивается трагической неудачей, фактически на этой ноте и оборвалась творческая жизнь поэтессы. Для барочного автора было характерно участвовать в мире своего произведения, которое создается им и создает его. Автор и его персонажи близки, потому что еще не успели разделиться. Поэтому естественно предположить, что траектория пути духовных исканий Сор Хуаны отражена в Первом сновидении. Обретение себя казалось возможным в мистицизме знания. Но крах иллюзий направил ее по другому пути - пути самозабвения и самоотречения. Христианские мистики пишут, что преуспеяние на стези добродетели доставляется исполнением евангельских заповедей в самоотвержении, для них очевидно, что земная ученость, имеющая своим началом падение человечества, не может принимать никакого участия в деле обновления. Незадолго до смерти Сор Хуана распродает все свое имущество, обращая его в милостыню для бедных, оставив для себя из всей своей богатейшей библиотеки лишь Евангелие и несколько наставлений отцов Церкви, и когда в Мексику приходит чума, она возлагает на себя обет молчания и посвящает себя уходу за больными. От этого заболевания вымерло чуть ли не половина всего населения Мехико, болезнь настигла и мать Хуану Инеc. Она добровольно возложила на себя этот крест, уход за больными был равнозначен самоубийству. Незадолго до этого падре Антонио Нуньес сказал о Сор Хуане: «Следовало бы умертвить ее, чтобы она сама себя не умертвила в своем покаянии, не потеряла здоровья и сил, ведь Хуана Инес не бежит, а летит по стезе добродетели».

Использованы фрагменты текста из статьи А.И. Крутицкой и книги Торреса-Риосеко А.
 


Рецензии