Попытка разобраться

                Если Всевышний дал бы нам знать всю истину…
                Д. Джойс «Улисc»
  После недавно прошедшего 10-серийного телевизи-
онного фильма Владимира Бортко по роману Михаила
Булгакова «Мастер и Маргарита» в памяти моей всколых-
нулись воспоминания как минимум двадцатилетней дав-
ности. Приехав на работу в город Липецк по распределе-
нию, я как человек коммуникабельный, ищущий чего-то
необычного, что не укладывается в рамки существующего
миропорядка, и, наверное, чего-то романтического, к тому
же пишущий в эпоху застоя, а значит – «в стол», абсо-
лютно безвестный сочинитель с индивидуалистическими
принципами, начал мало-мальски налаживать контакты.
И вот как-то, прогуливаясь по городу, я обратил внимание
на объявление на дверях Центральной городской библи-
отеки, которая в то время располагалась на периферии.
Объявление было написано от руки и гласило, что моло-
дежный клуб «Диво» такого-то числа во столько-то при-
глашает почитателей творчества Михаила Булгакова.
  «Замечательно!» – подумал я тогда, решив, что это как
раз то, что мне нужно.
  Я читал и «Белую гвардию», и «Собачье сердце», и
закодированный в некотором смысле роман «Мастер и
Маргарита», где несколько аспектов оставались для меня
непонятными либо вызывали противоречивые мысли и
чувства. И я полагал, что на этой встрече в библиотеке не-
пременно, а может быть и в первую очередь, речь пойдет о
романе «Мастер и Маргарита» и будет затеяна дискуссия,
в которой, возможно, обнаружат себя более просвещенные
люди, чем я, и развеют существующие у меня сомнения.
  18 мая 1986 года к 13.00 (точную дату и время я нашел
позже в своей записной книжке) я объявился на пороге
Центральной городской библиотеки. Всех почитателей
Булгакова организаторы встречали вопросами.
  – Правда ли, что рукописи не горят? – спрашивали они
тех, кто явился вовремя.
  Опоздавшим, помимо этого, задавался дополнитель-
ный вопрос:
  – Правда ли, что все люди добрые?
  Цитаты, естественно, были взяты из знаменитого рома-
на «Мастер и Маргарита». Кто читал его, хорошо помнит,
что фраза «Рукописи не горят» принадлежит Воланду, а
фраза «Все люди добрые» – Иешуа.
  Впоследствии, уже за столом, в процессе обсуждения
самого романа мы возвращались к этим вопросам и выска-
зывали свое мнение более подробно.
  Я хоть и не был в числе опоздавших, все же удостоился
обоих вопросов и, кажется, ответил на них однообразно:
«Сомневаюсь».
  Сегодня, по истечении стольких лет, я бы ответил ина-
че и более конкретно: рукописи не горят, пока автор жив и
не желает этого (или желает – сжег же великий Гоголь вто-
рую часть своей блистательной поэмы «Мертвые души»),
и не все люди добрые – тому тысячи, сотни тысяч ужаса-
ющих примеров. Чужие «добрые люди» – иностранцы –
усыновляют наших детей, брошенных «добрыми» мамами
и папами, а потом подвергают насилию этих маленьких
существ, подчас смертельному! «Добрые люди» похищают
наших детей, мальчиков и девочек, и продают педофилам
и сети порноиндустрии. «Добрые люди» за границей дер-
жат в сексуальном рабстве, по некоторым сведениям, око-
ло восьмисот тысяч наших обманутых девушек (речь идет
о девушках, вывезенных с территорий бывших республик
Советского Союза), и именно «добрые люди» не вызволя-
ют их из плена. «Добрые люди», объединенные в секты,
заманивают в свои сети молодых и пожилых людей, детей,
делают их своими рабами, отнимают у них вклады, имуще-
ство, душу, а нередко и жизнь.
  Знаете ли вы, какой главный тезис жизни основателя
секты саентологов Рона Хабарда? «Хочешь заработать денег
– придумай свою религию». Сектантство в мире, в России
в том числе, – опасная деструктивная сила, преследующая
помимо явно корыстной цели и тайную главную – разру-
шить страну изнутри! И семья – его главная мишень. Если
сектантство есть составляющая религии, то мировая рели-
гия действительно «опиум для народа», как это утверждал
проклятый теперь многими вождь мирового пролетариата
Владимир Ленин. Более того, это мафия, со своей очевид-
ной иерархией власти, которая, как и всякая иная власть,
построена преимущественно на насилии и лжи.
  Если религия дает добро, а не отбирает, если пропо-
ведует любовь и сострадание к ближнему и способствует
духовному развитию каждого, а не только провозглашает
это, если служит созиданию, а не разрушению, то только
тогда она может считаться частью мировой культуры и
только в этом случае я ее не отвергаю и признаю.
«Добрые люди» щедро распространяют среди нашей
молодежи – в ночных клубах, в подворотнях и т.д. экстези,
героин и прочую «дурь».
  «Добрые люди» – «черные» риэлторы и оборотни в
мантиях и погонах – путем обмана и мошеннических ком-
бинаций ловко и безжалостно отбирают у людей, пользу-
ясь их слабостями и доверчивостью, квартиры, выбрасы-
вают их на улицу, создавая тем самым совершенно новый
социум под названием «бомжи» – этаких изгоев эпохи ры-
ночных отношений, до которых, по большому счету, нико-
му нет дела.
  «Добрые люди» глумятся над людьми другой расы,
убивая их в метро, в электричках, совершают насилие на
улицах.
  «Добрые люди», так называемые «кидалы», вымани-
вают у населения деньги, щедро обещая баснословную
прибыль. А когда их еще поддерживают сверху – отчего
не развести доверчивый народ?! Современные основате-
ли финансовых пирамид – великие комбинаторы – Остап
Бендер отдыхает! О Мавроди не слышали? Он столько раз
демонстрировал свои подмышки с экранов… А мошенни-
ки-застройщики, оставившие тысячи людей без денег и
жилья?!
  От «добрых людей» – никчемных родителей, извер-
гов, пьяных дебоширов – убегают родные дети в никуда,
образуя уже другой вид социума – батальоны неприкаян-
ных беспризорников, которые рано или поздно становят-
ся добычей криминальных структур, тех же педофилов и
сутенеров. Загляните на вокзалы или в интернаты по всей
стране – и вы увидите! Спросите у судей, скольких отцов и
матерей ежегодно лишают родительских прав?! Как утвер-
ждают сведущие люди, в России – шесть миллионов бес-
призорников, что является весьма иллюстративным сви-
детельством кризиса семьи, шесть миллионов бесплодных
пар и столько же наркоманов – получается три шестерки,
сатанинская цифирь, однако 666. К чему бы это?
  «Добрые люди» – мошенники, шулеры, рэкетиры,
воры в законе, воры-министры, воры-градоначальники,
воры-депутаты, киллеры, откровенные бандиты, «срубив-
шие» на руинах советской власти огромный капитал, лихо
нырнули в пространство обезумевшей демократии, переи-
менованной власти и продолжают строить понятный толь-
ко им, удобный и комфортный только для них капитали-
стический мир…
  В тот майский день 1986 года в Центральной библио-
теке не все пришедшие уместились за столом, на котором
стояла табличка с надписью: «Зона свободного общения»
(на волне объявленной гласности новым генсеком ЦК
КПСС Михаилом Горбачевым). Ведущая – высокая улыб-
чивая девушка в очках с толстыми линзами, поблагодарив
всех неравнодушных к творчеству выдающегося писателя,
коротко рассказала о важных моментах его биографии.
Будучи земским врачом, Булгаков к тридцати годам окон-
чательно понял, что его призвание – литература, а не вра-
чевание, а его главный «последний закатный роман», как
он сам назвал в письме к жене свое творение «Мастер и
Маргарита», так и не был опубликован при жизни.
  – Не издаваться своевременно – для писателя гибель, –
заключила ведущая и предложила перейти к обсуждению:
– Но даже «Белая гвардия», роман-эпос о братьях Турби-
ных оказался не в струе тогдашней литературы. Сам факт,
что роман о белогвардейцах, был принят критикой и ши-
рокой общественностью враждебно. Его обвиняли, вешали
ярлыки.
  Затем она привела цитату из письма Булгакова Ио-
сифу Сталину от 28 марта 1930 года, опубликованного в
девятом номере журнала «Вопросы литературы» за 1966
год: «…Я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей ли-
тературной работы 301 отзыв обо мне. Из них похвальных
было 3, враждебно-ругательных 298».
  Обсуждение длилось долго.
  «У Булгакова совершенно особый стиль…»
  «Не надо делать из Булгакова икону, литературного
идола…»
  Кто-то высказал мнение о том, что Булгаков похож на
Иеронима Босха, и его роман «Мастер и Маргарита» так же
трудно расшифровать, как и «Сад земных наслаждений»
выдающегося голландского живописца средневековья…

  «– И, наконец, грязный предатель Иуда – все они до-
брые люди?
  – Да, – ответил арестант.
  – И настанет царство истины?
  – Настанет, игемон, – убежденно ответил Иешуа.
  – Оно никогда не настанет! – вдруг закричал Пилат та-
ким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся…»

  Так что есть истина и, наступит ли царство истины ког-
да-нибудь?
  «In vino veritas!» Может, действительно «истина – в
вине», и состояние общества тому свидетельство? А цар-
ство истины – это общность открытых людей, где нет места
лжи, подлости и прочим мерзостям человеческой натуры?
Но реальность такова, что мы все пребываем в совершенно
ином царстве, где подавляющее большинство друг к другу
равнодушно, нетерпимо и – явно ли, тайно ли – враждебно
(мысль не претендует на первичность – об этом говорил
поэт Александр Блок, а до него, наверное, еще кто-нибудь).
  И все же действительно ли все люди добрые, или это
всего лишь бред заблудшего богочеловека? Мне кажется,
религиозные «заморочки» имеют место быть в художе-
ственной литературе как предмет для размышления, но
совершенно очевидно, что они не имеют ничего общего
с реальностью, противоречат ей и даже вредят обществу.
Впрочем, при этом я исключаю столпов религии и их хра-
мы, где люди по доброй воле причащаются и молятся сво-
ему Богу, исповедуются перед ним…
  Но было бы кощунством отрицать доброту как мотива-
цию вообще – я говорю лишь о том, что не правда, будто
все люди добрые. Разве не злодеи убили протоиерея Алек-
сандра Меня? Нет? Добрые люди? Если бы на самом деле
все были добрыми, то не было бы ни преступлений, ни
пенитенциарных учреждений (тюрем, колоний), и люди
умирали бы только естественной смертью, от тяжких фи-
зических и душевных недугов, рост которых, кстати ска-
зать, находится в прямой зависимости от дефицита добра
и избытка зла в мире.
  Разве прошедшие и настоящие войны не лучшее тому
доказательство?

  «– …В числе прочего я говорил, – рассказывал арестант,
– что всякая власть является насилием над людьми и что
настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни ка-
кой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины
и справедливости, где вообще не будет надобна никакая
власть…»

  И эта мысль Иешуа по прозвищу Га-Ноцри является
утопической, хотя не лишена актуальности в своей первой
части – власть всякая действительно является насилием
над людьми. Однако только представить себе страшно со-
общество людей без власти!
  Торжество хаоса и злодейства. Иное насилие, иное раб-
ство! Оно еще хуже, чем присутствие власти.
  Пожалуй, исчерпывающе точен был в этой связи Ни-
колай Бердяев, который писал: «Государство нужно не для
того, чтобы земную жизнь превратить в рай, а для того,
чтобы не допустить в ней ада».
  А пока… Люди убивают людей, безжалостно и нещад-
но уничтожают друг друга. Каждый день в разных уголках
мира, в том числе и в России, совершаются чудовищные
преступления, убийства – мотивированно и немотивиро-
ванно. С 90-х годов двадцатого века в России начался кри-
минальный террор. В целом в год насильственной смертью
от разбойных нападений погибает около двухсот тысяч че-
ловек.
  На земле много зла, и оно множится. Нечисть – сор
земли, но кто засоряет нашу землю, кто и что способствует
этому? Генетические мутации в результате злоупотребле-
ния – заметьте: зло-употребления! – спиртными напитка-
ми, суррогатами, наркотиками, а также токсикомании и
влияния вредных экологических факторов!
  Где истоки зла? Только ли в самом человеке? В несо-
вершенстве самой природы человека, социальной среды,
Уголовного кодекса, в отмене смертной казни, в ожирении
демократии, в попустительстве? В чем? А может, кому-то
это выгодно, чтобы было так, а не иначе?
  «Я не могу любить людей…» Это строка из стихотворе-
ния «Мой лес вечерний» Бориса Чичибабина. Если поэты,
люди с тонкой душевной организацией, обостренным чув-
ством восприятия мира, стали так писать – значит, положе-
ние в обществе катастрофическое, и нужны Воланды, при-
шествие Воландов для обличения и наказания зла, нечисти.

              Так кто же ты, наконец?
              Я часть той силы,
              что вечно хочет зла
              и вечно совершает благо…
                Мефистофель (Гете «Фауст»)

  Человечество меняется, оно умнеет, да, но из года в год,
из века в век хиреет душевно. Несмотря на высокие техно-
логии и инновации, оно на грани гибели, самоуничтоже-
ния, словно кем-то запрограммировано на это.
  Наши природные ресурсы – нефть, газ, алмазы, лес –
разворовывают свои и чужие. Взамен – могильники ядер-
ных отходов! Естественно, счета в надежных швейцарских
банках, чего уж там – фарисеи за валюту продадут и Ро-
дину, и мать родную! Умертвим живую землю, плодонося-
щую, златоносную. Оставим грядущим поколениям смрад
и нечистоты. Армагеддон!
  Тирания воров. Тирания бесов. И лжепатриотов. Прав
был классик: «Патриотизм – последнее пристанище под-
лецов!» Они одурачивают народ – свой народ, который на
самом деле не любят и который презирают.
  В одном из своих произведений Милорад Павич писал:
«А что касается любви к отечеству < … > все – для народа,
ничего вместе с народом». Хотя речь идет о другой эпохе
и чужой стране, эта мысль не теряет своей временной и
пространственной актуальности и является лекалом для
любой общественно-политической формации, для любой
системы. Ибо к массам во все времена относились как к
шлюхе – их спаивали, провоцировали, подкупали, что на-
зывается, за три копейки для достижения собственных це-
лей, ради собственного успеха и благополучия, при этом
бессовестно выдвигая совершенно лживые и неосуществи-
мые лозунги. Массы подставляют, массами манипулиру-
ют, потому что массы обезличены, живут в страхе, кото-
рый стал частью их существа. Массы – марионетки в руках
лжепатриотов-кукловодов.
  Наверху к сладкой жизни привыкают легко, как внизу
к смирению, ибо смирение – суть равнодушия и разобщен-
ности, непреходящей инертности. «Русский человек не
может и не хочет жить хорошо!» – так сокрушался другой
земский врач, Антон Чехов. И не без основания. Но по-
чему? Не потому ли, что ленив и непредприимчив? Или
водка – дешевая, доступная, а плоть так восприимчива к
ней: выпил – и попал «в царство истины»? Кто знает, кто
знает…
  В СССР деньги от продажи алкогольной продукции со-
ставляли весомую часть бюджета. Боюсь, что положение
не изменилось и теперь, тем более что спиртного стало го-
раздо больше, и самого разнообразного, создан рекламный
бизнес. И пока не появится новая доктрина, народ будет
«закладывать за рюмку свои штаны», как писал Сергей
Есенин.
  Меченый, как в народе прозвали за родинку на голове
первого и последнего президента Советского Союза Миха-
ила Горбачева, в свое время попытался указом, совершенно
бездарным и негуманным, надо сказать, изменить ситуа-
цию в стране в борьбе с алкоголизмом и дал команду вы-
корчевать вековые виноградники! Но получил совершен-
но противоположный результат! Люди не просто перешли
на самогон, а стали употреблять все, что хоть сколько-ни-
будь содержит спирт, – от одеколона до стеклоочистителя
и антифриза. И как итог – сотни и тысячи отравленных и
умерших (в тот период хирургические отделения больниц
были переполнены больными с панкреонекрозами).
  Не оттого ли сегодня мы получили поколение токси-
команов, «нюхачей», засовывающих свои юные мордашки
в целлофановый пакет с клеем «Момент», чтобы одурма-
нить себя, впасть в кратковременную эйфорию и забыть
хоть ненадолго атмосферу нелюбви и равнодушия близ-
ких и окружающих, атмосферу пьяного дебоша взрослых,
беспечных родителей, которым абсолютно нет дела до сво-
их чад.
  Читая тот преступный горбачевский указ, я не раз
вспоминал советский фильм «Отец солдата», уже давно
забытый коммерческим кинопрокатом, – замечательный,
однако, фильм о второй мировой войне, с выдающимся
грузинским актером Серго Закариадзе. Там есть эпизод,
где наш танкист жестоко давит мощными железными гу-
сеницами чудесные виноградники, а старый воин – отец
солдата (его-то как раз играет грузинский актер) грудью
становится перед зловещей машиной, мужественно пре-
граждая путь танкисту-вандалу, который в запале военно-
го времени и по недомыслию крушит все на своем пути,
разрушая некое таинство между человеком и природой.
  Ведь на самом деле вопрос не в том, чтобы запретить че-
ловеку пить, а в том, чтобы соблюсти меру, воспитать куль-
туру потребления. Выкорчевывать виноградники – такой
же вандализм, как и потрошить могилы!
  К сожалению, культура в широком смысле слова нахо-
дится в состоянии окоченения, и пока по каналам ТВ будет
продолжаться вакханалия насилия с натуралистическими
сценами убийства людей, общество обречено, оно будет
ожесточаться и деградировать и дальше.
  Число совершаемых убийств за год в мире и в России
– «добрыми людьми», не так ли? – наводит ужас и содро-
гание. Это понимают даже некоторые антигерои. «Мы
живем в примитивное время… не дикое, не мудрое… когда
принимают полумеры… вот его проклятие. В любом разум-
ном обществе меня бы давно убили…» – сокрушается Ган-
нибал Лектер – окружной доктор-людоед и маньяк-убийца
из одноименного фильма (его играет Энтони Хопкинс),
сидя в одиночной камере за свои злодеяния и продолжая
совершать их уже руками своего «поклонника» и последо-
вателя…
  Неужели кто-то думает, что веселая компания из-
вестных людей, собравшихся за накрытым столом (за
бюджетные деньги, не в складчину же!) и потягивающих
пиво, хохмя и травя анекдоты с экрана, сможет повлиять
на культуру благотворно, поднять ее на другой уровень?
Не заблуждение ли это, господа хорошие? Да, народ тоже
любит анекдоты – и слушать, и сочинять, но кто сказал,
что именно ваши байки интересны народу, а не Гоголя, к
примеру? И для сбережения и процветания народа нужны
достойные зарплаты и пенсии, доступное жилье и креди-
ты, хорошие дороги и экология, качественные продукты
питания и лекарства, а не отмена ГОСТа и ввоз трансген-
ных или нашпигованных роктопамином и прочей дрянью
продуктов питания бог весть откуда.
  Нужна совершенно иная культурная, образовательная
и экономическая доктрина, где первым и главным пун-
ктом должна стать истинная любовь к человеку, а не ее
декларация.
 Так что же есть Истина? Может, любовь к человеку и
есть Истина?
  Но пока лихие шоумены и паяцы от культуры и обра-
зования правят бал, занимая при этом министерские крес-
ла, пока они будут продолжать кастрировать литературу в
школьных программах, наша культура еще долго не смо-
жет возродиться, а всем нам грозит тотальное вырождение.
И царство истины – всеобщей любви? – никогда не насту-
пит. И по-прежнему будут актуальны слова, написанные
поэтом Борисом Чичибабиным еще в прошлом веке:
               
                Не созерцатель, не злодей,
                Не нехристь все же –
                Я не могу любить людей,
                Прости мне, Боже.

                Припав к незримому плечу
                Ночами злыми,
                Ничем на свете не хочу
                Делиться с ними.

                Гордыни нет в моих словах –
                Какая гордость?
                Лишь одиночество и страх,
                Под ними горблюсь.

                Душа с землей свое родство
                Забыть готова,
                Затем что нету ничего
                На ней святого.

                Как мало в жизни светлых дней,
                как черных много!
                Я не могу любить людей,
                Распявших бога…
   
Февраль 2006


Рецензии
Замечательно, Садык!

Виктор Кузовлев   19.11.2014 18:27     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове,Виктор. Больно за нашу Россию...

Садык Махмудов   20.11.2014 17:29   Заявить о нарушении