Эпитафия романтизму, или Не дарите даме камелий! 2
«которая визитом этим осталась весьма недовольна, как по причине весьма неопрятного одеяния, в котором Дюма к ней приезжал, так и по причине неприличных выражений его, употреблённых им в разговоре с нею. Вообще Дюма в Казани не произвёл никакого хорошего впечатления. Многие принимали его за шута по его одеянию, видевшие же его в обществе –– нашли его манеры и суждения общественные вовсе не соответствующими его таланту писателя»,
сообщает генерал-лейтенант Львов, начальник 7 округа корпуса жандармов.
Это один из настоящих хозяев Казани, лично с гостем не общался. Уж не подумал ли нахальный турист, что институт благородных девиц есть бордель? Очень похоже, знаете ли. Ни у губернатора, ни у предводителя дворянства он не был, побрезговал. В своей книге «В России» Дюма пишет, что в Саратове, едва он случайно переступил порог соотечественницы, содержательницы модного магазина, как «к нему явились князь и полицмейстер с приглашениями на обеды, с подарками». У того же Львова читаем:
«...и вскоре отправился в Саратов, куда прибыл 8-го числа сего месяца, потребовал извозчика, поехавши с ним по городу, расспрашивал у него –– не живёт ли кто в Саратове из французов, и когда узнал о проживании там француза Сервье, торгующего дамскими уборами, отправился к нему в магазин, куда вскоре приехал саратовский полицмейстер майор Позняк и пробыл тут, пока Дюма пил кофе и ел приготовленную для него рыбу, а в 8 часов вечера г. Дюма возвратился обратно на пароход.
Ну, как же «случайно переступил»? И уж не сообщил ли сам Сервье полицмейстеру, отчего он так скоро явился? Понятно, как «рад» был хозяин гостю...
На другой день в 10 часов утра были у Дюма на пароходе чиновник, состоящий при саратовском губернаторе, князь Лобанов-Ростовский и полицмейстер Позняк, с которым Дюма, ездя по Саратову, заезжал к фотографу, снял там с себя портрет и подарил его Позняку и потом отправился обедать к нему; тут же были: председатель Саратовской казённой палаты статский советник Ган, полковник, служащий в 7 округе путей сообщения Терме и князь Лобанов-Ростовский... Разговор г. Дюма вёл самый скромный и заключался большей частью в расспрашивании о саратовской торговле, рыбном богатстве реки Волги и разной промышленности саратовских купцов и тому подобном».
Из Астрахани Львов получил краткий, но точный рассказ о пребывании там шумного туриста, который уместился на паре страниц, вместо десятков, вышедших затем во Франции. Наиболее колоритны в рапорте полковника Сиверикова следующие моменты:
«Как при прежних посещениях иностранцами г. Астрахани, так в особенности и при этом случае управляющей губернией г. статский советник Струве старался оказываемым вниманием привлечь этого иностранца к себе для удобнейшего за действиями его надзора и во избежание излишнего и может быть неуместного столкновения с другими лицами или жителями: ежели и случалось, что г. Дюма бывал в другом обществе, то никогда иначе как в сопровождении особого от управляющего губернией чиновника или полиции, и всё это устраивалось весьма благовидно под видом гостеприимства и оказываемого внимания. Во время нахождения Дюма в Астрахани, он вёл себя тихо и прилично, но заметно разговоры его клонились к хитрому разведыванию расположения умов по вопросу об улучшении крестьянского быта и том значении, какое могли бы приобрести раскольнические секты в случае внутреннего волнения в России».
Я же говорю, экспорт революции...Правда, из сект его смогли заинтересовать лишь скопцы, но они ему не понравились...Приводит Дурылин в своём исследовании даже такие мемуары русских знакомцев Дюма, которые остались неизвестны его биографам. Возьмём один из отрывков:
Вечером нас пригласили к одному из зажиточных шемахинских мусульман, Нахмуд-беку, только что отстроившему дом в восточном вкусе. Пестрота обстановки, узорчатые стены и зеркальный потолок произвели эффект. Мы вошли в залу, убранную совершенно в восточном вкусе. Дюма с компанией, прохлаждаясь фруктами, курил кальян; сцена была из любой восточной кофейни с примесью нескольких человек из русских чиновников, приглашённых к Нахмуд-беку. Автор «Монте-Кристо», восхищаясь красотою и пестротою отделки дома, справедливо заметил, что в нём весьма некстати были налеплены и развешены на расписанных стенах лубочные картинки, изображавшие события персидской и турецкой войны времён Паскевича и Дибича, идиллические сцены с амурами и пастушками, которыми приличнее было украсить какую-либо харчевню, чем стены великолепного дома.
Может, и справедливо заметил, но вот рад ли этому замечанию был хозяин?
Здесь мы много говорили о судьбах Востока, коснеющего в невежестве, несмотря на то, что он довольно уже сблизился с Европою, о Ламартине, о Франции в особенности. «Быть передовым народом, создавать идеи для того, чтобы ими пользовалось человечество и пробуждалось к умственной и политической деятельности, –– вот назначение Франции», –– сказал Дюма, оканчивая свою беседу.
Короче, баламутить и всем мешать.
На последовавшем затем персидском вечере, «увлечённый прелестями Нисы (танцовщицы)», Дюма после второго блюда встал из-за стола, подошёл к ней, приподнял покрывало и поцеловал её в пояс.
Кто не знает, такой поступок в этой ментальности приравнивается к публичному половому акту.
Публика, в особенности почтенные гости из местных мусульман, сидевшие за столом, с удивлением смотрели на Дюма.
–– Извините, господа: смелость везде и во всём –– это преимущество, свойственное только французам, –– проговорил Дюма, сознавая нецеремонность своего обращения с публикой.
«Аллах! Чего ж ожидать от простых гяуров, когда в учёных так мало совести», –– перешёптывались между собой мусульмане, покачивая головой.
Ужин кончился довольно скоро; гости Нахмуд-бека начали расходиться.
Теперь про бурные кавказские приключения, читаем у Дюма: «Мы перерезали территорию Шамиля и дважды имели случай обменяться ружейными выстрелами со знаменитым предводителем мюридов. С нашей стороны убиты три татарина и один казак, а с его стороны пятнадцать черкесов, с которых только сняли оружие и подобрали трупы в яму.
А теперь свидетельство знатока Кавказа, бывшего ко всему прочему и собственником уже процитированных строк, В. Д. Карганова:
«В то время Нижегородским драгунским полком командовал кн. А. М. Дондуков-Корсаков, который –– как он сам рассказывал –– радушно принял, на своём бивуаке Терской области, знаменитого писателя. После ряда угощений и попоек (о них Дюма подробно рассказывает в главе «Нижегородские драгуны»)
я же уже отмечала, нажраться и напиться есть высшая ценность для этой знаменитости
, он, с небольшим отрядом, выехал провожать на несколько вёрст своих гостей, т.е. группу путешественников, среди которых был Дюма. У первой опушки леса князю пришла мысль позабавиться симуляцией нападения горцев, для чего было послано несколько солдат-драгун в лес разыграть стычку с воображаемым Шамилём.
Нечасто, видать, реальные стычки бывали…Уж не выдумка ли сам Шамиль?
После перестрелки романисту рассказали разные небылицы о сражении в лесу и, в подтверждение, показали ему какие-то лохмотья, обмоченные в крови барана, заколотого к обеду».
Вот такая вот достоверность корреспонденции для читателей «Монте-Кристо», чем больше врём, тем лучше. Этот же автор по поводу хранившегося у него письма Дюма к Жозефу Мери, где говорится про дикий, невежественный гиперболизм Дюма, описывающего прелести Кавказа, сообщает более интересные вещи: «Длина труб в нефтяных колодцах редко превышает, даже в начале xx в., один километр, во времена же пребывания Дюма в Баку длина эта не превышала одной десятой километра, тогда как он пишет о 5000 лье –– 25 000 километров, видимо, не зная, что весь диаметр земного шара –– 12 000 километров». Может, с пьяных глаз привиделось? Или думает, что дуры-читательницы тоже считать не умеют?
И ещё одно наглое, бесстыжее враньё. В своём «Кавказе» наш горе-турист заявляет про Лермонтова: «Я первый познакомил этого гениального человека с моими соотечественниками во Франции». Хотя первый перевод «Героя нашего времени» появился в парижских газетах аж 16 лет назад, после которого было ещё два издания как этого романа, так и некоторых стихов Лермонтова. Ни в грош не ставя живых, матёрый сатанист ещё меньше уважает мёртвых.
Свидетельство о публикации №114111704422