Осень в галерее Хазинэ

Вслед за шумными, знаковыми и - спорными  выставками «ИДЕЛЬ–АРТ» и «Красные Ворота»  в Хазине  открылись персональные выставки Ильгизара Самакаева  и Ильнура Серазиева. А 16 ноября – подоспела юбилейная выставка Ильдара Зарипова  (15.11.1939 – 14.06.2012) - Народного художника России, лауреата Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая. Более тысячи полотен Ильдара Зарипова хранятся в различных музейных  и частных коллекциях России, Европы, США. Картины, памятные еще с детства.
И вот три таких разных мастера - в одном пространстве.
У каждого из них – свой почерк, они представители разных живописных традиций. И тем интереснее их диалог.  Что же объединяет этих трех, таких непохожих, художников? Любовь  к малой родине, к ее одушевленному лику. Представители разных поколений, они по-своему выразили дух времени, в которое им выпало работать. Все трое прошли обучение в стенах Казанского художественного училища им. Н.Фешина, все трое - выходцы Московского Суриковского института, закончив который – вернулись в родной город. Больше того, Ильдар Зарипов и Ильгизар Самакаев учились у одного педагога - академика Д. К. Мочальского.  И еще одна особенность – каждый из них, пройдя школу реализма, вышел за ее пределы, по-своему синтезировав полученные навыки, и претворил их в нечто свое, не оставаясь в пределах  иллюзорной натуралистичности.
Открытие выставки Ильнура  Серазиева – событие ожидаемое, собравшее большую аудиторию профессионалов, студентов, ценителей. И как  и зрителям, его работам было тесно в двух залах, часть из них не вошла в экспозицию - за недостатком места. Здесь были показаны и самые последние композиции художника , такие, как панно "Осень", и некоторые работы  серий «Туган авылым», «Старая Казань», «Предметы». Один из самых интересных периодов художника - начало 90-х годов,    был представлен двумя полотнами – «Мой паровоз» и «Талин», созданными под впечатлением русского авангарда. Стиль Серазиева отличает соединение декоративности и монументализма.  Как и в модерне, важнейшей составляющей его метода  является линеарность. Поздним полотнам  художника присущи особенные  живописные качества, они весьма технологичны по исполнению. Творчество Ильнура  Серазиева носит экспериментальный характер, и является заметным явлением  отечественной живописи.
Большую выставку – около 70 работ – представил Ильгизар Самакаев. С точки зрения живописных качеств меня подкупает его импрессионистический период, картины европейского цикла - «Прага» (1996)  «Парижский пейзаж» (1992), «Париж» (1992),   великолепное полотно «Белые ночи в Петербурге» (1996), его картины-состояния. Сердцу лирика близки эти мерцания и переходы, тонкость колористического строя, и то неуловимое, что тщится поймать каждый пишущий. К ярким впечатлениям экспозиции относятся и картины «Детство» (2008), «Девушка у озера»  (1991), « Осеннее тепло» (2014). Из портретов выделю  драматичный «Портрет Юрия Никулина в гримерной», с отражением в зеркале. Тут и тема маленького человека читается, и фантасмагорический ужас Гоголя проглядывает. Словом, выставка оказалась не однозначная. И видно, как эволюционировала кисть художника за эти годы.
Самое любимое приберегаешь напоследок… Говоря  без комплиментарности,  Ильдар Зарипов - действительно народный художник,  самой сутью  духа своего искусства. В его случае это звание  не просто формальный титул.  Его картины вошли в быт, менталитет интеллигенции и простого человека  старшего поколения, близки они и моему сверстнику. Трогают они и сердце горожанина  своей патриархальной полнотой бытия, радостью. В части работ Зарипова нашла воплощение  и культура  нашей деревни, отражение ее исконного духа.  Полотна Ильдара Зарипова соединены с каким-то тонким чувством, и с возрастом открываешь их полнее, чем раньше. Искусство этого художника – одна большая песнь, нежная колыбельная, поэма любви родному краю. Для почерка Зарипова характерен не только декоративный подход наивного искусства в духе народной росписи, не только стилизация лубка, но и влияние  сурового стиля (например – «женская одетая модель» (методический фонд МГАХИ им. В. Сурикова),  в "Прощании" (1979 ) просматриваются традиции Пиросмани. В его женских образах  проступают черты персидской и иранской миниатюры. Отдельные работы цельностью и колоритом напоминают Модильяни («Обнаженная на синем фоне»). Излюбленые теплые тона ржаного хлеба и пестрой обожженной глины, графичность рисунка старой керамики – вот узнаваемый язык художника, соединившего  архаику и новь поставангарда, символизм – и душевность искусства 70-х. Это время воспринимается нами как утро жизни. Не случайно характерныя для него теплота, свет отличают самые ранние работы Ильдара Зарипова.

Ноябрь… Залы Хазинэ, расцвеченые золотом и охрой,  бирюзой и киноварью, - точно постскриптум поздней осени, щедрой  - и чуть подернутой печалью. Последние выставки уходящего года атмосферны и проникнуты чувством ностальгии. Это словно  последний поклон – перед тем, как шагнуть в неизвестность. Когда отчетлива потребность сердца – отдать дань тому, что нас созидало, остановив уходящее.

..........
"Ильдар Зарипов "Золотая Осень" (1995), частное собрание.


Рецензии
Последний абзац звучит лучше, чем большинство стихов, отобранных в лонг-лист конкурса "Итоги года Стихи.ру - 2014"
Это талант - так излагать красивые и правильные мысли. Я бы назначил Вас министром культуры. Кроме шуток

Валерий Таланин   17.11.2014 22:40     Заявить о нарушении
Хм... Однако.

Анна Акчурина   18.11.2014 02:58   Заявить о нарушении