Любовь и вражда-страстей итог-4. Шекспир-сонет 90!

Причина написания и её основания - изложены после размещённого стиха,
ведь скорей всего - это читать, вряд ли кто будет.

Любовь и вражда - страстей итог-4. Шекспир - сонет №90.
    /Это четвёртый вариант стиха по мотивам сонета №90 У. Шекспира./

Решила бросить, разлюбить, возненавидеть - в этот грустный час.
  Причину и  проблем - нашла безумный ряд.
Чего же медлить – не тяни, родная
  И приступай - к предательству - сейчас.

Раскручиваешь колесо у злой фортуны
  И беды сыплются на голову мою,
    Ты помогаешь в этом - моему врагу -
Заставить кланяться,
  Испортить иль сломать - мою судьбу.

Запомни, что тебя, сильней, чем прежде – я обожаю и люблю.
  И об одном в отчаянье - прошу: "Не добивай меня,
    Когда я ослабею, вступив с противником в неравную борьбу.
Иль победив врага - я ранен буду,
  И в ранах кровью, истекая - изойду,
    Иль задыхаться буду - в сумрачном бреду.

Прошу, любимая - будь первой в своре ненависти, бед.
  Готовь свой яд или кинжал - для сладостных в пиру утех.
Мы встретимся в бою опять, чтоб окончательно,
  Ну, хоть с тобой - проблемы раскидать.

Позволь тебя на вкус - ещё раз оценить,
  А потому в бою к груди своей прижать.
Какая разница, что выберет фортуна - глаза себе повязкою закрыв.
  Мне победить или убитым на земле застыть.
    Коль мне на этом свете, и мгновения, в разлуке не дано прожить.

Что мне проблем - ужасный, скорбный вал,
  Коль есть - одна - смертельная беда -
    И с нею - не сравнится ни одна -
Твоей любви лишиться - в ужасе страстей
  И в горе - навсегда.   

Запомни, что бы ни было, я так - тебя люблю.
  В миру ли иль в отчаянном бою.
Я от тебя все горести - безропотно приму.   
  И, лишь тебя - за все грехи, ни в чём не упрекая.
    Я в тот же час, с улыбкою - прощу. 

Но, только знай, что, если я победу одержу,
  То всем моим врагам - жестоко отомщу.
А потому, в последний раз, опять тебя прошу -
  Опомнись, не давай - власть править - только злу.

Со мною не сражайся в клевете, надменно и бездумно споря,
  Ведь нет мне без тебя - ни счастья, ни покоя.
Не испытать мне без тебя - по жизни вдохновения,
  Коль не  могу - тебя - любимую забыть,
    Ведь счастье мне - с тобой одною жить.

Любить тебя хочу - безумно – наяву.
  И в снах – боготворить, коль болен, так в бреду.
Ах, улыбаешься, желаешь ты войны.
  Так лучше уж – убей – не мучай, так зазря.

Я ни секунды не дышу - не чувствуя тебя.
  Такое бедствие и радость - мне дала -
Всевышнего - и воля, и рука.
  И благодарен я судьбе, что так - люблю тебя.


                Причина написания:
1. Уильм Шекспир создал известный и всеми обожаемый сонет №90.
2.Его переводом на русский занимались многие переводчики.
3.Ниже переводы, размещённые на http://www.korf.ru/assorty/sonnet_XC.shtml- на сайте Андрея Корф:

Переводы 90-го Сонета на русский язык:

3.1
Маршак:
Уж если ты разлюбишь - так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром - утром без отрады.
Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,
Что нет невзгод, а есть одна беда -
Твоей любви лишиться навсегда.

3.2
Микушевич:
Не откажи хоть в ненависти мне,
Когда грозит мне отовсюду вред;
Срази меня ударом на войне,
А не последней каплей в море бед.
И пусть переживу я ночь несчастья,
Когда рассвет забрезжит на ветру,
Избавь меня хотя бы от ненастья,
Чей мозглый морок - морось поутру.
Порвать со мною хочешь, так порви
Немедленно, и как ни тяжело,
Удостоверюсь без твоей любви,
Что наихудшее произошло.
Опомнившись в отчаянье таком,
Сочту все остальное пустяком.

3.3
Кушнер:
Уж если так - возненавидь скорей,
Покуда мир навис свинцовой тучей.
Обрушь удар со злой судьбой моей,
Но только после я прошу не мучай.
И если как-то справлюсь я с бедой,
Не стань тогда последнею невзгодой -
Пусть не утихнет ураган ночной
В обычном сером утре без исхода.
И коль разрыв, то сразу - не потом,
Когда все сгубит мелкая морока.
Уйди сейчас, чтоб твой уход, как гром,
Открыл мне суть свирепой мощи рока.
Чтоб понял я сквозь горечь прошлых бед,
Что жизнь лишь в том, со мной ты - или нет.

3.4
Щепкина-Куперник:
Так пусть же ненависть является твоя;
Но уж скорей, пока судьба ко мне жестока.
Соединись и ты с преследованьем рока
И придави меня - пока несчастен я,
Когда же властвовать печаль не будет мною,
Ты на меня тогда не напади тайком,
И туч не нагони - вслед за дождливым днем
Настигнув бурею нежданною ночною.
Покинешь ты меня?.. Покамест я борьбой
Измучен не вконец - рази без сожаленья;
Так раньше всех других приму без промедленья
Ужаснейший удар, мне посланный судьбой.
И все, что горем мнил - душе, тоской объятой,
Покажется ничем перед твоей утратой.

3.5
Андрей Корф:
Уж если бить - так бей. Не добивай!
Сейчас, когда я легок на поклоны
Невзгодам - бей, пощады не давай!
Тебе ли ковылять в хвосте колонны?
Возглавь беду! Не прячься по тылам
В засаде на усталую победу.
Будь молнией, сжигающей дотла -
Не громом, что трусит за ней по следу.
А если пить - так пей. Не допивай!
Последние глотки - удел похмелий.
Не медли! Первой чашей подавай
Разлуки яд - горчайшее из зелий.
Сожги меня затем, чтоб я обрел
Золу любви - мерило прочих зол.

4. В сонете У.Шекспира, как вы прочитаете ниже в подстрочном переводе - вообще не понятно - кто герой и к кому он-герой обращается - о ком идёт конкретно речь.

И, потому в различных переводах излагаются свои различные попытки понять и исполнить, имеющиеся в сонете мысли, естественно, исходя из понимания каждого переводчика, делаются добавления, как мыслей, так и слов не имеющих места быть в построчном оригинале.
Правильно это или нет при переводе - я не знаю, так как при значительных изменениях стиха - это уже не стихотворение первоначального автора, а скорее их совместный стих или самостоятельное стихотворение. Но точно - это не перевод.

5. Умница С.Я Маршак понял, наверное, как и другие, в их числе и я, что написать стих без установления к кому этот герой сонета обращается и взывает - практически бессмысленное занятие.
И есть, по моему мнению - только два варианта обращения героя:
- или это обращение к верному, ранее, любимому, но предавшему другу,
- или это обращение к искренне и глубоко любимой женщине, которая решила расстаться и, наверное, отомстить.

И С.Я. Маршак, в силу того, человеческие отношения во всех нациях по сути одинаковы выбрал выигрышный второй вариант - отношения любви - мужчины и женщины. Только в них происходит безумная истерия.
И написал общеизвестное прекрасное стихотворение, которое можно считать:

- что оно написано по мотивам сонета У. Шекспира,
- или это абсолютно самостоятельное произведение, а сонет У.Шекспира просто подтолкнул к его написанию.
И, если бы С.Я. Маршак выбрал второй вариант, то его, я думаю, просто бы заклевали.

5. Все другие переводы практически не имеют конкретного лица к кому обращается герой и при всей многозначительности образов и трагедии действий теряют по сути - смысловое значение и область жизненных страстей, к которой это стихотворение относится.

6. Здесь приведён текст сонета из - http://www.korf.ru/assorty/sonnet_XC.shtml - и его построчный перевод:

Then hate me when thou wilt; if ever, now;
Now, while the world is bent my deeds to cross,
Join with the spite of fortune, make me bow,
And do not drop in for an after-loss:
Ah! do not, when my heart hath "scaped this sorrow,
Come in the rearward of a conquered woe;
Give not a windy night a rainy morrow,
To linger out a purposed overthrow.
If thou wilt leave me, do not leave me last,
When other petty griefs have done their spite,
But in the onset come: so shall I taste
At first the very worst of fortune's might;
And other strains of woe, which now seem woe,
Compared with loss of thee, will not seem so.

Примерный подстрочный перевод:

Если решишь ненавидеть - то сейчас;
Сейчас, когда скрестились все проблемы,
Присоединяйся к злобе фортуны, заставь меня кланяться,
Не тогда, когда все будет позади;
Ах! Не тогда, когда мое сердце спасется от печали,
В тылу завоеванного врага;
Не будь дождливым утром после ветреной ночи,
Чтобы продлить полученное поражение.
Если оставишь меня - не оставляй меня последним(ей?)
Когда остальные беды уже совершили свое зло,
Будь первым в натиске, чтобы я распробовал на вкус
Худшее, что может предложить фортуна;
И другие испытания горем, которые сейчас кажутся горем,
По сравнению с утратой тебя, перестанут казаться таковыми.

8.
Из текста подстрочного перевода следует:
8.1 - что герой обращается в 9-й строке к мужчине "не оставляй меня последним" / в скобках женщины, "не оставляй меня последней", то получается, что герой - женщина ?! И всё вообще становится непонятно./,
8.2 - что герой обращается в 11 строке "Будь первым в натиске" - точно к мужчине,
8.4 - а в остальные строки - присущи описанию отношений жёсткости и битвы с врагами, которые бывают преимущественно только у мужчин, которые ранее дружили - в битвах за власть и деньги.

9.
Мне после прочтения текста подстрочного перевода, показалось, что текст подстрочного перевода прекрасно рифмуется. И основная задача - это написать стихотворение описывающее конкретную жизненную ситуацию взаимоотношений героя с конкретным лицом их взаимоотношений.

10. Потому есть несколько вариантов написания этих страстей взаимоотношений людских страстей:

10.1
Герой мужчина - обращается к своему другу и к их взаимоотношениям.
Это опубликовано в двух стихотворениях, практически совпадающих с , отличающихся содержанием событий и их манерой и словами описания от изложенного в ранее сделанных переводах:

http://www.stihi.ru/2014/11/17/5861
Вражда и дружба-страстей итог! Шекспир-сонет 90 -1

http://www.stihi.ru/2014/11/17/6231
Вражда и дружба-страстей итог! Шекспир-сонет 90 -2


10.2
Герой мужчина - обращается к своей любимой
Стихотворение содержащее практически все слова и мысли и У.Шекспира, и С.Я.Маршака и имеющее значительные отличия, как изложения, так и последовательности и в причинно-следственных выводах описания - и опубликовано в:
http://www.stihi.ru/2014/11/17/6759
Вражда и любовь-страстей итог! Шекспир-сонет №90 3

11.
Ниже приводится 4-ий вариант, того, что захотелось написать, уже не полностью по У.Шекспиру и по С.Я.Маршаку, для случая любовной истории и обращения героя к женщине и к их взаимоотношениям.
Мне представляется, что тот, кто любит - всегда старается вернуть отношения и свою любовь, что и изложено в конце стихотворения.

Предположение о возможной смерти героя, отсутствующее у У.Шекспира, можно считать излишеством.

12.
А судить, конечно, о том, что получилось вам и будет делать это - читатель, написавший рецензию.
---------


 
---

Подтолкнуло: прочтение вышеуказанных стихотворения У. Шекспира и его перевода С,Я. Маршака.
Навеяло: прожитая жизнь.
 
------
Автор-художник чудесной картинки мне неизвестен и его благодарю, она взята из интернета, при его претензиях - удалю.
------
- Спасибо Вам читатель - за внимание, что зашли на мою страницу и прочитали эту публикацию.
- Ваши отзыв и мнение, написанные в рецензии по вопросам: о сути, правдивости, схожести интересов и о единстве понимания изложенного в публикации - мне важны и интересны.
Особенно интересуют данные или сведения о прочитанных вами аналогичных или подобных стихах.
- Конечно, заходите опять на мою страницу - может быть ещё что-то привлечет ваше внимание или интерес, или вызовет вашу улыбку.
- Заранее благодарен вам.
С глубоким уважением, Илья.


Рецензии
Добрый вечер, Илья!
Не знаю, как правильно написать рецензию к такому объемному материалу. Отмечу каждую "главу", а здесь попробую обобщить впечатление.
Не секрет, что мужской и женский подход к поэзии - сильно отличаются. Я преклоняюсь перед аналитичностью мужских стихов, которая присутствует во всех Ваших вариантах. Меня восхитило и то, что Вы справились со своей задачей не лишая их эмоциональности и образности... Мне больше понравилось решение "мужской дружбы". Очевидно, это подсознательно-женское... не верю в возвращение или возможность удержания любви. Варианты "любовной истории" написаны в более сложном ритмическом характере, мне было трудно их улавливать, хотя я читала вслух... Еще одной сложностью для меня явилось увеличение объема стихотворения по сравнению с подстрочником... но это, очевидно, потому, что мне редко удается самой написать нечто подобное...И знаете, благодаря Вашему, такому подробному, исследованию, мне захотелось попробовать (только рискну ли?) сделать "пересказ" самой...
Безмерно БЛАГОДАРНА И ВОСХИЩЕНА) Ольга

Таки Да   19.11.2014 18:21     Заявить о нарушении
Добрый вечер.
Извините, но как обращаться не ведаю.
Благодарю вас - за отзывы и внимание.
Я не говорю об удержании, хотя это и бывает. Но попытки делают все или оба или поодиночке.
Увеличение я объяснил.
Считаю, что последнее это практически отдельное стихотворение.
Сделал подстрочник и понял, что в оригинале вообще ничего нет, что написано у Маршака. И даже в первых двух.
Пробовать надо, если интересно и есть желание.
Удач, счастья и успехов.

Илья Альтман   19.11.2014 21:58   Заявить о нарушении
Господи, извините, ради бога.
Рад познакомиться с вами, Ольга.
С уважением, Илья.

Илья Альтман   19.11.2014 22:02   Заявить о нарушении