Евангельские блаженства

 В тексте «Евангельских блаженств» содержится ответ на вопрос,закономерно возникающий у любого человека, которому предлагают что-то новое: «Чем то, что ты предлагаешь лучше, чем то, что я уже имею?» Евангельские блаженства показывают чем Новый Завет лучше Ветхого, почему жизнь, основанная на любви и прощении, лучше ненависти и мести, разъясняя причину и последствия, разделённых во фразе «блаженства» двоеточием.  Слово «блажен» в русском языке имеет два смысловых значения: блаженный – довольный, счастливый, благополучный, тот, кто блаженствует и «блаженный»  - сумасшедший, ненормальный, безрассудный. Это говорит о том, что является ли действительность раем или адом, зависит от восприятия её человеком, его душевного состояния, взгляда на жизнь.Основные установки добродетелей, необходимых человеку, чтобы  жить в соответствии с заповедями Божиими, и разъяснение преимуществ добродетельной жизни перед порочной, заключены в «Евангельских блаженствах». Но сформулированы они настолько кратко, что  без сделанного из текста вывода  воспринимаются сложно: 1. «Блаженны нищие духом: ибо их есть Царствие Небесное». Нищие духом, здесь, люди, которые имеют знаний немного, но стремятся получить их, как можно больше. А те, кто учится, узнав всё необходимое, будут легко идти по жизни, то есть блаженствовать. 2. «Блаженны плачущие: ибо они утешатся». Плачут обычно обиженные и несчастные. Те люди, кто умеет стерпеть обиду, имеют сильную волю, а сильным духом  легко живётся. 3. «Блаженны кроткие: ибо они наследуют Землю». Только спокойные и кроткие люди, имеющие доброе сердце и сильную волю, смогут справиться со сложностями жизни и жить счастливо. За ними – будущее. 4. «Блаженны алчущие и жаждущие правды: ибо они насытятся». Только честные люди, стремящееся к торжеству Истины, не обманывая и не совершая преступлений, не испытывают страха  перед компроматами и разоблачением, они  смогут добиться успеха, опередить соперников, быть лучшими и получать необходимые блага, то есть жить счастливо, блаженствовать. 5. «Блаженны милостивые: ибо они помилованы будут»   Добрые и милосердные люди любят, прощают ближним и помогают им. Они не копят зла, не мстят и не имеют недоброжелателей и судьба их складывается благоприятно. 6. «Блаженны чистые  сердцем: ибо они Бога узрят». Люди с чистой душой, стремящиеся к Истине, совершенствуются, и, поднимаясь всё выше, становятся  ближе к Богу и святости, мудрее и успешнее в жизни. 7. «Блаженны миротворцы: ибо они будут наречены Сынами Божиими». Те, кто не конфликтуют и способствуют примирению враждующих, как Сын Божий, уважаемые всеми люди, а жить в мире и получать все блага мирной жизни – счастье, блаженство. Текст следующих блаженств лучше прочитать в тексте на церковно-славянском языке, как это сделано в псалмах, блаженства 8 и 9: «Блажени изгнаны правды ради: тако тех есть Царство Небесное. Блажени есть, когда поносят вам, и изденутся, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтесь и веселитесь, тако мзда ваша многа на небесех, тако бо изгнаны пророки, иже быша прежде вас». Блаженство такое: если попали вы в сильный переплёт, радуйтесь, и что сохранили жизнь и не сломались, и  что награда ждёт вас, победа будет за вами и жизнь настанет райская. И блаженство у тех, кто изгнал лгунов. Перед тем, как написать эти строки я нечаянно достала с полки Псалтирь и поняла, что не зря: Псалом 1:«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе». Первая строка первого псалма. Это ещё раз подтверждает, что бояться встречи с опасностью недостойно, но и искать встречи с опасностью неразумно. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Притча - и урок, и средство иносказания во спасение ради Христа, Истины. А ложь - обман, гибель Истины, и покинуть нечестивых - блаженство. И ещё, строки «Евангельских блаженств» разделены двоеточием  на две, почти равные по длине части. В одной части название добродетели, в другой к чему приводит следование ей,  и почему эта добродетель приведёт к благополучию, «блаженству». Равная длина соотносящихся частей говорит о необходимости равновесия, первое, о золотой середине в характере, и ещё о наличии соответствия причинноследственной связи в словах и поступках, логике речи и действия. Нарушение равновесия, неумеренность, в любом качестве характера нарушает  и душевный покой и приводит  отнюдь не к блаженству, а к неприятностям. Добродетель, как недостаточная, так и чрезмерная – порок. Недостаточно кроткий – гневлив, чрезмерно кроткий – беззащитен. Совсем не правдолюбивый – лицемерный человек и часто бездействует. Чересчур усердно правдолюбивый – рвач и бестактный человек. Не милосердный – жесток, слишком жалостливый – беспринципен. Не честный – обманщик,   не в меру  честный – неосторожен. Не миролюбивый – агрессивен, слишком миролюбивый – мягкотелый и трусливый. Немного испытавшие – неопытны, много и добровольно страдающие – мазохисты. "Милости хочу, а не жертвы, не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние"(Глава 9 Евангелия от Матфея), «И иже аще не приимет вас, ниже послушает словес ваших, исходяще из дома или из града того, отрясите прах ног ваших" (Глава 10 Евангелия от Матфея). Трусить и бояться  читать и толковать церковнославянский язык – нарушать заповедованные Христом слова : «Толкуйте и откроется вам». Вариантов восприятия Евангельского текста на церковнославянском языке может быть только два: понимаю и не понимаю. А подгоняю смысл, подбирая похожие по звучанию современные слова, это - сочиняю. Для тех, кто не понимает и нужны толкования на современном языке с подробным разъяснением. И ещё одно: при многообразии смысловых нюансов Евангельской фразы, один воспримет только основной смысл, другой - некоторые, а третий - больше. А в совместном толковании - Истина полная, причём, со временем,открывается больше. "Идеже бо еста два или три собрани во имя мое, ту есмь посреди их" (Глава 18 Евангелия от Матфея). Две части каждой фразы «Евангельского блаженства» говорят о вреде двусмысленности - противоположности Истины, недопустимости лицемерия, как шаткой жизненной позиции, зыбкой почвы под ногами. Поговорка « спереди  - блажен муж, а сзади – вскую шаташася» или «на словах – блажен муж, а на деле – вскую шаташася», состоящая из начальных слов первого и второго псалма, говорит о бесполезности и недопустимости праздности, пустословия, не подтверждения слов примером или делом, а ещё хуже препятствования делу и уничтожения его результата и о том, что «набожничеством свят не будешь», если зло притворяется добром, оно хуже зла.


Рецензии