Цыганский барон

( или о приключениях маленького мальчика Илюш Мишши*)

Глава I. Село Сугуты

Сугуты… Древняя земля
Хранит предания былые.
И предки, как одна семья,
Боролись в те года лихие.

Держались вместе. Этот род
Из глубины веков прорвался.
И вырастет здесь патриот,
Чтоб силы вековой набраться.

На юг стремились и дошли.
Четыре сотни лет немало.
Вторую Родину нашли,
Земля лишь краше только стала.

Род Ильиных идет, идет.**
Не рвется связь тех поколений.
И в этой жизни, что их ждет?
Борьба, что ясно без сомнений.

А речь сегодня вот о ком
Пойдет в поэме нашей с вами.
Поэт, писатель, вам знаком,
Юхма Мишши – любимый нами.

Однажды, по пути домой
В троллейбусе сидели рядом.
Сюжет, казалось бы, простой
Поведал о себе он разом.

Вот остановка: «Мир-Луксор».
Прощаемся, Юхма на выход.
В окно бросается обзор:
Огни, огни, рекламы - прихоть.

А в голове уже сюжет…
И вижу мальчика в Сугутах.
Он любопытен, и ответ
Начнет искать, клубок распутав.

Клубок истории, легенд,
Что в хороводах, в песнях звонких.
И пищу даст он для невежд,
Что выльется в нападках громких.

*Илюш Мишши - Мишши Юхма (Юхма Михаил Николаевич) – народный писатель Чувашии, академик, виднейший чувашский писатель, историк, поэт, драматург, автор более 200 книг. Родился 10 апреля 1936 г. в селе Сугуты Батыревского района Чувашии. Почетный гражданин г.Чебоксары. Заслуженный работник культуры Чувашской Республики, Мари Эл, Удмуртской Республики.
** Род Ильиных – более 400 лет назад переселился на юг нынешней Чувашии, в красивейшие места между реками Була и Хырла.

Глава II. Сказки и предания бабушки Оста-Насьтук

Оста-Насьтук – авторитет.*
Илюш Миши глаза и уши.
Он слушал на вопрос ответ.
Не бьет он в праздности баклуши.

Бабуля с внуком  хороши!
Он слушает, она и рада.
Пусть маленький еще Мишши,
Былины - вот его награда.

О доброте и зле Насьтук
Поведает в своих рассказах.
Что испытали, сколько мук,
Узнал народ, пройдя все фазы.

- Конь-аргамак упал и что же?
За ним ведь поле остается.
А добрый человек – он тоже,
Погибнет – слава остается.

Плохого человека след
Ведет к плохим делам, однако.
От доброго, лишь только свет,
В делах его не видно брака.

Так слушай же, Илюш Мишши:
- Иди по следу человека,
Что с добротой всегда спешит
И будь таким всегда, навеки.

Так поводырь, Оста-Насьтук
По ярмаркам и агатуям,
Ходил и пара теплых рук,
Крепка была к житейским бурям.

Культура, речь, родной язык
И сила сказочного слова…
К прекрасному Мишши привык,
В родном краю родного крова.

Будь, как отец! В руках держать
Умей топор, учись, так надо.
А так же научись пахать,
Дружить с конем, я буду рада.

Глава III. Приключения маленького мальчика
Илюш Мишши

Так, мудрость слов Оста-Насьтук
Ложилась в благодатну почву.
И кругозор, не просто звук,
В нем развивался днем и ночью.

И братья старшие его
Влияли благотворно тоже.
Помогут Ваня и Петро,
Ведь младший ближе и дороже.

Так время шло, и рос Мишши.
Однажды случай приключился.
Был полдень. Осень… И в тиши
С ребятами в игру включился.

Тепло колышется и ржа…**
Бугры, глубокие овраги.
Покроет медленно дыша…
- Вдруг, вижу войско и их стяги.

Рассказывал все это он.
Оста-Насьтук ему внимала.
- Три всадника поднялись вон!
Кричу ребятам, лет им мало.

За ними войско, на горе
Там конница, спустилась дальше.
И думал мальчик о царе,
Об Ылтанпик без всякой фальши.

Не верит Петя, Гена с ним.
- Привиделось, тебе Мишаня.
Быть может, видел пыль и дым?
Ай, ай! Не надо врать так рано.

Лишь бабушка его поймет.
Раскроет тайну Ылтанпика.
Она до истины дойдет
И спросит: «Не видал ты лика?»

- Приходит к тем Булгарский царь,
Оплот Булгарский защищая,
Кто крепок духом и как встарь,
Лишь избранным путь освещает.

*Оста-Насьтук – бабушка Михаила Юхмы (мать отца) – Оста-Насьтук – уроженка села Карабай-Шемурша, одним из ее предков был популярный в чувашском народе поэт Емендей, сохранивший для потомков древний эпос – «Ылтанпик». Как говорит сам Михаил Юхма: «Самое сильное воздействие на развитие его будущего, как писателя, оказала его бабушка Оста-Насьтук (Анастасия – мастерица, умелица) – известная сказительница и целительница.
** Ржа – (толк. словарь Даля) Болезнь растений, особ. Колосового хлеба, который покрывается рыже-бурою пылью. Ржа напала, ржавчиной хлеб побило.

Глава IV. Цыгане за околицей

О детство, детство, где оно?
Все кажется таким далеким.
И в жизни нашей суждено
Узнать свой путь, порой нелегкий.

Мне было очень мало лет.
Быть может три или четыре.
В Сугутах знали много бед.
Как обойти их в этом мире?

Юхма задумался и вновь
Продолжил речь неторопливо:
- Всем движет, знаю я, любовь,
Ведь без детей все ж сиротливо.

В то время, табор каждый год
Цыганский в роще появлялся.
И плутоватый этот род
У речки летом поселялся.

Мы за околицу гурьбой.
Ведь дети страху не подвластны.
Шатры, костры, повозок рой
И музыка звучала страстно.

Природа, солнце, кони, шелк…
Все необычно, так и манит.
И в украшеньях знали толк
А песни, прямо в сердце ранят.

Мы, несмышленыши и вот
Все чаще убегали к роще.
Играли в прятки, кто найдет?
Там спрятаться намного проще.

В село к нам табор заходил.
За хлебом, яйцами, картошкой…
Платили деньги, ведь кормил
Народ цыган все ж понемножку.

Гадали женщинам они.
Продуктами за это брали.
И наблюдали за детьми,
Об этом мы совсем не знали.

Глава V. Похищение мальчика Илюш Мишши

Однажды был пригожий день.
Горох поспел, палило солнце.
А детям не нужна ведь тень,
Ох, не сидится за оконцем.

Позвав друг  друга и на луг.
Резвятся, кувыркаясь звонко.
Потом все за руки и в круг
И песню заведут тихонько.

Потом, устав, все на горох.
(Стручки зеленые манили),
А где-то он уже и сох.
Нас было много, голосили.

За школой виден старый храм.
Разрушен, полуобвалился.
Пугали: « Черти ходят там».
Боялись, страх в душе селился.

Но, не боялись мы цыган.
Привыкли, видимо, к народу.
Визит к ребятам был не ждан.
Врасплох застали, дали ходу.

Хватали за головы нас.
Искали видимо кого-то.
Потом, схватив меня, затряс
Цыган, кричал кому-то что-то.

Все разбежались, только я
Пойман был бароном ловко.
И нес, в охапку взяв меня,
Видна была его сноровка.

Потом закинул на плечо.
Менял усталою походкой.
Дышал над ухом горячо
И щекотал своей бородкой.

Еще немного - и в шатер.
В цыганский табор непоседу.
Барон был опытен, хитер…
Куда теперь я с ним поеду?

Глава VI. Цыганский барон

Красивый с кудрями, как смоль
И шаровары с сапогами.
Жилетка, кожаная что ль?
Скрипят за быстрыми шагами.

Все было, будет у него
И кони, серебро и злато.
Обделит бог детьми его,
Барон давно живет богато.

- Что делать? - Спросит наш барон
Старушку, старую цыганку.
- Ты погадай, и злата звон
Посыпется, как с неба манна.

Цыганка, завязав платок,
Прикрыв монисты золотые
Сказала: «Вот, что, мой сынок,
К чему подарки дорогие?

Я вижу, в жизни преуспел.
Красив и горд, народ доволен.
Но, вспомни, так ли был ты смел,
Когда любовью  был ты болен?

О, сколько дев ты погубил,
Кого отверг, кого похитил
А бог наш, может, невзлюбил,
Бездетностью тебя отметил!»

Сверкнул глазами тут барон:
-  Ну, хватит! Что мораль читаешь!
Скажи, что делать? Есть резон
Похитить мальчика, что знаешь?

Есть мальчик, меченый в селе.
И род из древних, точно знаю.
Печать особа на челе
А имя в будущем узнают.

Вот так похищен был Мишши.
Судьба готовила иное.
Бароном стать, потом ищи
Родители дитя родное.

На счастье, им наперерез,
Иван бежал с ружьем - двустволкой.*
Был выстрел вверх, барон же в лес
Рванул вперед, как будто волк он.

Мальчишки все на сеновал.
С испугу тараторят бойко.
А вечером отец узнал…
Илюш Мишши держался стойко.

Наутро -  взрослые к шатрам
Внушительной толпой шагают
Но угли лишь встречают там.
Где их искать? Никто не знает.

*Иван Пирогов – односельчанин, председатель колхоза. Отец Микула отблагодарил Ивана за спасение мальчика большим белым гусем.

Глава VII. Война глазами пятилетнего мальчика
Илюш Мишши

Война. Страшнее слова нет.
И дети больше всех страдают.
Зачем нужна, кто даст ответ?
Мечты и судьбы в ней сгорают.

А взрослым, некогда тужить.
Война все силы собирает.
Один вопрос: «Как дальше жить?»
На фронте люди погибают.

Илюш Мишши и Микула…
Прощаются с отцом родные.
Щетиной обросла скула,
Все кажутся кругом чудные.

Где плачут громко и кричат.
Гармонь играет, пляшут бойко.
Коровы жалобно мычат,
А на душе, тоскливо, горько.

Обняв отца, шепчу: «Атте…»
И слезы катятся куда - то.
Страна, все мы, в большой беде
Но, скоро провожать и брата.*

Сказать, как жили? Да никак.
Еды, конечно, не хватало.
Пять лет без хлеба, это факт,
Корова только нас спасала.

Картофель ели, лебеду,
Крапиву в пищу добавляли.
Что можно, шло тогда в еду,
Чтоб выжить, это понимали.

Сначала с фронта письма шли,
Но редко, каждый день мы ждали.
С детьми куда бы не пошли,
С надеждой всматривался в дали.
И слушая письмо, всегда
Мне чудилось отец за дверью.
Стоит в сенях, как в те года…
- Вернусь! - Он говорил. – Я верю!

Но время шло, и шли бои.
Врага мы все же побеждали.
И письма Микула твои
К нам приходить уже не стали.

И, вскоре похоронка в дом.
Письмо об этом извещало.
И к горлу подступил вдруг ком.
Душа и сердце, все рыдало!

*Старший брат Петр – призван был в Красную Армию вслед за отцом.
Старшие братья Михаила – Петр и Иван – оказали огромное влияние на младшего брата:         еще до школы Михаил знал множество стихов наизусть, умел читать, и писать.

Глава VIII. В первый раз, в первый класс!

Спроси любого, в первый класс
С каким волненьем поступали.
Цветы, учительница нас
В дверях у класса поджидала.

Та осень яркою была,
И шла война четыре года.
Но вера в нас тогда жила,
Мы победим, нас ждет свобода!

В Сугутах семилетка есть,
И школа многих окрыляла.
Учиться в ней большая честь,
Дорогу в жизнь нам открывала.

Учился, знания легко
Активно мною поглощались.
Поэмы Пушкина, «Садко»…
Стихи и проза, все читалось.

Тогда уже стихи писал.
Пусть робкие, еще «сырые»
И стать учителем мечтал
Мальчишкой, в годы молодые.

«Идет солдат», вот те стихи
Хранятся первые в архиве.
Земля скучает без сохи,
Я без отца, в своем порыве.

Писал, спускается с горы
И вдруг я вижу это чудо!
Живой, красивый с той поры
Не изменился, но мне худо.

Бегу навстречу, как могу
И вижу, движется он тоже.
Но встретиться я не смогу
И он догнать меня не может.

Откуда? С Польши, может, шел.
Мечтал увидеться с роднею.
Но так солдат и не дошел,
Остался там он, за горою.

Глава IX. Большая Медведица.*
Начало пути в большую жизнь Илюш Мишши

Учитель первый у Мишши
Следил за творчеством поэта.
- А ты в газету напиши…
Он ждал с волнением ответа.

А время шло, чего уж ждать,
Не вышло видимо с ответом.
Но нужно в жизни побеждать,
Стараться, чтобы стать поэтом!

И через время стук в наш класс,
С газетою директор входит.
И поздравляет всех он нас,
Глазами же меня находит.

Я помню эту теплоту,
С какой -  то грустью вспоминаю.
Успех! Достигну ль высоты?
И планку выше поднимаю.

Так продолжал Юхма рассказ,
За чашкою крутого чая.
- Не утомил ли слишком Вас?
- Нет, нет! Давайте, продолжаем.

Семь классов кончил, позади
Учеба, что в родном селеньи.
Другая школа впереди,
Такие вот мои стремленья.

Пускай до Батырева мне
Идти все десять километров.
Но слово дал своей родне,
Я буду покорять те метры.

И каждый день, из года в год,
Ходил в любую непогоду,
Да все пешком, и в грязь и в брод
И наблюдал вокруг природу.

Учился и писал стихи,
Рассказы, очерки, поэмы.
Теперь не так они плохи,
Решал с успехом теоремы.

А книг, не счесть, что прочитал,
Но все ж история манила.
Он очень многое узнал:
Источник знаний – это сила.

И к восемнадцати годам,
Мишши заканчивает школу.
Все впереди! Хвала богам!
Что закалили его волю.

Юхму теперь ждет институт.
Страница новая, другая.
И книги, что напишет, ждет
Судьба нелегкая, крутая.

Потом пройдет немало лет.
В Сугутах маму навещая,*
Он как всегда, отыщет след,
Ночное небо наблюдая,

Большой Медведицы глаза
И ковш, который опрокинут.
Пусть льют дожди, идет гроза
Юхму удача не покинет!

*Большая Медведица (Алдыр-Силдар-чув.) – любимое созвездие Михаила Юхмы.
**Мать писателя – Марине (Марина Васильевна) – из рода Уби-батора, героя войны против татаро-монголов в ХIII веке. Потомок Уби-батора князь Аранзайпик в 1621-22 г.г. получил во владение земли на реках Юхма и Обрыжка и основал поселение Юхма-Уби.                г.Чебоксары, 28.03.2013-03.04.2013г.


Рецензии
Красивая и самобытная поэма.
Обязательно познакомлюсь с творчеством Михаила Юхмы.
Жаль, что чувашский язык мне не дается, хотя живу в Чебоксарах с 2004 года.
Обитаю в Альгешево. Здесь цыган много, но барона у них нет.
Радости и удачи!
Виктор.
P.S. У меня есть стихи о Чувашии, там упоминается Юхма.

http://www.stihi.ru/2015/02/27/3529

Виктор Красников   27.02.2015 11:46     Заявить о нарушении
Виктор, прошло немало лет, как творчество Юхмы? Читаете?

Илья Казаков-Волжанин   03.11.2020 21:59   Заявить о нарушении