Вся королевская рать...
..................
Жизни незримые зигзаги-
переплетения судеб...
любви, коварства, чести шпаги-
а случай слеп...
и получили, что хотели-
жизнь проиграв,
достигнув цели...
...
в руках кукловодах финансы и СМИ-
не только в Америке такое с людьми...
Читать, конечно, надо роман- даже не видя все варианты зарубежных и советского ф-ов, зримо представляешь весь текст мастера пера.
"Всю королевскую рать" экранизировали пять раз. Лучший фильм был удостоен трех "Оскаров".
Из интернета
....................
Queen Anna R
26.11.12
О целях, средствах и их моральной составляющей
Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
(В. В. Маяковский)
Есть советские многосерийные фильмы, которые мы знаем с детства, которые телевидение нам показывает достаточно часто — «Семнадцать мгновений весны», «Вечный зов», «Следствие ведут знатоки» и т. д. Они, как правило, добротные, с хорошим сценарием и актерской игрой. Удивляет же меня другое — имеются отечественные многосерийные фильмы не менее достойные приведенных выше, но они неизвестны широкому зрителю. Так, дожив до своих 27-ми лет, я лишь совсем недавно узнала, что существует шикарный советский сериал по роману Роберта Уоррена «Вся королевская рать». Да, он снят в далеком уже 1971 году на черно-белую пленку и скромные средства и еще, по-видимому, с явно агитационными целями и лозунгом: «Вот, посмотрите, как они там в Америке живут, этот «загнивающий» запад». Только вот создан он с настолько бережным отношением к первоисточнику, что при таком раскладе претензия в агитационности должна быть отнесена не к его создателям, а к писателю Роберту Уоррену. Тем более что отходит эта идея на второй план, когда начинаешь больше размышлять над смысловой составляющей романа и фильма.
Итак, как уже сказала, узнала о фильме случайно, уже после прочтения книги. Роман понравился необычайно — да, есть в нем лирические отступления и несколько пространные рассуждения главного героя, но, собственно, во многом именно они создают своеобразие и новаторство книги.
Главный герой — отнюдь не Вили Старк, как почему-то принято считать, им является журналист Джек Верден, близкий друг (а друг ли?) и соратник Вили. Именно от его имени дается описание всех событий через призму его же личных размышлений и опыта прошлого. В советском фильме роль Джека Вердена неподражаемо исполнил Михаил Казаков. Признаюсь, Казаков-актер после просмотра стал для меня настоящим открытием! Я очень люблю Казакова-режиссера после «Покровских ворот». А здесь: такое мастерское исполнение, пожалуй, самой сложной роли в фильме. Его Джек Верден необычайно красив и аристократичен; бегущий от светской жизни и лжи, он не благородный рыцарь из женского романа, а уставший от правды жизни, от попыток согласовать свои нравственные принципы с реальностью, историк, познавший жизнь во всей ее противоречивости… Браво, Михаил Казаков — готова аплодировать стоя, именно таким я и представляла себе главного героя!
Второй герой романа — Вили Старк — это парень из народа, из «низов», который не сразу понял, что, чтобы пробиться во власть, не обязательно иметь диплом юриста, доказательно объяснять людям свой план преобразований, или быть кристально честным («Смешная это штука — грязь… Ведь если подумать, весь наш зеленый шарик состоит из грязи»). Он — живое воплощение идей Николо Маккиавели из книги «Государь». Но тут я готова высказать претензию к сценаристам — нам не показали разницу: Спарк ДО и ПОСЛЕ — не показали эволюцию его личности, а ведь это очень важно. Это иллюстрация к тому, что делает с человеком власть, система и ее «правила игры», из которых подкуп, шантаж и битва компроматов самые действенные. И, кажется, уже никому не важно, какие средства использует политик во имя своих иногда очень хороших целей (построить больницу и медицинский центр, «которых еще свет не видывал»). А, если объективно, то Вили Спарк ничем не хуже (склоняюсь к тому, что лучше) реальных людей в политике. Он не пришел изменить систему, он вынужден существовать внутри ее и действовать по ее правилам. Георгий Жженов в роли Вили Старка был довольно убедителен. Его речи к потенциальным избирателям — это просто иллюстрация к книгам Дейла Карнеги! («… приехал я не затем, чтобы чего-нибудь у вас клянчить… ни голосов, ни чего другого. За этим я, пожалуй, приеду в другой раз», «Они говорят, что у вас куриные мозги, если вы выбрали меня губернатором штата. Может, у вас и вправду куриные мозги. Меня не спрашивайте, я — лицо заинтересованное. Но… Я хочу, чтобы вы ответили мне честно, как на духу. Отвечайте: обманул я вас? Обманул?»).
Еще запомнилась мне Татьяна Лаврова в роли Сэди Берк — внутренний драматизм в сочетании с внешним нигилизмом у нее получились очень правдоподобно.
Полагаю, было необычайно тяжело переложить текст книги на сценарий фильма. Ведь роман — это синтез событий из жизни Джека Вердена и размышлений об их причинно-следственных связях и моральной составляющей. Во многом это удалось достичь закадровыми комментариями героя Михаила Козакова, хотя, признаться, всю суть романа в полной мере передать не получилось…
Думаю, основная идея романа — не в шокирующих кого-то описаниях PR-технологий команды Вили Спарка (не забудем, что роман написан в далеком 1946-м году), а в кризисе нравственных ценностей в США 1930-х годов, как сказал сам Джек Верден: «Процесс как таковой не бывает ни нравственным, ни безнравственным. Мы можем оценивать результаты, но не процесс. Безнравственный фактор может привести к нравственному результату. Нравственный фактор может привести к безнравственному результату». Развитие общества, политики привело однажды к тому, что законы и нравственные ценности оказались «за бортом» реальной жизни, они как «узкое одеяло на двуспальной кровати, когда ночь холодная, а на кровати — трое. Одеяла не хватит, сколько его ни тащи и ни натягивай, и кому-то с краю не миновать воспаления легких… Законы всегда тесны и коротки для подрастающего человечества».
Роман Роберта Уоррена во многом депрессивен — в той мере, в какой и реалистичен. Но хочется верить, что Джек Верден все же испытал однажды моральное прозрение, пережив и преосмыслив очередной этап своей жизни.
Свидетельство о публикации №114111306047