О фанатизме подробно

Оказавшись у страшной черты ультиматума мирового сообщества, страна внимательно исследует причины и возможные последствия или события, скрупулёзно определяет, предвидя, даже едва уловимые, ассоциативные проявления качеств характера, являющихся индикаторами сложившегося положения вещей, анализируя, выявляя, предъявляя, разъясняя, убеждая и карая или вознаграждая. Беда уходящего в прошлое старого мировоззрения – фанатизм во всех его состоявшихся проявлениях: атеизм, религиозный фанатизм, коммунизм и нацизм (расизм) или радикальный национализм. Жестокая, металлическая, несгибаемая, не признающая вариантов, прямолинейная диктатура  и её орудие - террор. Звонком, для проходящего через рамку металлоискателя происходящего события является непоколебимое «не понимаю», ревностно оберегающее свои взгляды. Упорное нежелание понимать и говорит о проявлении фанатизма, страшной крайности, замены любви истинной на любовь к своей любви, как к способности проявлять общеуважаемые воззрения, а не к предмету своего мнимого обожания, очковтирательство, лицемерие. В толковом словаре лицемер это - пустосвят, святоша, фарисей, ханжа, лицедей, "спереди блажен муж, а сзади - вскую шаташася", двуличный, криводушный, лукавый, притворный, фальшивый, льстивый, хитрый, пристрастный, то есть фанатичный. Фанатизм характеризует одержимость, предвзятость, предубеждение, слепая ревность, боязнь потерять маску, трусость и откровенная ложь. Фанатичная любовь пропадает, когда, либо фанат попадает в немилость объекта своего обожания, либо, если в глазах других людей его фанатизм теряет привлекательность и осуждается, то есть исчезает смысл фанатичного поклонения. Если с фанатика срывают маску, он становится страшен. Ослеплённая ужасом разоблачения своего притворства и потерей уважения к себе окружающих, оскорблённая гордыня впадает в аффект и способна на самую жестокую и неумолимую месть. Желание уничтожить разоблачителя, продолжающего лишать фанатика причины его самовлюблённости, толкает его на крайние формы конфликта,провокацию, агрессию и терроризм. Но если у коммунистов и националистов фанатизм характеризуется проявлением в наибольшей (основной) степени искажённым, преувеличенным, одержимым патриотизмом, у радикалов оголтелым национализмом, то в религиозном фанатизме, именно фанатизме, ( а не в самой вере) вера в Бога или, вернее, прикрытие ей, напрочь вытесняет и заменяет собой всё остальное, подчиняя всю жизнь показухе, притворству, изображению благочестивого служения Истине. Тождества между фанатизмом и верой быть не может. Фанатизм, не видя собственных недостатков, во всём обвиняет другого и сам являясь лживым не верит в честность других. Нарушая презумпцию невиновности, вместо подтверждения фактами наличия вины, заставляет доказывать честность и невиновность, то есть фанатизм - неверие.      Фанатизм  слеп. Ему не нужно ни осознания Истины, ни осмысления своего мировоззрения, так как осознание разрушит его уверенность в правильности своей жизненной позиции и ложное представление о себе, сломав его мировоззрение, главное в котором, подтверждение самоуважения. Фанатизм пессимистичен. Его постоянные обиды на несоответствие его самооценки с оценкой его личности окружающими, неумением прощать и злопамятством, отравляют его жизнь, делая унылой и зацикленной на неприятностях.
Причём весь ужас религиозного фанатизма в его маскировке самым благим, благороднейшим и высочайшим –  службой Господу. Всё, что ни делалось бы – во славу Божию, даже не задумываясь, что суетное, бытовое, мирское угодно человекам. Всё по трафарету, стандарту,  написанному, по-книжному и ни на йоту от. Привычка и требование не размышлять, а строго соответствовать абсолютной воле Бога определяется неотступным следованием догматам. Догматы –утверждённые высшими должностными лицами административного управления церковью положения вероучения. Когда-то их учреждали совместно святые отцы,  те правила, нормы и ключевые моменты учения, что в  соответствии с познаниями и условиями их времени, открывал им Бог. После того, как атеизм стал верховодить, пришлось под страхом репрессивных мер, корректировать догматы в угоду требованиям структур государственной власти. Например, обряд венчания был запрещён до регистрации официального брака. Интересно, какой ЗАГС регистрировал брак Адама и Евы, и в какой форме и в какой государственный орган Господь подавал прошение о разрешении сочетания браком мужа и жены? Происходило с одной стороны ужесточение дисциплины и строгого следования догматам, с другой, в участившихся случаях, когда нельзя, но все понимают, что это глупость, значит, можно тайком. То есть, уничтожались не основы веры, не положения Истины, а сама Истина, как правда. Лицемерие, являясь неотъемлемым спутником фанатизма, удерживалось с одной стороны страхом расправы, за инакомыслие с руководящим составом аппарата управления церковью, с другой стороны - проявлением следующего характерного признака фанатизма, как собственной исключительности – самообольщения,самообмана, самоуверенности (основанной не на доскональном и осознанном знании учения святых отцов, а на тщеславии и демонстрации превосходства, как посвящённых) высокомерия, упрямства, зависимости от мнения окружающих о собственном имидже, страхом потери положения в обществе – то есть, гордыни. Улыбаться в алтаре во время богослужения? Разрешать певчим в хоре перешёптываться и пересмеиваться во время общей молитвы? Позволять заходить в алтарь и выходить из алтаря, как из торговой лавки, лицам без ризы в течение службы? Священнослужителю «не понимать», что означает «Бог сказал»? Это последствия неверия, на почве чрезмерной приверженности устаревшей, но выгодной догме. Это же надо до такой степени лицемерить, чтобы говорить, что текст "Евангельских блаженств" с нужным и важным разъяснением почему добродетели лучше пороков, но изложенный церковнославянскими словами, понятен детям дошкольного возраста и без литературного пересказа современным языком. Вспоминается, как заучивал этот текст Том Сойер: "Блаженны нищие духом...э...э...нищие...блаженны нищие...э...э...духом... Блаженны нищие духом ибо они... ибо их..." И когда я слышу, как очередной фанатик, выпучив глаза твердит, что слово Божие нельзя пересказывать своими словами, думаю о фанатиках от церкви: "Ущербные. Жаль мне вас". Не говорит ли смена Ветхого Завета Новым о том, что любая догма рано или поздно  корректируется в зависимости от изменившихся условий жизни в соответствии с современностью. Вера не устаревает никогда. И не отменяется по желанию, на время или насовсем. А увеличение в среде священников числа «непонимающих» догму иначе, как по-книжному, говорит о том, что они «не имеющие уши слышать» и считаться священнослужителями права не имеют. Корни появившихся ложных принципов и лозунгов выявлены и рассмотрены, но кроме принципов и вероучений есть учреждения, материальные объекты и находящиеся в них люди  – это: храмы и монастыри.
© Copyright: Татьяна Коновалова 7, 2014
Свидетельство о публикации сокращённого варианта "Фанатизм" №114111203731


Рецензии