Фанатизм

Оказавшись у страшной черты ультиматума мирового сообщества, страна внимательно исследует причины и возможные последствия или события, скрупулёзно определяет, предвидя, даже едва уловимые, ассоциативные проявления качеств характера, являющихся индикаторами сложившегося положения вещей, анализируя, выявляя, предъявляя, разъясняя, убеждая и карая или вознаграждая. Беда уходящего в прошлое старого мировоззрения – фанатизм во всех его состоявшихся проявлениях: атеизм, религиозный фанатизм, коммунизм и нацизм (расизм) или радикальный национализм. Жестокая, металлическая, несгибаемая, не признающая вариантов, прямолинейная диктатура  и её орудие - террор. Звонком, для проходящего через рамку металлоискателя происходящего события является непоколебимое «не понимаю», ревностно оберегающее свои взгляды. Упорное нежелание понимать и говорит о проявлении фанатизма, страшной крайности, замены любви истинной на любовь к своей любви, как к способности проявлять общеуважаемые воззрения, а не к предмету своего мнимого обожания, очковтирательство, лицемерие. В толковом словаре лицемер это - пустосвят, святоша, фарисей, ханжа, лицедей, "спереди блажен муж, а сзади - вскую шаташася", двуличный, криводушный, лукавый, притворный, фальшивый, льстивый, хитрый, пристрастный, то есть фанатичный. Фанатизм характеризует одержимость, предвзятость, предубеждение, слепая ревность, боязнь потерять маску, трусость и откровенная ложь. Фанатичная любовь пропадает, когда, либо фанат попадает в немилость объекта своего обожания, либо, если в глазах других людей его фанатизм теряет привлекательность и осуждается, то есть исчезает смысл фанатичного поклонения. Если с фанатика срывают маску, он становится страшен. Ослеплённая ужасом разоблачения своего притворства и потерей уважения к себе окружающих, оскорблённая гордыня впадает в аффект и способна на самую жестокую и неумолимую месть. Желание уничтожить разоблачителя, продолжающего лишать фанатика причины его самовлюблённости, толкает его на крайние формы конфликта,провокацию, агрессию и терроризм. Но если у коммунистов и националистов фанатизм характеризуется проявлением в наибольшей (основной) степени искажённым, преувеличенным, одержимым патриотизмом, у радикалов оголтелым национализмом, то в религиозном фанатизме, именно фанатизме, ( а не в самой вере) вера в Бога или, вернее, прикрытие ей, напрочь вытесняет и заменяет собой всё остальное, подчиняя всю жизнь показухе, притворству, изображению благочестивого служения Истине. Тождества между фанатизмом и верой быть не может. Фанатизм, не видя собственных недостатков, во всём обвиняет другого и сам являясь лживым не верит в честность других. Нарушая презумпцию невиновности, вместо подтверждения фактами наличия вины, заставляет доказывать честность и невиновность, то есть фанатизм - неверие.      Фанатизм  слеп. Ему не нужно ни осознания Истины, ни осмысления своего мировоззрения, так как осознание разрушит его уверенность в правильности своей жизненной позиции и ложное представление о себе, сломав его мировоззрение, главное в котором, подтверждение самоуважения. Фанатизм пессимистичен. Его постоянные обиды на несоответствие его самооценки с оценкой его личности окружающими, неумением прощать и злопамятством, отравляют его жизнь, делая унылой и зацикленной на неприятностях.
Причём весь ужас религиозного фанатизма в его маскировке самым благим, благороднейшим и высочайшим –  службой Господу. Всё, что ни делалось бы – во славу Божию, даже не задумываясь, что суетное, бытовое, мирское угодно человекам. Всё по трафарету, стандарту,  написанному, по-книжному и ни на йоту от. Привычка и требование не размышлять, а строго соответствовать абсолютной воле Бога определяется неотступным следованием догматам. Догматы –утверждённые высшими должностными лицами административного управления церковью положения вероучения. Когда-то их учреждали совместно святые отцы,  те правила, нормы и ключевые моменты учения, что в соответствии с познаниями и условиями их времени, открывал им Бог. После того, как атеизм стал верховодить, пришлось под страхом репрессивных мер, корректировать догматы в угоду требованиям структур государственной власти. Например, обряд венчания был запрещён до регистрации официального брака. Интересно, какой ЗАГС регистрировал брак Адама и Евы, и в какой форме и в какой государственный орган Господь подавал прошение о разрешении сочетания браком мужа и жены? Происходило с одной стороны ужесточение дисциплины и строгого следования догматам, с другой, в участившихся случаях, когда нельзя, но все понимают, что это глупость, значит, можно тайком. То есть уничтожались не основы веры, не положения Истины, а сама Истина, как правда. Лицемерие стало неотъемлемым спутником фанатизма, удерживаемого с одной стороны страхом расправы за инакомыслие с руководящим составом аппарата управления церковью, с другой стороны - проявлением следующего характерного признака фанатизма, как собственной исключительности – самообольщения, самоуверенности (основанной не на доскональном и осознанном знании учения святых отцов, а на тщеславии и демонстрации превосходства, как посвящённых) высокомерия, упрямства, зависимости от мнения окружающих о собственном имидже, страхом потери положения в обществе – то есть, гордыни. Улыбаться в алтаре во время богослужения? Разрешать певчим в хоре перешёптываться и пересмеиваться во время общей молитвы? Позволять заходить в алтарь и выходить из алтаря, как из торговой лавки, лицам без ризы в течение службы? Священнослужителю «не понимать», что означает «Бог сказал»? Это последствия неверия, на почве чрезмерной приверженности устаревшей, но выгодной догме. Но не говорит ли смена Ветхого Завета Новым о том, что любая догма рано или поздно  корректируется в зависимости от изменившихся условий жизни в соответствии с современностью. Вера не устаревает никогда. И не отменяется по желанию, на время или насовсем. А увеличение в среде священников числа «непонимающих» догму иначе, как по-книжному, говорит о том, что они «не имеющие уши слышать» и считаться священнослужителями права не имеют. Корни появившихся ложных принципов и лозунгов выявлены и рассмотрены, но кроме принципов и вероучений есть учреждения, материальные объекты и находящиеся в них люди  – это: храмы и монастыри.


Рецензии