По конкурсу - Триолет

http://www.stihi.ru/2014/09/30/3980  - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2014/11/11/4104  - Итоги Конкурса

http://www.stihi.ru/2014/09/26/6515  - Триолет (статья по написанию формы)

К большой для меня радости серия учебных конкурсов «Твердые Формы» интерес все-таки вызвала - на первый тур было подано 55 заявок, что совсем не мало: далеко не все увлекаются написанием подобных форм. В качестве доказательства - фрагмент из полемики по триолету, опубликованной на сайте СТИХИ.РУ:

«- Не стоит писать стихи в форме триолета, если не понимаешь, зачем эта форма.
- Нет, ну почему же не понимаю, даже знаю, что он появился в французских кабаках, как пьяная песня, когда горлопаны ничего, кроме трёх строчек уже запомнить не могли... Кроме того, поэзия - это не искусственные потуги, а "созидание" души...»

Я не согласна с мнением, что триолет, это «пьяная песня», хотя абсолютно поддерживаю мысль, что «поэзия - это не искусственные потуги, а "созидание" души..».

Я не любитель твердых форм, но думаю, что если поэтическое ремесло начиналась именно с них и именно эти формы сумели каким-то образом дожить до наших дней без заметных изменений, то  полезно будет  разобраться,  зачем они, почему они такие и, наконец, какую пользу они могут принести нам сейчас.

Все западноевропейские Твердые Формы древние: большинство их было известно еще в Средние века; каждая имеет свое особое назначение и  сложившуюся традицию. И триолет, и рондель, и вообще все разновидности рондо - в самом своем начале играли роль куртуазного и зашифрованного послания к возлюбенной: они чаще пелись, чем читались, отсюда и их рефрены - повторяющиеся строки, в которых заключалось главное послание автора объекту его пылкой любви.

Позднее, в 19 и 20 веке,  в русской поэзии триолет стал играть роль забавной салонной игры  аристократии. К этому времени уже сформировалась и расцвела наша русская  лирическая поэзия - поэтам не было больше нужды описывать красоту природы или свои любовные переживания столь странным способом, где ограничений по рифмовке больше, чем возможностей  передать мысль, поэтому  триолет  сменил тематику и назначение. Он стал игрой на умение  минимальным количеством строк передать максимум содержания - предельно экономно и хитроумно использовать каждое предложение, каждую строку, чтобы уместить в них целый сюжет, миниатюру, законченную и оригинальную тему размышления.

Концентрация смысла

Помните наше обсуждение особенности строки стихотворения по сравнению с прозой  (http://www.stihi.ru/2013/05/30/3578 «Полтора бита на букву»)? Стихи - это вообще очень компактное размещение содержания в строках. С одной стороны, в поэзии красивый образный язык, но, с другой - совсем нет лишнего места в строке: каждое слово - только к месту и  работает на общий смысл, на создание впечатления, - никаких повторов значащих слов, никакой «воды», никаких  «заплат», фраз только ради заполнения места и для стыковки рифм… Чем меньше таких ничего не значащих слов и  повторов уже известного или уже сказанного выше другими словами, тем лучше стихи! А что уж говорить о триолете, где из 8 строк на изложение темы автору остается только пять?

Трудный жанр? Невероятно трудный! Просто срифмовать «ничто ни о чем» по заданному алгоритму это - раз плюнуть! А вот сотворить изящный мини рассказ с интересной авторской мыслью, которая нас поразит, запомнится, да еще умело использовать рефрены - каждый раз с их новым значением, с иным подтекстом? Как вам? Слабо?

Мне точно - слабо, поэтому я и не пишу твердыми формами, хотя когда-то все их перепробовала. И быстро поняла - это не моё. Не по мне! Большой талант нужен!
 
Но для тренировки техники, для приобретения навыка умения кропотливо работать над каждым словом стихотворения, над развитием в себе привычки сначала «обрести что сказать», а уже только потом мучиться, «как это оформить» (вложить свою интересную и новую мысль в заданную форму), написание твердых форм - это очень полезная ШКОЛА.

Знаки препинания

Еще один важный момент. С пунктуацией у нас, стихирян, часто отношения не налажены. Правил мы не помним, полазить по учебникам и разобраться - не хотим, а многие вообще предпочитают писать БЕЗ ВСЯКИХ знаков препинания по принципу «смолчишь - за умного сойдешь». Якобы, у человека стиль такой - в этом его имидж. А то, что это - прикрытие своего неумения расставлять запятые и тире, об этом не надо: мы ведь и обидеться можем!

«Имидж» так «имидж»- дело хозяйское! Только именно в твердых формах как раз  умная и осмысленная расстановка знаков препинания в рефренных строках может полностью изменить их смысл, придать фразе другие акценты, помочь автору написать миниатюру. Слова в рефренах будут те же самые, а знаки препинания в них и их согласование с предыдущими и последующими предложениями - другое, и всё изменится  по смыслу. Я не говорю уже об умении ставить в нужных местах двоеточия и тире - эти знаки иногда кардинально меняют смысл и качество стихотворения, причем, любого, не только твердой формы!

Лексика

И, наконец, третье замечание. Оно относится к любым образцам стихов, но к твердым формам - особенно. Во многих своих разборах я упоминала о том, что смешение разных лексических стилей в одном произведении портит все впечатление о произведении. Не должно «впрягать в одно» старославянскую  или возвышенную лексику вместе с современным разговорным (а часто и искаженным) словцом или с техническим специальным термином… А уж лексика западноевропейских твердых форм всегда должна стремиться к возвышенному и единому стилю - это или современный поэтический литературный язык, или устаревшие формы, или язык поэтической классики, но только не смесь стилей и там - никаких разговорных «попущений» типа «тыща», «стих» (в значении - «стихотворение»), фото (в значении фотография)

Просто раз и навсегда запомним: твердые формы много нас старше, а старших нужно уважать. Поэтому никакого  баловства и неряшества в речи!

А теперь разберем номинированные произведения конкурсантов, причем, я начну с одиночных триолетов. Разберу всякие - и хорошие и плохие. Впрочем, большинство из попавших в пакет принятых, триолеты только по рифмовке, по духу они мало похожи на триолеты. В них старательно соблюдена форма, но по содержанию они не более, чем эскизы темы, наброски в пути: не совсем понятно, что именно хочет сказать автор и зачем ему понадобились для этого рефрены (ответ «для конкурса» не засчитывается!). Потому что, если триолет - это не самостоятельное произведение с законченной авторской мыслью, где каждая строка несет свою НЕОБХОДИМУЮ смысловую нагрузку и работает на общую тему, то это пока еще  не триолет.

№1.  Сакральны и призывны небеса. Вита Осенняя

Сакральны и призывны небеса,
Непостижимостью своею святы.
Ночные звезды, будто их глаза,
Сакральны и призывны небеса.
Бывает, плачут... на траве роса -
святые слезы ангелов крылатых.
Сакральны и призывны небеса,
Непостижимостью своею святы.

Триолет - череда описаний  одной сущности - небес.

Сакральный - означает имеющий  отношение к потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Как с этим определением сочетается «призывный» - я затрудняюсь сказать. Почему непостижимость - это признак святости, тоже не поняла. Образ звезд как небесных глаз? Не слишком ли много глаз для одной сущности? А рефрены здесь во всех трех местах - только повторения сказанного.

№2. Перед поэтом станьте на колено. Илья Бровтман

Перед поэтом станьте на колено.
Остры как меч его карандаши.
Как по шесту скользит он по катренам.
Перед поэтом станьте на колено.
Он обнажён пред этим миром бренным.
Поэзия - стриптиз его души.
Перед поэтом станьте на колено.
Остры как меч его карандаши.

Триолет - образный призыв преклониться перед поэтом, который одновременно и обнажен, и с мечом (с острым карандашом!).

Как карандаш поэта, так и меч, с которым сравнен карандаш  - не слишком характерные приметы поэта, особенно современного. Скользить по шесту - тоже не есть обыденное занятие для человека, оно скорее для стиптизера, а предложение  встать на  на колено перед человеком, совершающим стриптиз,  мне тоже кажется странным. Словом, цепочка предлагаемых  образов меня немного смутила, а рефрены здесь живут сами по себе и повторяют уже сказанное.

№3. Аметист. Лариса Ладыка

Отгони лихие думы, аметист,
Успокой на части рвущуюся душу.
Чтобы страхи и волненья улеглись,
Отгони лихие думы, аметист.
Помоги дойти туда, где берег чист,
Чтобы сказы моря Белого дослушать.
Отгони лихие думы, аметист!
Успокой на части рвущуюся душу.

Триолет - как языческое обращение к камню с личными просьбами.

Начало более удачно и по мысли, и по исполнению: придаточное предложение  «Отгони лихие думы, аметист » автор сначала использует в одном составном  предложении  в качестве  первой части пары однородных предложений, а потом этот же фрагмент  делает   главным  предложением после  обстоятельства цели  - рефрен обыгрывается  в двух разных предложениях по-разному. А вот вторая часть триолета немного разочаровала: начавший  с молитвы об успокоении души, вдруг  возжелал всего лишь «сказы моря дослушать».

№4. Злой ирландец О'Ту. Игорь Брен   

Злой ирландец О'Ту
Лошадей объезжал.
Сильно их обижал
Злой ирландец О'Ту.
Конь с угрозой заржал.
С той поры за версту
Злой ирландец О'Ту
Лошадей объезжал.

Триолет - поучительная история с использованием омонима в рефрене.

Этот триолет понравился мне больше всех из пакета, даже несмотря на то, что написан он не ямбом, а анапестом, и имеет не классическое чередование женских и мужских рифм, а все мужские рифмы. Ну и что? Форма чуть другая, но дух триолета полностью сохранен. А как мастерски обыграны рефрены! В первом предложении и в последнем слово «объезжал» даже имеет разный смысл (слова- омонимы): в первом случае имеется ввиду дрессировка, а во втором - езда по другой дороге! Кроме того, здесь в 8-и коротких (коротких даже для триолета) строчках уместилась целая история с началом, развитием сюжета и его концовкой. И с чувством юмора. На мой взгляд, блестящая работа!

№5. Странно. Ирина Ревякина

Как странно, что меня ты не узнал,
Неужто я настолько изменилась?
А помнишь лето, проводы, вокзал….
Как странно, что меня ты не узнал.
Как страстно ты меня поцеловал,
А я от счастья радостью светилась!
Как странно, что меня ты не узнал,
Неужто я настолько изменилась?

Триолет - послание к возлюбленному.

Все рефрены - не более, чем повторы  уже сказанного утверждения «как странно, что..». В качестве развития сюжета есть  попытка обратиться к воспоминанию «а помнишь?...», но использовано не то время глагола: совершенный вид «поцеловал» применен без слова «тогда». По смыслу  это действие произошло в прошлом, в «а помнишь…», но по  употреблению автором глагольной формы, получается, что ЛГ «не узнал» и «поцеловал» - в одном и том же времени, хотя  «я светилась» - явно относится к прошедшему времени. Сюжет не сложился,  обыгрывания рефрена нет. Устаревшее и разговорное «неужто» , на мой взгляд, не совсем подходит  для лексики триолета.

№6. Зомбирование. Виктор Дванольодинвосем 

Оказывается, перекраиванию подлежат
Неистовствующие эпические богатыри…
Доказывают демократические поводыри:
«Оказывается, перекраиванию подлежат…»

Подстёгиваемый неизведанностью электорат
Раскручиваемыми сентенциями заговорил:
«Оказывается, перекраиванию подлежат
Неистовствующие эпические богатыри!»

Триолет- выражение гражданской позиции.

Написано не классическим ямбом, а семисложником  вторым (0100000 0100000 01)
Здесь явно не случайный подбор многосложных слов с иктом на каждом 2 из семи слогов, но при этом и все рефрены использованы к месту - есть смысловая связь между предложениями. В новом значении и с новой пунктуацией использован рефрен «Оказывается, перекраиванию подлежат…» и в другом контексте (как фраза из прямой речи электората) использован двухстрочный рефрен в концовке. Мне понравилось.

№7. Я погружаюсь в строчки Грина. Равиль Валеев

Я погружаюсь в строчки Грина,
Когда болит моя душа.
Рутинность быта сокруша,
Я погружаюсь в строчки Грина.

Мечта, страницами шурша,
Влечёт, как мастера картина.
Я погружаюсь в строчки Грина,
Когда болит моя душа.

Триолет - сообщение поклонника Александра Грина.

Не понравился оборот «сокруша» взамен более естественного «сокрушив», да и вся эта фраза не радует смыслом. Образ «мечта, страницами шурша, влечет, как мастера картина» не точен:  мастера влечет скорее уж идея или мечта, чем картина (картина - продукт мечты), а о какой мечте (читателя Грина!) здесь идёт речь - не совсем ясно. У меня возникло ощущение вставки случайных  фраз в форму без заботы о том, что именно хочет сообщить автор своим триолетом.

№8. Травы Троицы.Николай Сысойлов

На Троицу – как травы хороши!
Как дух их свеж! Как свято пахнет мята!
Трав трели – в перезвоне струн души:
на Троицу – как травы хороши!
Травинок трепетом – душа небес объята!
Сонетом трав – звучит во мне соната:
на Троицу – так травы хороши!
Так дух их свеж! Так свято пахнет мята!

Триолет - пейзаж.

Пейзажи писать триолетом - дело не легкое. Чувствуется  восторг автора перед красотой мира, хотя фраза «сонетом трав звучит во мне соната» ставит меня в тупик. Почему вдруг сонетом (Автор, хоть как-то дай подсказку к своей ассоциации!)? И  какое отношение сонет имеет к сонате - музыкальному произведению? Ощущение ориентации только на похожее звучание разных случайных слов и на вписывание их в рифму, а вовсе не на подбор единственно необходимого   образа… Рефрены - не точные, что особого делу не вредит, но и смысла  не прибавляет…  Да и пунктуация оставляет желать лучшего. Явно лишние тире во многих местах, а кое-где интереснее было бы использовать прямую речь, например:

На Троицу  так травы хороши!
Как дух их свеж! Как свято пахнет мята!
Трав трели  в перезвоне струн души:
«На Троицу  так травы хороши!»
Травинок трепетом душа небес объята!
Сонетом трав  звучит во мне соната:
«На Троицу  так травы хороши!
Как дух их свеж! Как свято пахнет мята!»

№9. Двоичная система счисления. Жанна Жарова

Всего два знака: «ноль» и «единица» –
Условно «да» и «нет».
Как цвет чернил на белизне страницы.
Всего два знака: «ноль» и «единица» –
В них алгебра с гармонией роднится,
Как с физиком – поэт.
Всего два знака: «ноль» и «единица» –
Условно «да» и «нет».

Триолет - размышление о единстве двух разных сторон бытия.

Рефрены здесь не обыграны новым смыслом, но зато очень содержательно: дана целая цепочка примеров полярности мира: 0 и 1  системы исчисления, да и нет - логики, черное и белое как полярные цвета, алгебра (наука) и гармония (полнота реального мира), физик и поэт…. Довольно много интересных поводов для размышления в одном триолете.  Но мало поэзии.

№10. Пророка нет. Геннадий Солодилов

Пророка нет в отечестве своём,
Глаза не видят и не слышат уши,
Хвалу мы чуждым пастырям поём.
Пророка нет в отечестве своём,
Хоть он свети пылающим огнём,
Его своим неверием потушим.
Пророка нет в отечестве своём,
Глаза не видят и не слышат уши.

Триолет - гражданско-философское размышление.

Мысли интересные, давно известные, но правильные. Главная мысль (она же известный фразеологизм) «нет пророка в своем отечестве»  последовательно раскрывается с помощью еще четырех строк примерно того же содержания. Придраться абсолютно не к чему. Но и использование формы триолета  ничего нового к сказанному  не добавляет.

№11. Вот это лето! Татьяна Овчинникова 4

Ну, хоть бы дождь пожаловал к нам в гости!
Вот это лето! Жарко, как в аду -
Горю, пылаю, лопаюсь от злости...
Ну, хоть бы дождь пожаловал к нам в гости:
Хочу поймать... струю прохлады горстью!
Как манны, я... воды небесной жду.
Ну, хоть бы дождь пожаловал к нам в гости!
Вот это лето! Жарко, как в аду.

Триолет - эмоция по поводу жаркого лета.

Как раз здесь имеем хороший пример  использования знаков препинания в рефрене: если первый рефрен - только безличное восклицание, то рефрен 4 строки - уже становится утверждением, которое с помощью двоеточия раскрывается последующим предложением. Такая  же история  и со 2-ой строкой, где использовано тире вместо точки. Начало рефренной строки с междометия «Ну» - не самая лучшая лексика для написания твердой формы, мыслей и сюжета здесь как такового  нет, а  многоточие внутри  5 и 6 строк мне не совсем понятно, но в целом стихи эмоциональные  и довольно симпатичные.

№12. Поводырь судьбы. Морозова Нина

Судьбы моей духовный поводырь -
Поэзия. Её строка молитвы,
как оберег, спасенье от беды.
Судьбы моей духовный поводырь -
в пустыне жизни - капелька воды.
Да победит со злом в словесной битве
судьбы моей духовный поводырь -
Поэзия, её строка молитвы.

Триолет - прославление поэзии.

Триолет неплох, хотя я бы иначе поставила бы в нем  знаки препинания и этим существенно изменились бы  оттенки смысла рефренов:

Судьбы моей духовный поводырь -
Поэзия. Её строка молитвы
как оберег, спасенье от беды.
Судьбы моей духовный поводырь:  (двоеточие. Почему поводырь? Потому что …)
в пустыне жизни - капелька воды.
Да победит со злом в словесной битве
судьбы моей духовный поводырь -
Поэзия, её строка - молитвы.

Поясню свой вариант  пунктуации: во 2 строке подлежащее «строка». Строка (чего?) молитвы «как оберег». (здесь «как» обозначает «в качестве» оберега, а не сравнение с оберегом, поэтому запятая в конце строки не нужна). Совсем иначе прочитывается  последний рефрен: «да победит… поводырь » (кто есть поводырь ? -«Поэзия», поэтому после «поводырь» ставим  тире. А дальше, после запятой уже  следует другое предложение «её строка - молитвы» (строка есть молитвы). Совсем другая пунктуация делает прочтение рефрена другим по смыслу!

№13. Не спеши ожесточиться. Елена Разбойникова

Задета за больное злом,
Но не спеши ожесточиться -
Все доброе пустить на слом.
Задета за больное злом,
Не делай распри ремеслом.
Ты - женщина, а не волчица.
Задета за больное злом,
Но не спеши ожесточиться.

Триолет - нравоучение.

Оттенок нравоучения всегда возникает, когда мы употребляем «ты» и далее - повелительное наклонение. Эта форма всегда подсознательно вызывает противление при прочтении. Фраза «задета за больное злом» (а это главная фраза триолета!) не совсем чиста по форме. По смыслу она понятна, но… не литературно. Не для твердых форм! А еще я бы здесь сознательно пошла бы на изменение  последнего рефрена в угоду смыслу (для меня смысл всегда и везде важнее строгости следования форме!) и еще я бы изменила пунктуацию:

Задета за больное злом,
Но не спеши ожесточиться,
Все доброе пустить на слом.
Задета за больное злом?
Не делай распри ремеслом:
Ты - женщина, а не волчица.
Задета за больное злом…
Ты не спеши ожесточиться!

№14. Осенний триолет. Надежда Николаевна

Есть в осени прощальный цвет,
Когда листва с ветвей слетела.
Печальней не было, и нет…
Есть в осени прощальный цвет.
Не скрасит веток солнца свет,
Лишь ветер треплет оголтело.
Есть в осени прощальный цвет,
Когда листва с ветвей слетела.

Триолет- пейзаж.

Не совсем нравится конструкция предложения : «Не скрасит веток солнца свет, лишь ветер треплет оголтело». Ветер треплет оголтело (подразумевается «ветки»), но в первом предложении стоит «веток», кроме того, сумбур глагольных времен в одном предложении: свет не скрасит (буд. вр.), ветер треплет (наст. вр.). (Я бы упростила  фразу до: «не красит ветки солнца свет, их ветер треплет оголтело»). На мой взгляд, форма триолета здесь притянута к заданию. Ни полноценного пейзажа, ни особости передачи настроения, ни остроумного изложения авторской мысли с помощью включения рефренов…

№15. Всего лишь миг. Санди Иданс

Всего лишь миг случайной встречи
Всю жизнь твою перевернул.
Готова ждать, хоть тыщи лун,
Всего лишь миг случайной встречи.
Перетекает время в вечность.
Малыш к тебе во сне прильнул.
Всего лишь миг случайной встречи
Всю жизнь твою перевернул.

Триолет - обращение к …(кому?) К супруге?

Не понравилась строка: «Готова ждать, хоть тыщи лун,». Во-первых, зачем «хоть тыщи лун» выделено с двух сторон запятыми? Во- вторых, слово «тыща» взамен «тысяча» - специфическое, оно еще как-то годится для прямой речи персонажа, для передачи в поэзии разговорного  произношения, но в лирике лучше его не употреблять, а уж  в твердой форме, в сонетах - и подавно не стоит! Кроме того, слово  «всего» здесь выглядит не раскрытым последующим текстом: в контексте  с соседними  предложениями по просится  «один лишь миг». Тема триолета для меня мутная: ЛГ все еще «готова ждать случайной встречи» (события в буд. времени) , в то же время, уже и «малыш прильнул», и  «время перетекает в вечность», и в концовке  «миг перевернул» (совершенный вид глагола -  законченное действие). Нет ясной логики в изложении сюжета…

№16. Зима заметает осеннюю грусть... Светлана Угрюмова

Зима заметает осеннюю грусть,
Снежинки летят, как кленовые листья.
Совсем не похожи?.. Я знаю... и пусть...
Зима заметает осеннюю грусть.
Я, в призрачном сне, в эту осень вернусь
И, хоть ненадолго, но осень продлится.
Зима заметает осеннюю грусть,
Снежинки летят, как кленовые листья.

Триолет - пейзаж и одновременно триолет -выражение настроения.

Красивый образ - сравнение летящих листьев и падающего снега, причем, продуманное: создается настроение осени (поэтому образ листьев), а зима эту грусть уже «заметает», хотя героиня хочет продлить ее: «я в осень вернусь». Как лирика - отлично. Как триолет тоже не плохо: он и картинку отражает,  и настроение передает - содержательно! Единственный недостаток - слабая рифма «продлится-листья»: чем короче стихи и чем «древнее» форма, тем больше в них требования к точности всех рифм!

№17. Сон в летнюю ночь. Бедная Лиза 3

Любовь похожа на чудесный сон,
Волшебный сон короткой летней ночью,
Когда два сердца бьются в унисон,
Любовь похожа на чудесный сон,
На чудо, что явилось нам воочию.
Благоразумие она порвала в клочья.
Любовь похожа на чудесный сон,
Волшебный сон короткой летней ночью.

Любовный триолет.

Удивить содержанием в этой тематике вообще  трудно, а здесь еще и  строк мало - особо не разгуляешься, поэтому вставлять в них банальные рифмы «ночью-воочью» и «сон-унисон» - дело  весьма расточительное. Меня этот триолет ничем не удивил и никак не запомнился. Разве что двойственностью образов: «похожа на сон», а «явилось воочию».

№18. Как ты прекрасна на рассвете. Юрий Вадимович Клименко

Как ты прекрасна на рассвете
В своем воздушном полусне.
Так спят, лишь ангелы и дети,
Как ты прекрасна на рассвете,
Как флейты звуки в тишине.
Душа с восторгом шепчет мне,
Как ты прекрасна на рассвете
В своем воздушном полусне.

Триолет- восторг  от  лицезрения спящей возлюбленной.

Сюжет сведен к единственной мысли: «как ты прекрасна на рассвете» и дано два сравнения - с флейтой и с ангелами. Здесь очень хочется выделить рефрены расстановкой иных знаков препинания:
 
Как ты прекрасна на рассвете
В своем воздушном полусне,-
Так спят, лишь ангелы и дети!
Как ты прекрасна на рассвете -
Как флейты звуки в тишине!
Душа с восторгом шепчет мне:
«Как ты прекрасна на рассвете
В своем воздушном полусне…».

№19. Я не ищу твоих примет.Александра Одрина

Я не ищу твоих примет:
Ты, будто сон, безвестно канул.
Ты - то, чего в помине нет.
Я не ищу твоих примет.
Зачем случайный триолет
Напомнил о тебе строками?
Я не ищу твоих примет,
Ты — будто сон, безвестно канул.

Триолет - самогипноз на женскую тему  «я тебя забыла».

По-разному обыграны рефрены, удачная завязка сюжета. Строки «Зачем случайный триолет напомнил о тебе строками?» выглядят, как заплатка для рифм, если бы вместо них вставить что-то более содержательное  про историю отношений лирических героев, было бы просто замечательно.

№20. Ностальгия.Dnevalny

Виденье в гулкой пустоте:
Мы разлюбили, мы – чужие…
Умчались страсти роковые -
Виденье в гулкой пустоте…
Печалью душит ностальгия,
Распятым сердцем на кресте,
Виденьем в гулкой пустоте:
Мы разлюбили, мы- чужие…

Триолет - о трагедии  расставания.

Тема сведена к описанию чувства печали от расставания.  Слово «виденье» упомянуто, но не раскрыто до конца, а слово «ностальгия»  (тоска по родине или родному дому), здесь употреблено не совсем к месту , ведь  речь идет о разлуке людей «мы разлюбили, мы - чужие».

№21. Тебя от глаз скрывает пелена. Мастер Степанов

Опять Судьба с тобою развела,
На Мир накинула вуаль Разлука.
Вновь я один брожу по переулкам …
Опять Судьба с тобою развела.
Тебя от глаз скрывает пелена,
Быть подле, но не вместе- это мука!
Опять Судьба с тобою развела,
На Мир накинула вуаль Разлука.

Триолет о разлуке.

Еще одно описание разлуки, но гораздо  слабее, чем  предыдущее, поскольку исполнено банальными фразами «вуаль Разлука», «мука», «пелена-развела» … Не совсем точные рифмы плюс   еще - заглавные буквы, употребляемые для повышения значимости отдельных слов (судьба, разлука, мир) - это очень плохой прием в любых стихах. Он всегда простит впечатление от произведения. Смысловые акценты  лучше делать правильным подбором слов, а не расстановкой лишних заглавных букв.

№22. Аиста клёкот…Алла Константиновская

Аиста клёкот над сонною крышей,
Солнечный гонг над покатой землёй,
Мы целовались в то утро, не слышали
Аиста клёкот над сонною крышей,
Пение пчел у цветов белой вишни...
Льётся весной над землёй заревой:
Аиста клёкот над сонною крышей,
Солнечный гонг над покатой землёй.

Триолет- интимная лирика.

Тема более объемна: здесь пейзаж уже не сам по себе, а ради передачи состояния лирических героев «мы целовались…», поэтому «не слышали» всего того, о чем повествует рефренная строка в начале. Рефрены  вписаны в сюжет, обыграны по-разному и к месту. На мой взгляд - неплохой триолет.

№23. Бездна. Игорь Пургин

Непостижима неба глубина,
Неисчерпаемый источник тьмы и света!
Вселенная сиянием полна;
Непостижима неба глубина!

Посеянные ветром семена
В жизнь прорастут и канут в воды Леты...
Непостижима неба глубина,
Неисчерпаемый источник тьмы и света!

Триолет - философское созерцание неба.

Сюжета как такового нет - перечисления качеств неба, которое понимается, как Вселенная. Не совсем понятно, что за ветер, сеющий жизнь, ну, да ладно… Рефрены ни в какие предложения не вписаны - они просто повторы самих себя. 

№24. Ильин день. Наталья Пулька

Уходит лето в сны о прошлом
По колее от колесницы.
Как будто сказкой о хорошем
Уходит лето в сны о прошлом.
Остаться навсегда, возможно,
У тех, кому все слаще спится
Уходит лето в сны о прошлом
По колее от колесницы...

Триолет про Ильин день, празднуемый 20 июля с глубоко спрятанным намеком на колесницу Ильи-пророка.

Тема хорошо начата - прощание с летом, достигшим своего пика, которое уходит в сны. Но вот только смысла фразы «Остаться навсегда, возможно, у тех, кому все слаще спится» я совсем не поняла. А расстановка знаков препинания  просто ошеломляет.

№25. Триолет о триолете.Лилия Белоконева

О, триолет! Две рифмы, восемь строк.
Не так-то прост старинный строгий строй.
Робею. Муза, сжалься надо мной!
О, триолет! Две рифмы, восемь строк.

К поэту ты безжалостно жесток,
Но, вот, почти готов, мучитель мой!
О, триолет! Две рифмы, восемь строк.
Не так-то прост старинный строгий строй.

Триолет о триолете.

На безрыбье и рак рыба… Когда нам нечего выразить стихами, а рифмы в голову идут, то  мы все (и я не исключение) любим вставлять в свои творения фразы типа «и я пишу сонет…» или « о триолет!», или « к поэту ты (форма написания) жестока!» и так далее. Рефрены здесь использованы только как повторы сказанного, они никак не работают на смысловую связь разных предложений. Словом, чистенько  выполненное упражнение на заданную рифмовку. 

№26. Навсегда заледеневшие глаза.Мила Анданте

Навсегда заледеневшие глаза…
Антарктида мне покажется теплей.
Вдруг восходят над безлюдностью аллей
Навсегда заледеневшие глаза.
Перехватит горло – слово не сказать -
И напрасно сердце просит «отогрей».
Навсегда заледеневшие глаза.
Антарктида мне покажется теплей…

Триолет - передача чувств.

Чувства переданы цепочкой выразительных образов - не в лоб, не просто сообщением информации, а с помощью образов. Рефрены вписаны в соседние предложения с разной пунктуацией. Хороший триолет.

№27. А первый снег сотрёт последний след...Оксана Осипова 2

А первый снег сотрёт последний след
Моей печали, давней и напрасной,
В моей душе , давно на всё согласной...
А первый снег сотрёт последний след,
И снова жизнь покажется прекрасной,
Об этом я сложу свой триолет.
А первый снег сотрёт последний след
Моей печали, давней и напрасной...

Триолет о чувствах.

Попытка описать печаль и надежды, что «первый снег сотрет последний след». Есть минимальный сюжет, который портит только одна строка-заплатка «Об этом я сложу свой триолет». Вместо этого, ничего не сообщающего предложения хотелось бы более содержательную строку, вписанную в тему и стыкующуюся с «первый снег» - другим способом  использующую смысл рефрена.  Кроме того, строить триолет с предложений, начинающихся с союза - это не совсем удачное решение: триолет - это законченное отдельное произведение с законченной темой, а не набросок в блокноте, не эскиз детали…

№28. Напрасно. Александр Савостьянов.

Напрасно в чудо мы не верим,
Что кто-то там, на небесах
Земные сроки всем отмерил:
Напрасно в чудо мы не верим! –
Порой становимся, как звери,
Забыв про совесть и про страх.
Напрасно в чудо мы не верим…
Что кто-то там – на небесах!

Триолет - о вере в чудеса.

Тема на любителя. О ком это - «кто-то там на небесах»? Если о Боге, то это неуважительно, и чудо здесь - ни при чем.  А если о чудесах, то к чему увещевания про совесть и страх? Хотя автор всегда прав в своем мировосприятии. Хуже другое - последний рефрен, написанный как отдельное предложение в концовке (то есть - как итог сказанному): «Что кто-то там – на небесах!» - странен.  Где у него подлежащее? Куда ведет автор?

Что касается примеров форм, в которые так или иначе ВСТРОЕНЫ ТРИОЛЕТЫ (двойные триолеты, группа из нескольких триолетов, венки, триолеты в оправе ) то, я их здесь подробно разбирать не буду. Требования к ним те же, только суровее: каждый триолет внутри формы должен быть именно законченным триолетом, а не фрагментом  обычной лирики, написанной с повторами строк. При этом лучше уж немного изменить сам рефрен (сделать его не дословным), но только не утратить дух триолета - осмысленность и необходимость использования рефрена (и ничего другого, кроме него) для передачи темы. А иначе будем иметь  «красоты с повторами»

Покажу здесь только две  сложных триолетных формы, которые  мне понравилась, несмотря на то, что обе  не полностью соответствует предложенным в конкурсном задании:

№29. Изумрудная сеть.Ольга Альтовская

Я ступила на грешную землю,
Где ходили уже до меня.
Ветры гнули послушные стебли.
Я ступила на грешную землю.
С чем явилась я-новая? С тем ли?
В свете утреннем нового дня
Я ступила на грешную землю,
Где ходили уже до меня.

Я блуждала по белому свету.
Я искала свои острова
И свои оставляла приметы.
Я блуждала по белому свету
И бросала на счастье монеты.
Их ловили вода и трава.
Я блуждала по белому свету.
Я искала свои острова.

Я свои отработала сроки,
Доплела изумрудную сеть,
Довязала узор из осоки.
Я свои отработала сроки.
Память – новые смоют потоки,
И уже - не желать, ни жалеть…
Я свои отработала сроки,
Доплела изумрудную сеть.

№30. Деревья умирают стоя.  Наталья Матвеева 5

Деревья умирают стоя,
не удостоившись венков.
Накинув мантию покоя,
деревья умирают стоя.
Несносно бремя сухостоя
на пике северных ветров
Деревья умирают стоя,
без возложения венков.

Несносно бремя сухостоя
на пике северных ветров.
Вокруг леса манят листвою!
Бесплодно бремя сухостоя...
И как, смирившись с наготою,
понять язычество цветов,
и не роптать на сухостои
на пике северных ветров?...

На этом все. Прошу не считать мои оценки единственно правильными: как видите из протокола, у членов жюри были несколько иные мнения о самых лучших триолетах. Тем не менее, при написании других твердых форм   последующих туров, постарайтесь проникнуться смыслом и духом каждой формы.

НЕ НАДО СЧИТАТЬ ТВЕРДУЮ ФОРМУ ВСЕГО ЛИШЬ ТЕХНИЧЕСКИМ УПРАЖЕНИЕМ НА ЗАДАННЫЙ ВИД РИФМОВКИ.


Рецензии
Спасибо за статью. Очень помогла при написании.

Фадей Максимов   14.11.2022 20:29     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.