Поэт и власть от Пушкина до Евтушенко
Поэт отчасти пророк. Какая же сила заставляет его идти на конфронтацию с существующей властью? Ведь во все времена спокойней и прибыльней было власти угождать, быть обласканным и почитаемым ею. Почему же поэт выбирает для себя другую долю и, бывает, что расплачивается за свои стишки свободой или жизнью?
Для чего мирный стихотворец «лезет» в далекую от него политику?
Неужели он всерьез думает, что одно слово правды весь мир перетянет?
«Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щёголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда...»
Это на кого же вы, уважаемый А. С., намекаете?
А как вам например, такое:
«О русский глупый наш народ…»
Или вот еще хуже, хотя хуже уже некуда:
«Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич».
Да за такие стишки, господин Пушкин, вас надо бы не только от интернета отключить, но и с должности уволить, а то и уголовное дело против вас возбудить.
Говорите, что при жизни вашей эти строки опубликованы не были? Козни потомков, так получается? А зачем тогда писали? Вот, товарищи, перед вами еще один критикан и явный представитель свободолюбивой пятой колоны начала девятнадцатого века!
А вот, из не менее известного русофобского стихо Михаила Юрьевича:
«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ».
М-м-м, да! «Люблю Россию я, но странною любовью…»
Зато, как все изменилось у нас с вами к лучшему с девятнадцатого-то века!
Или вот, например, какие хорошие стишки Сережа Есенин писал. Какие у него сравнения попадались оригинальные:
«Мы в России девушек весенних
На цепи не держим, как собак,
Поцелуям учимся без денег,
Без кинжальных хитростей и драк».
Но стоило ему срифмовать:
«Вы, любители песенных блох,
Не хотите ль пососать у мерина?»
Так моментально цензура вымарала! А между прочим «мерин» - это кастрированный жеребец. Что же им, советским цензорам примерещилось?
Зато, вот что олухи царя кремлевского, проморгали:
«Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам».
Невиннейшие строки на первый взгляд. А если приглядеться? Он, значит, не расстреливал, а другие русские, что? Писали доносы, арестовывали, пытали на следствии, конвоировали в лагеря и расстреливали? Не слишком ли ты, Сережа, загнул?
А ведь Мандельштам подсказывал всем, объяснял непонятливым: «Есть прекрасный русский стих, который я не устану твердить в московские псиные ночи… он полозьями пишет по снегу, он ключом верещит в замке, он морозом стреляет в комнату:
«Не расстреливал несчастных по темницам».
Вот символ веры, вот поэтический канон настоящего писателя…»
Впрочем, Мандельштам сам-то тоже хорош. Вот всем известные его строки:
«Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей…»
И это, согласно опросам, о самом популярном в России политике ХХ века. Ну, кроме теперешнего, конечно. За это стихотворение Мандельштам заплатил жизнью. Стоило ли так рисковать? Но ведь «играет услугами полулюдей» никто, кроме поэта, не напишет! Правда?
А подружка Иосифа Эмильевича?
«Ах, матовый ангел на льду голубом!
Ахматовой Анне пишу я в альбом».
Она ведь тоже на эту тему высказалась:
«В Кремле не можно жить», – преображенец прав,
Там древней ярости еще кишат микробы;
Бориса дикий страх, всех Иоанов злобы,
И самозванца спесь взамен народных прав».
А вот, уже поближе к нашим временам.
Евг. Евтушенко:
«Когда румяный комсомольский вождь
На нас, поэтов, кулаком грохочет
и хочет наши души мять, как воск,
и вылепить свое подобье хочет,
его слова, Есенин, не страшны,
но тяжко быть от этого веселым,
и мне не хочется, поверь, задрав штаны,
бежать вослед за этим комсомолом».
Написано в советские годы. Но, разумеется, не опубликовано.
Или Бродский:
«Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
но с куриными мозгами хватишь горя.
Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции у моря.
И от Цезаря далеко, и от вьюги.
Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
Говоришь, что все наместники - ворюги?
Но ворюга мне милей, чем кровопийца».
Или Окуджава:
«Римская империя времени упадка
сохраняла видимость твердого порядка:
Цезарь был на месте, соратники рядом,
жизнь была прекрасна, судя по докладам…
…Римляне империи времени упадка
ели что придется, напивались гадко,
а с похмелья каждый на рассол был падок -
видимо, не знали, что у них упадок…
…Юношам империи времени упадка
снились постоянно то скатка, то схватка:
то они - в атаке, то они - в окопе,
то вдруг - на Памире, а то вдруг - в Европе…»
А вот еще Окуджава:
"А то ведь послушать: хмельное, орущее, дикое,
одетое в бархат и в золото, в прах и рванье --
гордится величьем! И все-таки слово "великое"
относится больше к размерам, чем к сути ее".
Или:
"Ребята, нас вновь обманули,
опять не туда завели.
Мы только всей грудью вздохнули,
да выдохнуть вновь не смогли.
Мы только всей грудью вздохнули
и по сердцу выбрали путь,
и спины едва разогнули,
да надо их снова согнуть".
И, наконец, Игорь Губерман:
"Россия – странный садовод,
И всю планету поражает,
Верша свой цикл наоборот:
Сперва растит, потом сажает".
"Я государство вижу статуей:
Мужчина в бронзе, полный властности.
Под фиговым листочком спрятан
Огромный Орган безопасности".
"Не в силах нас ни смех, ни грех
свернуть с пути отважного,
мы строим счастье сразу всех,
и нам плевать на каждого".
В советские годы в журнале "Юность" были опубликованы такие строки Олега Чухонцева:
"Наше дело табак,
коль из грязи да в князи
вышло столько рубак,
как собак на Кавказе.
Вышло столько хапуг
из холопов да в бары,
аж спохватишься вдруг:
что за иго - татары?"
Пророческие строки, относящиеся, увы, не только к ушедшим в прошлое временам.
Такая вот, скромная, наспех составленная, подборочка стихов "Поэты и власть".
А составил я ее для того, чтобы понять, а почему меня самого ни с того ни с сего иногда тянет "в политику". Хотя, конечно, я себя ни с кем из этого замечательного перечня не ровняю.
*
Москва-река, впадая в Терек,
поет про горца-храбреца.
Россия ищет третий берег
пачками зелени шурша.
Картавого Володи время прошло,
теперь другой прикид,
теперь у нас любимый всеми
Володя Маленький царит.
Как будто лебедь, рак и щука
в карете с Бабою Ягой
въехали в лес, а там разруха,
поганки, взятки да разбой!
Там русский дух, там Русью пахнет,
там бомж, носки не постирав,
без белого бутылки чахнет.
Там сам себя заколдовав
по улице ментяра бродит
и на прохожих страх наводит.
Там вор при золотой цепи
давно чиновника купил.
Там тот невесел, кто не пил.
А вякнешь – пустят на распыл!
ЛЮБИМАЯ МАРУСЯ, РЕЗИДЕНТ ВОВА И РУССКОЕ ЧУЧХЕ
Резидент России Футин
в нашей Волге воду мутит,
обещает для народа
много рыбы и икры.
Объяснял старпом в каюте:
«Это Вова просто шутит,
только кремль все получит,
а нам отвесят чешуи».
Если прав старпом, то Вова,
обещавший нам улова,
просто брешет, право слово,
просто чешет языком.
А если прав Володя Футин,
то много рыбы мы получим,
много хлеба и картошки,
и икорочки притом.
Эх, выпьем, милая подружка,
и закусим мы с тобой!
Выпьем, Маша, где тут кружка
и тарелка с колбасой?
Я люблю тебя Маруся,
и с тобою спать ложусь,
в твои очи голубые
я как в зеркало гляжусь.
Хорошо нам жить в России –
нет людей честней, чем мы!
Нет богаче и красивей,
и счастливее страны!
Нас ведет товарищ Футин –
самый главный наш герой!
Он указывает путь нам,
за него мы все горой!
Он орлом летит по небу
и шагает по земле,
он направо и налево,
и, наверное, везде!
Я люблю его Маруся,
даже больше чем тебя,
на него с утра молюся,
он мне светит как звезда!
Он красивый и отважный,
милый и простой как все,
Вова Футин очень важный.
В общем, русское чучхе!
Чучхе - идеология и путь, которым следует Северная Корея
под управлением великого и мудрого Ким Чен Ына
*
Маленький Вова играет в войнушку,
из пластилина слепил себе пушку.
Мины взрываются, танки горят –
рад представлению Вовин детсад.
*
Вовочке папа рогатку купил,
Вова тотчас в самолет засадил.
А для чего он пулял в самолет –
это потом педсовет разберет.
*
Маленький Вова за пивом пошел,
видит, сидит на скамейке хохол.
Маленький Вова гранату швырнул,
выпил пивка и хохла помянул.
*
Маленький Вова войну рисовал.
Руки и ноги врагам оторвал.
Танк получился немножко кривой.
Война оказалась довольно смешной.
*
Вовочка подкараулил соседа –
Ваня во двор вышел после обеда.
Вова сумел рассчитать траекторию.
Грустная, в общем-то, вышла история!
22.3.2015 в Петербурге состоялся «Международный русский консервативный форум». В нем приняли участие представители неонацистских и ультраправых партий из одиннадцати европейских стран. Событие это не всколыхнуло Россию. Но Александр Городницкий, переживший блокаду Ленинграда, написал:
Тот, кто сдал сегодня Питер
Под нацистский съезд,
Тот о павших ноги вытер,
Что лежат окрест.
Нам, блокадникам, медали
Нынче раздают.
Мы в войну его не сдали,
А они сдают.
Бог даст, чтобы сбылись еще в наши дни, давние мечты самого лучшего русского поэта.
"Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа..."
И для меня не имеет никакого значения, что его прабабка была Христина-Регина фон Шеберх, а другая, кажется, Сара Ржевская, а прадед - эфиопским евреем по имени Ибрагим-Абрам.
Свидетельство о публикации №114111105207