Изюмов и Лившиц. Поэма дольником
Город пропах твоими духами,
осенние ночи странно тихи.
Город махал большими руками,
город плевал в урны стихи.
Эхом, летящим из подворотен,
сказывал что-то, да всё о тебе.
Улица Росси, как Паваротти
пела, распугивая голубей.
Как же пах город чем-то знакомым!
Запах гонял сурьмоглазый амур.
Ночь тяжела, ночь невесома…
Ангел-хранитель, опять перекур?
Трёхвековые камни Коломны –
мхом изумрудным охваченный руст.
Осень овила влагой колонны,
брызгая жёлтой слюной из уст.
Вон Соломон, на гранит навалившись,
молча уставился в Крюков канал.
Вышли за водкой Изюмов и Лившиц.
Режу корейку. Месяц пропал.
Окна влипают в тёмный колодец,
мну на фаянсе остатки трески.
Глухо топочет дождь-иноходец,
мелко постукивая в виски.
Большая часть пути за плечами,
Данте прочитан несколько раз.
Список триер изучен ночами,
эпос любой – просто скучный рассказ.
Лифшиц вернулся, Изюмов где-то,
в тёмном пространстве парадной, орёт:
«Звёздная россыпь – число винегрета,
или мышей летучих помёт?»
Я разливаю тёплую водку,
Лифшиц в плетёной качалке заснул.
Третий, с до хрипа истасканной глоткой,
сел супротив на старенький стул.
2.
«Вечерний алкоголь мне разъедает
череп и рёбра,
хочется выплюнуть со слюнями
это пыльное лето,
в subway спускаются и поднимаются
души да ёбла,
собственно, для идеи прогресса
свойственно это.
Лифшиц, послушай,
ты должен понять законы сцеплений:
падаль – это конец геометрий, параметров
и всяких пропорций,
всего лишь обвал разводящих
нас по площадкам ступеней,
финишный пункт назначения
для навигаций и лоций.
Но иногда мне кажется –
это следы звездопада.
Бывает, проснёшься от того,
что в сердце что-то иное.
Лифшиц, послушай,
если прошлое – это падаль,
То будущее, видимо,
просто пласты перегноя.
Иногда хочется открыть окно
и выпасть на ветер,
закрыться в ванной, то есть всяко,
оказаться в туннеле.
Или же просто сеть на любой
транспорт на Невском проспекте,
там, где Акакий срывает
с ночных пешеходов шинели.
Бывает, задумаешь,
выпив спирта из дедовской фляги,
и, посмотрев пару фото
на голубом мониторе,
не убирая в ящик
исписанные бумаги,
через минное поле
выйти в сторону Мёртвого моря.
Лифшиц, послушай,
говорят, что истина серединна,
что в крайностях нет ничего,
кроме дури и риска…
А тебе было ли когда-нибудь
страшно и стыдно –
ты возвратился домой,
а на столе записка…
И не надо больше
кормить кота и гулять с собакой,
в шкафу нет вещей,
сняты в спальне с гардин занавески.
Кто-то стучится в окна,
ты выглядываешь с опаской,
но это лишь ветви осин,
да призрак знакомый с Заневской…»
3.
Лифшиц молчит, смотря сны о Стрельне,
в которых сосуды с глухим звуком рвутся.
Изюмов твердит, что прошлого тени,
в полдень исчезнув, уже не вернутся.
Я наливаю очередную
порцию крепкого алкоголя,
я – незаметен, но я не ревную
к предметам себя, это чувство другое.
Оно больше смахивает на досаду,
на сожаление лёгкое, впрочем,
я бы и сам произнёс тираду,
став говорлив. Однако, молча
сижу у окошка, к нему спиною,
в пространстве и времени не проявляясь,
уютно повисла над головою
жёлтая лампочка, как солнца завязь.
А Лившицу снится галька Залива
на сером песке, под северным небом.
И волны, на гальку припали сонливо,
сделав свои Н 2 О оберегом.
4.
Волны замедленно,
даже, можно сказать, по-воловьи,
набегая от горизонта
на ветреный берег,
ластятся к туфлям, к кедам,
к известковому изголовью,
на котором расположились
бутылка «Столичной» и жерех.
Татьяна, а, может быть, это уже
Оленина Анна,
смотрит на гальку,
слегка к валуну наклонившись.
Воздух небом гремит,
так гренадёр лупит по барабану.
«А ты мог бы жениться
на мне когда-нибудь, Лившиц?»
Лифшиц смотрит за горизонт,
затягиваясь Беломором.
Если б он тогда знал,
что это так ясно приснится,
то он бы ответил умом,
языком, сердцем, т. е. хором,
так, как отвечают
бездне воздушной синие птицы.
Но сейчас где-то,
на периферии зрения, слуха
мелькает Изюмов,
не к месту разговорившись.
Лифшиц встаёт и вступает
на воды Залива, как сухо!
На берегу кипятится Изюмов:
«Послушай, Лившиц!
Когда ты уходишь,
то оставляешь всё перед порогом,
хлопает дверь за спиною
глухо, мгновенно, без скрипа.
Ты вдруг понимаешь,
глядя в три лика единого Бога
то, что пространство, предметы в нём,
время, всё это – липа.
И «мене мене», и «текел», и «фарес»
исписаны стены,
с пира уносят уставший твой,
ставший недвижимым корпус,
Зрачки замирают,
глаза стекленеют мгновенно.
Вот и твой катафалк –
стандартный маршрутный автобус…»
5.
Лившиц молчит, Изюмов толкает
плетёное кресло. Всхлип половицы.
Лившиц качнулся на волнах токая,
и перестал под лампой светится.
Тут всё понятно. Изюмов на стуле,
облокотившись на стол, захныкал,
взвизгнул, как зверь от ужалившей пули,
вздрогнул, как оглушённый от крика.
Я выхожу из прокуренной кухни,
дальше сюжет мне не интересен.
Свет выключается кем-то. Тухнет
пыльный плафон, нет в радио песен…
6.
Город под осенью пал, как под ношей,
запах духов унося на Залив.
Маревом алым, жёлтой порошей
осень разрезала всё на слои.
Кто есть любовь – говорится в Завете,
так что готовьте мехи для вин!
Ветры, осин листья в кудри завейте,
в косы сплетите ветви рябин!
Вот за спиною осталась Коломна,
там, где на кухне увиден сюжет.
Звёздная ночь – мира корона,
та, под которой черепа нет.
Я захожу в пустую аллею,
запах знакомый – чужие духи.
Город играет, дитя Асмодея!
Город плюёт в урны стихи!
Свидетельство о публикации №114111010504