Новый хронограф. история в воспоминаниях
Название книжной серии говорит само за себя и вряд ли нуждается в дополнениях. Но это и обязывает нас объясниться, тем более что наши авторы - люди по преимуществу простые, по-своему незаметные и потому уж подверженные всем ветрам нашей бурной отечественной истории.
Существенным, на наш взгляд, является и то, что немалую часть публикуемых в нашей серии «человеческих документов» представляют тексты, созданные в двадцатом «советском» веке.
В свое время А.И.Герцен писал: «Для того, чтобы написать свои воспоминания, вовсе не нужно быть великим человеком или видавшим виды авантюристом, прославленным художником или государственным деятелем. Вполне достаточно быть просто человеком, у которого есть что рассказать и который может и хочет это сделать. Жизнь обыкновенного человека тоже может вызвать интерес, если и не по отношению к личности, то по отношению к стране и эпохе, в которую эта личность жила». Все это справедливо и верно, как многое о чем писал Александр Иванович.
Человек только потому человек что способен помнить, и, что не менее важно делиться запасами своей памяти с другими. Это является главным критерием уровня нашей зрелости и важным свидетельством полноценной и сознательно прожитой жизни. Но нельзя забывать и о том, чем это могло обернуться в тридцатые-сороковые годы прошлого века, когда люди не то, что писать воспоминания - родственную переписку прерывали. Тогда немногие решались доверить бумаге свои заветные чувства и подлинные мысли. Да что бумаге. Не решались хранить и в столе. Прятали на чердаках, в заброшенных печных трубах, в обшивке стен, а то и просто сжигали, как в свое время поступил с семейным архивом отец В.К.Рыкова, в русско-японскую войну командир береговой батареи в Порт-Артуре, в тридцатых годах - скромный банковский служащий. В те годы, нужна была глубокая укорененность в родовую культурную традицию, чтобы подобно географу В.П.Семенову-Тян-Шанскому продолжить работу над своими воспоминания. Или воспитанная с детства привычка вести дневник, как это было у старейшего артиста театра им Вахтангова Л.П.Русланова (Сергеенко). Или чувство глубочайшей родовой связи о. Павла Флоренского, чтобы в условиях сталинского концлагеря продолжать заниматься своими генеалогическими изысканиями. Но таких людей было наперечет. Поэтому и осталась советская эпоха в большей своей части безмемуарной, и потому воспринимается глухой, бесцветной и какой-то нежилой, несмотря на то, что со времени ее крушения прошло совсем немного времени. Но эта ее особенность, ставит нас перед еще одной проблемой.
С годами, по мере того как наше советское прошлое становилось предметом воспоминаний, делается все более понятным, что с этим прошлым происходит что-то неладное. Ставшие привычными слова и обороты речи, поначалу казавшиеся очевидными и не требующими доказательств, по мере осмысления оказались плотной дымовой завесой, мешающей правильно оценить даже собственную жизнь. Стало ясно, как непростительно мало знаем мы о советском обществе, тогда как именно оно - и предпосылка и ресурс, - пожалуй, единственный того, что происходит с нами здесь и теперь.
«Советский век», если признать что некалендарный ХХ век начался в 1914 году, умел хранить свои тайны и прятать «концы в воду». Его уход оказался столь же неожиданным, как и появление со всеми его революциями, «громадьем» планов и жертвенностью, надеждами и разочарованиями. Рухнув в три дня, по выражению Василия Розанова, он подобно «Титанику» не погасив огни ушел в мглу вечности, оставив нас перед зияющей дырой исторического незнания. Чтобы воссоздать эту эпоху, хотя бы в основных, ее знаковых событиях будущим исследователям и не одному поколению надо будет не только хорошо поработать, но и вооружиться новым инструментарием исторического познания. А для этого как показывает опыт, немаловажно чтобы эти знания были востребованы обществом и стимулировали политическую волю, без которой у нас только морковка на приусадебных участках растет.
Сегодня привязка к недавнему прошлому исчезла. Давно уже нет Советского Союза и, казалось бы, о чем говорить. Советское общество вновь приватизировано идеологией. Стремительно растет угроза очередной культурной амнезии, хотя советское прошлое все еще излучает свою радиацию. По радио звучат знакомые с тридцатых годов мелодии и голоса артистов. По телевидению идут советские фильмы. Нищие в метро исполняют советские песни. Молодежь у походных костров все еще поет песни Визбора и Окуджавы. И хотя в стране проживает еще больше половины советских людей, уже подрастает поколение не знающее что такое СССР. Дети, родившиеся в новой России, уже ходят в школу и мы для них, к сожалению уже где-то на горизонте и наш мир недоступен для их зрения. Нетрудно предположить, какова будет их позиция, если им доведется изучать советское общество, когда, еще не закрыв за ним дверь, о нем тут же стали говорить и писать как о перерыве в истории, непонятном провале, аномалии в социально-политическом развитии, а о себе как о совках и ничего не смыслящих дикарях,.
В советское время основной массив информации о прошлом был сосредоточен в государственных архивах. Именно там за семью печатями как у Кощея Бессмертного берегла власть свои секреты и тайны, строго охраняя их от непрошенного глаза. И вдруг Свобода – печати, слова, обмена информацией… Трудно вообразить состояние хранителей древностей, которым вдруг сказали что все можно печатать. И в архивах закипела другая жизнь. За каких-то три года по российской периодике прокатился вал архивных публикаций, вздув до невиданных высот тиражи отдельных изданий. Общественная атмосфера в стране наполнилась ожиданием.
Сменивший журнальную лихорадку архивный бум отсалютовав в начале девяностых рядом сенсационных и по большей части плохо подготовленных документальных публикаций, тихо свернулся и угас, не оправдав связанных с ним ожиданий. В этом не было бы ничего удивительного, так как подобная деятельность не терпит суеты, если бы не открылась полная неготовность нашей исторической науки к делу освоения новых исторических источников. Оказалось, что ряд разделов и направлений гуманитарного знания, необходимых для правильного и объективного издания документальных источников, или разрушен, или дышит на ладан. Также обнаружилась чудовищная нехватка специалистов, способных квалифицированно готовить эти публикации.
Не в лучшем положении были и архивные учреждения, за годы советской власти превратившиеся в заурядные хранилища старой бумаги. Не оправдало надежд и начавшееся в начале 90-х рассекречивание документов. Их информационный потенциал, судя по отзывам специалистов, оказался ниже ожидаемого. Не содержали искомого ответа, а как оно было на самом деле, и частично рассекреченные фонды Политбюро ЦК КПСС Архива Президента, так как многие жизненно важные решения руководства страны попросту не документировались. Есть основания предполагать, что похожая картина ожидает исследователей и при рассекречивании оставшейся части архивного фонда страны. Неприступной твердыней перед половодьем разыгравшейся демократии остались ведомственные архивы, в первую очередь ФСБ и Министерства обороны. Более того, когда во второй половине девяностых годов фондообразователям разрешили закрывать доступ к их документам вопреки действующему законодательству, процесс пошел вспять.
В этих условиях мемуары и другие «человеческие документы» советской эпохи выступают важным источником информации о жизни советского общества, во многих случаях незаменимым, а то и единственным.
1. Каптерева Т.П.
АРБАТ, ДОМ 4
М.: Новый Хронограф, 2006. – 272 с., ил.
2. Каптерева Т.П.
ДОМА И ЗА ГРАНИЦЕЙ
М.: Новый Хронограф, 2007. – 440 с., ил.
Татьяна Павловна Каптерева – ученый с мировым именем, крупнейший специалист по истории пластических искусств зарубежных стран, доктор искусствоведения, действительный член Российской академии художеств.
Книга состоит из двух частей. В первой части - «Арбат, дом 4». все дышит Москвой 20-х-40-х годов. И квартира в старом доме на Арбате, перенаселенная, но во многом еще сохранившая старые дореволюционные обычаи гостеприимства и хлебосольства, и летние выезды за город «на дачу», и давно освоенные москвичами места отдыха.
Эти воспоминания посвящены старой московской интеллигенции, одному из очагов русской культуры, в той или иной степени уцелевшему в водовороте грандиозных событий эпохи, на разломе отечественных художественных традиций. Воспоминания охватывают в основном 1930-е годы, «период, в котором семейные и общественные события в детской и юношеской памяти, обрели со временем конкретную выразительность». Детство автора воспоминаний прошло в интеллигентной профессорской семье, с многочисленными и по большей части утраченными родственными связями. Примеры тому являют имена знаменитого художника абстракциониста В. Кандинского и Натальи Шереметевской, будущей графини Брасовой, жены великого князя Михаила Александровича. Не обошли семью и репрессии: отец Татьяны Павловны был осужден по делу о. Павла Флоренского и отбывал с ним наказание в Бамлаге на мерзлотной станции Сковородино. Но их гостеприимный дом всегда был полон людьми – учеными, музыкантами, композиторами, артистами московских театров. Частыми гостями арбатской квартиры были и Михаил Булгаков со своей второй женой Л. Белозерской.
Вторая часть воспоминаний – «За границей», повествует о заграничных путешествиях автора и, по ее замечанию, «касается малой толики того, что было увидено и пережито». Это вполне оправдано в наше время, когда сограждане тысячами устремились за рубеж, и не только путешествуют по разным странам, но живут и работают в них. Рассказывать о впечатлениях, полученных в крупнейших столицах и музеях мира, было бы сейчас бессмысленной затеей. Поэтому в воспоминания включен лишь тот «круг сведений, фактов, событий, ситуаций, который характеризует ушедшее, пережитое миром и нашим обществом время», и который может быть интересен современному читателю.
Книга будет интересна и специалистам, и широкому кругу читателей, интересующихся историей отечественной культуры. Сопровождающий ее иллюстративный материал неординарен и ценен.
3 . Александрова Наталия
НАТАША. Мои воспоминания
М.: Новый Хронограф, 2007. – 358 с., ил.
Герои книги Наталии Александровой – представители трех поколений, память о которых хранилась в семейных воспоминаниях, письмах и фотографиях. Книгу открывает захватывающая история жизни в свое время известной московской красавицы, можно сказать, светской львицы, Веры Александровны Пупышевой, представительницы одной из самых состоятельных купеческих фамилий Москвы. Путь этой блистательной женщины сопровождали яркие события и почти детективные истории, по большей части трагически завершившиеся. История Пупышевой, тетки автора этой книги, описана на основании воспоминаний и рассказов ее матери, Марии Тимофеевны Пупышевой (1898-1989), единственной наследницы некогда огромного состояния своего дяди миллионера и мецената Федора Андреевича Васильева.
Вторая часть книги посвящена событиям первых месяцев Великой Отечественной войны. В ней автор рассказывает о пережитых ею собственных злоключениях. После 22 июня 1941 года она, шестнадцатилетняя девочка, не сказав ни слова родителям отправляется по собственному почину сначала рыть окопы, а потом, скрыв свой возраст попадает в воинскую часть и через короткое время оказывается в известной «писательской» 8-ой Краснопресненской дивизии народного ополчения. Не обученные и плохо вооруженные ополченцы были брошены на защиту Москвы от рвавшегося в Москве врага. Однако первое же боевое столкновение привело к гибели и пленению большинства ополченцев. Спастись удалось немногим, и среди них оказалась и наша героиня. И тут свою спасительную роль сыграл ее возраст. В деревне, куда ей удалось пробраться ночью, она переоделась в деревенскую девочку. Пережив множество удивительных, а порой и опасных приключений, она переходит линию фронта и, наконец, благодаря ряду счастливых обстоятельств, оказывается в Москве в объятиях своих родителей, уже не чаявших увидеть свою дочь.
Завершает свою книгу Александрова рассказом о своем детстве, отрочестве, об учебе в «Глазуновке» и начальном периоде свой концертной и артистической деятельности.
Книга предназначена широкому кругу читателей, богато иллюстрирована фотографиями из семейного архива Васильевых-Пупышевых-Александровых.
4. Русланов В.Л.
ДОМ В ЛЁВШИНСКОМ. Минувшее без ретуши или Семейный альбом
М.: Новый Хронограф, 2008. – 392 с., ил.
Замысел книги «Семейный альбом» принадлежит Вадиму Львовичу Русланову. К сожалению, быстро развивавшаяся болезнь не позволила ему осуществить задуманное. Остались собранные им материалы семейного архива и черновик его собственных воспоминаний, легшие в основу этой книги. В нее вошли по преимуществу воспоминания его матери, актрисы театра Вахтангова Нины Павловны Русиновой, народной артистки РСФСР, созданные ею незадолго до ее кончины. При работе над своими воспоминаниями она активно использовала дневники своего мужа – Льва Петровича Русланова-Сергеенко, одного из ближайших соратников Вахтангова. Неудивительно, что эта часть книги посвящена истории довоенного театра. Очень важным дополнением к воспоминаниям Русиновой стали мемуары ее сына Вадима Львовича Русланова. Несмотря на незавершенность, они отмечены несомненным литературным даром, острой наблюдательностью и чувством юмора без тени подобострастия к некогда громко звучавшим именам жильцов дома в Лёвшинском переулке.
.
5. Лабас Ю,А.
КОГДА Я БЫЛ БОЛЬШОЙ
М.: Новый Хронограф, 2008. – 320 с., ил.
Автор воспоминаний, сын известного художника-монументалиста А.Лабаса, рос в художественной среде Москвы 30-х годов прошлого века, буквально пропитанной семейными преданиями и героикой первых послереволюционных лет. Но хронологически воспоминания шире. Они охватывают конец XIX-го и большую часть века «советского». Его печать лежит на всем о чем повествуется в этой книге, соединяя подчас самым причудливым образом прозаическое с фантастическим, высокое с низким и трагическое с пародийным. Сама стилистика воспоминаний пропитана духом того времени, когда по ходу великого эксперимента утратились не только его былая притягательность, но и вера в возможность его осуществления.
Символически звучат слова в последнем абзаце воспоминаний: «Кидай якорь! – Но он же не привязан! – ответил старпомех. – Все равно кидай» - Не растерялся капитан. – Авось малость подержит!» Будем надеяться.
Публикацию сопровождают редкие фотографии из личного архива автора.
6. Валентин Бейлинсон
СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ В ЛЮДЯХ
М.: Новый Хронограф, 2009. – 488 с., ил.
Воспоминания В.Г. Бейлинсона, участника Великой Отечественной войны, известного педагога, в годы «оттепели» зачинателя школьного движения по изучению новейшей истории страны, строятся как рассказ о собственной жизни, неотъемлемо связанной с судьбой родины, и охватывают период 30-х – 50-х годов прошлого века.
Автор показывает жизнь московской семьи, быт и взгляды советской интеллигенции тех лет, рассказывает о первых днях войны, об эвакуации, работе на заводе, службе в Уральском Добровольческом танковом корпусе, о непосредственном участии в военных действиях. Вспоминает о настроениях в стране после победы, об учебе в Московском юридическом институте, последующей работе в Таджикистане, потом о работе учителем в московской школе. О времени «космополитизма» и нарастании в обществе ожиданий политического обновления, об «оттепельных» переменах и реабилитации многих осужденных, в том числе членов семьи Бейлинсона.
В книге представлен также целый ряд лаконично очерченных, но запоминающихся портретов людей советских годов. Среди них партийные деятели, люди науки, работники просвещения и культуры, яркие личности и рядовые граждане с их переживаниями и духовными прозрениями. Бейлинсон отстаивает мысль о великом значении для России тех людей сталинской эпохи, кто «трагическим старанием» улучшая и одухотворяя мир вокруг себя, «жили непоколебимой решительностью в самых плохих обстоятельствах делать хорошие дела» и «по миллиметру продвигали страну в то человеческое будущее, которое когда-нибудь наступит». Текст сопровождают редкие фотографии из архива автора
7, 8. Семенов-Тян-Шанский В.П.
ТО, ЧТО ПРОШЛО. В двух томах.
Том первый 1870-1917
М.: Новый Хронограф, 2009. – 678 с., ил.
Том второй 1917-1942
М.: Новый Хронограф, 2009. – 658 с., ил.
Воспоминания В.П.Семенова-Тян-Шанского, крупнейшего географа, хронологически продолжают воспоминания отца и деда (конец XVIII – первые две трети XIX века) и охватывают значительный период времени с 70-х годов XIX века до 40-х годов XX века.
В первый том вошли воспоминания, охватывающие период жизни Вен.П.Семенова-Тян-Шанского с 1870 по 1917 г.г.
Уникальные по глубине содержания и по широте охвата воспоминания ученого являются ценнейшим историческим источником. Литературно и образно написанные, они рисуют жизнь и деятельность русского интеллигента в драматический и переломный период истории. Немаловажна и позиция автора воспоминаний – достоинство и верность подлинным моральным и культурным ценностям.
Издание сопровождают биография, научный комментарий и указатели, вводящие в научный оборот большое количество неопубликованных источников. Немалый интерес представляют также вошедшие в издание редкие фотографии из семейного архива Семеновых-Тян-Шанских.
9, 10. А.П.Ненароков
В ПОИСКАХ ЖАНРА. Записки архивиста с документами, комментариями, фотографиями и посвящениями. В двух книгах.
Книга первая. ВДАЛЬ К НАЧАЛУ.
– М.: Новый Хронограф, 2009. – 296 с., ил. :
Книга вторая. СВЕЧА В ДОМЕ .
– М.: Новый Хронограф, 2009. – 296 с., ил.
Первая книга интересна не только документально-исследовательской частью, представляющей «критическое осмысление документа, основанное на интуиции, размышлении, сознании, самопознании». Не менее важны и интересны для понимания реалий прошлого и автобиографические свидетельства автора. В них воссозданы быт и общественная атмосфера Москвы конца 30-х гг. прошлого века. Обозначены точки отсчета, сыгравшие решающее значение в формировании взглядов и жизненной позиции «шестидесятников», т.е. той части поколения, которая почти с лермонтовской остротой восприняла легкое дыхание капризной «оттепели» и в горьком разочаровании назвала себя ее «пасынками».
Вторая книга «Записок архивиста» дает возможность познакомиться с тем удивительным, ни с чем не сравнимым ощущением погружения в документы, которое творит чудо. «Когда - по словам автора, - далекие и чуждые по началу события вдруг обретают свои очертания и становятся близкими. Когда глухой гул, в котором все лишь эхо, вторье, отголосок, - обретает некую индивидуальность и в огромном смешанном хоре, явно не ставящем целью согласное пенье, вдруг начинают проявляться отдельные голоса еще неведомых певчих, А затем, словно по дирижерской указке, возникает некий лад, и сквозь нарастающую стройность хора, всякий раз ошеломляюще неожиданно, прорывается соло тех, чьи голоса отныне больше никогда не спутать с другими. И любой рассказ о них, доверивших тебе свои горести и радости, потери и обретения, вдруг превращается в разговор о себе, заново обретающем в этом творческом озарении теряемые с возрастом слух и зрение, перерастает в рассказ о тех, кто подарил тебе жизнь, либо обогатил ее своей». В книгу включены эссе об П.Б.Аксельроде, И.Г.Церетели, Б.И.Николаевском, В.С Войтинском, публикуются письма и черновики рукописей, найденные в архивах.
Книги сопровождают редкие фотографии из личного архива автора. Предназначаются она как для исследователей истории России ХХ века, так и для широкого круга неравнодушных читателей.
11. Галина Лаевская
ВСТРЕЧИ В ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ
М.: Новый Хронограф, 2010. – 224 с., ил.
Эта книга посвящена истории Картинной галереи Дома ученых новосибирского Академгородка, которая представляет собой в силу целого ряда причин и обстоятельств, важное культурное явление в истории нашей страны. Возникнув в середине 1960-х годов и отметив свое рождение рядом беспрецедентных для того времени выставок, эта картинная галерея, вопреки всему что переживала и пережила наша страна, жива по сей день радуя зрителей интересными выставками и художественными проектами.
Автор этой книги Галина Лаевская – заслуженный работник культуры Российской Федерации, искусствовед и бессменный директор картинной галереи на протяжении сорока лет (1970-2010 гг.) делится с читателем своими воспоминаниями о встречах с незаурядными людьми, пережитыми ситуациями, так или иначе связанными с миром искусства.
Книга богато иллюстрирована редкими фотографиями из рабочего и личного архивов автора.
12. Смирнов В.П.
ОТ СТАЛИНА ДО ЕЛЬЦИНА. Автопортрет на фоне эпохи
М.: Новый Хронограф, 2011. – 504 с., ил.
Воспоминания В.П.Смирнова, доктора исторических наук, профессора Московского государственного университета, заслуженного деятеля науки РФ любопытны уже постановкой задачи. Во-первых, неожиданна его самооценка, как рядового представителя своего поколения, то есть человека ничем не выделяющегося из своего круга, его типичного представителя. Во-вторых, интересен взгляд на собственную жизнь, как на частичку жизни советского общества в один из самых сложных его периодов – от Сталина до Ельцина. Отсюда, главным в его воспоминаниях становится рассказ не о личной и семейной жизни, а о том, как он воспринимал свое время, как формировались и менялись его взгляды, какими были его представления, образ жизни, привычки среды в которой он жил. Иначе говоря, его воспоминания представляют историю умственной жизни рядового советского человека, его интеллектуальную автобиографию на фоне исторической эпохи. В своих воспоминаниях автор показывает, в каком виде доходили до него сведения о наиболее важных событиях, как он и его близкие воспринимали их, и, наконец, что известно об этих событиях сейчас.
Не надеясь на свою память, автор подкрепляет свои воспоминания работами историков и документами, в первую очередь, материалами газеты «Правда», которая более 70 лет была главным печатным органом коммунистической пропаганды и основным источником информации для большинства советских людей. Важным источником являются и песни, которые тогда пели. Они передают эмоциональный образ эпохи, и отражают дух времени.
Важным документом эпохи являются и фотографии, которые сопровождают текст воспоминаний. Книга предназначается как для специалистов по отечественной истории ХХ века, так и для широкого круга читателей.
13. Комиссаров Д.С.
ЧЕЛОВЕК, УМИРАВШИЙ ТРИЖДЫ. Воспоминания востоковеда.
М.; Новый Хронограф, 2011. – 456 с., ил.
Книга представляет собой воспоминания человека прожившего долгую, насыщенную событиями жизнь. Родившись в Средней Азии он принял участие в борьбе с басмачеством. Затем учеба на факультете восточных языков в Ленинградском университете. Незадолго до начала Великой Отечественной войны его направили в качестве сотрудника советского посольства в Иран. До 1951 года – пресс-атташе советского посольства в Тегеране. Свидетель важных исторических событий. В 1951 г. его отзывают из Ирана и вскоре арестовывают по обвинению в шпионаже, Вторая часть книги посвящена событиям, связанным с пребыванием в тюрьме МГБ в Лефортово, где он просидел в одиночной крохотной камере двадцать четыре месяца, испытав на себе тяжелые пытки, унижения и оскорбления, формально в сталинские годы законом запрещенные. Затем автору пришлось перенести не менее тяжкие муки и страдания в далеких лагерях знаменитого ГУЛАГа. Освобождение наступило вскоре после смерти Сталина И.В. и ареста Берия Л.П. и его приспешников.
Подобные публикации появлялись и раньше. Но в этой книге читатель узнает о новых жутких преступлениях, которые совершались в подвалах лефортовских застенков. И, прочитав ее, сможет представить себе, какой физической силой, каким стойким характером должен был обладать человек, чтобы превозмочь столь суровые испытания, остаться живым всем смертям наперекор и человеком, а не затравленным зверьком.
Книга предназначается для широкого круга читателей..
14. Розенталь И.С.
ЗА СИНЕЙ ПТИЦЕЙ
М.: Новый Хронограф, 2012. – 320 с., ил.
Автор воспоминаний – известный историк культуры, историк Москвы. И для нас, москвичей, в этом есть особая прелесть. Уже хотя бы потому, что знанием прошлого Москвы пронизаны все строки его воспоминаний.
Книга предназначена для широкого круга читателей, в первую очередь молодежи. Публикацию сопровождают редкие фотографии из архива автора.
15. Кузнецова Р.Х.
УНЕСЕННЫЕ ЗА ГОРИЗОНТ. Воспоминания
М.: Новый Хронограф, 2012. – 640 с., ил.
Раиса Харитоновна Кузнецова (1907-1986) – литератор и профессиональный редактор (до войны - работник «Профиздата», после войны – Совинформбюро), кинодраматург (автор сценариев научно-популярных фильмов, начальник сценарно-редакторского отдела студии Моснаучфильм), член Союза кинематографистов СССР. В 1943 г. Раиса Харитоновна стала супругой Ивана Васильевича Кузнецова (1911-1970), с именем которого неразрывно связано становление и развитие отечественных историко-научных и историко-технических исследований, а также история ИИЕТ как самостоятельного научного учреждения. Ею были написаны довольно обширные мемуары. Они охватывают значительный отрезок времени – с начала 1930-х до начала 1980-х гг., почти 50 лет жизни страны.
Книга предназначается для широкого читателя. Публикуются фотографии из личного архива автора.
16. Морозова Н.А.
МОЕ ПРИСТРАСТИЕ К ДИККЕНСУ. Семейная хроника ХХ века
М.: Новый Хронограф, 2009. – 658 с., ил.
В воспоминаниях рассказывается о жизни интеллигентной семьи, ко¬торая испытала на себе все превратности сталинской эпохи. Силь¬ные и жизнестойкие характеры героев книги постепенно приводят их не только к пониманию (частичному или полному) сути происхо¬дящих в стране событий, но и растущему сопротивлению, выражаю¬щемуся порой в неожиданных действиях. Все события увидены глазами сначала девочки, затем подростка и, наконец, взрослой девушки.
17. Вощинникова Н.И.
СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ НА ФОНЕ ДВУХ ЭПОХ
М.: Новый Хронограф, 2012. – 228 с., ил.
В этой книге рассказывается о жизни нескольких поколений одной семьи. Основанная на документах, чудом сохранившихся в семейном архиве, в ней рассказывается о жизни нескольких поколений людей самых обыкновенных, жителях деревень, провинциальных городов и Москвы, объединенных узами родства и живших при царях и при советской власти. Когда-то их назвали бы обывателями, не придавая этому слову уничижительного смысла. Было и такое популярное определение – уже в СССР, из песни довоенных 30-х гг.: «советский простой человек». Правда, позже кто-то из поэтов-песенников решил определение подправить и выразился более возвышенно: «наш непростой советский человек». Понятно, что сведения об этих людях весьма ограниченны и неполны, и зачастую представляют лишь краткое упоминание о некогда жившем человеке. Но эти разрозненные свидетельства, на наш взгляд, способны вызвать интерес и эмоциональный отклик у тех, кому небезразлична история России.
Помимо документальных и мемуарных свидетельств в книге использованы и другие источники, а также некоторые известные и малоизвестные художественные произведения современников. Обращение к ним в сочетании со сведениями, которыми располагала автор книги, на наш взгляд, вполне уместно. Не менее важным документальным источником являются и фотографии из семейного архива автора.
Книга предназначается для широкого круга читателей.
18. ПИСЬМА – БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВОСПОМИНАНИЯ…
Из переписки семьи Семеновых-Тян-Шанских с сестрами А.П. и В.П. Шнейдер.
М.: Новый Хронограф, 2012. – 680 с., ил.
В книге собрана эпистолярия семьи Семеновых-Тян-Шанских, сохранившаяся в семейном архиве и в государственных архивных хранилищах.
Основой книги стала уникальная двусторонняя переписка выдающегося энтомолога Андрея Петровича Семенова-Тян-Шанского, сына географа и государственного деятеля П.П.Семенова-Тян-Шанского, с его многолетними друзьями, сестрами Александрой Петровной и Варварой Петровной Шнейдер. Эта переписка началась еще в 1880-е годы, годы их молодости, и продолжалась, через трагическую кульминацию революционных лет, вплоть до смерти корреспондентов. Дополненная выписками из писем их друзей, дневниковых записей и воспоминаний, эта переписка читается как захватывающий роман. В книгу вошли более 25 неопубликованных писем Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского, письма его брата Николая Петровича, А.Н. Нарышкиной, А.А. Чичериной, Ф.Д. Батюшкова, А.А. Достоевского, Я.Н. Ростовцева, С.Ф. Ольденбурга.
Особый интерес представляют письма 1917-1921 гг., сохранившие непосредственные свидетельства о времени революционной катастрофы. Не меньшей остроты переписка достигает и в 1930-е гг., когда сестры Шнейдер были отправлены в ссылку, из которой им уже не суждено было вернуться. Публикуемая переписка представляет собой уникальный исторический и человеческий документ. В ней события семейной истории и частной жизни проходят на фоне неимоверной концентрации исторических событий, катаклизмов и потрясений ХХ века. Издание иллюстрировано фотографиями из семейного архива и снабжено подробными комментариями.
19. Горнунг М. Б.
ЗАРНИЦЫ ПАМЯТИ.
М.: Новый Хронограф, 2012. – 228 с., ил.
В книге М.Б. Горнунга (1926 – 2009), ученого-географа, библиофила, нумизмата, москвоведа, путешественника, XX век показан через жизнь и приключения ее автора. Но воспоминания здесь – своего рода, лапидарные очерки-эссе – лишь повод рассказать о людях и событиях прошлого, определяющего жизнь сего дня.
«… начало книги – по существу, блестящий путеводитель по Замоскворечью 1920-30 годов, где прошло детство Михаила Борисовича. Живописный дар, внимательность к деталям, – и бытовым, и архитектурным, – живая и заинтересованная память в описании этого «самого теплого» места Москвы – не могут не вызывать симпатии» (Из рецензии Н. Александрова, «Эхо Москвы» 2.06. 2008)
География книги – от родной Москвы и ее окрестностей: Мураново, Абрамцево, Малеевка, Хотьково, Павловский Посад, Софрино, Загорянка (где случайно, ребенком, наткнулся на концлагерь для заключенных, строивших канал «Москва-Волга», – встреча, сформировавшая нравственный стержень на всю жизнь); до самых разных уголков нашей Земли на пяти ее континентах – большинство стран Африки и Азия, обе Америки и, конечно, Европа: Женева и Брюссель, Лондон и Рим, Париж и Таормина. Урал, Крым, Кавказ. Эвакуация 1941-43 гг. – Ташкент.
Среди имен, населяющих страницы книги, – Гнесины и М.С. Волошина, О.Э. Мандельштам и С.А. Мартинсон, А.А Реформатский и А.Н. Формозов, И.Д. Папанин и С.М. Буденый, Пабло Пикассо, Рокуэл Кент и Ван Клиберн, Гамаль Абдель Насер и Хайле Селассие I. И еще сотни людей, неизвестных или знаемых только специалистами в своей области, будь то наука, искусство или литература. Неназванными, но легко узнаваемыми, проходят в книге руководители и чиновники из Академии наук и правительства СССР, с которыми по долгу службы сталкивался автор.
Детство и семья, война (связист-телефонист) и студенческие годы (МГУ, ВИИЯ КА), работа в Академии наук и ООН, путешествия и встречи – обо всем рассказано предельно честно, искренно и с неистребимым тончайшим юмором, не покидавшим автора до конца его дней и позволявшим преодолевать самые нелегкие, иногда опасные, перипетии на жизненном пути.
20. Наталья Беглова
МОСКОВСКАЯ СЕМЬЯ РЯЗАНСКОГО РОЗЛИВА
М.: Новый Хронограф, 2013. – 342 с., ил.
В книгу вошли воспоминания трех поколений журналистов-международников. Она состоит из двух разделов. Первый раздел «Вышли мы все из народа» посвящен истории рода Бегловых. В него вошли семейные документы, воспоминания и фронтовой дневник Спартака Беглова. Второй раздел книги «Мы все учились понемногу» принадлежит перу Натальи Бегловой и посвящен годам учебы в МГИМО, ее преподавателям и сокурсникам.
Публикацию сопровождают редкие фотографии из семейного архива Бегловых. Предназначается для широкого круга читателей.
21. Друян, Н. А.
Что вспомнилось ...
М. : Новый хронограф, 2012. - с. : ил.
События, описанные в этих небольших очерках, давно канули в Лету. Их главной героине Зофье Квятковской, известной в СССР под именем Сары Фибих, исполнительницы народных еврейских песен, сейчас было бы примерно 120 лет. 100 лет исполнилось бы и герою очерка «Главный хранитель» Анатолию Михайловичу Кучумову. Давно ушли из жизни Марецкая, Плятт, Раневская и многие другие, о ком пишет автор этих очерков.
«Мы все сойдём под вечны своды», – как писал некогда А.С. Пушкин. Странные обстоятельства, сопутствовавшие жизни автора, и ее желание разобраться в них побудили ее взяться за перо.
22. Хейфец М.Р.
КНИГА СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА
М.: Новый Хронограф, 2013. – 632 ч., ил.
Автор этой книги – счастливый человек. Это его самоощущение и родилось оно от полноты и подлинности его жизни. И неважно чем он занимался, важно, как он к этому относился. Что же касается жизни вообще – в Советском Союзе и в Израиле – то она была разной, а во многом и сейчас остается таковой. Этому и посвящена его книга.
23. Баткин Л.М.
ЭПИЗОДЫ МОЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
М.: Новый Хронограф, 2013. – 256 с. Ил.
В этой книге – известный историк, публицист, общественный деятель рассказывает о том, что было важным в его общественной жизни, о чем в состоянии рассказать только он. «Эти подробности, однако, могут оказаться любопытными даже в историческом плане». И это так. В 1988-1991 гг. он был одним из руководителей «Московской трибуны», в 1990-1992 гг. участвовал в деятельности движения «Демократическая России».
Предназначается всем, кто способен думать и анализировать.
24. Качалов Н. А.
ЗАПИСКИ ТАЙНОГО СОВЕТНИКА. Малоизвестный источник по истории
таможенного управления. 1870-1880-х годов.
Формат 70х90/16, объем: уч.-изд. л. 40, усл.печ.л. – 58 (928 стр., вкл. 1 п.л. вклейки с
ил.)
В мемуарах Н.А. Качалова приведены данные о введении в России взимания таможенных пошлин золотом, подробности об устройстве пограничной стражи с чисто бытовыми сюжетами – об организации продовольствия, приобретении лошадей, обмундировании, педагогическом процессе в учебных командах. Пограничная стража это «излюбленный предмет» Н.А. Качалова. Он внимательно заботился об организации ее, по его инициативе были открыты два училища для детей таможенных служащих, по западным границам организовано открытие православных храмов.
При Н.А. Качалове было устроено порто-франко в Батуме, а таможенная часть на Кавказе, имевшая существенные особенности в управлении, приведена в подчинение общеимперской. При этом руководителю департамента приходилось сталкиваться и с серьезным сопротивлением наместника Кавказа великого князя Михаила Николаевича, у которого «были отдельные управления по всем частям и министры не имели права вмешиваться в эти управления до такой степени, что высочайшие повеления, последовавшие по министерствам, были не обязательны для Кавказа, ежели они были испрошены без согласия наместника». Н.А. Качалов добился строительства новых таможенных зданий в Риге, Санкт-Петербурге, Москве.
В тексте мемуаров содержатся яркие, зачастую субъективные, а иногда и безжалостные характеристики и мелкого чиновничества, и представителей государственно-политической элиты, с которыми приходилось автору соприкасаться по таможенной службе. К примеру, министров финансов М.Х. Рейтерна, С.А. Грейга, А.А. Абазы, Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского, при которых довелось Н.А. Качалову служить; директоров Департамента таможенных сборов князя Д.А. Оболенского и Ф.И. Тухолки; императоров, великих князей, К.П. Победоносцева, и др. Критика источниковедческой достоверности воспоминаний Н.А. Качалова, писавшего в основном по памяти, необходимым условием предполагает сопоставительное изучение и делопроизводственных источников, и однотипных мемуарных свидетельств, с подробным комментарием.
Безусловно, дальнейшее введение в научный обиход и использование сведений мемуаров Н.А. Качалова будет способствовать расширению наших представлений и по истории таможенного ведомства и практики преобразований в этой сфере в период 1870-х—1880-х гг. XIX столетия, и организации системы делопроизводства и механизма принятия государственных решений. Но при этом бесспорно значение воспоминаний не только для биографии, но и психологии автора – представителя старинного дворянского рода, наблюдавшего чиновный мир и изнутри, и в тоже время как бы отстраненно. Это и памятник для характеристики быта эпохи в целом.
25. Дажина И.М.
ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ:
по страницам дневников и писем сороковых годов XX века
М.: Новый Хронограф, 2013. – 416 с., ил.
26. Антония Ляйч
Моя странническая жизнь : [пер. с нем.]
М.: Новый Хронограф, 2013. - 160 с. : ил.
Удивительная судьба Антонии Ляйч, о которой она рассказывает в этой книге, характерна для ХХ столетия. Дочь эстонского столяра из тогдашнего Дерпта./Тарту, увлеченного русской литературой, прежде всего творчеством Л.Н. Толстого, и матери, ориентированной на немецкую культуру, но до самой старости читавшей только по-русски, во время Первой мировой войны была отправлена на Урал подальше от театра военных действий к старшей сестре, вышедшей замуж за русского доктора. Выбор безопасной обители оказался малоудачным. Там эстонскую беженку застигла Гражданская война. В ее вихре оказались и австрийские военнопленные, за одного из которых Антония вышла замуж. С ним она уехала в Австрию, где выяснилось, что Иосиф Ляйч был евреем и даже не австрийским, а польским, что по имущественной табели о рангах считалось ниже чешских. Однако еврейская община не одобрила брака. В результате новое семейство оказалось в некоторой изоляции. Ближайшие родственники ее мужа - свекровь и брат мужа не приняли нищую нееврейку. Но в уныние новое семейство не впало. Накануне Второй мировой войны в дом пришло благосостояние. Аншлюс Австрии в 1938 г. все изменил. Семейство Ляйч срочно покинуло Вену и выехало в Эстонию, но – увы - уже с гитлеровскими паспортами. В Эстонии, ставшей к тому времени Советской республикой, они как граждане гитлеровской Германии подверглись экстрадиции и 4 года провели в лагерях Сибири и Казахстана, где от воспаления легких скончался ее муж. Но в 1947 г. ей с детьми как иностранной подданной удается выехать в Австрию.
27. Короткова-Гроссман М.В.
ДЕРЕВЯННЫЙ КОКТЕБЕЛЬ. Рассказы без вымысла.
М.: Новый Хронограф, 2014. – 464 c., ил.
28. И.В. Торгов
ПЕРЕЖИТОЕ.
– М.: Новый Хронограф, 2014. – 408 с., ил.
29. Г.В. Веденяпин
СЕМЕЙНАЯ ЛЕТОПИСЬ. Воспоминания.
М.: Новый Хронограф, 2014. – 768 с., ил.
Свидетельство о публикации №114110907817