кн. Подкова Пегаса

Виктор Талгинский

ПОДКОВА  ПЕГАСА
(уроки поэтики)

г.Махачкала
   2015 г.

Оглавление

Курс уроков поэтики
Введение
Уроки:
1 Перелёт
2 Поэтика
3 Акростих
4 Антитеза
5 Троп
6 Эпос
7 Пословица
8 Бинер
9 Строфа
10 Игры
11 Идея
12 Конёк крыши
13 Ритм
Буриме
Романс
Двойники
Рецензия
Частушка
Эпиграмма
Крылья Пегаса
Планеты Пегаса
Рубаи
   
Курс уроков поэтики
(см. части 57,58,60-63)

Чтоб внукову унять проказу,
Внимая страстному приказу
Эвтерпы - музы, флейты гласу,
Приступим к первому рассказу,
Дав властно шенкеля Пегасу.

Зверея от ужасной боли,
Забыв о зрителях и роли,
Стремяся напряженьем воли
Избавиться от тяжкой доли,
Пегас взлетел на антресоли.

На дверь подкову кто прикрутит?
Балда веревкой воду мутит,
Старик Златую рыбку удит,
Златой петух царя уж будит,
Златая ручка руку трудит.

Введение

Дорогие ребята, вас поздравляет с началом учебного года учитель-поэт! Мне кажется, что все учителя – поэты, а иначе разве удалось бы им пробудить в вас жажду познания новизны?
В стихотворении «Перелёт» обратите внимание на приём, позволивший автору добиться яркой выразительности, образности. Этот приём, представленный сравнением школьников с природой (точнее, «птицеведением» – орнитологией), называется параллелизмом, т. е. подчёркиваются похожие, параллельные качества.
С этого номера в нашей газете открываются курсы поэтов, в которых вы все сможете принять участие. Пишите, задавайте вопросы по стихосложению, ответы на которые вы хотели бы узнать. Присылайте свои стихи, а я попытаюсь подсказать (это у нас можно) вам, в чём их сила или слабость (ведь мы учимся!). Или вы сами проанализируете стихи своих товарищей по курсам. Договорились? Тогда вперёд, в «Подкову Пегаса»!
Уроки вы можете вырезать из номеров «Орлёнка», склеить – и получится книжечка, самоучитель игры на семиструнной душе.

Урок 1 Перелёт

Николай Балахонов

Сентябрь! И солнце опустилось ниже…
Уж птицы в стаи стали собираться.
С вопросом подхожу к ним ближе-ближе:
– Скажите, в чём решили разобраться?

– В повестке дня у нас одно: дорога!
Птенцам наказ, чтоб каждый подкрепился, –
Их первый перелёт серьёзный, долгий,
И чтоб от стаи слабый не отбился.

Кто слушался родителей, учился,
Как правильно успеха добиваться,
Тот в тёплые края стрелой домчится,
И трудности не будут ощущаться.

Сентябрь! И солнце опустилось ниже…
Звонок детишек собирает много.
В портфелях ручки, стержни, краски, книжки.
Галдёж и шум у школьного порога.

Пусть первоклассник навсегда запомнит
Звонок и парту и родные стены.
А выпускник прощальный вальс исполнит,
Смахнув печаль последней перемены.

Летите, птицы школьные, летите!
В счастливый час желаю вам удачи!
А те слова, что говорил учитель,
Помогут ярче жизнь прожить, богаче.

Урок 2 Введение в поэтику

Дорогие «орлята»!
Овладение знаниями – ваше основное призвание в настоящее время. Но в любознательного человека Природа вложила уйму способностей, которые хочется развить. Когда вы учитесь, то берёте от своих преподавателей знания, опыт. Это всё вам в дальнейшем предстоит вернуть обществу. Таков закон жизни, который вы, возможно, пока не осознаёте.
Некоторые уже начинают это понимать, пытаются творить, создавать. Кто-то пробует себя в технике, в рисовании, в музыке… А некоторые – в литературе, поэзии. И вот, чтобы помочь начинающим поэтам, предлагаю учиться основам этого искусства. Об этих основах будет рассказано в рубрике «Подкова Пегаса».
Но у меня есть правило: «До всего ученик должен дойти сам!» Тогда знания сохраняются на всю жизнь. Мне известно, что у вас есть уроки литературы. Но это – общий, очень обширный курс, который вы с интересом изучаете много лет. А я предлагаю вам освоить узкую специальность – поэзию, которую нужно изучать всю жизнь.
Наблюдали ли вы когда-нибудь, как каменщик строит дом? Он берёт камень, изучает его форму, качества, затем убирает лишнее и кладёт стену ряд за рядом: долго, старательно, упорно, скрепляя глиной или цементом. И получается дом!
Вот так и поэт! Берёт слова, изучает их свойства, кладёт в ряд (стих) долго, старательно, упорно. И так ряд за рядом – получается стихотворение – дом для ваших мыслей, чувств, образов. Но этим искусством надо овладеть!!!
Например, нас восхищает виртуозная игра музыканта: легко, свободно, он создаёт звуками образ, вызывающий чувство. Но для этого он изучал нотную грамоту, свойства музыкального инструмента, технику извлечения звука.
Так и поэт! Изучает грамматику, правила стихосложения, проверяет, какие слова создают образ, чувства радости, печали, гнева и так далее. Но вы сами этого добьётесь, а я лишь буду давать направление, путь для вашего совершенствования.
Возможно, что кто-то из вас уже начал возводить стены – писать стихи. Но чтобы стены стояли прочно и долго, нужен фундамент – основание. Согласны? Вот эту основу и будем закладывать в «Подкове Пегаса». Кто такой Пегас – вы прекрасно знаете. Это крылатый конь, греческий мифологический символ поэтического вдохновения тех, кто ощутил в себе этот волшебный дар. Этот дар надо развивать – тогда говорят, что у поэта есть талант. Но и талант надо развивать, совершенствовать упорным трудом. И тогда скажут, что поэт – гений. Например, Расул Гамзатов. Вот для этой гениальности мы и закладываем фундамент: вначале, изучая слова, создадим картотеку (словарь) поэтических терминов (тезаурус), пополним запас слов (лексику), изучим технику стихосложения, приёмы выразительности (эмфазности) стиха.
Поэтому необходимо уметь читать свои стихи, чтобы проверить, как они звучат, воздействуют на слушателя. А то некоторые авторы так читают свои стихи, что хочется убежать подальше…
Поэтическую картотеку создают и пополняют всю жизнь. Для этого берут коробочку и помещают туда карточки.

Урок 3 Акростих

1-ЗАУР
А)ЗАУР,РАСКИНЬ УМОМ ПРОВОРНО-
АНТОН АНТОНИМЫ НАЙТИ ВЕЛИТ:
УПРЯМСТВО ПОДАВЛЯЙ УПОРНО-
РАБОМ ТАК ВЛАСТВУЕТ КВИРИТ.

Б)ЗАТЕМ ОМОНИМОВ ЗВУЧАНЬЕ
АКТИВНО ОТЫЩИ МОЛЧКОМ,
УЙМИ СОБАЧКИНО УРЧАНЬЕ
РУЖЕЙНЫМ СПУСКОВЫМ КРЮЧКОМ.

В)ЗАДАЧА СЛОЖНАЯ-СИНОНИМ
АТТЕСТОВАТЬ, КОЛЬ ЗА БУГРОМ
У КОСОГОРА В НЕБЕ СИНЕМ
РАЗДАСТСЯ РОКОТ-ГРЯНЕТ ГРОМ.

Г)ЗАЧЕМ ОКСЮМОРОН И НОНСЕНС
АТТИЛОЙ НАВЕВАЮТ СТРАХ:
УКРАДКОЙ ГОМИКИ НА СОЛНЦЕ
РАЗВОДЯТ  ЖИВОТВОРНЫЙ  ПРАХ?

Д)ЗАЙМИСЬ В ФИНАЛЕ АНОГРАММОЙ,
АНАЛИЗ ПРОВЕДЯ В УМЕ:
УСВОЙ МЕЖ  МАГМОЮ И ГАММОЙ
РАЗЛИЧЬЕ-ПОСОБИ КУМЕ.

2-ВАСЯ
А)ВАСЯ ЗНАТ ВСЕ ПРИЁМЫ,ТРОПЫ-
АС!УЧУЯВ СМЫСЛА ПЕРЕНОС,
СРАЗУ ВЫЙДЕТ НА ПАРНАСА ТРОПЫ-
ЯГУАР И ХИТР, КАК МЕРИНОС!

Б)ВЫБРАВ ЛИШЬ МЕТАФОРУ ПОЯРЧЕ,
АРТИСТИЧНО, КАК ГРОССМЕЙСТЕР ТАЛЬ,
СВЯЖЕТ ТАКЕЛАЖ, КАК СТАНЕТ ЖАРЧЕ,
ЯХТЕ, ПТИЦЕЙ УСТРЕМЛЁННОЙ В ДАЛЬ.

В)ВЫШЕ ВСЕХ ГИПЕРБОЛ БЕСПОЩАДНЫХ
(АЛЧНОСТЬ КАК НАМ РАЗУМОМ ПОСТИЧ?)
СТАЛ СИНОНИМОМ БАНКИРОВ ЖАДНЫХ
ЯЩЕР(ИЛЬ АКУЛА) СЪЕВШИЙ ДИЧЬ.

Г)ВЫ СМОГЛИ БЫ ИДИОМУ СРАЗУ
АХНУТЬ В ПИЩУ,СЛОВНО АРТИШОК?
СТАЛИ Б БИТЬ БАКЛУШИ, КАК ЗАРАЗУ,
ЯРКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ, ВПАДАЯ В ШОК?

Д)ВОТ ПРИМЕР ФРАЗЕОЛОГИЗМА,
АБСОЛЮТНО С ИДИОМОЙ СХОЖ,
СТИХ СОДЕРЖИТ ЭЛЕМЕНТ КОМИЗМА:
ЯСНО,ПРОСТО-ПОНИМАЕТ ЁЖ!

Е)ВЫСШИЙ КЛАСС=СОСТАВИТЬ ПАЛИАНДРОМЫ,
АРХАИЗМЫ: «А СОР, КАК РОСА»,
«СИЛАЧ АЛИС».ВЫХОДЯ ИЗ ДРЁМЫ,
«Я ЕМ ЗМЕЯ», ЖАЛЮ, КАК ОСА.

3-АДИК
А)АДИК ПОМОЖЕТ ПОНЯТЬ НАМ СРАВНЕНЬЯ-
ДОКА ПО ЧАСТИ РАЗЛИЧНЫХ ФИГУР.
ИХ МЫ СУМЕЕМ ПОЗНАТЬ БЕЗ СОМНЕНЬЯ,
КАК НЕГУ ЖИЗНИ ЛЮБИЛ ЭПИКУР.

Б) «АЛЬФА-ОМЕГА»,ИНЫМИ СЛОВАМИ
(ДАР ТАВТАЛОГИЙ ИЗЯЩНЕЙ ВЕНЦА!)
ИЗДАВНА ЗНАЧАТ СВЯТЫМИ ГЛАВАМИ
КАМЕННЫЙ СИМВОЛ «НАЧАЛА-КОНЦА».

В)АРКТИКИ ХЛАД МЕТОНИМИЯ БОЙКО
ДАСТ НАМ ПОЧУВСТВОВАТЬ ХОЛОД,ОЗНОБ:
ИЩЕТ ВЕЗДЕ РАЗУДАЛАЯ ТРОЙКА-
КОНИ, КАК ЧЕРТИ, НЕСУТСЯ В СУГРОБ.

Г)АСТРЫ-СИНЕКДОХА,ЗВЁЗДОЧКИ СТРАСТИ=
ДИВНЫЕ ДЕТИ ВСЕГО ЦВЕТНИКА,
ИЛИ ЦВЕТНИК НАМ ПРЕЛЕСТНЕЕ ЧАСТИ-
КАЖУТСЯ ИСКРОЙ ДУШИ ТАЙНИКА

.Е)АЗБУЧНОЙ ПРАВДОЙ БЪЁТ  ПАРАФРАЗА
«ДОЛГО ЛИ КОРОТКО ДЛИТСЯ ПРОЦЕСС,,,»
ИСТИННОЙ БУДЕТ ВСЕГДА ЭТА ФРАЗА:
«КОНЧИТСЯ, ЗНАЧИТ, ПЕЧАЛЬНЫЙ ЭКСЦЕСС!»

4-СТЕПАН
СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ НАМ ПРИМЕР УДВОЕНЬЯ:
ТРЕБУЕТ МУЖЕСЬВА,ТАКТА,ТЕРПЕНЬЯ!
ЕСЛИ БЕЗДЕЛЬНИК, ДЕЛА ТВОИ ПЛОХИ-С,
ПРАВИЛО НАЗВАНО «АНАДИПЛОСИС».
АНАДИПЛОСИС-КОНЕЦ ПРЕДЛОЖЕНЬЯ,
НОВОЕ, ЗНАЧИТ, С ТОГО Ж ВЫРАЖЕНЬЯ.

5-ЛАРИСА    (БРАХИ  Т.Е. «КОРОТКИЙ» И БУРИМЕ))
ЛАСКИ ПРИЗОР-
АЛЫЙ УЗОР
РОЗ ДИВИЗОР*)    -ТЕЛЕВИЗОР
И ДИФФУЗОР:
СЛАВНЫЙ  ДОЗОР-
АНГЕЛЬСКИЙ ВЗОР!

6-АРИАДНА      (БРАХИ И БУРИМЕ)
АНГЕЛЬСКИЙ ЧИН,
РЖЁТ БЕЗ ПРИЧИН,
ИЩЕТ ЗАЧИН
АНТИКОНЧИН:
ДЕЛО МУЖЧИН-
НЕЖНОСТЬ ДИВЧИН,
АДСКИХ ЛИЧИН.

Урок 4 Антитеза

1 - Прием для выражения эмоций
Как антитеза славится давно.
При изучении Парнаса лоций
Полезно знать антоним твердо,но…
(СМ. акростих №1-А)
 
2 - Сильнейший взрыв эмоций, интонаций
Даст умно- глупый вид -оксюморон.
Как без оваций, ругани, нотаций
Понять противоречия сторон?!
(СМ. акростих №1-Г)

3 - Еще есть антитеза без эмфазы.
Лишь, логика. Понятен антураж?
Рисует обстановку, фон и фазы,
Но не впадает в кайф, экстаз и раж.

4 - Теперь пример словесной антитезы
Нам скрасит серых будней круговерть:
Ни день, ни ночь духовные протезы
Ни к жизни не зовут, не гонят смерть.

5-СРАВНЕНИЕ-АНТОНИМ АНТИТЕЗЫ,
УСИЛИВАЕТ ЯРКИХ ЧУВСТВ НАКАЛ.
И ЗДЕСЬ ПАРАЛЛЕЛИЗМ ПРЯМОЙ, КАК БЕСЫ,
С ОБРАТНЫМ СПОРЯТ: КУБОК ИЛЬ БОКАЛ.
(СМ. АКРОСТИХ №3-А И АНТИТЕЗЫ №6, №7)

6-ПРОШЛА ГРОЗА. СРЕДЬ ТРАВ ВОЗНИК ГРИБОЧЕК,
КАК ШАР ПОД СОЛНЦЕМ ПЫЖИТСЯ, РАСПУХ.
НО, СКОРО ВЫСОХ И ПОД КОЖИЦЕЙ- ТРУХА.
ВОТ ТАК И Я, ДВОИХ ВЗРАСТИВШИ ДОЧЕК,
ПОКА НЕ КЛЮНЕТ ЖАРЕННЫЙ ПЕТУХ,
ТУЖУ, ХРАНЯ ГНИЛЫЕ ПОТРОХА.

7-НЕ СОКОЛ БЬЁТ ДОБЫЧУ: РАДОСТЬ-СЧАСТЬЕ,
И НЕ ГОЛУБКИ СЛЫШЕН ГОРЬКИЙ ПЛАЧ.
ТО МОЁ СЕРДЦЕ РВЁТ НА ЧАСТИ,
КАК КАТ, БЕЗЖАЛОСТНО СУДЬБА- ПАЛАЧ.

ПОВТОР
1-ЛЕГЧЕ ВСЕГО ОТЫСКАТЬ ПОВТОР СЛОВА,
БУДТО ВЫСОКИЙ-ВЫСОКИЙ ПОЛЁТ:
ВЫСШАЯ МУЗЫКА ВЫСШЕГО «СЛОВА»
К НОВЫМ УСПЕХАМ, НА ПОДВИГ ЗОВЁТ!

2-СТРАННЫЕ ВЫХОДКИ- ВИДЫ ПОВТОРА,
ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, КТО ИХ УСМИРИТ!
СЛЕВА- АНАФОРА, БРЁВНА ЗАТОРА.
СПРАВА-ЭПИФОРА,КОЗНИ ЛИЛИТ.
3-НУ, А ТЕПЕРЬ РАЗБЕРЁМ ПО ПОРЯДКУ,
ЧТО ЖЕ ЗА ЗВЕРЬ ЭТОТ СТРАШНЫЙ ПОВТОР?
«ВИДИШЬ АНАФОРУ» -РОВНУЮ ГРЯДКУ?
«ВИДИШЬ АНАФОРУ» - БРЁВЕН ЗАТОР?

4-ТОТ ЖЕ ПОВТОР, РАСПОЛОЖЕННЫЙ СПРАВА,
ЭТО «ЭПИФОРА, СЛОВНО ЛИЛИТ»,
КОЗНИ НАМ СТРОИТ. НАЙДЁТСЯ УПРАВА!
ВОТ ТАК «ЭПИФОРА, СЛОВНО ЛИЛИТ».

5-МОЖЕТ ВСТРЕЧАТЬСЯ В ЛЮБОМ ИНОМ МЕСТЕ-
ДУШУ ТРЕВОЖИТ НАБАТОМ РЕФРЕН.
ФУРИЙ СТРАШНЕЕ (СЛУЖИТЕЛЬНИЦ МЕСТИ),
БЛИЗКИХ ГРАДАЦИЙ ГУБИТЕЛЬНЫЙ КРЕН.

6-«КОЛОКОЛ» МЕДНЫЙ, РЕФРЕНОМ ЗВУЧАЩИЙ:
«КОЛОКОЛ» БУДИТ-ПРОСНЁТСЯ ЛЮБОЙ.
ЗЫЧНО ЗВУЧИТ МЕДНЫЙ «КОЛОКОЛ» В ЧАЩЕ,
РАТНИКОВ СМЕЛЫХ СЗЫВАЕТ НА БОЙ.

7-ДРУЖНЫХ ГРАДАЦИЙ НАПЕВ, КАК ВЕРИГИ,
ДУШУ «ГНЕТУТ, ПРЕВЫШАЯ ПРЕДЕЛ,
ДАВЯТ НА ЧУВСТВА, СЖИМАЯ ИНТРИГИ,
ЖМУТ, КАК КОЛОДКИ,»- ГРОЗИТ ПЕРЕДЕЛ.

8-БДИТЕЛЬНЫМ БУДЕТ ДОЗОРНЫМ НА СТРАЖЕ
ИСТИНЫ ВЕРНЫЙ СЛУГА ПАРАФРАЗ.
МОЖЕТ ПРИКИНУТЬСЯ ПАИНЬКОЙ ДАЖЕ,
СЛОВО «ДОЛДОНЯ» ПО НЕСКОЛЬКУ РАЗ.
(СМ. АКРОСТИХ №3-Е)

9-И, В ЗАКЛЮЧЕНЬЕ, ДАДИМ ПЛЕОНАЗМЫ,-
КАК НЕДОСТАТОК, ОШИБКА, ОГРЕХ:
ВПАЛ ОТЧЕГО МАРАЗМАТИК В МАРАЗМЫ,
«АВТОПОРТРЕТ СВОЙ» ДАРИТЬ «ГРЕШНЫЙ ГРЕХ»!
(СМ. АКРОСТИХ №3-Б)

УРОК 5 ТРОП

НА ВТОРОМ занятии мы изучили СТИХ, его РИТМ и РИФМУ. Это- краеугольный камень фундамента любого стихотворения, его ФОРМА , сосуд. Но сосуд предназначен для хранения ваших чувств, т.е. его СОДЕРЖАНИЯ.
А что такое ЧУВСТВО? Рассмотрим на примере автомобиля: вы знаете, что у него есть бак для бензина, мотор, радиатор. О состоянии этих частей водителю докладывают чувствительные датчики: мало бензина, низкие обороты, высокая температура, нет воды в радиаторе - водитель сразу реагирует на показания приборов. Так и поэт: мало в баке( желудке) горючего( пищи)- чувство голода, низкие обороты (результат)- усталость, перегрелся радиатор- жажда У поэта есть тысячи датчиков: осязания, обоняния, вкусовые, зрительные, слуховые и даже равновесия. Эти датчики передают в мозг сигналы, вызывая боль, сострадание, радость, любовь, восхищение. Вот эти чувства и составляют содержание ваших стихов. Опытный шофёр по показаниям приборов уверенно ведёт машину, а опытный поэт своими стихами вызывает чувства у своих читателей. Но как этого достичь? Для этого существуют специальные приёмы выразительности (
ЭМФАЗНОСТИ), т.е. ТРОПЫ(обороты речи). Мы с вами знаем, что СЛОВО- это СИМВОЛ ( ОБРАЗ) какого –либо предмета или явления. Например: говорим «дуб» и представляем большое дерево с широкими листьями.  Это- прямой смысл символа. Но есть ещё иносказательный смысл. Если скажем «Ну и дуб же ты!», то очень точно охарактеризуем недотёпу, недоумка, тупицу, глупого человека. Вот эта иносказательность и есть ТРОП. Их очень много видов, все сразу и не  перечислишь в одной статье:

Изучив эмфазность, тропы,
Вышел на Парнаса тропы.
И тогда сплетём  венки
Из сонетов- не легки!

Здесь в первом стихе «тропы»- приёмы эмфазности, а во втором стихе- дорожки на горе Парнасе. А «венок сонетов»-вид поэтического произведения из 15 сонетов, замкнутых в кольцо (венок). Что такое СОНЕТ, мы изучим на последующих уроках.
Есть ещё разнообразные ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, раскрашивающие нашу речь, как краски раскрашивают карандашный рисунок. Вы ,наверное, пользовались такими раскрасками?
Вот и в поэзии также. Например, у  А.С.Пушкина:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным криком  обнажалась…

Разве небо может «дышать», как человек? Здесь природа ОДУШУВЛЯЕТСЯ. Прилагательное «таинственная» придаёт оттенок загадочности, а «с печальным» вызывает чувство тоски, скорби по умирающей природе.
Иногда ,читая стихи начинающих поэтов, удивляюсь скудности их речи: им жалко  (!) применить прилагательное, выразить чувство, вызванное предметом .Пожалуйста, дорогие друзья, не скупитесь на прилагательные, заставьте читателя плакать, рыдать или смеяться, хохотать  вместе с вами. Напишите, как бабушка- героиня этих двух строф:

Внучка, ласточка-касатка,
Спой для бабушки куплет,
Ты щебечешь очень сладко,
Ведь тебя милее нет!

Лишь услышу голос звонкий,
Будто солнышко взошло:
Песни  маленькой девчонки
Дарят ласку и тепло.

Разве внучка- это ласточка и щебечет? Разве солнышко- это человек и всходит?
Как называется такой приём выразительности? Не вижу поднятых рук!

УРОК 6  ЭПОС

В любознательного человека природа вкладывает уйму способностей, которые должно развить. Когда вы учитесь, то берёте в долг знания, опыт от своих учителей с тем , чтобы в дальнейшем вернуть Родине, своему народу этот долг с процентами. Таков закон жизни,
который вы пока не все осознаёте. Но некоторые уже сейчас начинают его понимать и пытаются создавать, творить. Кто-то пробует себя в технике, кто-то в музыке, а некоторые даже в литературе, в поэзии. На овладение этим искусством и направлены наши усилия.
При создании стихотворений определяйте РИТМ, чередование РИФМ, СТРОФЫ.. Это
Является Прокрустовым ложем  стихотворения. В греческой мифологии есть разбойник Прокруст, который укладывал встречных путников в свою каменную кровать (ложе). И, если  путник был маленьким, то растягивал его, а, если большим, то обрубал ему ноги. Его победил герой Геракл- сын Зевса, организовавший в честь победы отца над дедом Кроном
(богом времени) Олимпийские Игры:

Геракл открыл там Игры-
Победе Зевса честь
Над Кроном. Будто тигры
Участники- не счесть.

Не сомневаюсь ,что вы знаете о Геракле и его 12 подвигах,
Записанных в виде знаков Зодиака. Рассказы и мифы о национальных героях очень украшают произведения поэтов. Например, о лезгинском Шарвили, аварском  Хочбаре, лакской Парту Патиме, русском  Илье Муромце. Изучайте ЭПОС и смело используйте в своих произведениях:

Там, где ручей, как девичью фату,
Торжественно несёт мятежную красу,
Стряхнув с ветвей рассветную росу,
Я сказку зачерпнул о Патиме Парту.

Мифы, легенды, предания, былины относятся к народному творчеству (ЭПОСУ.К нему же относятся пословицы и поговорки, которые мы рассмотрим на следующем уроке

УРОК 7 ПОСЛОВИЦА

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ ЧИТАТЕЛИ, ПРОДОЛЖИМ ЗНАКОМСТВО С ЭПОСОМ. НЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬ, ПОЧЕМУ Я ОБРАЩАЮСЬ К ВАМ  «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ»? ЭТО
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ПОДЧЁРКИВАЕТ,ЧТО ВЫ ЛЮБИТЕ УЗНАВАТЬ НОВОЕ (УЧИТЬСЯ).СЛЫШАЛИ ПОСЛОВИЦУ «ЧЕЛОВЕК НЕУЧЁНЫЙ,ЧТО ТОПОР НЕТОЧЁНЫЙ»? ДАВАЙТЕ ПРОАНАЛИЗИРУЕМ ЕЁ. ВНАЧАЛЕ ФОРМУ:ЭТО ДВУСТИШИЕ. ПЕРВЫЙ СТИХ: «ЧЕЛОВЕК НЕУЧЁНЫЙ», А ВТОРОЙ-ОСТАЛЬНОЕ. НАПИСАНО ТРЁХСЛОЖНЫМ АНАПЕСТОМ,Т.Е. УДАРЕНИЕТ НА ТРЕТЬЕМ СЛОГЕ- ЗАДАЁТСЯ РИТМ. А РИФМА- ПОЛНАЯ (СОВПАДАЮТ ТРИ ГЛАСНЫХ) И БОГАТАЯ (СОВПАДАЮТ ЧЕТЫРЕ ГЛАСНЫХ). ЧТОБЫ ЛЕГЧЕ БЫЛО С ЭТИМ РАЗОБРАТЬСЯ , ЗАГЛЯНИТЕ В УРОК №2 (ПОДГЛЯДЫВАТЬ МОЖНО.
ТЕПЕРЬ О СОДЕРЖАНИИ:ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРИЁМ СРАВНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ПРЕДМЕТОМ, ВЫ ПРОБОВАЛИ РУБИТЬ ТУПЫМ, ЗАЗУБРЕННЫМ ТОПОРОМ? НЕ РАБОТА, А МУЧЕНИЕ! ВОТ ТАК И С НЕУЧЕНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ ОБЩАТЬСЯ- МУЧЕНИЕ!
ИЛИ  ДРУГАЯ ПОСЛОВИЦА НА СРАВНЕНИЕ «ЛЁГОК НА ПОМИНЕ, КАК СЫЧ НА ОВИНЕ»- РИФМА ПОЛНАЯ И БОГАТАЯ, ЖЕНСКАЯ.: ПОЛНОСТЬЮ СОВПАДАЮТ  4 ГЛАСНЫЕ (А-О-И-Е) . БЛИЗКАЯ ПО СМЫСЛУ ЕСТЬ ДРУГАЯ ПОСЛОВИЦА «ПРО ВОЛКА РЕЧЬ,А ОН НАВСТРЕЧЬ».-РИФМА МУЖСКАЯ,СОВПАДАЮТ СЕТЫРЕ ГЛАСНЫЕ, ПРАВДА, ПЕРВЫЕ-НЕПОЛНЫЕ «О-А». ЕСТЬ ОСОБЕННОСТЬ У ЭТОЙ РИФМЫ: СОСТАВНАЯ, Т.Е.СОСТОИТ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ (ИЗ ТРЁХ). НЕКОТОРЫЕ ДАГЕСТАНСКИЕ ПОЭТЫ ПЫТАЮТСЯ ВЫДАТЬ СОСТАВНУЮ РИФМУ ЗА СВОЁ ИЗОБРЕТЕНИЕ И НАЗЫВАЮТ «КОРОЛЕВСКИМ СТИХОМ», Т.Е. «ШАРГОЙ». НО, ЭТО ОТ ГОРДЫНИ!
ВИДИТЕ, КАК ИНТЕРЕСНО ПРОВОДИТЬ АНАЛИЗ СТИХА! ЗА СЧЁТ РИФМЫ ВОЗНИКАЕТ ГАРМОНИЯ РЕЧИ, ВЫЗЫВАЮЩАЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ,ПРИЯТНОЕ ОЩУЩЕНИЕ, КАК ОТ МУЗЫКИ.НО В ПОСЛЕДНЕЙ ПОСЛОВИЦЕ ИСПОЛЬЗОВАНО НЕ СРАВНЕНИЕ, А НЕОЖИДАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.ИЛИ ЕЩЁ: «ПОШЁЛ ПО ШЕРСТЬ,А ВЕРНУЛСЯ СТРИЖЕННЫМ». ЭТО ПРИЁМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ПОЭТОМУ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, СТАРЙТЕСЬ ЗАПОМИНАТЬ,ЗАПИСЫВАТЬ ПОСЛОВИЦЫ,ПОГОВОРКИ, КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ И ВПЛЕТАЙТЕ ИХ В СВОЮ РЕЧЬ, КАК ПЕРЛЫ (ЖЕМЧУЖИНЫ). СРАВНЕНИЯ,ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ПЕРВЫХ ДВУХ ПОСЛОВИЦАХ, НАЗЫВАЮТСЯ РАЗВЁРНУТЫМИ, Т.Е. ПРИ ПОМОЩИ СЛОВ «КАК» И «ЧТО» СРАВНИВАЮТСЯ ДВА ПОНЯТИЯ. НО БЫВАЮТ  ПРОСТЫЕ
СРАВНЕНИЯ БЕЗ СОЮЗОВ: «ЗАПЕЛ СОЛОВЬЁМ», «ХВОСТ ТРУБОЙ». РАЗНОВИДНОСТЬЮ СРАВНЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ И ПАРАЛЛЕЛИЗМ, РАССМОТРЕННЫЙ НАМИ НА ПЕРВОМ ЗАНЯТИИ. СРАВНЕНИЕ ВЫБИРАЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КАКАЯ ЧЕРТА ХАРАКТЕРА ВЫДЕЛЯЕТСЯ, ПОДЧЁРКИВАЕТСЯ. НАПРИМЕР, СЛУЧАЛОСЬ ВАМ  НАБЛЮДАТЬ РАССВЕТ, КОГДА СОЛНЦЕ ТОЛЬКО-ТОЛЬКО СОБИРАЕТСЯ ВЗОЙТИ, Т.Е. УТРЕННЮЮ ЗАРЮ,КОТОРУЮ ГРЕКИ НАЗЫВАЮТ ЭОС- СЕСТРОЙ ЛУНЫ (СЕЛЕНЫ) И СОЛНЦА (ГЕЛИОСА). ВОТ КАК ОБ ЭТОМ В ДВУХ СТРОФАХ:

ЛЮБУЮСЬ УТРЕННЕЮ СМЕНОЙ,
КОГДА ЭОС НА КОЛЕСНИЦЕ
СПЕШИТ К НАМ ОТ СВОЕЙ СЕТРИЦЫ-
СЕРЕБРЯННОЙ СЕЛЕНЫ.

ЗЛАТОГО ГЕЛИОСА ПРЕДВАРЯЯ ЛИК,
КОГДА ЕЩЁ ВЕСЬ МИР ВО ДРЁМЕ,
ИЗ ОБЛАКОВ НАД ГОРИЗОНТОМ ТЁМНЫМ
ОКРАСИТ НЕЖНО –РОЗОВЫЙ ПАРИК.

ЗДЕСЬ  ОБЛАКА СРАВНИВАЮТСЯ С ПАРИКОМ. ИЛИ ДРУГОЙ ПРИМЕР:

ГРОЗЫ ПРОМЧАВШЕЙСЯ СПОЛОХИ,
КАК ВИТРАЖИ,
В КРАПИВЕ И ЧЕРТОПОЛОХЕ
НЕ СТОРОЖИ…

ОТДАЛЁННОЕ СВЕРКАНИЕ МОЛНИЙ УДАЛЯЮЩЕЙСЯ ГРОЗЫ СРАВНИВАЕТСЯ С ВИТРАЖАМИ- ЦВЕТНЫМИ СТЁКЛАМИ ГОТИЧЕСКОГО ХРАМА, ВСПЫХИВАЮЩИМИ ПОД ЛУЧАМИ СОЛНЦА. ПРЕДЛАГАЮ В КАЧЕСТВЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ РИФМЫ «СПОЛОХИ- ЧЕРТОПОЛОХЕ» И «ВИТРАЖИ- СТОРОЖИ».

УРОК 8 БИНЕР

НА ПРЕДЫДУЩИХ ЗАНЯТИЯХ МЫ РАССМОТРЕЛИ  СРАВНЕНИЕ (УРОК №4) И ПАРАЛЛЕЛИЗМ (УРОК №1), ХОТЯ ЕГО НАЗЫВАЮТ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ. Я ЖЕ СЧИТАЮ ЕГО РАЗНОВИДНОСТЬЮ СРАВНЕНИЯ. А ВАШЕ  МНЕНИЕ КАКОЕ? УЧИТЕСЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ, СОПОСТОВЛЯТЬ ДВА ЯВЛЕНИЯ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ-
ЭТО ОБДЕГЧИТ  ВАМ СОЗДАНИЕ СТИХОВ, Т.К. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СТРОИТСЯ НА КОНФЛИКТЕ,СТОЛКНОВЕНИИ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ СТОРОН, ХАРАКТЕРОВ. Я ДЛЯ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗУЮ ПРИНЦИП БИНЕРА-СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ: СВЕТ- ТЬМА, ЖАР- ХОЛОД, МУЖЧИНА- ЖЕНЩИНА. ИССЛЕДУЯ ИХ СВОЙСТВА,СТАРАЮСЬ СБЛИЗИТЬ, НАЙТИ КОМПРОМИСС – РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. НАПРИМЕР,ЖАР (ЛЕТОМ)- ХОЛОД (ЗИМОЙ), ВКЛЮЧАЮ КОНДИЦИОНЕР ИЛИ ОБОГРЕВАТЕЛЬ, ДОБИВАЯСЬ КОМФОРТНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ. ТАК И В ПОЭЗИИ:АВТОР НЕ ТОЛЬКО СРАВНИВАЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ, НО И ПРЕДЛАГАЕТ ЖЕЛАЕМОЕ РЕШЕНИЕ. ПОЭТ-НЕ ПАССИВНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ, НЕ ЗЕРКАЛО, А ОТСТАИВАЕТ СВОЮ ГРАЖДАНСКУЮ ПОЗИЦИЮ. НАПРИМЕР В БАСНЕ  «ВОЛК НА ПСАРНЕ» И.А. КРЫЛОВА:

ПОЭТОМУ ОБЫЧАЙ МОЙ
С ВОЛКАМИ ИНАЧЕ НЕ ДЕЛАТЬ МИРОВОЙ,
КАК СНЯВШИ ШКУРУ С НИХ ДОЛОЙ…

НО ВЕРНЁМСЯ К НАШИМ БАРАНАМ, ВЕРНЕЕ, ТРОПАМ- ВЫРАЖЕНИЯМ, ПРИМЕНЯЕМЫМ  В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ («НУ И ДУБ ЖЕ ТЫ!»). ДРУГИМИ ТРОПАМИ ЯВЛЯЮТСЯ ИРОНИЯ (ПРЕЛЕСТНЫЙ ШАЛОПАЙ), ГИПЕРБОЛА -ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ(ПАРТИЯ-РУКА МИЛЛИОННОПАЛАЯ-У В.В. МАЯКОВСКОГО), ЛИТОТА ПРЕУМЕНЬШЕНИЕ (ЕДИНИЦА - ВЗДОР, ЕДИНИЦА - НОЛЬ, В.В.М.), МЕТАФОРА, МЕТОНИМИЯ- ПЕРЕНЕСЕНИЕ СВОЙСТВ ОДНОГО ПРЕДМЕТА НА ДРУГОЙ ПО РАЗНЫМ ПРИЗНАКАМ:

ЗАЧЕМ ПОЁШЬ,ЛЮБВИ ПРИЮТ,
ДУШЕВНЫХ СТРУН КОСНУВШИСЬ?
ОНИ ПОКОЯ НЕ ДАЮТ
 МЕЛОДИЕЙ ПРОСНУВШИСЬ,

ВЗМЕТНУЛИСЬ СТАЕЙ ЖУРАВЛЕЙ,
КУРЛЫЧУТ В ПОДНЕБЕСЬЕ,
МУРЛЫЧЕТ СТАРЫЙ ДУРАЛЕЙ
СЛОВА ЗАБЫТОЙ ПЕСНИ.

ЗДЕСЬ НА ПОЮЩЕЕ, ЛИКУЮЩЕЕ СЕРДЦЕ ПЕРЕНОСЯТСЯ СВОЙСТВА ПРИЮТЯ ЛЮБВИ, А НА СТРУНЫ ДУШИ ПЕРЕНОСЯТСЯ СВОЙСТВА ВЗМЕТНУВШЕЙСЯ В НЕБО СТАИ ЖУРАВЛЕЙ. МОЖНО СЧИТАТЬ ЭТО И ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ. СЛЕДУЮЩИЙ ТРОП, ЗАМЕНЯЮЩИЙ НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА ЕГО СВОЙСТВОМ НАЗЫВАЮТ ПЕРИФРАЗОМ:

ЛЮБУЮСЬ УТРЕННЕЮ СМЕНОЙ….
…………………………………………..
ИЗ ОБЛАКОВ НАД ГОРИЗОНТОМ ТЁМНЫМ
ОКРАСИТ НЕЖНО – РОЗОВЫЙ ПАРИК.

Т.Е. ВМЕСТО НАЗВАНИЯ ЗАРИ ДАЁТСЯ ОПИСАНИЕ ВОСХОДА СОЛНЦА.
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСЕН ТРОП- СИНЕКДОХА, КОГДА ВМЕСТО ПРЕДМЕТА НАЗЫВАЮТ ЕГО ЧАСТЬ (ИЛИ НАОБОРОТ, ВМЕСТО ЧАСТИ НАЗЫВАЮТ ПРЕДМЕТ):

В РАЗЛУКЕ С НЕЙ МОЯ ЛЮБОВЬ СО МНОЙ
И СЛОВО,ЧТОБЫ РАССКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ:
ПУСТЬ СТИХ ЛЕТИТ ЛЕПТОННОЮ ВОЛНОЙ,
СГОРАЮЩЕЙ ЗВЕЗДОЙ ПЕРЕД РАССВЕТОМ.

ЗДЕСЬ «СЛОВО» ЯВЛЯЕТСЯ СИНОНИМОМ РЕЧИ,ЯЗЫКА, А СЛОВО «СТИХ»-СИМВОЛОМ СТИХОТВОРЕНИЯ. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛОЖНЫЙ МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МЫСЛИ- СОДЕРЖАНИЯ СТИХА: ЛЕПТОНЫ- ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ ПЛАЗМЫ ДУШИ  (ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ), КОТОРЫЕ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В СГОРАЮЩУЮ ПАДАЮЩУЮ ЗВЕЗДУ, И НУЖНО УСПЕТЬ ЗАГАДАТЬ ЖЕЛАНИЕ. ТОГДА ОНО СБУДЕТСЯ! ПОДБЕРИТЕ В СВОИХ СТИХАХ ПРИМЕРЫ ЭТОГО.

УРОК 9 СТРОФА

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ, ЗНАКОМЯСЬ С НОВЫМИ ЗНАНИЯМИ О СТИХОСЛОЖЕНИИ, НЕОБХОДИМО
ВОЗВРАЩАТЬСЯ К УЖЕ ИЗВЕСТНОМУ, ДОПОЛНЯЯ И УГЛУБЛЯЯ ТО, ЧТО ПЕРВОНАЧАЛЬНО БЫЛО
ИЗЛОЖЕНО КРАТКО. НАПРИМЕР, СТРОФА (КУПЛЕТ), ИЗУЧЕННЫЕ В УРОКЕ №4, КОТОРАЯ ПРИДАЁТ
СТИХОТВОРЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ РИТМИЧНОСТЬ. ОБЫЧНО В СТРОФЕ ПЫТАЮТСЯ ВЫРАЗИТЬ ОПРЕДЕЛЁННУЮ МЫСЛЬ, НАСТРОЕНИЕ. НО, ИНОГДА ЭТО НЕУДАЁТСЯ  И ТОГДА ЧАСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПЕРЕХОДИТ В ДРУГУЮ СТРОФУ. ПРИ  ЭТОМ В КОНЦЕ СТРОФЫ ДЕЛАЕТСЯ ПЕРЕРЫВ (ПАУЗА) РЕЧИ. ПАУЗА МОЖЕТ БЫТЬ СДЕЛАНА И В СЕРЕДИНЕ СТРОКИ (СТИХА), ЕСЛИ СТИХ СОДЕРЖИТ БОЛЕЕ ДЕСЯТИ СЛОГОВ.
ЭТА ПАУЗА НАЗЫВАЕТСЯ ЦЕЗУРА И УСИЛИВАЕТ РИТМ, РАЗБИВАЯ СТИХ НА ДВА ПОЛУСТИШИЯ. ОБЫЧНО
ЭТО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В РУССКИХ СИЛЛАБИЧЕСКИХ (СЛОГОВЫХ)  СТИХАХ ДА У ГОМЕРА.
 СТРОФА МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ ОТ ДВУХ ДО ПЯТНАДЦАТИ СТИХОВ, ОБЪЕДИНЁННЫХ СМЫСЛОМ И РИФМОЙ.
-ДИСТИХ (ДВА): 

МИЛЫЙ БАРСИК, СЛАВНЫЙ КОТИК,
                РОЗОВЫЕ НОС И РОТИК…

-ТЕРЦЕТ (ТРИ):   

ЧТОБ СПАТЬ СПОКОЙНО, КАК СУРОК,
                РЕШИЛ СОРОКАМ ДАТЬ ЗАРОК:
                ВПРЕДЬ НЕ ПИСАТЬ НИ СТРОЧКИ
ВПРОК!

                НО ПЛОХО ВЫУЧЕН УРОК.
                И ЛЬЮТСЯ ВНОВЬ ПОТОКИ СТРОК
                ДЛЯ ВЯЩЕЙ ВАЖНОСТИ СОРОК.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ТЕРЦЕТ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ ТРЕТЬЕЙ И ЧЕТВЁРТОЙ СТРОФ СОНЕТА. А В
КАЧЕСТВЕ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СТРОФ ИСПОЛЬЗУЮТ
-КАРТЕН (ЧЕТВЕРОСТИШИЕ):

Я ПОЛЮБИЛ СОНЕТ ЗА ЧЁТКОСТЬ ФОРМ
                КОНФЛИКТА ТЕЗЫ-АНТИТЕЗЫ,
                МНОГООБРАЗИЕ ПАЛИТРЫ НОРМ
                И СЛАДОСТЬ ВДОХНОВЕННОЙ ГРЁЗЫ…    («БРАМСЕЛЬ»)

УПОТРЕБЛЯЮТСЯ ПЕНТА (ПЯТИ), СЕКСТИНА (ШЕСТИ), СЕПТИМА (СЕМИ) И ОКТАВА (ВОСЬМИ)-
СТИШИЯ.А У А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» НАПИСАН 14-СТИШНОЙ (ОНЕГИНСКОЙ ) СТРОФОЙ С
ОСОБОЙ СИСТЕМОЙ РИФМОВКИ, КАКОЙ? СМОЖЕТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ?
14 СТИХОВ ИМЕЕТ СОНЕТ , А 15-РОНДО .СОНЕТ И РОНДО ЗАИМСТВОВАНЫ ИЗ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ
 ПОЭЗИИ. КРОМЕ РИТМИЧНОСТИ ДЛЯ СТИХОВ ХАРАКТЕРНА НАПЕВНОСТЬ.  У А.С.ПУШКИНА «ПЕСНЬ О
 ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ». ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, КАКИМ РАЗМЕРОМ НАПИСАНО И ПОПРОБУЙТЕ С ВЫРАЖЕНИЕМ
ПРОЧИТАТЬ ВСЛУХ,ЧТОБЫ УЛОВИТЬ МЕЛОДИЮ РУССКОЙ РЕЧИ. И СВОИ СТИХИ ВСЕГДА ЧИТАЙТЕ
ВСЛУХ, ЧТОБЫ ПРЕДСТАВИТЬ ,КАК ОНИ БУДУТ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА СЛУШАТЕЛЯ. ВЕДЬ ВЫ ХОТИТЕ,
ЧТОБЫ ВАШИ СТИХИ ПЕРЕДАЛИ ТО, ЧТО ВЫ ПОЧУВСТВОВАЛИ, КОГДА ИХ ПИСАЛИ. ЧТОБЫ ДОНЕСТИ
ЧТО-ТО ДО ЧИТАТЕЛЯ,НЕОБХОДИМО САМОМУ ЭТО ПЕРЕЖИТЬ, ОСОЗНАТЬ. СОГЛАСНЫ?

УРОК 10  ИГРЫ

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, ВЫ ,НАВЕРНОЕ УЖЕ УСТАЛИ ОТ ОБИЛИЯ ТЕРМИНОВ И ПРИМЕРОВ? ТОГДА ДАВАЙТЕ
 ПОИГРАЕМ В СТИХОТВОРНЫЕ ИГРЫ: АКРОСТИХ, АНАГРАММА, БУРИМЕ, КАЛАМБУР И  ПАЛИНДРОМ.
ЧАСТО ЭТИ ИГРЫ ПОМОГАЮТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА НЕОЖИДАННЫЕ НЮАНСЫ (ОТТЕНКИ) СЛОВА.

-АКРОСТИХ-ПРОИЗВЕДЕНИЕ, В КОТОРОМ НАЧАЛЬНЫЕ БУКВЫ СТРОК ОБРАЗУЮТ ИМЯ ИЛИ ФРАЗУ, Т.Е.
ЭТО РОД ШИФРОВКИ. ВОТ КАК Я ЗАШИФРОВАЛ ИМЯ ВНУКА ЗАУРА:

 ЗАЙМИСЬ В ФИНАЛЕ АНАГРАММОЙ,
 АНАЛИЗ ПРОВЕДЯ В УМЕ:
 УСВОЙ МЕЖ « МАГМОЮ» И « ГАММОЙ»
РАЗЛИЧЬЕ-ПОМОГИ КУМЕ.

-АНАГРАММА- ПЕРЕСТАНОВКА БУКВ В СЛОВЕ: НОС-СОН, КУБ-БУК, МАГМА- ГАММА

-БУРИМЕ- ВСЕ СТРОКИ СТИХОТВОРЕНИЯ ОКАНЧИВАЮТСЯ НА ОДНУ РИФМУ:
          НИКУДЫШНЫЙ ПРОРОК-
          Я УСТАЛ ОТ ДОРОГ :
          ЛИШЬ СТУПИЛ ЗА ПОРОГ-
          СУЕТА И ПОРОК.                («ЗАЛОГ»)

В БУРИМЕ МОЖНО ИГРАТЬ НЕСКОЛЬКИМ АВТОРАМ: ЗАДАЮТ РИФМУ И КАЖДЫЙ УЧАСТНИК ВЫБИРАЕТ ТЕМУ, ПОДБИРАЕТ СЛОВА НА ЗАДАННУЮ РИФМУ, СОЗДАЁТ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА ОПРЕДЕЛЁННОЕ ВРЕМЯ
 И ЗАТЕМ ОПРЕДЕЛЯЮТ , У КОГО ПОЛУЧИЛОСЬ ЭСТЕТИЧНЕЕ.

-БУРЛЕСК-ШУТОЧНАЯ ПОЭЗИЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩАЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ,ЧТО-ТО ВРОДЕ ДРУЖЕСКОГО ШАРЖА В ГРАФИКЕ.. МОЖНО НАПИСАТЬ ДРУГ НА ДРУГА ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ СТИХИ, НО ЧТОБЫ БЫЛО БЕЗ ОБИДЫ. НАПРИМЕР:

 ДИКТАТУРА,
КОГДА ЛЕЖАЛА ТЫ С ТЕМПЕРАТУРОЮ
В ПОСТЕЛИ,ЧАСТО КАШЛЯЯ,ЧИХАЯ,
ТО,ОСОЗНАВ СЕБЯ БОЛЬНОЙ НАТУРОЮ,
ВРАЧА ИЗ «СКОРОЙ ПОМОЩИ » ЛИХАЯ

ПОЗВАЛА.ОН ЯВИЛСЯ С РЕЦЕПТУРОЮ,
НАПИСАННОЙ НА БЛАНКЕ ИЗ АПТЕКИ,
С ПЕЧАТЬЮ,НО НЕЯСНОЙ СИГНАТУРОЮ,
КАК БУДТО, СОСТАВЛЯЛИ ТО АЦТЕКИ.

ВОСПОЛЬЗОВАВШИСЬ ЭТОЙ ПРОЦЕДУРОЮ
И ЗАВЕРШИВ УДАЧНО КУРС ЛЕЧЕНЬЯ,
СЕБЯ ВООБРАЗИВ КАНДИДАТУРОЮ
В ПОЭТЫ,ИСПЫТАВ К СТИХАМ ВЛЕЧЕНЬЯ.

И,СОБЛАЗНИВШИСЬ ЛЁГКОЙ АВАНТЮРОЮ,
НЕ ЗНАЯ ДАЖЕ ПРАВИЛ НАПИСАНЬЯ,
СВОБОДНО ЗАНЯЛАСЬ ЛИТЕРАТУРОЮ,
ПРЕЗРЕВ УЧЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЯ.

В ЭКСТАЗЕ,СОГЛАСИВШИСЬ С ДИКТАТУРОЮ
(ДУРНОЙ ПРИМЕР ДРУГИМ ДЛЯ ПОДРАЖАНЬЯ),
СТИХОВ СЫРЫХ ЗАНЯЛСЯ КОРРЕКТУРОЮ.
ВОЗВЫСИЛСЯ ПОЭТ ДО ОБОЖАНЬЯ.

-КАЛАМБУР- ИГРА СЛОВ НА ОДИНАКОВОМ ЗВУЧАНИИ, НО С РАЗНЫМ СМЫСЛОМ, Т.Е. ОМОНИМОВ. НАПРИМЕР: КОСА- ДЕВИЧЬЯ, ПЕСЧАННАЯ, ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ КОСЬБЫ ТРАВЫ.
ОБЕЩАЛ  НАПЕЧАТАТЬ СТИХИ БЕЗ КУПЮР ,    (ИЗЪЯТИЯ ИЗ ТЕКСТА)
ТОЛЬКО НЕТ ПОЧЕМУ НИ СТИХОВ, НИ КУПЮР?      (БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ)
                («РЕДАКТОРУ»)

-ПАЛИНДРОМ- ФРАЗА, ЧИТАЕМАЯ ОДИНАКОВО СЛЕВА И СПРАВА: «ДОРОГ ГОРОД», «БАРАНА РАБ!»,
«БАРИН ХАН – АХНИ РАБ».
МОЖЕТ БЫТЬ ВЫ, ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ, САМИ СМОЖЕТЕ ПРИДУМАТЬ ПРИМЕРЫ ИГР?
               
УРОК 11 ИДЕЯ

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ, ВОТ МЫ И ЗАКОНЧИЛИ ЗАКЛАДКУ ФУНДАМЕНТА ДЛЯ СТЕН СВОИХ СТИХОВ. ТЕПЕРЬ, РАЗВИВАЯ ОБРАЗ АРХИТЕКТУРЫ , ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ НАМИ В УРОКЕ №2 ПРИ ЗАКЛАДКЕ ФУНДАМЕНТА, ПРОДОЛЖИМ АНАЛОГИЮ. ЧТО ДЕЛАЕТ АРХИТЕКТОР ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧНУТ ВОЗВОДИТЬ СТЕНЫ? ПРАВИЛЬНО!- ОН ПРОЕКТИРУЕТ ЗДАНИЕ, ЧТОБЫ ОНО БЫЛО КРАСИВОЕ, ВОЗДУШНОЕ, ВОСХИЩАЛО ВЗОР.
ТАК И ПОЭТ: ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПИСАТЬ,ПРОЕКТИРУЕТ, ОБДУМЫВАЕТ БУДУЩЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ЕГО ИДЕЮ, ТЕМУ, ФОРМУ, ЧТОБЫ ОНО БЫЛО КРАСИВОЕ, ВОСХИЩАЛО СЛУХ. ИЗУЧЕНИЕМ  ОСНОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МЫ И БУДЕМ ТЕПЕРЬ ЗАНИМАТЬСЯ.
ЗАДУМЫВАЯ ПРОИЗВЕДЕНИЕ АВТОР СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ ИДЕЙНУЮ ПРОБЛЕМУ, КОТОРАЯ ВОЛНУЕТ ЕГО, ЯВЛЯЕТСЯСУЩЕСТВЕННЫМ ВОПРОСОМ ЕГО ЖИЗНИ И ПОЭТОМУ ОН УДЕЛЯЕТ ЕЙ НАИБОЛЬШЕЕ ВНИМАНИЕ. ВОТ, НАПРИМЕР, КАК Я НАЧАЛ СТИХОТВОРЕНИЕ «ПЕСНЬ СКВОРЦА» В 66 ЛЕТ:

ЗАЧЕМ, ПОЭЗИЯ, ТЫ СВОЙ ПРИХОД
НАЗНАЧИЛА, КОГДА ПОРА УЙТИ,
И, ВСПЯТЬ НАПРАВИВ СТРЕЛОК ЗЫБКИЙ ХОД,
ПРИКАЗЫВАЕШЬ ВНОВЬ В ПОТОК  ВОЙТИ?

ПОЭТОМУ ДОЛЖНО ЗАМЕТИТЬ, ЧТО ЕЩЁ  НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ НАЧАЛА 19 ВЕКА АРТУР ШОПЕНГАУЭР УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ПОЭЗИЯ- УДЕЛ МОЛОДЫХ, А ФИЛОСОФИЯ
ДЛЯ ПОЖИЛЫХ. КАК ВИДИМ, И ФИЛОСОФЫ МОГУТ ЗАБЛУЖДАТЬСЯ. НО АВТОР ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО ПОСТАВИТЬ ПРОБЛЕМУ, НО И ДАТЬ ЕЙ ВПОЛНЕ ОПРЕДЕЛЁННУЮ  ИДЕЙНУЮ ОЦЕНКУ, ВЫРАЗИТЬ СВОЁ  ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ:

МОЛЮ: ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ, СТОЙ!
ПРЕКРАСЕН МИР В ЛЮБОЙ СВОЕЙ ПОРЕ!!
ПРИМИ МОЙ СТИХ И ЧИСТЫЙ И ПРОСТОЙ,
ЕЖУ ПОНЯТНЫЙ, ДАЖЕ ДЕТВОРЕ.

ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЫРАЖАЕТСЯ  В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЙ ФОРМЕ. НО ИНОГДА  ОБЪЕКТИВНЫЙ СМЫСЛ СТИХОТВОРЕНИЯ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С СУБЪЕКТИВНОЙ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ. ЭТО ОБЪЯСНЯЕТСЯ ТЕМ,ЧТО ОБРАЗЫ ШИРЕ
ЗАМЫСЛА СОЗДАТЕЛЯ. МНЕ ЧАСТО ПРИХОДИТСЯ СЛЫШАТЬ УПРЁКИ В НЕСДЕРЖАННОСТИ ЧУВСТВ. Т.Е. ЧИТАТЕЛИ ОТОЖДЕСТВЛЯЮТ МЕНЯ С МОИМИ ГЕРОЯМИ. ВОЗМОЖНО, ЭТО СЛУЖИТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ПРАВДИВОСТИ ПРОНИКНОВЕНИЯ В ОБРАЗ ГЕРОЯ, Т.К. Я ЧАСТО ПИШУ СТИХИ ОТ СВОЕГО ИМЕНИ. ИДЕЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ПОЭТ ВОПЛОЩАЕТ  В ТЕМАТИКЕ.
 ВЫБОР ТЕМЫ ОБУСЛАВЛИВАЕТСЯ  ЗАПРОСАМИ  ВРЕМЕНИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЗИЦИЕЙ АВТОРА. ВАЖНО НАУЧИТЬСЯ ВЫБРАТЬ ИЗ МНОЖЕСТВА ЯВЛЕНИЙ ТИПИЧНОЕ, ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОЕ, Т.Е. ВЫЗЫВАЮЩЕЕ  ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС.

ПРИЗЫВ
                ПАМЯТИ В.ВЫСОЦКОГО
ЭПИГРАФ : И ЗОВЁТ НА БОЙ ЗА СЧАСТЬЕ
         ТА ВЕРШИНА ВПЕРЕДИ,
         ЭТО ГАДКОЕ НЕНАСТЬЕ
                ТОЛЬКО ДУШУ БЕРЕДИТ.

ДИНАМИК ВЗОРВАЛСЯ-
                ПОПРОБУЙ УСНУТЬ !
ВРУБАЕТСЯ В ДУШУ
                ПРО  «ТРУДНЫЙ ПУТЬ»,
ЗОВЁТ НА ВЕРШИНУ
                ОТВАЖНОЙ СУДЬБЫ,

ЧТОБ СЧАСТЬЕ ИЗВЕДАТЬ
                В ЭКСТАЗЕ ПОБЕД,
ЗАБЫВ ОСТОРОЖНЫХ
                НАВЯЗЧИВЫЙ БРЕД,
БРОСАЯСЯ В ПЛАМЯ
                СМЕРТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ.

ИСКАТЬ УПОЕНЬЕ-
                БЕССМЕРТИЯ МИГ.
ЛИХОГО ЗАБВЕНЬЯ
                ОТЧАЯННЫЙ ПИК,
СВЕРЖЕНЬЯ ИДЕЙ И
                СРАЖЕНИЯ ВОЛЬ.

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ,
                ТВОЙ ГОЛОС ЖИВЁТ
И НАС ВДОХНОВЕННЫМ
                КОМБАТОМ ЗОВЁТ,
ОТБРОСИВ РУТИНУ,
                ЛИШЕНИЯ,БОЛЬ.

ЗОВЁТ НА ВЕРШИНУ
                ОТВАЖНОЙ СУДЬБЫ,
БРОСАЯСЯ В ПЛАМЯ
                СМЕРТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ,
СВЕРЖЕНЬЯ ИДЕЙ И
                СРАЖЕНИЯ ВОЛЬ.

ЗДЕСЬ Я ИСПОЛЬЗОВАЛЭЛЕМЕНТЫ ПОЭЗИИ БАРДА.БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВОПЛОЩЕНИЯ ИДЕИ ИМЕЕТ ВЫБОР ФОРМЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ . В ДАННОМ  СЛУЧАЕ ДЛЯ ЕДИНСТВА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ МНОЮ ВЫБРАНА ПЕСНЯ- ПОДРАЖАНИЕ В. ВЫСОЦКОМУ. ПРИЧЁМ ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЧТО ПОСЛЕДНИЙ КУПЛЕТ (СТРОФА) СОСТАВЛЕН ИЗ ПОСЛЕДНИХ СТРОЧЕК ПЕРВЫХ ТРЁХ КУПЛЕТОВ. ЭТО ПОВТОРЕНИЕ УСИЛИВАЕТ СОДЕРЖАЩИЙСЯ В НИХ СМЫСЛ. ТАК ФОРМА ПОМОГЛА ПОДЧЕРКНУТЬ СОДЕРЖАНИЕ, ИДЕЮ, ПРЕДСТАВИТЬ ЕЁ ВЫПУКЛО, ОБЪЁМНО,КАК ГОЛОГРАММА.

УРОК 12 КОНЁК КРЫШИ

В ЗАКЛЮЧЕНИИ ЦИКЛА ЗАТРОНУ ВОПРОС ВЫБОРА ВИДА ПРОИЗВЕДЕНИЯ.ВИДОВ ОЧЕНЬ МНОГО. НА КАКОМ ВЫ ОСТАНОВИТЕСЬ- ВАМ РЕШАТЬ.ПРОБУЙТЕ СВОИ СИЛЫ В ЛЮБЫХ ВИДАХ, НЕ РОБЕЙТЕ, ИЩИТЕ СВОЙ СТИЛЬ. КАЖДОГО АВТОРА ХАРАКТЕРИЗУЕТ ЧТО-ТО СВОЁ, ЭТИМ ОН И ЦЕНЕН ДЛЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.ПОПРОБУЙТЕ ПОДРАЖАТЬ
МАСТЕРАМ, ПИШИТЕ СТИХОТВОРНЫЕ ОТКЛИКИ, ВСТУПАЙТЕ С НИМИ В ПЕРЕПИСКУ, БЕРИТЕ У НИХ ЛУСШЕЕ. НО НЕ ЗАЦИКЛИВАЙТЕСЬ НА ПОДРАЖАНИИ, НЕ ПУГАЙТЕСЬ ПОЛЕМИКИ:

ХУЛЯТ ИЛИ ВОЗНОСЯТ-
НЕ ВЕРЬ, МОЙ ДРУГ СУДУ!
НАЙДИ, КОЛЬ СЕРДЦЕ ПРОСИТ
ПОЛЯРНУЮ ЗВЕЗДУ.

И ПРЯМО,  БУДТО В СКВЕРЕ,
ДЕРЖИ СВОЙ СТРАДНЫЙ ПУТЬ:
ВЛЮБВИ, В НАДЕЖДЕ, ВЕРЕ
НЕКОЛЕБИМЫМ БУДЬ!

БЕРЕЖНО ОТНОСИТЕСЬ К РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ:

ЧТО ПРИОБРЁЛ Я  В ЖИЗНИ НИЩЕЙ?
ЯЗЫК! ВОТ СЧАСТИЯ ЗАКОН:
МОЁ БОГАТСТВО- ЛЕКСИКОН,
ПИТАЮЩИЙ ДУХОВНОЙ ПИЩЕЙ.

Я СТРЕМИЛСЯ С БЛАГОГОВЕНИЕМ ОТНОСИТЬСЯ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ (СМ. «СЛОВО», «ЯЗЫК», «БРАМСЕЛЬ», «СОНЕТ», «ЖИВОДЁРУ ПОЭЗИИ» ).СТРОГО СЛЕДОВАЛ ПРИНЦИПУ: «ДО ВСЕГО УЧЕНИК ДОЛЖЕН ДОЙТИ САМ!» ТОЛЬКО ТО, ЧТО  САМ ИСПЫТАЛ, ПОПРОБОВАЛ СОХРАНЯЕТСЯ  НА ВСЮ ЖИЗНЬ ТЕПЕРЕШНУЮ И ВСЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ. ЧТОБЫ ВЫЗВАТЬ У ЧИТАТЕЛЯ ЧУВСТВО, НАДО ПРОПУСТИТЬ ЕГО ЧЕРЕЗ СВОЁ СЕРДЦЕ,ПЕРЕЖИТЬ САМОМУ. А  ВЕДЬ ВЫ ХОТИТЕ  УБЕДИТЬ ЧИТАТЕЛЯ В ЧЁМ- ТО. УЧИТЕСЬ ПРИ1ЁМАМ УБЕЖДЕНИЯ: ПОВЕДЕНИЕМ, ИНТОНАЦИЕЙ, ПОДБОРОМ  ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ. ПОПРОБУЙТЕ В РАЗГОВОРЕ С ДРУГОМ, РОДИТЕЛЯМИ, ПЕДАГОГАМИ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СВОЮ РЕЧЬ; КАКИЕ СЛОВА, ОБОРОТЫ РЕЧИ ВЫ УПОТРЕБЛЯЕТЕ, ЧТОБЫ УБЕДИТЬ СОБЕСЕДНИКА. Т.Е. КОНТРОЛИРУЙТЕ НЕ ТОЛЬКО ПИСЬМЕННУЮ, НО И УСТНУЮ РЕЧЬ. ТЩАТЕЛЬНО ПОДБИРАЙТЕ НУЖНОЕ СЛОВО ИЗ РЯДА СИНОНИМОВ, ВКЛАДЫВАЙТЕ В НЕГО СВОЮ ДУХОВНУЮ ЭНЕРГИЮ, СИЛУ ВОЛИ. Т.Е. УЧИТЕСЬ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ПОЭТОМ, НО И ОРАТОРОМ, ГРАЖДАНИНОМ.. ЭТИ ДВА ВИДА ИСКУССТВА ВЗАИМО- СВЯЗАНЫ, ДОПОЛНЯЮТ ДРУГ ДРУГА, КАК ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ РУКА. ПОЭТУ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ ЧИТАТЬ СВОИ СТИХИ, ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ ,КАК ОНИ ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА СЛУШАТЕЛЯ. ЧИТАЙТЕ В КОЛЛЕКТИВЕ, СЛЕДИТЕ ПО ГЛАЗАМ СЛУШАТЕЛЕЙ ЗА ИХ РЕАКЦИЕЙ. РАЗВИВАЙТЕ В СЕБЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ПОСТОЯННО ЗАДАВАЯ ВОПРОСЫ: КАКОЙ? КАКАЯ? ПОЧЕМУ? ТАК ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮТ ДЕТИ, НО С ВОЗРАСТОМ ОНИ ЗАБЫВАЮТ ОБ ЭТОМ. ПОЭТ ЖЕ ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ ПОСТОЯННО, НЕ ТОЛЬКО СМОТРЕТЬ , НО И ВИДЕТЬ, НЕ ТОЛЬКО  ЧУВСТВОВАТЬ, НО И ПОНИМАТЬ, ОЦЕНИВАТЬ ЧУВСТВО. НАБЛЮДАЙТЕ ЖИЗНЬ, ОТСТАИВАЙТЕ
СВОИ УБЕЖДЕНИЯ, НЕ СКЛОНЯЙТЕ ГОЛОВЫ И СПИНЫ ПЕРЕД ВЛАСТЬЮ И АВТОРИТЕТАМИ. ОСОБЕННО СПАСИ ВАС БОГ ОТ ВЫПУСКНИКОВ ЛИТ. ИНСТИТУТА:

ДЕВИЗ «К ШТЫКУ ПРИРАВНЕНО ПЕРО!»
ЗАБЫТ, ЗАБРОШЕН В ЭТИХ СТЕНАХ,
МОРАЛЬ ЛИТ. ИНСТИТУТА В ГЕНАХ
УВЯЗЛА ПРОЧНО: ХРАБРОСТИ –ЗЕРО!
И ПРАВДЫ БОЖЬЕЙ ЛУЧЕЗАРНЫЙ СВЕТ
УСЕРДНО ПРЕВРАЩАЮТ В ЗВОН МОНЕТ!

ПОМНИТЕ, ЧТО    ДУХ ПОЭЗИИ НЕЖЕН И РОБОК,
                И ПОЭТ ЧЕЛОВЕК,А НЕ РОБОТ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА РЕГИСТРАЦИЮ СВОИХ СТИХОВ В ОТДЕЛЬНЫХ БЛОКНОТАХ (ЖУРНАЛАХ): ЗАПИСЫВАЙТЕ ПО ПОРЯДКУ НОМЕР (ОПУС), ДАТУ И ТЕМУ. БРОШУРУЙТЕ КОПИИ ПО ТЕМАМ (ОДИН ТОМ) И НОМЕРАМ (ДРУГОЙ ТОМ). ЭТО ПОМОЖЕТ ВАМ ПРИ ПОИСКЕ, ВОЗВРАЩЕНИЮ К СТИХОТВОРЕНИЮ, ДОРАБОТКЕ ЕГО. И ПОСТОЯННО ПОПОЛНЯЙТЕ КАРТОТЕКУ. ПРОЦЕСС НАПИСАНИЯ СТИХОВ Я ОПИСАЛ В ВЕНКЕ СОНЕТОВ «НИТЬ» (СМ. ЧАСТЬ №2) И ТОЛМАЧ (ЧАСТЬ №62).

ДУША МОЯ – ВОТ БАБКА-ПОВИТУХА:
ЛИШЬ КРИК РОЖДЁННОГО ДОСТИГНЕТ УХА,
СПЕШИТ ДИТЯТЮ РИФМОЮ ОБВИТЬ,
КАК ПАУТИНОЮ,ЧТО ЛЕГЧЕ ПУХА,
ЧЕРТИТЬ РУКОЙ ДРОЖАЩЕЙ ЛИСТ ГРОССБУХА,
КАК КАТ ТВОРЕНЬЕ «ОПУСОМ»  КЛЕЙМИТЬ.
 
ВОТ ТЕМЫ МОИХ СТИХОВ ОБЪЕДИНЁННЫХ ПО ТОМИКАМ:
1- БЕЛАЯ СОВА (О СЕБЕ, О СЕМЬЕ)-   ЧАСТИ 13, 14
2- ЛИК  (ЛИРИКА,ВЕНКИ СОНЕТОВ О ЛЮБВИ)-  Ч. 24- 27
3- ТРИАДА   (МАГИЯ, МИСТИКА)   Ч.38
4- ВЗЛОМ  (КРИМИНАЛ)    Ч.43
5- КОРСАР    (БАЛЛАДЫ)     Ч.54, 59
6- НИТЬ    (СЛОВО,ЯЗЫК)   Ч. 2
7- СМИ- шинки  (О ЛИТЕРАТОРАХ)-   Ч.41
8- МАЧЕХА    (О ПОЛИТИКЕ(   Ч.18
9- БЕРЁЗА     (СКАЗКИ)   Ч.31- 33
    10-ЖЛОБ   (ЗАВЕТНЫЕ СКАЗКИ)  Ч. 32, 33
    11- ТОЛМАЧ   (ПЕРЕВОДЫ ДАГЕСТ.ПОЭТОВ_  Ч.62

БУДУ ОЧЕНЬ РАД, ЕСЛИ В ЧЁМ- ТО ПОМОГ ВАМ , ДОРОГИЕ ЖРУЗЬЯ!
ДО СВИДАНЬЯ.ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ!
ПИШИТЕ: 367030,ДАГЕСТАН,Г. МАХАЧКАЛА- 30, ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ, КОРНИЛОВУ В.И.

ЗВОНИТЕ:  8 928 054 80 34
31 ЯНВАРЯ 2010               

Урок 13 Ритм
Нина Морозова 2

ЯМБ
Как тоны сердца в ритм стучат
И четки дирижера взмахи:
Анапест,дактиль,амфибрахий
Трехсложной музыкой звучат.

И ямб с хореем не молчат
В любимой"пушкинской" рубахе.
Двухсложные оставив страхи,
Рука и сердце стих строчат.

ХОРЕЙ
Я остерегаюсь ассонанса
Там,где клаузулы Ренессанса
Женским слогом и еще мужским,
Диссонанса забываю строй.
Мне по нраву рифме новый гимн-
Самый вечный Пушкина герой.

АНАПЕСТ
Ритмы четкие в сердце поэта стучат,
Исчезают сомненья и страхи.
Бодрый дактиль с анапестом легким звучат,
К ним трехсложный спешит амфибрахий!

АМФИБРАХИЙ
И пушкинский ямб и хорей не молчат-
Любимый размер для сонета.
В тот час,когда пальцы сонеты
строчат,
Мне Пушкин мигает с портрета!

ДАКТИЛЬ
Рифмы и ритмы,сливаясь с сюжетом,
Вдруг наполняются жизненным светом.
Разума,чувства,эмоций творенье-Так вот рождается СТИХОТВОРЕНЬЕ.

Дракон акростих
 Анне-Марии Добровой (рецензия)

"ДРАКОНЫ-милые созданья!"
 Рассеять лоззунг  сей не смей.
 А на Руси их кроют матом,
 Круша основы мирозданья:
 Опасен нам ГОРЫНЫЧ-ЗМЕЙ,
 Но дарит счастье азиатам!
 
Буриме- Игра в рифмы

Никудышный пророк-
Я устал от дорог:
Лишь ступил за порог
Суета да порок.

Для невзгод каталог
Свод небес- потолок.
Жизнь- копейка залог
Без сочувствий-толок.

Вот такой монолог-
Для поэмы пролог.

Глет буриме
  о цитатах

Коль за душою мысли нет,
Урвать чтоб на кулек галет,
Трясет побитый молью плед-
Цитат обманчивый глазет.

Выискивает чувства след
Под кипой выцветших газет,
Стремясь окрасить быт свой в глет
И примеряя эполет
На кирасировский колет,
На залоснившийся жилет.

И повторяет ветхий бред
Для новых просветленных лет.
Сбивает, будто бы омлет,
На Млечный путь руин крокет.

Пророк буриме

Пародией с детства венок
Мне душу обвил, как вьюнок.
Вдруг холодом слева мой бок-
С тобой повстречаться я смог.

Виной- удушающий смок
Да ясновидящий БОГ.
Сейчас отлежусь
лишь чуток
И снова нарушу "ЗАРОК".

Всем сердцем бичуя порок,
Писать, как Исайя-пророк:
Оставьте грехи, погребок!
От тех, кто туманит висок,
Господь не приемлет кусок.

Чалый буриме- реца

"Поэты, где вы берете НАЧАЛА своих стихов?"
(Иван Худяшов "НАЧАЛА стихов")

*Возносится лихо Чалый
Туда, где текут НАЧАЛА,
Где Правду Любовь встречала,
Где нет на колу мочала!

*Но Злоба в мире урчала
Да с Кривдою Кремль венчала,
Где мафию власть качала,
Скрывая в гневе мочало.

Драконье буриме

Ответ на рецу Ивана Худяшова на ч.617 "Год Дракона-3"   

*Не вздыхай, Ванюша,тяжко,
 Не пуста покамест  фляжка.
В ней забористая бражка.
Плачет пусть ДРАКОН- бедняжка. Нагадала нам ромашка:
Хватит гада через год кондрашка!
 * см. в сборнике "РАЗДУМЬЕ" части 599 и 609

Буриме про Мериме

Читал Проспера МериМЕ,
Шел на проспект за реноМЕ,
Листал проспект по макроМЕ,
Учил конспект по буриМЕ.

И вот теперь "ни бе,ни МЕ".
Работать лучше в КостроМе,
Дощечки мазать в ХохлоМЕ,
Мыть золото на КолыМЕ.

На кой ляд это консоМЕ-
Писать, играя в буриМЕ?
В итоге будет резюМЕ: 

"Стих не дает покоя мНЕ-
Пробоина, видать в корМЕ!".

Буриме о судьбе

Реплика на рецензию 637 ДЕФИЛЕ
"Пока коньяк ты наливаешь мнимым дамам,
В дверь постучит судьба вдруг с чемоданом."
(Ольга Раздумье)

В посланье, Олюшка, изъян:
Поверь, я не бываю пьян!
Когда судьба из дальних стран
Мне принесет вдруг чемодан,
Я обниму ее за стан
И буду Папа Римский и султан!

Буриме о маразме
"Тебя не перепеть!
Напрасны вожделенья.
Соловушкины трели-
Создателя творенья.
(Кириллов Саша)

Да, Саша- друг, у нас лишь ТРЕЛИ.
Медведи ж просто оборзели:
К казне все проходимцы сели
И лапищи себе нагрели!
КПРФ- цы на уши лишь сели-
Для дел пока что не созрели.

См. в цикле "РОДИНА ЗОВЕТ" части 6 и 18

 Тень буриме

Дарит лист берёзы тень,
Приглашает в знойный день:
- Подходи, кому не лень,
И присядь на старый пень!
Если едут набекрень
Все мозги, излечит сень,
Освежит, как тот плетень
Со зверями "потетень".
Но "забил" на эту хрень
И забыл ту дребедень,
И поплыл путём офень,
Будто бравый селезЕнь.

Коч буриме
"Кто это?" - смс

Тот, кто не зная, чья  ты дочь,
С тобой увидеться непрочь,
Чтоб страсти муку превозмочь.
И ждет, когда прибудет коч,
Чтоб удалиться в бурю, в ночь-

Из памяти исчезнуть прочь.

Затем, вернувшись в бурю, в ночь,
Покинуть очень ветхий коч
И страсти муку превозмочь,
С тобой увидиться непрочь,
Узнать, так чья ж ты, все же, дочь?

О стихе Реплика
 Ал. Вырвач 2

Нет, увы, стиха без рифмы.
Без мужчины девы- нимфы!
Ритм, конечно, важен тоже:
Рифма с ритмом- стих построже!

Не забудь романс

"Но безумная наша любовь
Может ведь нам однажды присниться."
(Галина Незабудка "Романс")

Не забудь наставлений моих,
Изучай рифму, ритм- не упрямься.
Ведь из спорящих вечно двоих
Один плут, а другая... расслабься!

Напряженье в поэтике- ложь,
Вдохновенье спугнешь грубой властью.
Знаю: нынче во сне ты придешь-
Обожгу душу ярою страстью.

Пусть в объятьях, как Феникс сгорю,
Но раскрою тебе все секреты,
Подкую лишь Пегаса в зарю.
Я все жду на урок... Только, где ты?

Не забудь указаний моих...
Я- учитель! К тому ж очень строгий,
Но пишу свой лирический стих,
Возродясь в поэтическом слоге...

Зима

Отчаянно забыл за четверть века
Зимы волшебный, сказочный убор.
И прелесть свежевыпавшего снега.

Отчаянно забыл за четверть века
Уральской вьюги бесшабашность бега,
Метели злющей бешенный напор.

Отчаянно забыл за четверть века
Тоски гнетущей яростный укор...

Двойники
Галине Кириленко

Дуплетом наповал и преклонил колено
Пред эрудицией творца.
Но двойники сидят смиренно,
ТАЛАН- ТАЛАНТ: нет диспуту конца.

Но вот беда- в пылу мероприятий
С краями налит был фужер,
Произошла подмена двух понятий.
А это- демагогия уже!

Хоть двойники, но разные слова!
В упор не видят это демагоги.
От диспутов кружится голова.
Придётся Правде "делать ноги".

Но это не синонимы, отнюдь!
С творцом, читатель, бдительнейшим будь!!!

Тайфун Реца
на " Шизофрению" Николая Орлова

Дар поэта- ветер
Повелитель слов.
Радостен и светел
Николай Орлов!

Не скажу, что шизик,
Но оригинал!
Глубиною мысли
Ветер поднимал.

Нет, не ветер просто,
Ураган, тайфун.
Для такого роста
Знает лиха фунт!!!

Афоризм
Наталье Ширшовой 2

Есть две категории ораторов:
Одни говорят, что думают,
А другие думают, что же они говорили.

   И его стих-аналог

Ораторы в мире бывают двух то'лков:
Одни говорят то, что думают, враз,
Другие лишь думают нудно и долго,
Так что же они говорили сейчас.

Вытворец реца

Екатерине Помалейко 2
("То творю, то вытворяю")

Катя, это ж просто чудо!
Зависть, как по сердцу нож.
Пусть я кем угодно буду:
Гадом, ежиком- забуду,
разобью свой стих- посуду,
был бы на тебя похож!
Вытворять всегда я гож!

Можно реца

"Наверно, это от природы,
исправить ничего НЕЛЬЗЯ."
("Нельзя!"Лидия Маркина)

Скорей всего, влиянье непогоды,
давления, сжимающего вены,
отсутствие оргазма и свободы,
алкоголизма, гробящего гены.

Но, если устранить всю эту жуть,
то можно пересилить черта суть!

Имя реца

"Все то, чему не дал я имя,
по сторонам и мрак и скверна..."
("Мысли" Звягинуш Крася Цы)
 
Чтоб оценить Добро и Мысль,
подай сперва "и мрак и скверну":
душа не устремится ввысь,
не зная грязи всей таверны-

осознается все в сравненье,
божественное ль то творенье
иль просто фраз нагроможденье,
фил0софское изощренье!

ЧАСТУШКИ «ЛЕТУЧЕГО КОТА»

1-Задание конкурса в
газете"777-Кайф по понедельникам":связать КОМАР-ПОЛЮС

"Три семерки прикололись-
Похабщина гнуснее КОМАРА.
Срочно вас сослать на ПОЛЮС
Для постижения Добра.

Добро суть Бог! А цель Добра,
Чтобы душа была добра !
На
ПОЛЮС вас без лишних слов-
Там развращайте КОМАРОВ!

2-Босс теперь-буржуй "в натуре"
С миссиями новыми-
Ни к чему номенклатуре
Гдляны с Ивановыми.

З-Полифагии* симптомы,
На народ им наплевать:
Создают квази... фантомы,
Как
два пальца облевать.
*-Всеядность.

4-В Думе развели дебаты,
Шепчут экономы-янки,
Легче
как страну е--ти,
Докатились до подлянки:

Извести Россию-дуру,
Выкачав всю нефть, весь газ,
Ей в хайло влить политуру,
дав пинка и в зад,
и в глаз.

5-ЗРЕЛ КОНФЛИКТ В ЦэКОВСКИХ  СПОРАХ,*    -ДЕБАТЫ
КАК ДОБРО СТРАНЫ РАЗГРАБИТЬ.
ЗРЕЛО В ТАЛЛОФИТНЫХ СПОРАХ:*            
НАДО БЫ «СОЮЗ» ОСЛАБИТЬ.
*-семена грибов
   
6-БОСС ЖИВЁТ ДВОЙНОЙ МОРАЛЬЮ:
ДЛЯ НАРОДА- ДЛЯ СЕБЯ.
ЗАИМЕЛ ДВОРЕЦ С СЕРАЛЬЮ*,
ВСЮ РОДНЮ СВОЮ ЛЮБЯ.
 *- гарем
               
7-ГРУСТНО МНЕ ТЕПЕРЬ В «ЛАПШЕ»,
КОЛЬ ДОШЛО «ЛЯ ФАМ ШЕРШЕ»*,   
-ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ (ФР.)
ТУТ УЖ НЕ ДО ЛИРИКИ-
СПЛОШЬ ОДНИ «ТАГИРИКИ».
И ЗАЧАХЛИ «РАШИКИ»-
СПЛОШЬ «ШАРГИ-КАРДАШИКИ».
ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ «ВОТЧИНА»,
ПРОЧИТАЮ «ОТЧЕ НАШ»,*    
*- НАГОРНАЯ МОЛИТВА И.Х.
               
8-НА ФИГ В ЭТУ ФИРМУ ВЛЕЗ?
СГОРЯЧА ПОПУТАЛ БЕС!
ПЕРЕЖИТЫ ШОК И СТРЕСС
МНОЙ ОТ СВЯЗИ С «МТС»

ЭПИГРАММЫ   «ЛЕТУЧЕГО КОТА»
 
1-Критику
Я в драгоценнейший
сосуд
Налил Геджухского вина.
Зоил* вершил неправый суд,
Ты ж пей "Вино любви"* до дна !

*-Оратор 3 в. до н.э.,
очернивший Гомера, символ злобной, несправедливой критики.
  -см. в части 45.

2-Устинову Володе
Читал я "Буквостих" пространный,
Но это, право, не беда:
Абсурд шаргинского* театра
По замыслу весьма туманный-
В глазах чертей белиберда !
Пора бы вызвать психиатра-
"Абсцесс в мозгах" довольно странный.
*-См. часть 350.

З-Тайной поклоннице
На кой вам ляд, скажите честно,
Какой-то там презренный тайный гак *?
Давно фанатам всем известно:
Поклонницей-то
можно быть и так !
*-См. части 92 и 93.

4-Мужу любительницы абсента *
Не дерзновение, лишь дерзость
Водила ханженским пером.
И, написавший эту мерзость,
Ответит собственным ребром.
*-См. часть 426.

5-Таксисту маршрутки "4Б"*
В коробке лишь зияющая пустота:
Едва ль отыщется ума  иота-
Видна его  "святая простота"
В краю непуганного идиота.
*-См. часть 68.

5- ТАГИРАТ ГАСАНОВОЙ

БУДЬ ТЫ ХОТЬ ДЕГЕНЕРАТ,
ХОТЬ УМНЕЕ ВО СТО КРАТ,
ОСОЗНАТЬ ВСЁ Ж БУДЕШЬ РАД:
СПЕСИ ЗЛОЙ КОНГЛОМЕРАТ
СУТЬ РЕДАКТОР ТАГИРАТ-
КОНКУРЕНТОВ ЦЕЛЫЙ РЯД,
ВЫРУБАЕТ ВСЕХ ПОДРЯД.

6- НАДЕЖДЕ ТУЗОВОЙ

ВОТ УЖ ВОИСТИНУ;
«НЕБО ДУШИ»-
ВЁСЛА СУШИ,
ЛАМПУ ТУШИ,
В ЭТОЙ ГЛУШИ НОЧЬЮ В ТИШИ
ЧТО ХОШЬ ПИШИ!
РИФМА НЕ ТА-
МЫСЛЬ НЕ ХВАТА…

7- СОЮЗУ «СЕРП И МОЛОТ» МУХИНОЙ

КОГДА СТРАНОЮ ПРАВИТ ЛЖЕЦ,
НИ В ЧЁМ ХОРОШЕГО НЕ ЖДИ:
ПРЕДАЛИ ВАС, КУЗНЕЦ И ЖНЕЦ,
ЛГУНЫ, ХАПУГИ И ВОЖДИ!

Крылья Пегаса

Дано нам СЛОВО осознанья
Космических возможностей своих.
О роли чувственного знанья
Вербальности расскажет этот стих.

Для регуляций в карнавале
Энергетических потоков тел
Своих в астрале и ментале
Полезно знать секретный ключ- удел

К вратам словесной переправы,
Который даст нам речи аппарат,
Как инструмент на три октавы,
Усилив мощь сознанья во сто крат.

Напомним принцип Пифагора:
"Всё есть число!"- для шифра тайный ключ.
Нумерология* без спора
Секрет нам озарит, как Солнца луч.

Переведём в число все буквы,
Развеять чтоб сакральный камуфляж,
Раскроем сущность слова, думы,
Облегчим поиск вдохновенных фраз.

Дадим сейчас Пегаса крылья
Для творчества, как пели соловьи,
Чтоб для народа сделать былью
Мечты о мире, счастье и любви!

*- см. 906 НУМЕРОЛОГИЯ в сб. КРЕДО

Планеты Пегаса

В русской каббалистике алфавит привязан к девятиарканной системе ( 906 НУМЕРОЛОГИЯ в сб. КРЕДО), в которой каждое число от 1 до 9 соотносится с энергиями и функциями небесных тел.
С помощью числа планеты (см.  1650 Крылья Пегаса), определяющего характер человека, можно узнать с какими людьми можно достичь понимание, а с какими возникнут противоречия. Это обусловлено действием вибраций чисел- основы соединимости всех явлений Вселенной.

1- СОЛНЦЕ
Люди Солнца- лидеры в натуре,
Сильные по духу и делам:
Ждёт успех в любой номенклатуре.
Им присущи гордость, фимиам,

И авторитет, стремленье к власти,
Справедливость, милосердье душ,
Гармоничность отношений, счастье-
Им оркестр всегда играет туш!

2- ЛУНА
Для Луны эмоции, открытость
Характерны- интровертов суть.
Одарёны творчеством, как милость,
Чувственность фантазий- просто жуть!

Домовиты, верность не отнимешь,
Никогда не увлечёт их риск.
Дружелюбны, дипломата имидж,
Гнут своё упорно, слыша писк.

3- ЮПИТЕР
Оптимизм Юпитера как чувство
Обладает знанием себя.
Щедро уважение,искусство
Дарит окружающим, любя.

Избегает сложных ситуаций,
Бесконфликтен. Будто бы магнит
Статью и солидностью реакций
Счастье и гармонию манит.

4- УРАН
Карма своенравного Урана-
Двигать смело собственным путём.
Независимость влияет рано,
Даст уменье мыслить обо всём.

Озаренье, анархизм, свобода,
Встряски и сюрпризы- вот их боль.
Выигрышь, удача- их природа-
Для реформ отличнейшая роль.

5- МЕРКУРИЙ
Лёгок изворотливый Меркурий,
Быстро ищет мудрое зерно,
Чужд рутине, мести злобных фурий
И стремленье к знаниям дано.

Всё всегда кипит в руках умелых,
В Пантеоне вестником богов
Их пиарит вечно в СМИ дебелых,
Рушит кадуцей замки оков.

6- ВЕНЕРА
Чувственны, любимы все Венеры.
Их очарованье, как компАс,
Отведёт от рифов всех без меры.
Обаянье- просто высший класс.

Но, подчас к другим высокомерны.
Чаще терпеливы, любят труд,
Предприимчивы, в искусстве же манерны.
Но, с валютой их обманет плут.

7- НЕПТУН
Музыкальны чуткие Нептуны!
Состраданье- их тяжёлый крест,
Очень философские натуры:
Часто заблуждаются- то грех!

Очень часто в социальных службах
Видим их, ушедших в мистицизм.
Экстрасенсы, обитают в клубах,
Сектах, сохранив идеализм.

8-САТУРН
Восприимчив человек Сатурна,
Холоден и часто одинок.
Пунктуален, поступает мудро,
Строг в сужденьях, точен как клинок.

Как прагматик , любит труд, достаток,
Понимает неизбежность жертв.
Есть один серьёзный недостаток-
Склонность к меланхолии у всех.

9- МАРС
Мир готовы покорить все Марсы:
Обладают волею стальной.
Возраженья вызывают трансы-
Лидеры! Упрямы, словно Ной.

В подчиненье быть для Марса- мука!
И самолюбивы, как гусак.
Агрессивны- вот такая штука.
И конфликтны- попадут впросак.


Рецензии
Виктор столько информации!
Мне надо по частям перечитывать!
Виктор сколько труда!
Я восхищаюсь!
С уважением! Нина.

Нина Долгань   07.07.2020 16:50     Заявить о нарушении
Вот, Нина, для этого и писал, чтобы поэты знали и умели использовать эти знания.
Всего наилучшего.

Виктор Корнилов   07.07.2020 17:36   Заявить о нарушении
Спасибо Виктор!

Нина Долгань   07.07.2020 17:58   Заявить о нарушении