О творчестве поэтессы Надежды Чвановой

Звонких струн многоголосье
О творчестве поэтессы Надежды Чвановой
Во все времена года живут в нашей душе стихи  русской поэтессы Надежды Чвановой. Тихо играя на лире, она способна разбудить « холодные колкие звёзды», и вы залюбуетесь их «зимним светом», светлый май увлечёт вас на просторы «оттаявшей милой земли», заставит «сейчас и тут, сейчас и тут!» восхититься цветами шиповника, подарит осенний «Золотой вальс», откроет нам глаза на сентябрьское небо, напоминая о рождестве Пресвятой Богородицы,  позовёт вглядеться в её светлый лик. Но большой удельный вес природы в поэзии этого автора совсем не тяготит читателя, а увлекает в глубину постижения природы, ибо через характер природных явлений встают типологические образы классической литературы, преподнесённые нам своеобразным взглядом поэтессы: 
Постою в тишине сиротливо
У почти что заснувшей реки,
Ощутив неизбежность разрыва
С ней по взмаху незримой руки,
 От которого вовсе застынет
Онемелая нынче вода,
Сколько дней одиночества минет
До мгновенья крушения льда,
 До мгновенья слияния внове
Чувств моих с бурным чувством реки.
Их ничто верно не остановит…
А пока – далеки, далеки.
 И как будто бы вместе с рекою
Застываю и я до весны,
Только как островки непокоя,
Будут вещие теплиться сны.
Как органично вписана зима, от незримой руки которой немеет вода, и человек, как будто застывает с рекою и только «островками непокоя будут вещие теплиться сны». И сливаются громогласные звуки природы с человеческими чувствами, о которых говорит автор словами высокого рода, извечными, русскими неувядаемыми словами или точнее сказать словами получившими бессмертье, обходя сорный лексикон. Надежда Чванова умело использует нужную интонацию стиха, чувствует ритм стиха и природы:
Словесной музыки высокой,
Подобной музыке небес,
То невесомой, то глубокой,
Всё озаряющей окрест.
И эта музыка стиха впускает нас в тайну автора, в тайну стихосложения, знакомит нас «с вехами бытия», ведёт «в даль таинственной аллеи»,  и в «сердца безмятежность струн», касается извечной темы любви, которая для неё и счастье, и страдание. Поэтесса словно приглашает читателя задуматься на тему, как необычно подчас различные субстанции уживаются друг с другом, точно передавая высокое чувство – «то ей холоден зной, то ей холод горяч». Образ любви в стихах Надежды Чвановой строится на основе противоречий, противопоставлений, на сочетании, казалось бы, несочетаемых слов. И до чего же музыкальны следующие строки: «то прилив, то отлив, то взволнованный плач», раскачивая этот стих до напева.
Казалось бы – обычные слова задействованы в стихах Надежды Чвановой, но они так сочетаются друг с другом, что звучат по новому, особенно чисты и проникают в самые глубины чувств. Нельзя умолчать о музыке стиха, когда Слово – призыв, гимн, крик души. Играя на певучей флейте, поэтесса выводит слова о любви в другом стихотворении  «Не люби молодую грозу». В самом слове «гроза» звучит угроза, тяжёлое испытание, но автор опять используя слова высокого рода, народные выражения «хороший мой», «третий лишний», «цветом сад запорошенный» наполняет это стихотворение задушевной мелодией.
Я зайду в цветом сад запорошенный
И смахну без утайки слезу.
Заклинаю тебя, о хороший мой,
Не люби молодую грозу!
 Посмотри, что нежданная сделала:
Разметала весь цвет на бегу.
Удалая, сверкающе-смелая…
Жаль – прогнать я её не могу.
 Не люби, а не то, как и вишня, я
Лепестки растеряю свои,
Если стану вдруг третьею лишнею
И твоей не узнаю любви.
Сила этого стихотворения в том, что слова (гроза и др.) здесь имеют два смысла. Это живые глаза для тайны, и через прозрачность их, через слюду, просвечивается другой смысл, и тем самым углубляется наш с вами русский язык. Немало внимания в своём творчестве Надежда Чванова уделяет лирики гражданской и патриотической. Для выражения горя народного – войны. Набатом звучат слова:
Тревожно грохочут вагоны.
Сквозь горестных слёз пелену,
Идут и идут эшелоны,
Увозят бойцов на войну.
И мы должны быть благодарны Надежде Чвановой за служение добру, правдивому слову. Стихи её не припудренные, не намакияженные, а настоящие, натуральные, чувствующие жизнь и отвечающие на её зов. Хочется, чтобы это звонкое волжское многоголосье разливалось по всей России.


Рецензии
Замечательная рецензия, Татьяна, на творчество Сызранской поэтессы.
Дальнейших успехов -

Александр Зиборов   09.11.2014 22:14     Заявить о нарушении
Рада, что ваша земля богата на таланты. С теплом!

Татьяна Коковина   09.11.2014 22:44   Заявить о нарушении