Несмываемые чернила Бога и карандашные пометки

Илл.:народный артист СССР Муслим Магомаев.

Можно ли узнать судьбу? Свобода воли или  предопределённость?
Это  вопрос, об который обломаны мильоны копий. Свобода воли  или  предопределенность? Не углубляясь сейчас в томы написанные на эту  тему, я хотела бы привести  цитату для  медитации. Она  вспомнилась мне только что и хотела бы поделиться с  любезным  читателем:очень рельефная  мысль! Принадлежат  же эти  строки  человеку, для которого понятие  "судьба" не отвлеченность и не поэтическая  метафора, хотя он тоже писатель — но  рабочий инструмент  всей жизни  и  каръеры.

Это ясновидящий. Самый настоящий, каких на весь мир и весь век раз-два, и  обчелся. Заинтересовавшихся отсылаю и крайне рекомендую к прочтению его  замечательно-интереснейшие записки, написанные живым и увлекательным стилем, как собрание  реальных историй из практики французского ясновидца, его рабочие  дневники:

Белинн "Ясновидящий в  поисках будущего". М.:Крон  Пресс, 1998г.-(Познай себя).
Это уже библиографическая редкость, но в Сети  можно найти почти любую книгу в электронном формате или бумажном(букинистическая литература, обмен  с владельцами, покупка у  них).

Касаясь вопроса о соотношении свободы воли и предопределенности, мсье  Белинн пишет в главе 7:
"Судьба и  управляющие ею законы до сих пор для всех остаются тайной. Существует ли  огромная книга судеб, некоторые страницы которой исписаны  карандашом-на  случай возможных поправок, а  другие - по абсолютной воле Бога - заполнены  несмываемыми чернилами?"

В другом месте(отыскать цитату) ясновидец Белинн пишет  совершенно  поразительные вещи:о существовании  двух судеб-большой  и  малой. Большая судьба — это  то самое, несмываемое чернилами Бога. Это то, что сильнее нас — наша  судьба в полном  смысле этого слова. Ее  нельзя изменить. Но есть малая судьба — та, что  в виде редактируемых карандашных набросков. Вот  её-то мсье  Белинн и советует "толкать" в положительном направлении всеми доступными вам способами.

Есть  пространство личной воли, которая частенько остается нереализованной, -я бы сказала:из-за чрезмерной  привязанности к "большой  судьбе", печати  Бога.
Может быть, примеры...Вспомнился  певец  Муслим  Магомаев. Талантище! Какой голос, внешность, харизма. Он  мог бы блистать на всех оперных сценах мира, начиная с Большого и Ла Скала. Государство щедро предоставило ему  возможности  развития:включая первую в СССР группу стажеров Ла Скала для познания из  первых  рук тайн итальянского вокала, куда он был зачислен. И по возвращении из Италии  всё, что душе угодно! Протекция была, как из рога изобилия, соединённая с поклонением  миллионов.

Но нет абсолютного счастья под небом. И всё имеет оборотную сторону. Магомаева  увлекла стихия эстрадного успеха, закружила голову, да и тему больших гонораров  нельзя сбрасывать со счетов. Однажды он был даже на время отлучен от гастролей:наказан министром культуры Фурцевой за сребролюбие и левые гастроли по  частным договоренностям с директорами концертных площадок.

В самом расцвете Муслим Магомаев окончательно оставил академическую  каръеру  и целиком сосредоточился на эстрадной стезе. Да, познал славу, успех.
Но когда незадолго до ухода интервьюер жестоко спросил его:"Вам не снятся по  ночам и не  мучают неспетые партии, несыгранные  роли? А когда смотрите и слушаете их в  исполнении великих баритонов и понимаете, что могли бы стать в этот ряд?"

Магомаев меланхолично ответил:"Ну что ж теперь  об  этом  говорить..."
И, подумав, продолжил:"Да, но песни  тогда были не те, что сейчас. Шикарные."

Верно. Но уже большей частью забытые, ибо срок эстрадной песни короток, кроме буквально десятка-другого "мировых хитов". Их он тоже пел, но это уже вторичное исполнение.

Можно ли осуждать Магомаева за сделанный им выбор? Ни в  коем случае! Он занял  навсегда свое место на Олимпе национальной культуры. Но у него был выбор. Которого нет у большинства людей сцены. Неужели и впрямь его судьбой была только эстрадная песня, и неспетые роли его не мучали по ночам? Или его судьбой было  иное:чрезмерная обласканность в ранние годы каръеры и, как следствие: увлечение преходящей, хотя и шумной популярностью и стремление к легким деньгам. Ибо  его  выучка позволяла ему быть на голову выше окружения на эстраде — тогда  как на  большой оперной сцене он не был  бы единственным  уникумом,  нужно было бы много  и тяжело  работать, чтобы раскрыть свой потенциал полностью.

Но даже  и  с эстрадной сцены он сошел рано, намного раньше сверстников (Л.Лещенко, И.Кобзон и т.д.). О причинах не берусь судить, но, кажется, он  потерял вокальные ресурсы своего некогда большого голоса, а возможной причиной было пристрастие к курению. Многие певцы поступают преступно по отношению к самим  себе:курят. Ну о  чем здесь  говорить...Если рок-певцу это еще  туда-сюда, хрипотца и т.д. Так ведь и оперные курят! Это за пределами моего понимания.

Так что же было большой  судьбой  Магомаева? Ответ, как видим, то, что оказалось сильнее его:тщеславие, нежелание  тяжело  трудиться, желание легких барышей и  вредная привычка курения, недопустимая для  певца.

Толкайте  малую судьбу всеми силами!- Призывает  ясновидец Белинн. Малой судьбой Магомаева оказался его великий талант, принесенный в жертву печати Бога:потаканию низменного в себе. Или и впрямь:страсть к деньгам сильнее, а курение непреодолимая привычка? Говорят, Маомаев признавался на склоне лет:что повоторил бы свою судьбу во всем, и в триумфах, и в неудачах и уроках, полученых им, но одного бы избёг:не курил бы...

...Неспетые-несыгранные роли мстят артисту! Ты мог  меня  спеть(сыграть), создать совершенно  уникальное прочтение роли — и не сделал!
Актеры признаются, что роли приходят к ним и  требуют:сыграй меня, воплоти меня. Михаил Чехов писал в "Пути актера", что образ Дон Кихота преследовал его годы. Требуя сыграть его. Актер же уверял  его, дон  Кихота, что его актерская  индивидуальность совершенно чужда роли  Дон Кихота, но тот не хотел ничего  слышать:сыграй, и всё!

Великие роли существуют в тонких планах Бытия, и лишь позволяют избранным ими(так!) артистам воплотить себя. И тогда происходит чудесная встреча артиста  и  роли. Или не происходит:образы потолкаются в  передней, да и  уйдут,  махнув. "Знакомцы  давние, плоды мечты моей"(Пушкин в отрывке"Осень" о явлении  образов).

Много мистики в творчестве  Шаляпина, великого реформатора сцены. Но это уже другая  тема.



Первая публикация:Несмываемые чернила Бога и карандашные пометки
Зера Черкесова Новеллы
http://stihi.ru/2014/11/08/10370

© Copyright: Зера Черкесова Новеллы, 2014
08/11/2014

Републикация, правка:
10.10.2023 04:36



https://zera-cherkesov.livejournal.com/583593.html


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.