Сергиево благословение - 17 - окончание

+
Фото: Черниговский скит Троице-Сергиевой Лавры.  Иван Скорик и автор очерка (справа). Октябрь 1991 г.
Фото Сергея Старшинова

СОПРИЧАСТИЕ

     В рассказе Ивана Сергеевича Шмелёва «Куликово Поле» следователь по особо важным делам, от лица которого ведётся рассказ, говорит, что он, чтобы подтвердить факт явления преподобного Сергия Радонежского, «производил как бы следствие». Вот и мне, чтобы выявить причастных  тайному  изъятию, сокрытию  и сохранению главы Преподобного, пришлось тоже "произвести как бы следствие".
     Его мог бы начать ещё в 1992 году, но по духовной глухоте не расслышал зова. Павел Васильевич Флоренский, с которым у меня намечалось сотрудничество (к сожалению, не состоялось!) в подготовке к печати писем Сергея Цветкова к священнику Павлу Флоренскому, однажды «проговорился»  (запись в моем дневнике – 04.03.1992 г.) о том, что собирается встретиться  «с одной старушкой», которая, по его словам, хранила главу Преподобного в своей квартире и перед открытием Лавры (в 1946 г.) передала святыню патриарху Алексию I.  «Это, я вам скажу, – резюмировал Павел Васильевич, – подвиг несравнимый с сохранением царской короны!». Наши пути с доктором геологии разошлись, а я (увы мне!)  так и не поинтересовался, что же рассказала  «одна старушка».
     Признаться, тонкий зов творческой  судьбы (займись-ка этим!)  мог бы уловить уже в 1980-х гг. Всякий раз, когда бывал в Троице-Сергиевой Лавре, останавливался у могилы архиепископа Сергия (Голубцова) и недоумевал: почему «советскому» архиерею оказана такая честь? И вот, спустя четверть века, читаю, что также недоумевала и братия:  «…для некоторых, – пишет игумен Андроник (Трубачёв), – было неожиданно и необъяснимо указание Святейшего Патриарха Пимена о погребении архиепископа Сергия в стенах Лавры перед алтарём Духовского собора» (1)
     К Троице-Сергиевой Лавре меня приобщил мой дядюшка, мамин брат Николай Матвеевич. В 1970-х гг. он приехал погостить к сестре и попросил меня сопроводить его в Загорск – «к преподобному Сергию Радонежскому». Я  впервые увидал, как «припадают к раке» и целуют стекло над мощами Преподобного, впервые и сам поцеловал, и впервые испытал благоговение перед святыней. Это ещё не было верой, а  какое-то томление по вере. Приезжал дядюшка и в 1980-х гг., и всякий раз мы совершали паломничество в Лавру, и, видимо,  тогда уже томление незаметно перешло (утолилось!) в веру.
     Редакция журнала, куда устроился на работу, находилась  как раз напротив (через дорогу!)  храма преподобного Сергия Радонежского «в Крапивниках». Настоятелем был протоиерей Иоанн Вавилов (внучатый племянник репрессированного генетика Николая Ивановича Вавилова), его я и попросил освятить помещение редакции. По дороге на работу, если не каждый день, то раз в неделю обязательно (в течении 18-ти лет),  заходил в храм, чтобы приложиться к знаменитому Кийскому кресту-мощевику (в нём частицы мощей более, чем 100 святых!), сооружённому по благословению патриарха Никона в виде точной копии Креста, на котором был распят Спаситель.  Не раз бывал и на службах, причащался святых Христовых Таин и, конечно же, возносил молитвы к Печальнику Земли Русской. Молился  пред его чудотворной иконой с самого открытия храма, и вскоре  Преподобный меня  «позвал»…
     В октябре 1991 года я поехал в Черниговский скит Троице-Сергиевой Лавры, чтобы на его кладбище отыскать уничтоженные могилы  известных мыслителей – монаха Климента (в миру К.Н.Леонтьева) и В.В.Розанова.  Когда мы (2) вели изыскания, насельники скита интересовались, чего мы тут ищем. Я им рассказывал  о писателях, похороненных здесь, и о дневниковой записи  М.М.Пришвина, позволяющей найти  могилы. После того, как  место их расположения было обнесено верёвочным заграждением, ко мне подошёл пожилой мужчина, в косоворотке, с окладистой седой бородой. Он спросил, чьи могилы огорожены, потом, внимательно выслушав мой рассказ, неожиданно предложил:
     – Приходите завтра в четыре утра в Троицкий собор – приложиться к мощам Преподобного.
     – Кто же меня туда пустит? – недоверчиво спросил я.
     – Вы только не опаздывайте, – ответил он, – я впущу!
     Я понимал, что удостоился  высокой чести. Придя в гостиницу, всё думал, как бы  завтра не проспать, и, в конце концов,  решил вовсе  не ложиться. К тому же мне было, чем заняться. По блокнотным зарисовкам и записям   вычертил в двух экземплярах план расположения найденных могил. Также в двух экземплярах написал  пояснительную записку к плану, куда включил и цитату из дневника М.М.Пришвина. Как нетрудно догадаться, один экземпляр плана и записки я намеревался передать в Черниговский скит.
     В половине четвёртого  тронулся к Лавре. Стояла зябкая  осенняя ночь. Шаги мои гулко отдавались в тишине. Я с улыбкой вспомнил, что имя мужчины, который меня пригласил, Пётр. Когда мы знакомились, я спросил об отчестве.
     – Зовите меня, – твёрдо ответил он, – просто Пётр.
     Да нет, думал я, не просто Пётр (как тут было не вспомнить о верховном апостоле!), а  привратник  Троицкого собора. Ворота Лавры оказались открытыми, никто их не сторожил. Безлюдно было и на территории монастыря. Удивительно! Подойдя к северному входу собора, засомневался: может, лучше подойти к двери притвора? Пока раздумывал, дверь отворилась, и Пётр пригласил меня войти. В храме горели только свечи. Начиналась служба преподобному Сергию Радонежскому. Служил наместник Лавры архимандрит Феогност. Захваченный стройным монашеским пением, я не заметил, как пролетело время.  Иноки друг за другом стали подходить к открытой раке, чтобы приложиться к мощам Преподобного.  Последним подошёл я. Дважды земно поклонившись,  поцеловал святыню, затем, ещё раз совершив земной поклон, вслед за монахами подошёл под благословение к наместнику Лавры.
     Возвращался  я  домой, как сейчас понимаю,  уже  другим человеком. Затрудняюсь сказать (тут многое остаётся втайне), что во мне изменилось, но  уверен,  что не будь этой поездки, дальнейшая судьба моя сложилась бы  иначе.

     ...Прошли годы, и мы с женой приобрели дом в Малоярославце,  под стеною Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Узнав, что на его кладбище похоронена схимонахиня Елисавета, в мiру Екатерина Павловна Васильчикова, послужившая прототипом юной героине рассказа Ивана Шмелёва «Куликово Поле» – Ольге Георгиевне Средневой, а также о том, что она и есть та старушка, о которой мне когда-то поведал П.В.Флоренский, я, конечно же, не мог не начать «как бы следствие» о тайном и таинственном подвиге, который по своей духовной значимости «несравним с сохранением царской короны». От судьбы, как говорится, не уйдёшь!

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Игумен Андроник (Трубачёв). Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918–1946 гг. Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2008. С. 226

2. Подробный отчёт опубликован  в еженедельнике «Литературная Россия»  №42, от 18 октября 1991 года,  «Склоняя голову».

3. Мне помогал ведущий в скиту дренажные работы инженер Иван Скорик.




Сергиево благословение – 16 – http://www.stihi.ru/2014/11/07/2259
Сергиево благословение – 15 –  http://www.stihi.ru/2014/11/06/2049
Сергиево благословение – 14 –  http://www.stihi.ru/2014/11/05/4247
Сергиево благословение – 13 – http://www.stihi.ru/2014/11/04/4603
Сергиево благословение – 12 -  http://www.stihi.ru/2014/11/03/4402
Сергиево благословение – 11 –  http://www.stihi.ru/2014/11/02/4232
Сергиево благословение – 10 (Начало 2-й главы – Зов с «Куликова Поля»)  –  http://www.stihi.ru/2014/11/01/10788


Рецензии