На выставке. Глава третья
Встречались и будничные лица, вялые и пресные, попадались порывистые и устремлённые, у которых пела душа, когда они глядели на картины Дымова, воспринимая автора как волшебника радостных эмоций.
Все картины были написаны маслом, и от картин исходил душевный и духовный свет.
От творчества Дымова веяло романтикой, но в его романтике чувствовались реалии наших дней.
Лучезарной была и палитра.
На всех картинах работали не только краски, но и глубокое знание жизни, склонность к самоанализу, философским обобщениям, психологическому проникновению в суть вещей.
Города иллюзий с клоунами на лестницах говорили Светлане, что мир непостоянен и шаток, а человек - хрупок и уязвим…
Штормовые предупреждения и бури на море повествовали учительнице о том, какие противоречивые желания властвуют над человеком.
Усталые и весёлые ангелы твердили новой знакомой Дымова: «Как трудно сохранить совесть спокойной»…
Из серой бездны проступали красные и зелёные «кирпичики» времени, которые, пропадая, превращались в оранжевые искры минут…
Симфонии охристых, сонатины бирюзовых, стаккато красных, ударные мазки алых, нежные аккорды голубых тонов рождали ощущение праздника, соединяли восприимчивые сердца с вечностью.
Светлане не верилось, что эти картины создал Алексей Иванович, мужчина среднего роста, приземистый, коренастый, с крепкой шеей, седыми, коротко подстриженными волосами, тонкой колючей полоской усов и хитрым взглядом небольших серых глаз.
Ведущая выставки дала слово искусствоведу Кротовой, изящной умной женщине лет шестидесяти с неестественной улыбкой от многократных подтяжек и колючим надменным взглядом:
- Алексей Дымов - яркое явление 21 века, один из самых интересных художников современной живописной ноосферы.
Картина Дымова «Театральное кафе», изображающая отдых клоунов после выступления, является призмой, сквозь которую художник проявил своё отношение к искусству.
Реалистический рисунок и его романтическое воплощение говорят нам о том, что реалии являются тем стержнем, от которого ответвляются другие направления.
Искусствовед Кротова описала рукой дугу и грациозно поклонилась.
У Светы мелькнула мысль, что учёная дама долго тренировалась перед трюмо, и всё в Кротовой, кроме красивых речей, показалось учительнице карикатурным. « Она высокомерная и злая»,- подумала наша главная литературная героиня.
Алексей Иванович, нарядный, торжественный, в белом костюме и голубой рубашке, внимательно, вдумчиво слушал всех выступающих.
Доктор искусствознания, Михаил Лукашевич, высокий, стройный, красивый мужчина лет пятидесяти, отметил, что многогранность - отличительная черта многих картин Дымова.
- Весьма образно и очень интересно организован передний план композиции, во всех работах присутствует эмоциональный настрой.
Потом к Алексею Ивановичу подошла взволнованная поэтесса с очень живыми ярко - блестящими карими глазами и чарующим голосом прочитала несколько стихотворений, посвящённых картинам Дымова.
Алексей Иванович с большим интересом, ласково улыбаясь, слушал её.
И вот невзначай художник глянул в зал и увидел Светлану: в чёрном изящном платье с белым отложным воротником в чёрную полоску, с распущенными, слегка подвитыми, прекрасными густыми каштановыми волосами, она была хороша.
Наряд Светланы дополняла сумка с такими же полосками, как на воротнике платья, и чёрно- белые полосатые туфли на высокой шпильке.
- Живая одухотворённая графика,- почему-то подумал Алексей Иванович о Светлане и слегка разволновался.
Поэтесса сказала, что в творчестве Алексея Ивановича ей чрезвычайно нравятся лирические интонации, эмоциональная выразительность, возвышенная одухотворённость, праздничная атмосфера.
Поэтесса Соколова, несмотря на возраст, в душе оставалась восторженной девчонкой и сама не верила, что ей исполнился полтинник.
После того, как директор Дворца культуры вручил Алексею Ивановичу пышный букет алых роз, юбиляр пригласил всех своих гостей на скромный фуршет.
Света стояла у картины «Русалка и леший» и не могла оторваться.
Учительница была потрясена: на бирюзовом фоне леса, ярко освещённом охристыми лучами солнца, горделиво возвышалась русалка, у её ног лежал маленький невзрачный леший и с вожделением смотрел на обнажённую девушку.
Лицо лешего было схоже с лицом Дымова…
Света и не заметила, как рядом с ней оказался Алексей Иванович.
- Ой, здравствуйте,- сказала учительница.- Ваша русалка напоминает меня.
- Я и рисовал Вас,- не отпирался художник.- А в образе лешего я изобразил себя.
Художник лучезарно улыбнулся.
Видно, он привык посмеиваться над собой.
- Ну, что Вы,- сказала Светлана. - Ваше творчество так притягательно, картины так позитивны, в них цвет соперничает с цветом и побеждает.Но кто Вам разрешил меня рисовать в образе "ню", я не очень с Вами ссорюсь,потому что я похожа на себя весьма отдалённо.Кроме меня и Вас,никто не скажет:"Это Жукова светлана Евгеньевна". Вы обязаны были спросить меня!!
- Светлана,- художник протянул Свете пышный букет алых роз,- мне приятно вручить Вам эти нежные, такие же красивые, как и Вы, цветы.
- Ну, что Вы,- взмолилась Света.- За таким большим художником, как Вы,- стоит любящая жена,- повторила учительница слова Влада. - Ей - и цветы.
- У нас на даче тридцать розовых кустов услаждают зрение моей жены. Возьмите цветы. Нельзя юбиляра обижать в день рождения.
- Идите к столу,- позвал художник Светлану.- Попробуйте винца: я сам его делаю. Все фрукты - с моей дачи.
- Я счастлива, я погружаюсь в нирвану,- глядя на Ваши картины,- продолжила беседу учительница.
- У меня в мастерской есть ещё восемьдесят картин на самые разные темы: пейзажи, натюрморты, анималистика, портреты… Мне было бы приятно увидеть Вас у себя в мастерской. Не хотите одна,- приходите с друзьями и подругами. Я всегда искренне рад Вам.
- Спасибо, спасибо, спасибо. Не получится. Сегодня - точно. Жду сына из Минска. Но я смогу погулять с Вами у реки, недалеко от моего дома, и Вы расскажете мне о своём творчестве.
Света и Алексей Иванович вышли из Дворца.
Небо было палево - серым, красивые голубые просветы, напоминавшие «крылья ангелов», мчались за свинцовыми тучами.
Берёзы на переднем плане ярко белели, на заднем - эти же деревья были блёклы,- и казались только силуэтами…
Над Двиной поднимался Успенский храм, золотились купола Воскресенской церкви.
С деревьев медленно и плавно, словно жёлтые мотыльки, слетали золотые листья,- и кругом стояла чудесная тишина.
Воздух был хрустально - прозрачным, казалось, сквозь него можно увидеть душу Бога…
- Алексей Иванович, а в какой технике Вы работаете? - почтительно спросила Светлана.
- Я немало времени уделяю технике и технологиям. У меня - многослойная живопись с лессировками. Я считаю, что наш сложный мир можно отразить, применяя непростую технику.
Советская технология не подходит для меня,- непреклонно сощурив глаза, говорил художник. - Я оторвался от традиционной живописи. Мне хочется, чтобы на моих картинах мысль летела к зрителю, и он домысливал то, что видит, - Алексей Иванович улыбнулся и кокетливо добавил:
- Вот глядя на Вас, я вижу задумчивого ангела, спустившегося на Землю, чтобы спасти нас, грешных…
- Алексей Иванович, не надо обо мне. Давайте поговорим о Вас. Почему на ваших картинах присутствуют птицы?
- Мы все играем свои роли, как актёры и как клоуны. Человек не может быть одинаковым в диалоге с мамой и другом, любовницей - и художник выразительно посмотрел на Свету - и женой…
- Судя по тому, что на ваших картинах, почти всех, есть настороженная рыжая кошка,- Вы очень любите котов?!
- Сегодня мой Барсик подошёл ко мне, задрал голову и сказал: «Мяу!» - это значит: «Готовь площадку - свои колени - для прыжка".
По утрам Барсик прыгает мне на живот прямо с пола, будит меня: «Вставай, Алексей Иванович. Пора Барсика кормить»…
Бежит впереди меня на кухню, всё время бумкаясь в ноги, выражая свой восторг и преданность.
Я ему варю рыбку, кладу в тарелку, кот говорит: «ВА-ак», что значит: переложи рыбу с тарелки на пол.
У него двадцать две вертикальные полоски, белая грудь, белые лапки,- настоящий красавец!
- На некоторых Ваших картинах я видела разных птиц: синиц, воробьёв, ласточек. Птиц всегда называли вещими созданиями. В Древней Греции или Риме авгуры умели предсказывать человеку судьбу по полёту птицы. А Вы верите в то, что судьба представляет нам знаки - подсказки на каждом шагу, а мы не всегда умеем разгадать.
- Да! Верю. Когда умирала моя тёща, у нас под окном выла собака, выла утром, а в полдень женщина умерла. Когда мы вернулись домой, в спальне тёщи, на её кровати, сидели две голубки. Вскоре наш сын Дима женился и живёт теперь с юной женой в этой квартире.
- Удивительно, как эти предсказания ткутся, словно из воздуха.
Мне однажды приснился сон:
- Я - в Ленинграде. Прихожу в студию, а художник мне говорит:
- Рисовать покойника - это так просто: ромб - гроб, много кавычек - волосы умершего, знак больше или меньше - нос, две запятые - рот,- и гроб с покойником готов.
Проснувшись, я лихорадочно стала думать: «Ленинград. Бабушка. Она умерла!»
Звоню в Питер, и мне двоюродная сестра, плача, говорит: «Света, у нас большое горе,- только что умерла бабушка»
Ну, вот, - виновато улыбнулась Света,- начали за здравие, а закончили за упокой.- Жизнь - удивительная вещь: загадочная, таинственная…
- Я - не такой оптимист, как Вы: я добавил бы: жизнь и радость, и горе, и правда, и страшная несправедливость, - в ней столько всего намешано, тысячелетиями катился этот клубок, все нити в нём перекрутились, и уже его, этот клубок, никто не распутает.
- Ну, вот, мы и подошли к моему дому. Мне пора. Рада встрече.
- А как я рад, просто счастлив. Можно я буду Вам иногда звонить.
Получив телефон, Алексей Иванович хотел звонить часто, ежедневно, но, боясь надоесть, наступал на горло «собственной песне»…
Свидетельство о публикации №114110407784
С открытыми глазами, чуткою душой
Я ученик… мой первый урок знания
И мой учитель к нам с протянутой рукой.
Нас сорок душ и сорок пар глазищ
Чарующий Уральский говорок
И мир, … на нас смотрел со всех глазниц…
Но, почему-то рано прозвенел звонок?!
Почему-то так… с надеждой на продолжение..
Сергей.
Сергей Усов 05.11.2014 15:41 Заявить о нарушении
С добротою чувств Наташа
Соловьёва 05.11.2014 16:06 Заявить о нарушении