Астрал
И всё терпит меня белый свет;
Я б хотел подновить Зодиак,
Да звездой не рождаюсь никак.
Все мы - пленники жизни одной,
И у Бога не просим иной;
Наши души окутала тьма,
Мы пируем на куче дерьма.
Но пронзителен зов тишины,
Снова я у последней черты,
А за ней - колыбели держась,
Плачет вечность за души молясь.
(1990)
Свидетельство о публикации №114110300489
Естественно, слова о вечности, плачущей, молясь за человечьи души - это образ, выплавленный в поэтическом воображении Мастера Гирея. Этот образ отражает реалии (!) сосуществования человеческого сообщества и наставлений Священных Писаний, духовных ценностей, которые Господь и Время выплавили в кузнице Высокой литературы и искусства. Их создателем является именно Бог, ибо творцы смысла и образа в литературе и искусстве - это Его мини-посланцы, которых Он наделил даром творчества. Бесценный, коллективный и поучительный вклад в сокровищницу духовного наследия человечества вносят все этносы в устном народном творчестве. Оно - плод их коллективного разума, который, прежде всего, в пословицах наставляет и предостерегает человека от шествования по стезе зла, мощенной алчностью, лживостью, двуличием, подлостью, бесчестьем и жестокостью.
Но эта неизмеримо колоссальная сокровищница духовного наследия и подавляющее большинство любого сообщества по преимуществу пребывают в параллельных мирах. Об этом свидетельствует опыт истории человечества и Священные Писания. Они разными словами, утверждают, что большинство людей на земле шествует вслед за злом, а не добром, ложью, а не истиной. Они, как и все духовное наследие человечества, свидетельствуют, что весьма (!) узка и (!) терниста стезя, ведущая к добру и правде, (!) широка и (!) легка дорожка - ко злу и неправде.4
Осознанно или по наитию Мастер Гирей сумел вместить сии истины, ниспосланные в мир человеческий Всевышним и Его посланцами - творцами смысла и образа, всего лишь в две емкие, афористичные и едкие строки. В них в не благозвучном и не самом подходящем для оценки слове дерьмо он имел в виду колоссальный массив идеологических заблуждений, отступлений от стези добра и истины и скатываний на дорожку зла и лжи:
Наши души окутала тьма,
Мы пируем на куче дерьма.
Эти строки - связующий поэтический мостик к другой весьма значимой поэтической констатации Мастера, которой он завершил свой горестный стих: «Плачет вечность, за души молясь». Почему же Вечность в слезах и молениях за душу человека - венца творения Создателя?! Конечно, Она - Он, не плачет, это всего лишь образ, но Всевышний переживает за Свои творения и раз за разом, век за веком посылает человеку наставления и предостережения от шествования по пути греха и злодеяний: лживости, лицемерия, паскудства, жестокости, гордыни и их первоосновы - алчбы. Невообразимое множество множеств предостережений Господь оставил на скрижалях истории, которую Он вершит. Однако человек из года в год, из век в век уперто наступает на грабли своих ошибок, заблуждений, пороков души и слабостей сердца.
Такой подход к пониманию вышеизложенных мыслей отразили в своем творчестве многие корифеи литературы. К примеру, О. Уайльд в своем романе «Портрет Дориана Грэя» писал: «Всякое искусство бесполезно». Почему оно бесполезно? Потому что лишь меньшинство людей приобщается к его ценностям, также их подавляющему большинству предостережения и назидания Священных Писаний и словесности не становятся руководством к действию, оберегом от зла.
В связи с крайней важностью этого вопроса процитирую слова еще двух корифеев литературы. Э. М. Ремарк после окончания Первой мировой войны с горечью писал: «Как же (!) бессмысленно все то, что (!) написано, (!) сделано и (!) передумано людьми, если на свете возможны такие вещи (война - Х. Ф.)!.. До какой же степени (!) лжива и (!) никчемна наша тысячелетняя цивилизация, если она (!) даже не смогла предотвратить эти потоки крови». (На Западном фронте без перемен, 1928 г.). Этот выдающийся роман должен был бы стать заслоном на пути вползания Германии в нацизм и истерию яро воинствующего злодеяния, но, увы, ему не суждено было быть оберегом для 65-ти млн немцев и для большинства народов мира.
Классик ингушской словесности Исса Кодзоев также начал свою эпопею «ГIалгIай» (Ингуши) с рассуждения на эту тему: «С тех пор как потомки Адама разбрелись по земле, этот мир (!) всегда - каждый день и месяц, год и эпоху, (!) наставляет людей: что есть благо, что есть зло; как подобает себя вести, как надобно жить. Не взирая на то, что человеку предоставлено такое множество наставлений и так много показано, нет ничего общезначимого, что было бы им воспринято с пользой и заложено в основы жизни. Каждому приходится самому ощутить, испытать, прочувствовать, и познать» (кн. 1, стр. 6, перевод Х. Ф.).
Действительно, неисчислимые достижения литературы, искусства и УНТ, созданные за тысячелетия существования человека, как и заветы Бога, не привели к искоренению зла в мире, прекращению безнравственных деяний, нисколько не способствовали выкорчевыванию гнета человека человеком и изжитию самого чудовищного зла на земле - войны.
Но, не взирая на знание сей горестной истины, долг писателя, поэта и любого творца в искусстве, в том числе и Мастера Гирея, заключается в его обязанности предостерегать человека и народ от отказа следовать стезей добра и истины, начертанной в Священных Писаниях и в духовном наследии человечества.
Исходя из утверждений этих великих творцов слова, образа и смысла, изречение Мастера Гирея «Плачет вечность, за души молясь», становится особенно ценным и понятным. На мой взгляд, прозаическая расшифровка его мудрых и горестных слов выглядит так: «Вечность молится за нас, она словом Господа и духовным наследием всего человечества взывает к нам убраться со зловонной свалки идеологического дерьма и взойти на сияющую вершину истины и добра».
Первая строфа стиха «Астрал» - это иллюстрация обеспокоенности и переживания создателя идей и образов Мастера Гирея из-за существующего разлада между заветами Священных Писаний, духовными достижениями человечества и отступлением от них подавляющего большинства людей. Исходя из сей аксиомы, Мастер Гирей пишет:
Я живу уже тысячу лет,
И всё терпит меня белый свет;
Я б хотел подновить Зодиак,
Да звездой не рождаюсь никак.
Мастер Гирей подразумевает здесь не себя лично, а вообще человека. Он пишет о тысячи лет его существования, имея в виду под данной цифрой Вечность, которая (!) терпит отступление человека от нравственных заветов, названных выше. Мастер Гирей написал о своей обеспокоенности и страстном желании изменить данный разлад: «Я б хотел подновить Зодиак...» Но это не в его силах, ибо человек, «никак не рождается звездой», способной обновить сей бренный мир. В сию строку он, на мой взгляд, вложил вышеупомянутую идею о «бесполезности всякого искусства», которое было бы способно стать реально и с пользой функционирующей путеводной звездой для человека.
В связке с этой мыслью идут и следующие строки:
Но пронзителен зов тишины,
Снова я у последней черты...
Мастер Гирей создал великолепный образ тишины. Она в контексте его стиха является Вечностью, на первый взгляд, безмолвной, но (!) пронзительно зовущей человека с душой способной внимать (!) молчанию, услышать его зов. Она взывает к человеку, достигшего «последней черты», к преодолению разлада между заветами Всевышнего, духовным наследием человечества и его реальными деяниями отстраненности от них. Но все надежды призрачны и за... или (!) перед «последней чертой... колыбели держась, Плачет вечность, за души молясь».
Хамзат Фаргиев 27.12.2022 00:10 Заявить о нарушении