Читательский обзор. Михаил Фокс. Октябрь-2014
Читая стихи октябрьского лонга БЛК, представлял - а как бы они прозвучали в "творящей" тишине "рубежного" творения 1952 года... Смогли бы заполнить пустоту, а, может быть, даже и бездну современного культурного пространства? Или прошуршали бы невнятно на обочине времени... Подобно смущённому покашливанию слушателей в концертных залах во время исполнения сего бес-с-порно) "вековечного" шедевра...
"Шуршащие фантики", конечно, попадались), но гораздо больше оказалось стихов со своей собственной аурой и даже, не побоимся этого слова, с харизмой (для активных "эзотериков" сообщаю, что не всякая аура харизматична, но всякая харизма аурой отмечена))...
Пространство для нашего прочтения и вслушивания - исполнение "4'33'' " симфоническим оркестром Би-Би-Си - http://www.ubu.com/film/cage_433.html ...
Итак, читаем и слушаем...
Любовь Левитина «Гербарий неисполненных желаний» http://www.stihi.ru/2014/05/16/4007 номинатор Татьяна Лернер
Пылится в заколоченном чулане,
а может быть, на старом чердаке
гербарий неисполненных желаний
и грезит о заботливой руке.
Забытые, отправленные в небыль,
листы, где нет ни времени, ни дат,
а только бледный цвет, засохший стебель,
сожжённый лес и вырубленный сад.
Гербарию загаданное снится,
он дремлет и не ведает пока,
что время копит новые страницы,
свисая паутиной с потолка.
Ощущение зыбкости и неопределённости передано замечательно... Ни место, ни время события неизвестны... А точнее - время выступает как чистая длительность - оно именно дремлет...То ли уже постапокалипсис, то ли сейчас-то и "рванёт")... Состояние, которое можно определить как "подвешенность" бытия... И коннотации тяготеют скорее не к вещественному ряду, а к концептуальному. Ибо слышится шум шагов Хайдеггера - вот он идёт между рядами кресел, в правой руке несёт свою книгу "Бытие и время", а в левой - старые башмаки Ван Гога... Все это увидели?
Кто-то наверняка увидел в правой руке совсем другую книгу - томик стихов Рильке... Вполне возможно и такое)... Концепт различения онтического и онтологического - вот ключ к эстетическим тайнам этого стихотворения. Онтологическое - это наше вопрошание к миру, нахождение логики в устройстве этого мира, онтическое - мир сам по себе, сущее как таковое, доопытное, домыслимое... Гербарий онтичен. И как только это открывается нам, мы постигаем всю красоту ускользающего времени и весь ужас наших бесплодных усилий что-то с этим временем сделать... И вопрос об авторе гербария уже несущественен... Онтологически бесплоден))... Паутина самодостаточна и самоценна... Джон Кейдж, смотря вслед уходящему Хайдеггеру, отрешённо барабанит пальцами по крышке рояля... Такого успеха даже он не ожидал)...
ИРЛАН ХУГАЕВ. «Дети рисуют» http://www.stihi.ru/2014/10/05/4812 номинатор «45-я параллель» для БЛК
Дети рисуют так:
Домик, труба и дым.
Трудно даётся мрак
Малым и молодым.
Это всегда потом.
Прежде любой судьбы –
Поле, дорога, дом.
Дым из печной трубы.
Поле, дорога, дом.
Этот обычай прост:
Небо всегда потом –
Небо, овраг, погост.
Небо, погост, овраг,
Сосны, кресты, столбы.
Это потом, – сперва
Домик и дым трубы.
Торжество минимализма... И вроде бы незатейливо. Но, кто в теме), кто умеет расслышать шум сосен над оврагом и видит как дым из трубы
растворяется в небе, тот понимает, что лучше, наверно, о дороге из дома к небу и не скажешь... Стихотворение о том, как заполнить лакуну бытия под названием "жизнь" самыми важными смыслами. Такая вот она эта "малость" и "пустота" в духе дзэн... И порой вместо произнесения разных заковыристых слов лучше просто помолчать. И ещё раз прочитать это стихотворение...
АЛЕКСЕЙ МИРОНОВ УРАЛ «собирались в дорогу мои пьеро» http://www.stihi.ru/2014/09/18/9223 отборочный тур для резидентов БЛК
собирались в дорогу мои пьеро
долго флейту искали впотьмах травы
примеряли какие-то кимоно
проверяли мой голос на kommt zu mir
все считали что это такой бардак
собираться и думать о том как плыть
и держать на себе караван-сарай
и из жолтых шариков что-то пить
все в пути никак не пригодно тут
никакие сборы не по нутру
все никак не могут и не уйдут
без моих записок мои пьеро
собирались как будто пиши пропал
лишний лист закатывать в белый грунт
все считали что это такой провал
что пьеро как клоуны не умрут
но собрались быть и наверняка
так и вышли оставив такой бардак
мне на память так посреди меня
только мрак мучной да кромешный мрак
И полная противоположность предыдущему - стихотворение, которое не просто чтения "жаждет", но в-живания в него и саморазоблачения читателя, дабы ему от своих "пьеро" избавиться... Или хотя бы правильно их в себе "выстроить"))... Герой в поисках своей идентичности: "пьеро" - важные части его личности (прошлые ли его состояния, ценностно-смысловые доминанты ли) , но они все время норовят покинуть героя, придать ему некую одномерность... Под музыку хотят удалиться), но печальную, ибо впотьмах)... А пока героя истязают культурными интенциями - то на Восток волокут, наряжая в нечто несуразное(кимоно), то Запад, как обычно, обольщает, зовёт к себе (kommt zu mir). Вспомнилась концепция о "мужских" и "женских" культурах (Россия - невеста, Запад - назойливый жених))... А можно и далее - увидеть в караван-сарае устройство государственной жизни по восточному образцу, когда государство становилось непосильным бременем для общества и думать о том, как плыть, конечно, можно было, только пользы никакой это не приносило и не оставалось тогда ничего иного, кроме как - "из жолтых шариков что-то пить"... Но эти историософские изыскания придут на ум скорее во время исполнения второй части "4' 33'' ", которая, как известно, длится 2 мин. 23 секунды), а затем вдумчивый читатель погрузится в мир своих "пьеро" и поймёт, что "письмо" - это именно то, что "освобождает" внутренних "пьеро", популярнейшая психотерапевтическая процедура, чем на протяжении веков и лечились писатели и поэты), изгоняя "бесов" на белые листы... И остаётся внутри нас мрак всяческий, "мучной да кромешный"... И новые "пьеро" пробираются нехожеными тропами разума и культуры, сбиваются в стаи и говорят разными голосами... До нового изгнания... Драма творчества и трагедия идентичности. А хорошо бы ещё приложить к образам и смыслам текста концепцию "шизоанализа" Делёза и Гваттари.
Но ещё лучше самокритично вспомнить слова С. Зонтаг: "Наше время наполнено шумом от призывов к молчанию"... И более не говорить, а просто вслушаться в опус Кейджа...
И услышать шуршание "фантиков")...Вот один из них -
РОБЕРТА РО «Наше первое свидание...» http://www.stihi.ru/2014/04/01/721 отборочный тур для резидентов БЛК
Наше первое свидание,
Светит месяц молодой.
Ты, за все мои страдания
Мне подаренный судьбой -
Happy end в моём сценарии.
Это - просто волшебство…
И глаза...
Такие карие…
Ну совсем как у него…
Весёлая "частушечная" расцветка), буковки на нём иностранные, а значит "брендовее", чем прочие, да и разворачивать долго не надо...
Правда, и вкуса-то особого нет, а про послевкусие и говорить не стоит... Прелестный "девичий" стих, и это определение - не позиция дискриминирования, но констатация статуса целевой аудитории и "богатства" художественно-эстетических идей. А куда деваться? Любители пошуршать фантиками были всегда)) и некоторые считали, что в этом тоже есть художественная идея)... К счастью, не так много "фантиков" насобиралось в октябрьском лонге, да и шуршать уже смешно и нелепо - "4' 33'' " закончились...
И спасибо Джону Кейджу за то, что намекнул нам - как порой важно услышать окружающий мир и что-то, тем самым, расслышать в самих себе...
Первоисточник: http://www.stihi.ru/2014/11/01/9821
Свидетельство о публикации №114110209830
про "гербарий" и "собирались в дорогу пьеро"
перечесть неспешно будет интересно ...Спасибо...
Екатерина Строева 16.11.2014 01:44 Заявить о нарушении
Михаил Фокс 17.11.2014 20:59 Заявить о нарушении