Слава в вышних Богу, в человецех благоволение

Понятие идеологии - принадлежность высокого интеллекта. Низкий интеллект не имеет идеологии, а безрассудно удовлетворяет любые желания, идя по головам. Идеология возникает, с целью определения в познании всего комплекса существующих знаний и наук, основной задачи и направления совершенствования личности, для формирования мировоззрения, как системы взглядов общества в целом. В любом учении, на котором базируется идеология, есть истинные последователи той или иной разновидности кодекса чести, есть и извращенцы: преступники, лицемеры и предатели. Любое учение не приемлет последних, но возможность их появления допускается. Все мировоззрения, учения и течения в политике  основаны либо на религии, либо на атеизме. Любая религия, как  вера в Бога, предполагает систему нравственных ценностей. Поклонение Богу означает подчинение, руководство и строгое следование системе определённых правил, а также механизм ответственности за их нарушение. В христианстве эта система включает свод законов (заповедей) с разъяснением их смысла на конкретных жизненных примерах (Завет), признание в нарушении заповедей и раскаяние, то есть, осознание вины (покаяние в грехах),  наказание и профилактику проступков (пост, молитвы, духовное просвещение, воспитание добродетели) и вызов угрызений совести через разъяснение причин и вреда грехов и пороков (проповеди). Руководство Бога, подчинение Ему и общение с Ним проявляется в почтительном обращении  с просьбами, выражении благодарности за помощь и следовании Завету. Верующих удерживает в повиновении закону страх Божий – страх перед сверхъестественной силой, способной жестоко покарать за грех через ухудшение жизненных условий, здоровья, потерю душевного равновесия, способностей, то есть «нелёгкой судьбой», что и означает «прогневить Бога». Стимул соблюдения высокой морали – судьба преуспевающего человека, радость жизни – возможность ей наслаждаться, что логически следует из порядочного поведения. Рискуя вызвать изумление, можно задаться вопросом, не проще ли в современной действительности  и политической жизни быть атеистом? Самые известные миру, относимые к полярным, считающиеся атеистическими, учения – коммунистов и фашистов. Но, фашизм, отвергая религию, прибегает к магии, что при различии в цели и содержании обрядов, по существу является одними и теми  же действиями, с той разницей, что принятие руководства Бога и соблюдение Закона Божия заставляет человека совершенствовать свой моральный облик, чтобы приблизиться к образу и подобию Бога, а использование магических ритуалов в целях приобретения власти над другими людьми для личной выгоды, способствует развитию гордыни и вседозволенности. Учение коммунистов заменяет поклонение Богу на культ вождя. И если поклонение Богу предполагает стремление к идеальному моральному совершенству, то культ человека с индивидуальным сочетанием положительных и отрицательных качеств, означает подражание его линии поведения, как эталону, в том числе, отношение к  заблуждениям и недостаткам своего кумира, как к достоинствам. Деление интеллекта на высший и низший, на избранных руководителей и руководимых избирателей, также одинаково присутствует, как в религиозных, так и в обоих атеистических учениях. Пастырь и овцы, рыбак и промысел, лидер и массы, вождь и народ. Высшему интеллекту всегда давалась способность, по определению преподобного Иоанна Лествичника, духовного разума, святого смиренномудрия, любомудрствования или философского видения мира, соединения с Богом. «Дивен Бог во святых своих» (Псалом 67), «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» (Псалом 148), «Осанна (спасение) в вышних» и «Святая святым» ( вышним, избранным, посвящённым в таинства, имеющим власть руководить душами ) (Божественная литургия). С тех пор, как Спаситель избрал из народа двенадцать, имеющих уши слышать, учеников или апостолов, мир делится на мыслящих и мыслимых, по определению  преподобного Серафима Саровского, душевных и духовных, говоря словами Христа: « свет мира, соль земли, премудрых и разумных», не по национальному признаку или количеству материальных благ, а по врождённым и приобретённым духовным качествам. Духовные наставники, просветители, мыслители, учителя, как говорил преподобный Никон Оптинский, указывают путь, по которому надо идти самому. Стремление к пресечению преступности, воспитанию нравственности, раскрытию способностей, росту и процветанию государства и личности в нём, отличается в разных учениях средствами достижения цели и перечнем моральных ценностей, что и составляет идеологию общества. Большой и заслуживающий серьёзного внимания вопрос: что является для общества нравственным и безнравственным. Яркий пример искажения понятия нравственности – нацизм и его проявления: геноцид, порабощение, осквернение святынь: материнства и детства, любви, попрание человечности. Полнота и содержание перечня моральных ценностей – это основа формирования мировоззрения. Если в перечне не брать во внимание часть заповедей, а часть скомпановать в своеобразный кодекс, это также будет являться средством формирования мировоззрения, только специфического. Например, к чему привело бы исключение из перечня всего трёх заповедей: «не укради», «не лжесвидетельствуй» и «не прелюбодействуй»? К безбоязненному обману, клевете и разврату, а игнорирование заповеди «соблюдай выходной день» - к безжалостной эксплуатации работников хозяином. У нацизма тоже была мораль, но, вероятно, без заповеди «не убий», а коммунисты не сочли необходимой заповедь «Господу Богу поклоняйся и ему служи». Любое, даже незначительное отклонение от идеала или Истины, влечёт за собой серьёзные заблуждения, цепочку ложных выводов и последующих поступков, которые постепенно превращаются в искажения индивидуальной психики и приводят к ошибкам, конфликтам и заблуждениям всё общество. Более сложный пример отступления от  истинного мировоззрения – неверное толкование  любого из основополагающих постулатов. Так, текст о первостепенности срочного распространения христианского учения повсеместно, как единственной гарантии мира на Земле, по синодальному переводу прошедшего столетия гласит:
«не мните тако, приидет вовремя мир на землю: не приидет во время мир, но мечь. Приидет, чтобы разлучить человека на отца своего, а дочь на матерь свою и невестку на свекровь свою. И враги человеку домашние его», то есть, не заблуждайтесь, что мир сам по себе во время придёт на Землю. Не успеет прийти мир, придёт меч, разделит и поднимет людей друг на друга, и могут стать врагами человеку домашние его, из чего следует необходимость скорейшего разъяснения людям единственно возможного пути спасения жизни на Земле – отказа от конфликтов, мести «око за око», алчности и лжи. Современный перевод тех же слов Христа «не думайте, что Я пришёл принести мир на землю, не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку домашние его» перевернул смысл христианского учения, истолковав, что оно, как яблоко раздора, устанавливает вражду между людьми, причём, относя в разряд врагов верующего христианина, его домашних, не знающих или не понимающих серьёзности учения, давая право верующему христианину, как «посвящённому», демонстрировать своё превосходство. Практические примеры наблюдались среди свидетелей Иеговы. Кодекс идеальной морали гарантирует отсутствие преступности, высокую производительность труда, налаженность экономических связей, благополучие в семьях и быстрый рост научно-технического прогресса, то есть совершенствование цивилизации. Стоит ли тратить время и ломать копья в неосновополагающих частностях обрядов и учений, насаждая антагонизм, изобретать велосипед, придумывая вторую первооснову, если совпадают цели? Не лучше ли признать ошибки, исправить заблуждения и соединить усилия? Атеизм, возникнув, как средство примирения действительности с научными представлениями своего времени о сверхъестественных силах, теперь расходится с наукой, признавшей существование Бога. На вопрос: не правильней ли быть атеистом, отвечают слова из псалма 13, стих 1: «Сказал безумец в сердце своём: нет Бога». Система воспитания личности в христианстве настолько мудра, всеобъемлюща, тонка, детальна, сбалансирована, взаимоувязана и предусмотрительна, что остаётся провести необходимые параллели с жизнью современного человека, сформулировать современным языком труднодоступное восприятию, за счёт древних оборотов церковно-славянского языка, толкование смысла христианского учения, изложить юридическим языком его основу - заповеди Божии,  и применять, как Основной Закон, для руководства в жизни повсеместно и всенародно. «Слава в вышних Богу, и на Земли мир, в человецех благоволение» - из Славословия великого.
 Copyright: Татьяна Коновалова 7, 2014
Свидетельство о публикации в сокращении №114070408690


Рецензии