Дама с камелиями, или как старые сюжеты наполнить
Дама с камелиями,или как старые сюжеты наполнить новым содержанием.
Дама с камеями, Дон Жуан, или в поисках новых сюжетов.
Я ищу новые сюжеты для достаточно масштабного романа. Казалось бы, жизнь и литература полны сюжетов. Но...оказывается, все не так просто. Должна состояться Встреча Автора и Сюжета. Это как Встреча Любви. Все твое существо должно всколыхнуться. Увы, это случается редко и непредсказуемо. Великие произведения рождались подчас от самых непредсказуемых случайностей. Например, однажды на вечеринке в некоем салоне певица Лавровская, очень известная в свое время, посоветовала Чайковскому написать оперу на сюжет Евгения Онегина Пушкина.
Петру Ильичу эта мысль показалась »дикой». Именно это определение фигурирует во всех исторических справках о сотворении самой знаменитой и любимой поколениями слушателей русской оперы. Дикая мысль! Решительно нелепая идея.
Но зерно было брошено...Прошло несколько дней и вдруг в какой-то миг, как током ударило мозг:писать оперу на сюжет Онегина! Чайковский вспомнил, что у в его небольшой еще походной библиотеке на съемных квартирах нет томика Онегина. Срочно в ближайшую книжную лавку. Но уже поздно, все магазины закрываются. Нет мочи терпеть до утра! Чайковский вихрем несется по проспекту и, залетев в книжный магазин, с порога крикнул:»Евгений Онегин»!Пушкин!»
На него странно посмотрели и велели мальчику-работнику принести со склада томик, а вообще магазин уже закрывается.
Счастливый, Петр Ильич бегом вернулся на квартиру, прижав томик Пушкина к груди, и вся бессонная ночь прошла в перечитывании нечитанного с гимназической поры программного произведения(Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь), лишь смутно помнился в общих чертах сюжет.
А потом за одну ночь Чайковский написал «Сценариум»-сам, всё либретто! И покатилось. «Перо к бумаге, минута, и стихи свободно потекут»(тоже из Онегина строка).Сказать, что Чайковский создал шедевр, достойный Пушкинского творения-мало сказать.
Онегин, как ни крути, национальное произведение, «энциклопедия русской жизни» 19 века по определению Белинского, что помним со школьной скамьи. Чайковский сделал его интернациональным:ибо самая ставящаяся в мире русская опера, и популярность ее не уменьшается. Вот несколько лет назад была европейская премьера Онегина в режиссуре Чернавского, молодого оперного режиссера, имевшая шумный мировой резонанс, я смотрела, это нечто! Режиссеру действительно удалось «осовременить» оперу, но точно выдержав баланс на уровне чеховского времени, этакий "Вишневый сад" по общей оценке. И при этом создав удивительный »кинематографический» эффект постановки.
Вообще же, «осовременивания «классических опер-занятие чаще всего неблагодарное, с трагикомическим результатом. Джинсы и тонированные очки под музыку Верди. И даже более ранних классиков. «Не из той оперы»так и прёт. Уж лучше переодентесь в традиционные оперные кринолины и парики с косичками,но пойте хорошо и играйте правдиво.
Вот что сказал Александр Дюма-сын об опере Джузеппе Верди «Травиата», написанном им по роману Дюма-сына:»Дама с камелиями»:»Через 50 лет мой роман был бы забыт-Верди обессмертил его». Самокритично. И он был абсолютно прав. Литературные произведения живут короче великих опер и балетов, драм для театра. Если они не переложены на сценические искусства, а в наше время-не экранизированы-то самая талантливая литература, имевшая в свое время шумный успех, неизбежно забывается. Меняются эталоны стиля, меняются модные сюжеты. В 19 веке чрезвычайно моден был этот сюжет:дама полусвета, угасающая от чахотки(тогда туберкулез был бичом мира), в нее влюбился и даже собирается жениться на ней богатый аристократ, скандал! Была такая романтизация куртизанок, их блеска и нищеты. Идеи социальной справедливости, конечно, сказывались на этом частом сюжете: куртизанка-содержанка из низов и богатый аристократ, против них-»благородное общество». Вспомним хоть Джен Эйр-в сущности, о том же. Правда, Джен Эйр-скромная гувернантка, но это другой поворот того же сюжета о праве на счастье, против которого ополчились «условности света». Эта стрежневая идее литературы 19 столетия. В защиту униженных и оскорбленных, даже если это угасающая с маковым цветом на щеках от чахотки-парижская куртизанка.
В наше время, когда даже принцы и нефтяные магнаты женятся на «девушках из народа», а то и -о ужас викторианской эпохи!-на разведенных женщинах, архаичными представляются эти некогда революционные произведения. И в самом деле, кому была бы интересна ныне Дама с камелиями Дюма-сына, если бы не пьянящая музыка Верди! Музыка на все времена, никогда не устареет. И снова и снова оперная Травиата, Виолетта Валери, на всех оперных сценах мира, взывает к Року:Простите вы навеки, о счастье мечтанья. Я гибну, как роза, от бури дыханья...
А кто читал «Даму с камелиями» Дюма-сына? ...Надо почитать:)) Но в качестве литературного и киносюжета история Виолетты и Жермона давно неактуальна. Сегодня Жермон без всяких проволочек легко женился бы на Виолетте, несмотря на «ее прошлое». Разве если рассказать старые сюжеты по новому. Так сказать, старые песни о главном.
Прочла синопсис(краткое содержание) оперы Даргомыжского «Каменный гость» на сюжет повести Пушкина. Между прочим, Пушкин, кажется, весь переложен на ткань оперы, балета и кино. Прочтение и навеяло эти мысли. Каменный гость-это о вечном герое мировой литерауры-Дон Жуане. Интересно сравнить слушанную-переслушанную величайшую оперу Моцарта «Дон Жуан» с «камерной оперой» Даргомыжкого »Каменный гость» по Пушкину. И там, и там фигурирует таинственный мистический истукан-скульптура Командора, убитого Дон Жуаном и пришедшая из Бездны покарать нечестивца. В обеих операх-тяжелый выбор Донны Анны, дочери Командора, между дочерним долгом отмщения за отца(этот женский аналог принца Гамлета!)-и вспыхнувшим чувством к опытному обольстителю Дон Жуану. Но в обеих операх -Моцарта и Даргомыжского по пушкинскому тексту- Донна Анна, как Донна Эльвира, как и крестьянка Церлина-не карают сами нечестивца, они слишком слабы пред силой его очарования: отмщение и аз воздает Рок в образе ожившей статуи Командора.
Тема грозного таинственного Рока проходит красной нитью через оперу Моцарта(не забудем, что он состоял в ложе вольных каменщиков, то есть масонов)-что подымает на философский уровень это творение над массой посредственных произведений на бытовые и куртуазные сюжеты а-ля Декамерон. Командор олицетворяет вселенские силы Справедливости и Неотвратимости воздаяния, от которого никому не уйти. Раскрытие этой идеи Моцартом в его последней опере огромно по силе воздействия. Это, несомненно, лучшая и значительнейшая из его опер, несморя на обаяние комических опер «Свадьба Фигаро» и ранних типа «Похищение из Сераля» и т. д. Пожалуй, и мощнее «масонской« оперы Моцарта »Волшебная флейта» с откровенно-сказочным сюжетом, только что с масонской символикой. Но «Дон Жуан»-психологически-сильное произведение, реалистичное, несмотря на элемент мистицизма в лице Командора. Но разве в нашей жизни мы не замечаем нередко присутствие мистически-необъяснимого? Разве мы не уповаем подчас на высшие силы? Разве не говорим:есть правда на Земле! Есть Божий суд!
Однако как воплотить в произведении литературы, оперы, кино и драмы нашего времени этот вечный сюжет? Статуя Командора? Но это так оперно-бутафорски, смешно...И что вызывающего в наши дни и эпатажного в фигуре Дон Жуана-в эпоху торжества Соддома и Гоморы, когда министры правительств признаются в особых ориентациях, а «однополые браки» становятся статьями законодательств и обряды «венчания»осуществляются в храмах Запада священнослужителями в рясах, не исключено, что скоро-и в России?!
В эпоху, когда не осталось в «цивилизованном обществе» места понятию греха и пресечения черты дозволенного-удивительно ли иссякание литературы и драмы? Ведь греховность Виолетты создает силу воздействия «Травиаты». Грех на душу берет и мистер Рочестер, скрыв факт наличия жены, хотя бы и безумной, но законной-предложив Джейн стать его женой. И Джен Эйр говорит себе, узнав о тайне:»Беги искушения!».Она покидает Торнвилл-холл, отринув предложения Рочестера бежать в Италию или еще куда-нибудь. Такой же ответ получает и Евгений Онегин, валявшийся в ногах княгини Татьяны, оставшейся непреклонной и верной долгу, не поддавшейся искушению греховности. Она не просто «другому отдана»:она дала обет верности перед Богом! Вспомним последние слова Оненина:»Позор. Тоска. О, жалкий жребий мой!». Он сам оценивает свой поступок, как позорный и «жалкий жребий»! Но в наше время все это пустой звук. Ныне не осталось моральных дилемм:вот и измельчали и литература, и кино. Опера же, да в значительной степени и драма-просто сошли на нет, сохранив лишь набор классики. Вот легкомысленная оперетта-та сохранила интерес публики, модно переименовав себя в «мюзикл». Хлеба и зрелищ!Клич римского плебса в эпоху упадка империи.
02.11.2014 13:17
Свидетельство о публикации №114110204890