Немного о полёте

Позавчера, в пятницу, собрались слетать в западном направлении. Сначала до Серпухова над Окой, и далее по Протве к Малоярославцу. Небольшая прогулка на два часа.
Поднялись с бетонки и пошли по маршруту. Видимость плохая - не больше трёх километров, и нижняя кромка на ста пятидесяти метрах.
Хотя нижней кромкой это сложно было назвать - просто дымка без чёткой границы. Отлетев километров на пятнадцать, заметили, что охлаждающая жидкость в обоих моторах не хочет остывать после взлётного режима, и имеет предельнодопустимую температуру. Это мы не угадали с количеством ленточек, которыми закрываем радиаторы по мере того, как на улице холодает - переборщили. В полёте не исправить уже. И что, возвращаться назад? Воздух довольно плотный, и Корвет идёт в горизонте даже на пониженных оборотах.
"А давай в Пахомово сядем" - сказал Серёга. Мне понравилась идея, и мы направились на свой старый аэродром курсом двести десять, на малых оборотах. Шли низко, на ста пятидесяти метрах. Из дымки-тумана выползали знакомые места - деревни, речки, дорога, высоковольтка. Ощущение, что под нами аквариум. А если смотреть вперёд или вбок, то как-то непривычно всё выглядит на малой высоте в дымке. Появилось ДмитриЕвское с белой церковью. А чуть дальше и правее замаячила церковь в Ченцово, тоже белая. Они, церкви, как настоящие маяки в условиях такой видимости. Ещё немного и перед нами полоса в Пахомово. Никого там нет. Самолёты на приколе до весны, а планера спят в ангаре. Сторожа не видать. Колдун снят с мачты и дымов в округе нету. Поэтому не удалось сразу определить направление ветра. Но в конце-концов Корвет благополучно побежал по траве полосы. Перерулили к нашей скамеечке и остановились. Тихо и грустно. Никого нет. Освободили радиаторы от лишних ленточек и решили никуда больше не лететь, а остаться здесь, чтобы вволю потренироваться. Взлёт, круг, посадка. И так пока не надоест.
В небе над посёлком тоже чувствуется что-то грустное. Пусто. Только коршун один раз попался на взлёте. Но он довольно быстро исчез под фюзеляжем.
Дымка немного рассеялась в этом месте, и стало чуть получше видно окрестности. На одном из взлётов наш курс пересёк довольно большой самолёт с законцовками крыльев, загнутыми вверх. Как летучий голландец - прошёл в километре на запад. "Гларус, Гларус" - послышалось в наушниках. "Гларус не руководит" - ответил Серёга. "А это вы сейчас взлетели?" - последовал вопрос. "Да, мы. Мы из Ступино." "А я из Большого Грызлова" - отозвался голландец и скрылся в дымке.
Тишина в эфире. Сделав четырнадцать посадок, решили идти домой - отсюда надо ложиться на курс сорок градусов.
Обратный путь немного отличался, так как на западе чуть развиднелось. А на востоке попрежнему дымка-туман. И мы летим как раз по границе. "Вот ещё бы чуть-чуть прояснилось на западе, и было бы самое красивое небо" - сказал я. Осенний горизонт я люблю больше всего. Именно в октябре, в полёте, можно наблюдать особенные оттенки облачного горизонта вдали, которых нет в другие месяца. Это нежные оттенки. И в то же время в них чувствуется холод. Но всё равно - было очень красиво, хотя и не прояснилось до конца.
Из тумана вышла церковь посёлка Иваньково. Осталось недолго до Оки. Не хотелось заканчивать полёт. И чтобы продлить удовольствие,
я время от времени закладывал виражи - то вправо, то влево. Ощущение собранности, и в то же время полудрёмы - вот что я чувствовал, делая круги на границе дымки и ясного неба.
Скоро увидели туманную Каширу, и на севере от Оки - Ступино. Нереальный, расплывчатый мир. Неожиданно, километрах в трёх, чуть
правее курса, появился мост Каширского шоссе. Из-за плохой видимости вОды Оки разглядеть было невозможно. И только белые пролёты этого длинного моста красиво выступали ниоткуда, а за ними тоже ничего не было. Как во сне.
Зато слева хорошо виден мост трассы М4. Но он не кажется таким необычным, и он не белый.
Какие только сюрпризы не преподносит туман счастливым пилотам!
Справа берег Оки с церквями Каширы. И опять перед нами нереальный пейзаж, ещё более красивый чем обычно.
Входим в круг над аэродромом. На бетон садиться неохота, и мы идём на грунтовку. Глиссада почти на самое солнце. Оно чуть слева - там где небо очистилось, низко над горизонтом, но яркое как днём. Из-за этого на выравнивании и далее на выдерживании, полосу не видно вообще. Но нам это не так важно. Правда, на всякий случай, перед касанием, я посмотрел вправо, где можно было увидеть землю.
Зарулили на стоянку. Собираемся по домам.
Два часа в небе. Было ощущение, что пятницу прожили не зря.

2.11.2014


Рецензии
Класс! Как будто слетал с Вами.
Как же у вас замороченно с охлаждением-то. Я вот на свой РМЗ-500 на заборник вентилятора картоночку контровочкой прикрутил, две дырочки в ней прорезал и в полёт. 400м набора на взлётном - температура выше 210 не поднимается - самое оно! Потом с этой высоты имитация отказа - снижение на МГ с последующей посадкой. Ниже 125 не упала, а на маршруте 170 - лепота. Надо Вам какие-нибудь жалюзи управляемые приделать.
Удачи Вам, летать почаще и чётности!
С уважением,

Айрат Нуртдинов   01.12.2014 23:39     Заявить о нарушении
Спасибо. Буран у Вас на дельте стоит? Да, про жалюзи я давно думаю. Но руки пока не дошли. Эти жалюзи должны быть абсолютно надёжными - в этом вся проблема. А с охлаждением проблема сказалась на недавнем происшествии. Если бы не это, ушли бы на одном движке: http://stihi.ru/2014/11/19/371

Сергей Видакас   02.12.2014 00:23   Заявить о нарушении
Не "Буран"(РМЗ-640), а РМЗ-500 (почти как R-503) на одноместном самолёте.
http://fotki.yandex.ru/next/users/nuajrat/album/111511/view/492186?page=0
А этот рассказ о вынужденной я уже читал в прозеру, потому и мысли про жалюзи возникли. Уж очень вы - планеристы бесстрашные насчёт посадок на неподготовленную площадку, а мне как-то очень тоскливо это.)))

Айрат Нуртдинов   02.12.2014 01:30   Заявить о нарушении
Да, я в курсе про 500-й, но по старинке их Буранами называю. А как самолётик называется? Или это самоделка? И там ещё второй сверхлёгкий на фото есть. Я когда-то на таком взлетел. Только после того полёта стал в аэроклубе учиться. Сейчас тот самоль у меня в гараже без мотора стоит (уже 10 лет стоит) и ждёт своего второго рождения.
А вынужденная посадка - в некоторых случаях её и на деревья можно совершить безопасно. Проблемы потом возникают - с эвакуацией :)

Сергей Видакас   02.12.2014 02:04   Заявить о нарушении
Уж очень друзей соклубников не хочется напрягать с эвакуацией, а места у нас в Тверской обл. очень "весёлые".
Самолётик единичный, "Чибис02" называется. А тот что с открытой кабиной собрали из того что было; крыло с подкосом от "Шмеля", мотор R-503. Неплохой получился самолётик.

Айрат Нуртдинов   02.12.2014 02:17   Заявить о нарушении
Единичный? Значит самоделка? Полна наша земля талантами.
А я вот в амфибию влюбился. Тяжёлый случай :) Гидроавиация - вещь очень тонкая. Много подводных камней :)

Сергей Видакас   02.12.2014 02:42   Заявить о нарушении
Конечно самоделка, хотя не люблю этого слова применительно к "Чибису",как инженер должен отметить, что самолёт спроектирован и построен (не мной)довольно грамотно. Хотя и пришлось мне немного его дорабатывать, но это обычные мелочи.
К амфибиям я тоже не равнодушен. Трудности и хлопотность эксплуатации чистогидры хорошо знакома; в клубе два года эксплуатировали Че-22 без шасси.
Сергей, заходите вот сюда
http://nuajrat52.livejournal.com/
а то на этом, литературном сайте я как-то не очень уютно себя чувствую в обсуждении в общем-то не литературных аспектов.
С уважением, Айрат.

Айрат Нуртдинов   03.12.2014 00:49   Заявить о нарушении
Почитал по ссылке рассказы. Но не представляю, как там можно общаться - очень неудобный интерфейс, и как-то рука не тянется там печатать. Кстати, этот Андрей на соседнем аэродромчике - возможно я знаю его. Это не Егоров Андрей, у которого Пайпер Каб? Одно время он в Пахомово базировался. Потом купил полосу в Тверской области. Привет ему.

Сергей Видакас   03.12.2014 02:05   Заявить о нарушении
Ещё по поводу полёта в облаках. В своё время я много раз это делал. Вез авиагоризонта, естественно. Всё же, даже при прямом полёте там можно попасть в просак. Кое-что здесь есть: http://proza.ru/2011/10/05/660

Сергей Видакас   03.12.2014 18:23   Заявить о нарушении
А я Андрея даже фамилию не знал, - да это он; площадка Киверичи. Очень гостеприимный человек. Прилетал к нему несколько раз, и он к нам. Это ближайшая к нашей (Горицы) площадка, всего в 30км.
Тот полёт в облаке (полученный опыт), можно без преувеличения сказать, жизнь мне спас. Я через два дня после неожиданного попадания в облака (туман, оторванный от земли)сел и описал впечатления. Может опубликую позже.
Прочитал Ваш рассказ. Про коварство спирали я к счастью знаю; Спираль может "затянуть" даже в условиях хорошей видимости, если не понимать, и к сожалению таких трагических случаев много.

Айрат Нуртдинов   04.12.2014 01:23   Заявить о нарушении
Много. Даже очень. Просто диву даюсь каждый раз, читая о гибели пилотов. Да при том многие из них весьма опытные. Но прокалываются на азбуке. Особенно меня поразил недавний случай. Там на форуме и видео с регистратора в кабине. Просто уму непостижимо. Человек сам себя убил и курсанта чуть не потянул за собой.
Кстати по поводу видео - вот запись с моей камеры в тот день, когда мы разбились и чуть не утонули: http://www.youtube.com/watch?v=oemvyDMKdHc
Ну и там на моей странице много записей, сделанных на Корвете (на воде, итд), если будет у Вас интерес.

Сергей Видакас   04.12.2014 02:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.