Кризис жанра
Похоронный ноктюрн,
На манер африканский рок-банда,
Как веснушки на мёртвом лице по столу,
Разбросало Молчание диски и жалко
Мне пропущенных пауз, цезур и fermato,
И обилие стретт, ракоходов и фуг
Не ласкает мой слух,
Всё мне кажется гвалтом,
Камертон устарел, индикатор потух,
Жду свидания...
Стретта..
стретто (итал. stretta, stretto, от stringere - сжимать, уменьшать, сокращать; нем. eng, gedrдngt - сжато, тесно, Engfьhrung - сжатое проведение).
1) Имитационное проведение (1) полифонич. темы, характеризующееся вступлением имитирующего голоса или голосов до окончания темы в начинающем голосе; в более общем смысле - имитационное проведение темы с меньшим расстоянием вступления, чем при первоначальной имитации. С. может быть выполнена в форме простой имитации, где тема содержит изменения мелодич. рисунка или проводится не полностью, а также в форме канонич. имитации, канона. Характерным признаком возникновения С. является очевидная для слуха краткость расстояния вступления, обусловливающая интенсивность имитирования, ускорение процесса наслоения полифонич. голосов.
Ракоход..
Один из первых примеров ракохода — в рондо; Гильома де Машо «Мой конец – моё начало», где на ракоход намекает уже название пьесы. Жоскен Депре в (последнем) Agnus Dei мессы L’homme arm; шестого тона в двух нижних голосах контрапунктически проводит первую часть песни в прямом движении и ракоход второй части песни, а затем наоборот (первую часть в ракоходе, а вторую — в прямом движении), на фоне которых возникает множество канонов в парах голосов, а затем во всех четырёх голосах.
У Баха техника ракохода применяется в одном из канонов «Музыкального приношения» (авторское обозначение нейтрально: Canon a2). Один голос излагает так называемую «королевскую тему» (лат. thema regium), а второй ему контрапунктирует; по окончании темы всё повторяется ракоходно, при этом голоса меняются местами (в двойном контрапункте). После этого весь канон повторяется, в свою очередь, в двойном контрапункте.
В классико-романтическую эпоху композиторы не увлекались ракоходами. В соответствии с принципами господствовавшей в те времена музыкальной эстетики тема должна быть рельефной — индивидуальной и узнаваемой; в ракоходе же тема меняется до неузнаваемости, её индивидуальность теряется.
В XX веке интерес к ракоходу возобновился (вместе с интересом к старинной музыке вообще). Так, у И. Ф. Стравинского в Кантате на стихи неизвестных английских поэтов XV—XVI веков (1952), в Ричеркаре II для тенора solo каждая фраза (кроме рефрена) проходит в прямом движении и тут же дана ракоходно. Ракоходы применяли Л. Даллапиккола, П. Хиндемит и другие композиторы-полифонисты XX в.
Цезура..
Момент разделения музыкальных фраз называется цезурой. По своему значению цезуры в музыке близки к знакам препинания в словесной речи. Они отделяют музыкальные построения друг от друга и помогают яснее воспринимать музыку.
Цезура обозначается знаком V и указывает на то, что в этом месте нужно взять дыхание. Каждую фразу следует петь на одном дыхании. Нельзя брать дыхание посередине фразы. Взяв дыхание перед началом фразы, нужно экономно расходовать его, чтобы воздуха хватило на целую фразу.
Фермата..
Ферма;та (итал. fermata — «остановка», «задержка») — знак музыкальной нотации, предписывающий исполнителю увеличить по своему усмотрению длительность ноты, обычно в 1,5-2 раза, но возможно и более...
Свидетельство о публикации №114102911306