Из портфеля редактора. 3, б

   Придется повторить текст, чтобы читатели не бегали смотреть это "3,а"… Итак,  получил я для оценки в свое время  опус под названием «Муза». Попросил оценить его «сегодня», и получил отклики от коллег по клану Стихи.ру. Народ принял опус  с «отвращением» и обругал его в двух–трех словах. Развернутую блестящую критику предложила Сотникова  и привела в восхищение своим сарказмом, причем вполне оправданным (смотрите 3,а):
    Огонь на свечах вспыхнул вновь
    И забродила в жилах кровь
    От звуков лиры, страстных слов,
    От нежности твоих духов,

    От красоты твоей, девица.
    О, Муза, ты моя царица!
    Меня пьянишь ты до утра,
    Дотла сжигая вечера.

    В экстазе сладостно срастаясь,
    Цветком весенним раскрываясь,
    В мои уста ты льешь вино
    И осеняешь мне чело.

    И вот бумаги и пера
    Мне лишь хватает до утра.
    И тут ты шепчешь: - Мне пора -
    Ласкать других под скрип пера

    И сыпать щедро красок дар,
    Вдыхая гениям свой жар.
       (1990)

    Много едких слов произнесла на этот счет Ирина Сотникова, которые я не буду повторять,  ибо они «неповторимы»..  Кратко сказать, - надо отрицать  каждую строку.. Поэтому пойдем по порядку….
   Вот прочли мы сие и думаем: а кто такая эта Муза. Вроде бы должна быть, согласно древним грекам, богиней вдохновения. А согласно современным понятиям, - Дева, недоступная и прекрасная, которую и надо завоевывать стихами.  Но что же «мы имеем»? Да, это Дева – казалось бы: «красавица , царица, Муза». Но тут же идут прямые указания, что она пьянит до утра, и поэт с ней  сладостно срастается…  Какой аристократизм, однако!  В его «уста» она вливает вино, - надо полагать ,ту же греческую «амброзию»,  напиток и пищу богов олимпийских. И это вино он «лиет» в уши читателю.. Очень возвышенно и романтично, не правда ли?
   Но вскоре мы видим, что Царица – это Жрица любви, которая пришла на  время, но ее ночь расписана, и она пошла обслуживать других таких же пиитов, которым не чуждо и материальное обладание ею, потребление ее «жара»  и «под скрип» почему-то «пера»…
   Ясно, что поэтического высокого вкуса здесь отыскать нельзя из-за  мешанины слов и понятий. Эти ночные рандеву, оказывается, были обслугой гениев, в число коих «изящно» вписан и автор, который не владеет словом даже не уровне нынешнего старшеклассника. Кроме того, он – романтик «старой школы», когда в ходу были «уста», «чело», «осеняешь». По этой, видимо, причине автору не даются простые современные слова, которые и сочетаются нелепым образом: «дотла сжигая … вечера»;  бумаги «лишь  хватает до утра» , а не «лишь до утра»; и венец творения: «Вдыхая гениям свой жар».
   Словом, править это Воззвание невозможно. Его просто надо выбросить или дать полежать «девять лет», как завещал в таких случаях Гораций…  И потому я, «редактируя», сменил и Тон, и облагородил Музу, и выправил Язык. Но, правда, узнать автора уже невозможно. Можно лишь, как это делают теперь часто в кино там, «у их»,  написать:  «Автор идеи Имярек» …
       И вот что вышло из трудов моих:

Я снова кем-то высшим стал,
В руке я чувствую металл,
Каким-то светом ослеплён
И слышу гул, и гром, и звон.

Она опять ко мне пришла
И раскалила добела.
Настала жуткая пора,
И пламенеть мне до утра.

Я ощущаю, как экстаз
Объединяет снова нас,
Ночь напролет мы с ней вдвоём
Смеемся, плачем и поём...

Но улетает Муза вновь,
И гаснет яркая любовь,
Огонь сменяется золой,
А добрый юмор – шуткой злой...

И где-то близко от меня
Я вижу всполохи огня:
Увы, теперь другой поэт
Там слышит гром и видит свет.
1990

 


Рецензии
Здравствуйте, Игорь Ваныч!
Вот, не выдержал всё-таки (спровоцировали таки), вернулся к Вашему «портфелю», чтобы высказаться по некоторым вопросам.
По критике оригинала добавлю ещё следующее замечание: во втором стихе первого катрена неверно употреблено слово «забродила» (застоялась?). Уместнее - «забурлила». Со всем остальным почти согласен, но …
Теперь немного «позащищаю» автора – уж с очень резкой критикой обрушились на него Ирина Сотникова, Вы (чуть мягче) и некоторые другие. «Графоманское гэ», «уровень старшеклассника», «каждый напишет» - это, по-моему, было бы обидно услышать автору. Да, стихотворение НЕ ТРОГАЕТ, но, может быть, это есть его некая отдушина. Может быть, он «университетов не заканчивал», работает от звонка до звонка на заводе или что-то подобное - поэтому и лексикон не богат. Но, если у него есть стремление учиться (ведь просил Вас «посмотреть»), то, по крайней мере, для формы здесь дело поправимое. Знаете, моя супруга до сих пор хранит листик с двумя «стихотворениями» (практически мои самые первые ), которые я ей написал будучи в разлуке (на предпоследнем курсе она отдыхала с отцом на море, а я один тосковал на практике в институтской общаге). Так вот, по форме они в разы хуже рассматриваемого Вами, мне сейчас «стыдно» на них смотреть, а ей – дОроги. «Век живи – век учись!». Ведь некоторые последние мои Вы даже похвалили. С помощью интернета сейчас можно, не имея собственной библиотеки, быстро найти и почитать шедевры классиков, подобрать синонимы, проверить значение слова и правильность ударений, и даже найти нужную рифму! Единственное, что меня сильно возмутило, это то, что он продавал такие свои «стихотворения».
Ну и слова «уста» и «осеняешь», на мой взгляд, не такие уж и архаичные. Если говорить о Музе, то, наверное, и их вполне уместно использовать.
Теперь перейдём к Вашему варианту. Исправленный вариант, на мой взгляд, ожидаемой «конфеткой» не стал. Почему? То ли от того, что Вы не сильно утруждались, то ли – просто изначальная мысль была не Ваша. Вас уже почитал немало – есть с чем сравнить. Вот по порядку то, что мне не совсем понравилось (это лишь моё восприятие, на «правильную» критику не претендую) :
«В руке я чувствую металл,
Каким-то светом ослеплён
И слышу гул, и гром, и звон.»

«Металл» – тяжёлый, а когда приходит вдохновение, то пишется легко и быстро. Другое дело в смысле твёрдости и уверенности. Но «металл» всё-таки здесь не «в тему».

«Каким-то» - у такого Мастера как Вы должен был найтись определённый эпитет.

«И слышу гул, и гром, и звон», «там слышит гром» - такое чувство, что приходит Апокалипсис, а не Муза.

«Настала жуткая пора» - что же «жуткого» в посещении Музы? Жутко только если она -прости, Господи, «Жрица Любви» (лет за 100).

«вновь - Любовь» - рифма сами понимаете какая.

«А добрый юмор – шуткой злой...» - думаю, что и удачно пошутить на злобу дня без вдохновения не получится.
За сим откланиваюсь, пойду читать настоящие «Каринские конфетки», пусть порою и «горькие» и иногда без «красивых фантиков».

Да, чуть не забыл. Интересно знать, а Вы сами говорили, что если что-то непонятно – спрашивать, так вот подскажите, пожалуйста, как правильно называется размер, которым написан цикл «Лёша»? В ответах на одну из рецензий Вы сказали, что это пятистопный ямб. У меня схема (Леша-3) получилась такая:
- / - / - - / - /
- / - / - - / - / -
Где пятая стопа? Что-то четырёхстопно-ямбо-анапестовое получается? Или я не прав?

С пожеланием здоровья и уважением,

Вольдемар Шумерский   18.08.2015 14:48     Заявить о нарушении
Ну, брат, а ты НЕМЕЦ, судя по педантичности. За опечатки - спасибо, исправил. Но на них можно, конечно, не акцентироваться. Насчет ямба - так посмотри число слогов: их девять и десять. Девятый и есть пятая строфа, ибо слог ударный. Этот размер - интонационная моя находка, навеянная моей заводской жизнью. А лучше, если не читал, посмотреть мое "Введение в стиховедение" - там про стопы сказано подробно. А ты разбил стопы неверно, не так, как их разбивают. И еще: не Леха, а Лёша, вполне ласково. А цикл не дописан, хотя он мне очень дорог своим реализмом, всё - с натуры.
Твои замечания к стихам того автора и к моей правке грешат тем же педантизмом: я же писал в его манере, потому и рифмы "не очень" яркие.
Насчет грома и молний - поэтическая гипербола бурного вдохновения, именно жуткой, сжигающей поры...
Не трать силы на эти опусы, ибо они просто для новичков даны, и там не Карин, а такой же новообращенный... Он, кстати, был учитель физкультуры, но вдруг "стал поэтом". Кстати, работая в одной газете, я правил стихи, которые присылали начинающие,и их печатали. Но жалоб не поступало,ибо авторам и так было лестно увидеть свои вирши... А теперь схожу на твои стихи, хотя бы на одно.. Игорь Ваныч.


Игорь Карин   25.07.2015 13:11   Заявить о нарушении
Спасибо, за ответ, Игорь Ваныч!
За "Лёху" извините, если нечаянно обидел. Циклы "Лёка" и "Лёша" идут подряд - вот в памяти и отложилось созвучное Лёке "Лёха".
В своей лекции Вы говорили, что размер определяется количеством ударных слогов. Их, не ставя побочных, для ритмичного чтения получается только 4, а не 5.(Символы для схемы использовал те же, что и в лекциях в "Школе поэзии-2".)

Вольдемар Шумерский   27.07.2015 09:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.