Обзор Юрия Октябрёва - Финал ОМ
----------------------------
ФИНАЛ "ОСЕННИЙ МАРАФОН-2"
№1 – 4
№2 – 4
№4 – 4
№5 – 4
№6 – 4
№7 – 4
№8 – 5
№9 – 5
№10 – 5
№11 – 5
№12 – 5
№13 – 5
№14 – 5(+1)
№15 – 4
№16 – 4
№17 – 4
№18 – 5
№19 – 4
Комментарии:
Хочу сразу же пояснить свои варианты оценок. Их всего два: 4 – хорошо, 5 – очень хорошо. Оценок ниже «четверки» ни один из финальных стихов не заслуживает, поскольку в финал пробились действительно сильнейшие авторы.
Поскольку в задании было указано дать краткий обзор каждому стихотворению, повинуюсь, хотя «пятерочные» стихи можно было и не разбирать, дабы не повторяться в лестных оценках.
№1 – Хорошее стихотворение с явным желанием автора вывести замысел за рамки предложенной цветаевской канвы. Отсюда и японская стилизованность стиха. К сожалению, не смог образно представить маяк, как разгул фантазии, и в последних строках «смогли нескоро Вы» звучит неверно в кон-тексте времени. «Нескоро» употребляется только в будущем времени, а в прошедшем, как здесь, единственно правильным вариантом было бы «не сразу».
№2 – Хорошее стихотворение, написанное в ином ритме и размере, нежели заданный оригинал, и оттого самобытное. Мешают смысловые небрежности. Не смог представить себе день, который забыл себя. Соловьи, распевающие о непонятном соблазнительном огне, тоже не впечатлили. В завершении не по-казался правильным образ клацающего чем-то предчувствия, а в слове «ожег» заподозрил орфографическую ошибку. Если это существительное, то должно быть «ожог», если глагол (от «обжечь»), то тире за ним не нужно.
№4 – Хорошее стихотворение, оригинально задуманное по строфике, но по-лучившееся незаконченным. Мне отчаянно не хватило еще одного четверостишия – не в конце, а в середине. Без него получилось как то несимметрично. Во втором четверостишии в двух строках подряд «снова» не очень хорошо звучит, а «смог на взлетной полосе» кажется лишним образом – ни к нему, ни к самой полосе нет никакой «подводки». Потому и просится еще одно четверостишие.
№5 – И это тоже хорошее. Сделано в предложенном размере и ритме, мягкое, лиричное. Но и здесь помешали смысловые огрехи. Сердце в варежках - со-мнительный образ для взрослого стихотворения, звучит несколько по-детски. «Часы прекрасные» без дополнительных эпитетов и подводки воспринимаются слишком буквально – как наручные часы в премиальном исполнении. «Нам … пути проторены» нельзя говорить, поскольку путь торит (пробивает) сам человек, а не кто-то в порядке помощи.
№6 - Хорошее стихотворение с отличными свежими рифмами. Но споткнулся на фразе «ввели горчащих мук…внутривенно». Здесь неправильное употребление падежных окончаний – вводить можно что-то (винительный), но не чего-то (родительный). Нельзя ввести «витаминов». И образ обугленного скелета показался все же чересчур устрашающим.
№7 – Хорошее стихотворение с яркими образами, отличными рифмами и высокой техникой. Красивый образ заката с варежек, но вот «роман с огнем разлук» показался чересчур красивым и надуманным образом. Роман с огнем в значении «любовная связь с химической реакцией горения в качестве партнера» именно так и воспринимается, а если «огонь разлук» - тоже не менее неудачно. Можно было бы «роман в кольце разлук», было бы чуть построй-ней.
№8 – С вашего позволения, о стихотворениях, получивших «пятерку», весьма коротко, чтобы не превращать комментарии в многостраничный обзор. Очень хорошее произведение. Сочно, образно, «вкусные» рифмы. «Хрупкие мосты зеркальной памяти» - чудесно.
№9 – Очень хорошее. Практически цветаевская по всем ассоциациям строфа. И внутреннее содержание цветаевское – чуть недоговоренное, нервное, пульсирующее. После О желательно запятую, поскольку обращение к словам.
№10 – Очень хорошее. И здесь цветаевская недоговоренность, кажущийся диссонанс мыслей – но на самом деле все стройно и понятно. «Сокольничий Феб» - отличный образ. Звенящие отточенной стрелой слова – прекрасно.
№11 – Очень хорошее. Сноска под стихом весьма уместна – сам из нее новое узнал. Финальные строки мощные и безжалостные, как контрольный вы-стрел. Блестяще.
№12 – Очень хорошее. Читается и звучит очень свежо благодаря самобытной строфике. Сюжет обдуман, ладно скроен и подан читателю с величайшим мастерством.
№13 – Очень хорошее стихотворение. Одно из двух, пронизанных уместным рефреном «благословляю вас и т.д.». В трех восьмистишиях – отличные и зримые образы тех, кого благословляют. Притягательная строфика. Мастерски.
№14 – Мой фаворит. Автору удалось не только с достоинством «выскочить» из узкой и довольно жесткой канвы заданной цветаевской строфы, но и проложить собственную, не менее яркую и образную. Отличная звукопись, строфика, плавный сюжет, меткие уточнения – настолько все «вкусно» и свежо. Спасибо автору.
№15 – Хорошее стихотворение с отлично задуманным сюжетом. Не понравился только выбранный размер и ритм – сбивает при прочтении. На мой взгляд, лучше было бы сделать с одинаковым количеством стоп, причем, удлинить на одну стопу именно нечетные строки – тогда слуховой эффект ста-нет отличным.
№16 – Хорошее стихотворение в аналогичном оригиналу ритме, читается легко, певуче. Претензия к строке «обиды сложите … судьбе по полочкам». Здесь неправильное употребление формы глагола. Сложить по полочкам нельзя, только стопкой. Можно только разложить по полочкам. «Разлуки… распишут вороны» тоже не показалось удачным образом – расписать преферанс напоминает.
№17 – Хорошее стихотворение, настоянное на такой пряной терпкости осеннего сплина. Царапнуло слово «таращится» в первой строке – слишком просторечно даже для сплина. «Но год пролетит, и опять закружит над городом» - здесь явно не хватает существительного. Только с третьего раза догадался, что закружит над городом не год, а осень, но она затерялась уже в предыдущей строке.
№18 – Очень хорошее. Уместный рефрен, мастерски осмысленный и встав-ленный туда, где ему и место. Пятистишия с соседними рифмующимися строками тоже выглядят удачной находкой – на фоне остальных стихов плюс за самобытность. «Блюз синей птицы» - очень интересный и тонкий образ, обыгранный на звучании цвета (blues – синий).
№19 – Хорошее стихотворение с элементами иронии и сарказма. На мой взгляд, нельзя растягивать одну смысловую строфу на три и более строки. Пока сообразишь, что в третьей строке еще «осколок» от первых двух, темп прочтения уже сбился. Приходится возвращаться и перечитывать заново, уже собирая воедино все три строки. В слове «едете» орфографическая ошибка. Кабриолет нужно писать с маленькой буквы, поскольку это не марка машины, а тип ее кузова. В остальном все хорошо.
Памятуя некоторые напряженные моменты в обсуждении итогов прошлых туров, старался быть максимально сдержанным и тактичным в оценках. Как их воспринять – решать только вам, уважаемые поэты. В любом случае, не ищите в них злого умысла и желания обидеть – их нет и в помине. Заранее поздравляю победителей. Всех Вам благ.
Свидетельство о публикации №114102804880