Хороша ли хата с краю?

Хороша ли хата с краю?
Устоит ли в дни пожара?
Станет вдруг спасения раем?
Или адской бездны жаром?

Крайность хаты не спасение,
крайний шанс - определиться.
Ради Божьего прощения -
равнодушия устыдиться.


Хат с краю не бывает
23 октября 2014 13
Политика Общество

к чему всегда приводит такая позиция
 «Наплевать, наплевать, надоело воевать!
Ничего не знаю - моя хата с краю.
Моя хата маленька, печка да завалинка,
Зато не казенная, а своя законная».
Песня Бумбараша
В новом фильме Никиты Михалкова есть пронзительный, …нет, скорее – пугающе откровенный монолог бывшего белогвардейца. За несколько минут до гибели он прямо говорит: «Мы сами виноваты», ибо хотели отсидеться, переждать, уповали на счастливый случай, благодаря которому всё само собой удачно рассосётся. Пересидеть и спрятаться не удалось никому - ни правым, ни виноватым, ни красным, ни белым. А хуже всего в той войне пришлось именно тому, кто стремился не запачкать ручки. Такую отстранённую позицию не принимает даже всепрощающий Бог, и как говорится в Библии: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откровение 3:15-16). Интересно, что многие из белоэмигрантов года этак до 1935-го всерьёз рассуждали на тему: «Их социализм долго не протянет, а мы скоро вернёмся и потом триумфально займём наши законные кресла в Думе, ложи в Мариинке, столики в «Яре», etc!» Эти господа совершенно искренне полагали: диктатура пролетариата волшебным образом куда-нибудь подевается, или, как уже было сказано – рассосётся. Они привыкли так думать, почему, собственно, и оказались выкинуты на свалку истории новой победительной силой – большевистской революцией.
Но сегодняшний разговор не о них, а о широко известном и, к сожалению, популярном принципе «моя хата – с краю». Этот постулат ущербен изначально. От него за сто метров несёт каким-то особенным сортом предательства – вроде бы человек из породы «мирная мышка» и просто не желает связываться, а на деле он и есть самый большой подлюка. Такое случается не только в годы войн и революций, это происходит везде и всюду. Закрыть ушки модными наушниками, загрузиться музончиком и пусть хоть весь мир катится к чёртовой бабушке. Недаром, все беды человечества приключаются из-за молчаливого согласия (или точней – безучастия) покорного большинства. Напомню, что в советской литературе самый ненавистный типаж – это так называемые «равнодушные», средне-половинчатые, мирные филистеры, которые (да-да), никого не убили. Однако же смолчали, прошли мимо, отвернулись. Они всегда рисовались хуже откровенных врагов. Потому что всегда создадут благоприятный «фон» для любого злодейства.
Больше того! В СССР весьма скептически относились к восточным (как правило, индийским) учениям, практикующим непротивление и то самое «тихое счастье», которому был посвящён большой фрагмент в детской киносказке «Садко». Помните? «Я, Птица-Феникс буду петь вам сладкие песни…»? И – далее про безмятежность, молчание и невмешательство. «Страна блаженного покоя… Горе тем, кто хочет деянием добыть счастье. Счастье – это покой». И, понятное дело, что такое ущербное счастьице не подходит былинному гусляру и его товарищам – экзотическую птице-диву грубо заталкивают в домотканый мешок. Потому что, как писал Михаил Кульчицкий – молодой советский поэт, погибший на войне: «Самое страшное в мире - это быть успокоенным». Потому что именно стратегия под названием «А ты не связывайся!» чревата многочисленными подлостями.
Вспомним нашу недавнюю историю. Развал СССР, октябрьский расстрел-93, вхождение страны в глубокий нравственно-политико-экономический (всё сразу!) кризис. О чём думали «нормальные» люди, когда видели полыхающий Белый Дом? Они не хотели никакой пальбы, а тем более – переворотов с танками, Баркашовых с Макашовыми, конституционных споров и около политических дрязг. «Ах, увольте нас от этих напастей!» Обывателю в те годы просто нравилось пятить глазёнки в телеящик и сентиментально всхлипывать над судьбой мексиканско-сериальной красавицы Марианны. Хотелось иноземных жвачек и красивых журналов с нарядными фотомоделями. Мы тут – с краешку постоим, посмотрим, чем дело кончится. А лучше и вовсе не светиться, а то можно и по лбу получить. Умный в гору не пойдёт и даже обходить не будет – умному эти горы вообще не нужны. Главное – тишь да гладь. Не выяснять истину. Не лезть. И, наконец, самое гнусное: «Тебе что, больше всех нужно?!»
По сути, жизнь в1990-х – это какая-то всеобщая попытка закрыть глаза на происходящее, поскорее занять свою маленькую, уютную нишу и не вылезать оттуда. Впрочем, очень многие тогда были заняты банальным выживанием и, ожидая не выданную с самого марта зарплату (а на дворе, например, октябрь!) думали о том, как бы половчее дотянуть до весны. Не связываться же, правда? Я знала состоявшихся сорокалетних людей, которые по полтора года таскались в свою обанкротившуюся контору, где им выплачивали «гонорар» то изделиями родной фабрики, то просто задарма кормили в столовке. Потому что денег на зарплаты и выплаты попросту не было. Когда им всем задавался вполне резонный вопрос: «А зачем вы туда ходите?», то всегда следовал один и тот же кроткий ответ: «Ну, сказали потерпеть, попросили не увольняться, …да и боязно …вдруг я уйду, а на следующий день привезут мой миллион! И вообще, что могу один?!». А с экранов попсово-разухабистого ТВ лилось искристо-задушевное: «Главней всего погода в доме, а всё другое суета». Корпулентная дива в эффектном платье заученно и зазывно улыбалась, предлагая не рыпаться. Суета ибо! А на наших глазах великая держава превращалась в руины. Суета, родные! И на месте бывших братских республик образовывались мелко-феодальные княжества с соответствующей политической моралью. Всё – суета, кроме салатика Оливье под мексиканский сериал! И – Белый Дом становился чёрным от дыма и – от ужаса. Так что монолог офицера из михалковской картины можно смело переносить на события 1991-1993 годов. Особенно фразу: «Какую страну загубили!»
Разумеется, данная «болезнь» - это пагуба всего человечества, а не только России-СССР! Это тот вид грабель, на которые оно регулярно, а иной раз, и с удовольствием наступает. Все очень хорошо знают вот эту цитату, принадлежащую немецкому богослову, лютеранскому пастору Мартину Нимёллеру: «Когда они [наци] пришли за коммунистами, я молчал - я не был коммунистом…» Далееидёт перечисление всех тех, кого уничтожили с молчаливого согласия автора и ему подобных. И, наконец, финал: «А когда они пришли за мной - уже некому было заступиться за меня». Речь шла о принципиальном непротивлении интеллигенции Третьего Рейха нацизму - о том самом желании «пересидеть» диктатуру, пописывая милые статейки о посланиях Фридриха Великого к Вольтеру или о расовой сущности «Саги о Вёльсунгах». Многим было очень удобно и - уютно молчать, утыкаясь в красочные альбомы по искусству, вроде «Немецкого барокко от Шлютера до Кнобельсдорфа». И что-нибудь изречь при этом: «Да, австрийский ефрейтор на троне Пруссии – это несусветная мерзость, господа, но, зачем, право, связываться?» Многие из них потом попали на Восточный фронт и кричали, сдаваясь: «Гитлер капут! Я не есть наци, я есть профессор филологии!» Впрочем, стоит ли осуждать исключительно интеллектуалов, когда повязан кровью оказался весь немецкий народ? Эти просто хотели пить пиво, стучать кружками и качаться в такт песне про Эрику! Простое, незамысловатое счастьице, а там хоть трава не расти.
Сейчас фашизм переместился на Украину, а среди россиян произошёл неминуемый раскол на «своих» и «чужих». Господа из «пятой колонны» в открытую поддерживают все начинания киевской хунты. Но есть и те, которые сохраняют, как им кажется, полное спокойствие. Нейтралитет. Равнодушие. Какое мне дело, что там в Донбассе? Стреляют? И пусть. Моё дело – собрать урожай с лелеемых шести соток, сделать ремонт, нанять сыну репетитора, подсидеть офисную начальницу. Да мало ли дел? Как выразилась одна знакомая дамочка: «Я вообще не в курсе, как выглядит этот Коломойский и чем он занят». А конфеты с фабрики Порошенко – вкусные и недорогие. Почему я должна их лишаться? Дальше - больше: а что там натворил Макаревич? Поёт «Моя страна сошла с ума»? И что, мне теперь его не слушать?! Какая мне разница? Должна быть разница. Потому что хаты с краю не бывает. Это иллюзия. Хату с краю поджигают первую. А то, как в той песне, которую нынче не цитирует только ленивый: «Другой держался русла и теченье ловил подальше от крутых берегов. / Он был как все, и плыл как все, и вот он приплыл…» (да-да, цитатка из того самого Макаревича). Что далее? «И жизнь его […её, твоя…] похожа на фруктовый кефир». Если бы на кефир. Фруктовый. А то на другую субстанцию, которая когда-то была кефиром. Возможно, даже и фруктовым.
…Ещё немного истории и ещё одна легендарная фраза: «Apres nous le deluge!», что в переводе с французского означает: «После нас хоть потоп!» Эти слова, кому только не приписывают – обычно же королю Людовику XV, при котором Франция пришла к закономерному упадку, собственно, и вызвавшему события-1789, а следом - казнь его преемника Людовика XVI. Но историки, как всегда, не уверены в авторстве – поговаривают, что сие изрекла даже и не мадам де Помпадур, а безбашенный регент Филипп Орлеанский, правивший страной ещё до Луи XV и тоже приложивший немало усилий для развала экономики страны. (Одна система Лоу чего стоит!) Не нарочно, разумеется, а, так, «…с блеском лёгкой болтовни». Тут дело не в авторе фразы, а в самой формулировке. В психологии того времени. Мы живём сейчас, а после нас – …какая разница? Галантный Век – эпоха приятного ничегонеделания. Сбежать от проблем, закрыться в рокайльном павильончике-игрушечке и замазать белилами изуродованную оспой физиономию. Не связываться и не ввязываться. Ни во что, кроме очаровательных дворцовых интрижек. Эскапизм, как основной тренд. Каприз, как реакция на раздражители. Красивая ширма (лучше всего в стиле «шинуазери»), как самая модная вещица интерьера.
Человек хочет покоя и расслабления, а также - флирта, игры, праздности. Аристократия во главе с королями ничего не хотела знать о собственном народе и вообще – о мире. А зачем? «Если у них нет хлеба, то пусть едят пирожные!» - в этом восклицании чарующе-глупой Марии-Антуанетты нет никакого садизма. Даже снобизма – нет. Просто для неё важней всего была та самая «погода в доме», то есть в Малом Трианоне – игры, маскарады, ленты на шляпке, модная новинка от Розы Бертен, напомаженные кавалеры... А что там, за оградой Версаля? Потом, когда всё началось и завертелось, а королеву стали называть просто «гражданкой Капет» (под этим именем и казнили!), так вот даже тогда все эти милейшие, напудренные людишки вели себя, как комнатные болонки, у которых почему-то отобрали вкусный корм и загнали в вонючий угол. Пересидим? «Ах, как сие неудобно и некомфортно! Но…» А потом, в эмиграции (по преимуществу – в России) все эти чудом спасшиеся виконты роняли слёзы на жабо и всхлипывали на тему: «Belle France, которую мы потеряли!» А всё почему? Закрывали глазки на жизнь. Надо было интересоваться, почему же крестьяне …вдруг не хотят есть пирожные.
Хотите еще песен? Да s'il vous pla;t. Как вела себя европейская биомасса, когда Гитлер начал оккупировать одну страну за другой? Да, истории известны французские да голландские Сопротивления, однако же, по большей части обыватель хотел одного – пересидеть, перетерпеть, заткнуть носик и закрыть глазки. Что сделал глава Синдиката Высокой Моды – Люсьен Лелонг, когда немцы вошли в Париж? Он продолжил делать вид, что мир вовсе не рухнул, но просто изменились некоторые обстоятельства. Потом, уже после войны Лелонг клялся, что пошёл на сделку с фашистами (и на сделку с совестью) только потому, что хотел сохранить Синдикат даже в таких ужасных условиях. Большинство ведущих Домов Моды тогда закрылись, а дочка знаменитой модельерши Эльзы Скьяпарелли, эмигрировав в США, вступила в американскую армию. Но вот некоторые кутюрье смекнули, что война – войной, а мода - модой. Они преспокойно создавали коллекции, доставали (иной раз с помощью высоких немецких покровителей) ткани и фурнитуру для своих моделей, они полагали, что главное - это искусство, а не грязная политика. Им было важно сохранить свои позиции в мире моды. Зачем же бросаться с вилами на вполне респектабельных господ-пруссаков?
Дабы не быть голословными, обратимся к мемуарам парижской манекенщицы Praline (книга «Mannequin de Paris»), работавшей в знаменитых домах мод во время оккупации. «Я показала свою первую коллекцию, не снискав ни славы, ни позора. Её демонстрируют ежедневно. Много народа, известные личности, фотографы, иллюстраторы. Множество женщин разных возрастов, у которых – 1942 году! – нет иных забот, кроме элегантности. И ни одного мундира. Немцев мало, хотя иногда появляется группка серых мышек (немецких девушек из вспомогательных частей – Авт.), но они выглядят серьёзными, словно на уроке. А! Вот и заметная женщина, к ней относятся с подобострастием. Она подошла ближе, чтобы рассмотреть мой купальный костюм. Это мадам Абец. (Жена немецкого дипломата)». Откровенность и непринуждённость повествования иной раз просто шокируют: «Никакой «Свободной Франции»! Однако это не мешает проведению в Лионе смотра всей французской моды…». Или вот: «Январь 1943 года. Я уже год, как прозябаю в Доме! Летняя коллекция вызревает, её покажут через месяц. Большинство манекенщиц Лелонга уже задействованы». Кстати, эти мемуары можно прочесть в книге «Тайны парижских манекенщиц» (М. «Этерна». 2010 г. Задействованные мной цитаты располагаются на стр.61, 64, 67.) Манекенщица Пралин – гадина и фашистка? Ничуть не так! Обычная парижская красотка, которой нет дела до какой-то там войны – её гораздо больше заботило качество чулок и невозможность гулять по ночам с милыми кавалерами. Война, будь она неладна! Это лишь единичные примеры – точно так же вели себя многие европейцы. Иные дамочки даже охотно пускали немцев в свою постель – за банку тушёнки и за плитку шоколада. «Да, фрицы – противные, не то что мой раскудрявый Жан-Луи из предместья, но Жан-Луи где-то там погиб, да и голод - не тётка».
…Вернёмся, однако, в наши дни. Многие киевляне писали в своих блогах: мы даже и не предполагали, что Майдан перерастёт в войну. Они-то думали, что ребятки покричат, посвистят, побьют парочку лохов и – мирно расползутся трескать горилку и закусывать сальцем. А мы – мирные люди – переждём эту смуту, спрячемся за шторками, включим громкую музыку. Заглушим и заедим проблему. Авось она и рассосётся. Не вышло. Как там напевал Бумбараш в исполнении Валерия Золотухина? «Наплевать, наплевать, надоело воевать, / Ничего не знаю, моя хата с краю». Если вы помните, Бумбарашу так и не удалось отвертеться от жизни и от судьбы. От позиции. Пришлось выбирать. А тот, кто хочет быть сам по себе, в тихой норке или же – гордо над схваткой, тот всегда в проигрыше. В ущербе. В… Впрочем, вы понимаете, где.
Галина Иванкина


Комментарии: Полемика
 
Олег Климачков 23.10.2014 20:13
Опять про меня! :(
 
Александр Климов 23.10.2014 20:13
Возьмем для примера наш Саратов. Кто у нас противостоит укрофашизму? Автор этих строк считает себя самым активным саратовцем в этом плане. А кто еще? Был бизнесмен Малышев, который на свои деньги снаряжал конвои с гуманитарной помощью для Донбасса. Но Малышева только что посадили в тюрьму-вроде бы за хищения нефти. Антифашистскую позицию занимает сайт Малышева ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ. Такую же позицию занимают газеты ЗЕМСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ и КОММУНИСТ. А много ли активных саратовцев-антифашистов? Есть профессор-математик, иногда выступающий в Фейсбуке. Есть один доцент-историк. Есть несколько активных казаков. Есть малоимущий пенсионер, который иногда прорывается на саратовские сайты. Есть несколько активистов-кургиняновцев. И, пожалуй, все.
В то же время я знаю много доцентов, писателей, рабочих, инженеров, пенсионеров. которые в душе являются антифашистами, НО НЕ ДЕЛАЮТ АБСОЛЮТНО НИЧЕГО!
Саратовские укрофашисты периодически собирают митинги-40-50 человек. Саратовские антифашисты не способны даже на это.
 
Квинрай Баянов 23.10.2014 20:33
Из мемуаров парижской манекенщицы Praline, //Да, фрицы – противные, не то что мой раскудрявый Жан-Луи из предместья, но Жан-Луи где-то там погиб, да и голод - не тётка//

 Голод   не   тетка - //голод заставляет действовать// - за рус. " не   тетка " скрывается ар. ; ка – "тебя" + ;;; наттат "заставил прыгать": наттатка "заставил тебя прыгать", т.е. голод заставляет действовать.

//ТЕТКА ,  голод   не   тетка  – "о проголодавшемся" (Ожегов). "о сильном  голоде , вынуждающем кого-л. к действию" (СРФ).
; Во фразеологическом словаре русского языка (ФСРЯ) не упоминается. За рус. " не   тетка " скрывается ар. ; ка – "тебя" + ;;; наттат "заставил прыгать": наттатка "заставил тебя прыгать", т.е. голод заставляет действовать. Словарь Ожегова толкует идиому не совсем верно. Расширенные варианты идиомы, отмеченные у Даля:  голод   не   тетка , душа (совесть) не сосед;  голод   не   тетка , брюхо не лукошко;  голод   не   тетка  (не теща, не кума), пирожка не подсунет – представляют собой народные попытки понять идиому и разъяснить ее через расширения, что не вполне удается. Приводит Даль и пословицу о голоде со схожим смыслом: голод в мир гонит; голод и волка из лесу (на село) гонит//
Избранные идиомы: http://nnvashkevich.narod.ru/kng/IZBRIDIOM.htm
 
Александр Климов 23.10.2014 20:49
Да, забыл упомянуть. Саратовские коммунисты тоже собирают помощь для Новороссии.
 
Олег Летютин 23.10.2014 21:12
Не бойтесь врагов -они могут только убить; не бойтесь друзей - они могут только предать; бойтесь людей равнодушных - именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете. Слова Юлиуса Фучика, который за свои взгляды был казнен в Берлине 8 сентября 1943 года.
Теперь мы знаем, что он был прав и были правы Советы, которые делали из него героя и учили на его примере детей в школах. Сегодня я сомневаюсь, что он есть в школьной программе.
Что посеем, то и пожнем.
 
Злата Раевская 23.10.2014 22:59
Маленькая библиотека далеко не в центре города в жилом доме, чистая уютная , тихо доживающая возможно, если не последние дни, то годы. Но... пока еще финансируется из бюджета, очень скромно.
- Не хватает средств даже выписать Литературную газету, зато есть Собеседник, - как поделилась со мной женщина библиотекарь за пятьдесят с темными курчавыми волосами, очками на курносом носу, в красивой элегантной кофточке и со вкусом подобранном ожерелье на полной шее.
- А газету Завтра выписываете?
- Нет, что Вы,-махнула с досадой ладонью с аккуратным маникюром на пальцах.
- Отчего же?
- Нет, не надо, назад уже не вернуться.
- Вы может перепутали газету?
- Нет я знаю, это газета Проханова.
-О! Так что же? Вам плохо жилось при социализме, или у Вас муж богатый бизнесмен?
- При социализме? -задумалась откинувшись на спинку стула. Бывало плохо, но было и хорошо, очень хорошо. И я не замужем.
- Почему же Вам не нравится эта патриотичная газета?
- Ничего не вернуть. Я не хочу умирать. И те, которые в Новороссии, -она уперлась в меня взглядом, блеснув стеклами очков, -они зря погибают!
"- Они же за нас , за Россию погибают, как Вы не понимаете! -хотела возразить я, но вовремя остановилась, вспомнив, что не на ленте комментариев."
-Будете что-нибудь брать ? - спросила женщина, заполнив формуляр.
-Нет, я просто записалась, чтобы Вас не закрыли, как грозился министр культуры г. Москвы из-за отсутствия новых читателей, поддержать так сказать. Зайду в другой раз посмотрю каталог и .. может быть что-нибудь выберу.
"- Но не тебя!"- мысленно показала самым некультурным образом язык фото лоснящегся Дмитрия Быкова ,самодовольно взирающего с маленькой книжонки на полке шкафа за спиной библиотекаря. Вслух же вежливо попрощалась , и ушла.
 
Татьяна Сорокина(Булгакова) 23.10.2014 23:15
Выстрел в тумане. Что общество критиковать?! Таково оно. Таков обыватель. Его волнует то, что рядом. что он может пощупать. обзрить своим коротким умом. призывать массы к неравнодушию. все равно, что кричать : да здравствует мир во всем мире. Влияют на массы не призывы, а технологии. технологии управления массами. Благодаря технологиям, т.е. используя психологические особенности людей, некоторые большие умники сегодня правят миром.И если бы кто - то включил технологию выработки у народных масс неравнодушия, то мог иметь бы такой же успех, какой мы видели на майдане.Человек слаб. И Господь ему это прощает, а Дьявол - пользуется..
 
Борис Дунаев 24.10.2014 00:29
Олегу Летютину.
Извините, Олег, но должен Вас поправить. Слова о равнодушных принадлежат не Ю. Фучику. Сомневаюсь, что он вообще их говорил. Вот этот текст:
"Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство.
(Роберт Эберхардт. «Царь Питекантроп Последний»)".
Это эпиграф к незаконченному роману писателя Бруно Ясенского "Заговор равнодушных" Ясенский писал его до своего ареста в 1937 году, а опубликован этот роман был только в 1956 году. Кстати, Роберт Эберхардт - один из персонажей романа, а "Царь Питекантроп Последний" - это написанная им книга. Так что фактически слова эти принадлежат самому Б. Ясенскому.
 
Евгений Галицкий 24.10.2014 00:43
Злате Раевской.
Знаковая история. Думается, был бы смысл подать её отдельной заметкой (не комментарием). И показательная, с точки зрения "наличия присутствия м а с с ы интелигентствующих" обывателей (они же - либералы, считающих себя самыми, что ни на есть демократами.
 
Злата Раевская 24.10.2014 01:12
Хорошо.
 
Марк Тальберг 24.10.2014 22:26
Снова тень на плетень! Начать с того, что фраза о «пирожных» - это просто городской анекдот. Разумеется, во всёх странах и во все времена, перед тем, как кого-то убить, его демонизируют. Ипатьевскому дому тоже предшествовали годы карикатур «Царь с Егорием, а царица с Григорием», и пр. Самого безобидного, чеховского царя обьявили «кровавым.» Судя по некоторым предложениям, автор отлично себе знает, какую роль в событиях 1789 сыграли орлеанисты.
Крестьянин в 1789 жил ЛУЧШЕ, чем когда-либо в истории. Ни рабочие, ни крестьяне, сами по себе бунтовать и резать не пойдут. Им надо урожай собирать, детей кормить, им буза не нужна.
А вот разной амбициозной сволочи, маленьким людям с огромными амбициями, буза очень нужна. Сидят такие Робеспьеры в мансарде, не голодные, не каплет над ними, а дряни начитаются - и давай мутить народ, подстрекать к грабежу и убийству.
Где-то там танцуют на балу, меня не пригласили? А головы им всем порубить. Чтоб не танцевали другой раз.
Головы, конечно порубили, дворцы пожгли.
Пирожных особо никто после этого не наелся.
 
Марк Тальберг 25.10.2014 00:00
Ещё более абсурдными и одиозными кажутся дежурные аллюзии к «сдаче Парижа». Никто не задаёт себе лежащий на поверхности вопрос: отчего ТЕ ЖЕ САМЫЕ ФРАНЦУЗЫ, в 1914-18 году поливавшие своей кровью каждый квадратный метр ВДРУГ потеряли всякую мотивацию к борьбе спустя всего лишь четверть века?
Отчего прославленный маршал Петэн, отстоявший Верден и спасший Францию, вдруг сдал её «бошам»? Как это объяснить, без идеологического шулерства и заламывания рук?
люди, не задающие себе этих вопросов, никогда ничего не поймут, а всё будут кликушествовать.
 
Марк Тальберг 25.10.2014 00:08
С представителями белоэмигрантов я общался меньше, чем хотелось бы. Как правило, это довольно замкнутые люди, живущие в своём мире, и крайне неохотно делающие новые знакомства.
Но даже и то немногое, что мне удалось от них увидеть, услышать и узнать, и что они рассказывали о своих предках, позволяет сделать вывод: никто из них не ждал «триумфального возвращения к Яру». Они были погорельцы, вот всё. Сумели вынести из огня фотографии, да ещё какую-нибудь статуэтку «три грации», и живут воспоминаниями.
Кроме небольших групп, работающих со спецурой, но это уж совсем другая история, да и таких единицы.
источник http://zavtra.ru/content/view/hat-s-krayu-ne-byivaet/


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →