Сорочинская ярмарка тщеславия Критика

Елена Лигинченко
                *   *   *      
              Я рощей шёл, и тихий август
              От ранней осени принёс
              На золоте глухую правду.
              Швырнул листвою. И всерьёз

              Какой-то древностью пророчеств
              За горизонты уходя,
              Взлетел над рощей гвалт сорочий,
              Как будто он всему судья.

              Как будто он всему причина
              И окончание всему.
              И где-то в нём моя кончина,
              Вперёд известная ему.

              Он словно звал у края бездны,
              И слышалось издалека,
              Что я, как павший лист, исчезну.
              Теперь он бил наверняка.

              И не было ему ответа.
              И небо тяжестью рвалось.
              И падал дождь в глухие ветви
              Сквозь молнии и громы сквозь.

                Аркадий Гонтовский
                ("Я рощей шёл...", стихи.ру;
                стих в январе был номинирован на "Народного поэта-2014")
                http://www.stihi.ru/2008/09/01/1090


Аркадий!
Извините, но:
1. "ГЛУХАЯ правда", "ГЛУХИЕ ветви" - что это значит?
2. "Взлетел над рощей гвалт сорочий
..................................
Теперь он бил наверняка."
Как гвалт может бить? Это же звук. Да, бывают очень сильные звуки, которые могут оглушить, убить, свести с ума. Но сорочий гвалт?
3. "Взлетел над рощей гвалт сорочий
....................................
И где-то в нём моя кончина"
Кончина в сорочьем гвалте?.. Страшно представить.
4. "Взлетел над рощей гвалт сорочий
...................................
И где-то в нём моя кончина,
Вперёд известная ему."
Кончина известна гвалту? Но ведь гвалт - это не сами сороки, это их крик. Как что-то может быть известно звуку? Ведь, к примеру, какие-то сведения могут быть известны самому человеку, а не его речи;
5. "Какой-то древностью пророчеств
За горизонты уходя"
Почему в данном случае горизонты во множественном числе?
"Горизонты (мн.ч.) - круг БУДУЩИХ действий и возможностей." (словарь Ожегова);
6. " .............. И всерьёз
..................................
"За горизонты уходя,
Взлетел над рощей гвалт сорочий"
Как можно, взлетев, уходить? Унестись, уплыть, улететь - да. Но уходить?.. И почему ВСЕРЬЁЗ уходя? Какой серьёзности можно ждать от сорочьего гвалта? На мой взгляд, "всерьёз-уходя-гвалт" - абсолютно несочетаемая комбинация;
7. "КАК БУДТО ОН ВСЕМУ судья.

КАК БУДТО ОН ВСЕМУ причина
И окончание ВСЕМУ."
Сплошные повторы - дважды и трижды в соседних строчках;
8. И почему это простой сорочий гвалт воспринимается как всему судья(!), причина(!) и окончание(!)? Который ещё и "звал у края бездны". Какие-то странные выводы и непонятное нагнетание на ровном месте абсолютно!
9. "Что я, как павший лист, исчезну.
Теперь он бил наверняка."
По тексту получилось, что бил не гвалт, а лист;
10. "Взлетел над рощей гвалт сорочий
....................................
Теперь он бил наверняка.

И не было ему ответа."
Какого именно ответа? Удара или крика? Или, может быть, пальбы ружейной?
11. "Падал дождь..."
Спорно...;
12. "Падал дождь...
СКВОЗЬ молнии и громы СКВОЗЬ."
Слово "сквозь" в одной строке дважды;
13. "Падал дождь... сквозь молнии"
По-моему, это молнии сверкают сквозь дождь;
14. "Падал дождь... громы сквозь."
Как дождь может идти сквозь звук (гром)?
15. "Падал дождь в глухие ветви"
Что-то падает НА ветви; В листву. Или дождь попадал внутрь ветвей? Про глухоту ветвей см. п.1;
16. "...тихий август
......................
И небо тяжестью рвалось
.........................
Сквозь молнии и громы сквозь."
Так какая же была погода на самом деле? Или она так быстро поменялась из-за сорочьего гвалта?

Общая угрюмая тональность стиха, роковая безысходность, пессимистический взгляд, когда автор в обычном птичьем гвалте слышит что-то гнетущее, пугающее..., сороки как Кассандры... Видимо, автору очень близок Хичкок с его "Птицами", который боялся любой мелочи, но грамотно этим воспользовался и сделал успешную кинокарьеру на нагнетании страха и ужаса у зрителей. А животные, птицы и проч. вообще не думают о смерти. И сорочий гвалт - это просто "бабья трескотня" или разборки из-за корма.
Мне кажется, вы чересчур увлеклись рифмой, формой, не особо вдаваясь в содержание.
Прошу прощения за голую непредвзятую правду и логическое мышление. Даже не ожидала, что придётся столько написать, потому что одно цепляется за другое.

Поэты российские!
ЛюбИте, уважайте и берегите русскую грамотность - мать вашу.

03.02.2014  16:34


ОТВЕТ А.ГОНТОВСКОГО

Ну что Вы, это мать вашего воображения надо бы к ответу призвать.
Гроза не враз начинается:сначала ветер налетит, да такой, что ветки гнёт, листву срывает(первую пожелтевшую осеннюю листву). Тут не только сороки гвалт поднимут. А уж потом и тучи, и молнии, и громы. Сам гвалт - не более чем образ, раскрывающий мысли идущего в роще человека. Вообще всё, что Вы изволили написать, говорит не только об отсутствии воображения, но и ничтожном поэтическом багаже. Читайте поэтов серебряного века: Блока, Волошина, Пастернака, Мандельштама... хотя бы для того чтобы Ваша "голая правда и логическое мышление" полнейшим идиотизмом не выглядели. На этом всё. Никакой дальнейшей дискуссии не будет.

03.02.2014  16:49


МОЙ ВЗГЛЯД

..."Мать воображения", "гвалт - образ, раскрывающий мысли человека", "ничтожный поэтический багаж", "полнейший идиотизм" - безусловно, такие сентенции мог выдать только человек высокой культуры и достойный наследник поэтов Серебряного века.
Блок сошёл с ума...
Цветаева повесилась...
"Читайте поэтов серебряного века" (с маленькой буквы) - советует знаток с большим поэтическим багажом. Это заметно. Не у поэтов ли Серебряного века он научился так писать?.. Значит ли это, что его поэзия вторична?.. Может быть, поэтому этот стих производит впечатление "высосанного из пальца"?..
И подумать жутко, как же творили Пушкин, Лермонтов, Омар Хайям без вышеупомянутых поэтов... А мой любимый Гюго на упрёки в том, что не читает других авторов, отвечал:"Коровы не пьют молока." И именно у Гюго - на редкость долгая, плодотворная и счастливая судьба поэта, романиста, драматурга и... мужчины. Женщины его всегда обожали. Говорят, сексуальная и творческая потенция очень тесно связаны...

  "Правда - точно горькое питьё, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье."
                Оноре де Бальзак, французский писатель
                ("Энциклопедия мудрости", с.528, Москва, 2009)
  "Великие кажутся нам великими лишь потому, что мы сами стоим на коленях.Поднимемся!"
                Карл Маркс
                ("Афоризмы", с.555, Москва, 2009)

05.02.2014  12:12
(удалено А.Гонтовским)


РЕЗЮМЕ

  "Занятия другими предметами основываются на изучении, на наставлениях и на науке; поэт же обладает своей мощью от природы, он возбуждается силами своего ума и как бы исполняется божественного духа."
                Цицерон, древнеримский государственный деятель, оратор, писатель
                "Речь в защиту поэта Архия"
                ("Мысли и изречения древних", с.464, Москва, 2008)

"Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл."
                А.Пушкин, "Поэт"

  Так нужен ли большой и... тяжёлый "поэтический багаж"? Или он только засорит "канал связи"?.. с Высшим Разумом...

08.02.2014


© Copyright: Елена Лигинченко, 2014
Свидетельство о публикации №114020505795
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении правил


Рецензии
Вадим, ну у Вас же вроде Школа критики, так?) Я конечно понимаю, что у каждого критика свой метод работы.
Но когда критик говорит:"читать других авторов не обязательно",- ссылаясь на Гюго и т.д. как этот критик может в принципе сосуществовать в комфортном для себя состоянии, при этом не получая по ушам незнания? В таком случае разве не идёт речь о банальном междусобойчике, натянутом на обиду разбирающего на разбираемого за мифический успех.
Это я к чему. Неужто у кого-то реально возникают вопросы про сорочий гвалт? Птичий-то есть, отчего ж сорочьему не быть? "Глухие ветви, глухая правда" - это прям штампы, святая святых. Откуда по веткам вопросы.
Впечатление, что автор рецензии делает себе имя на скандальных разборах, а не пытается проникнуть в тело произведения и вытащить из него что-то на свет. А учить кого-то учить русский язык вообще дело неблагодарное.

Юлия Малыгина   26.11.2014 07:39     Заявить о нарушении
Юлия, Вы с кем разговариваете?)
Это разбор Елены Лигинченко.
А Вадим (если Вы имеете в виду Шарыгина), не является организатором "Школы критики". Кроме того, разрешив опубликовать свою рецензию, участвовать в е обсуждении он отказался.

Разборка   26.11.2014 12:14   Заявить о нарушении
Разборка, извините, Вас не Вадим зовут? Ох уж эти ники. Извините, если не правильно назвала Ваше имя.

Юлия Малыгина   26.11.2014 13:32   Заявить о нарушении
Разборы Е. Лигинченко, действительно, выглядят несколько "скандальными"...
Думаю, что "методы критиков" - интересная тема для обсуждения.
С этой токи зрения интересны эссе Юрия Таранникова.

Владимир

Разборка   26.11.2014 21:36   Заявить о нарушении
точки зрения )

Разборка   26.11.2014 21:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.